Акустика нового органного зала в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно»
П.Н. Кравчун1, М.Ю. Ланэ2
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
2 Московский научно-исследовательский и проектный институт объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения «ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Здание Хлебного дома (1784—1785 гг., архитектор В.И. Баженов) первоначально предназначалось для размещения кухонь, скатертных и иных служебных помещении. Здание имеет близкую к квадрату форму с внутренним двором. В ходе завершившихся в 2007 году реставрационных работ были восстановлены исторические фасады, а внут-реннии двор перекрыт светопрозрачным сводом.
В итоге образовался атриум, стенами которого являются исторические фасады бывшего внутреннего двора (рис. 1). Над последним третьим этажом была выполнена обходная галерея, на стены которои опираются металлоконструкции перекрытия (рис. 2). В плане атриум представляет собои квадрат со скошенными углами площадью около 470 м2, а его общий воздушный объем близок к 6000 м3.
В ходе реставрационных работ было решено использовать помещение в качестве концертного органного зала. Первоначально обсуждалось 2 эскизных проекта органов для Хлебного дома: большой орган на одной из стен атриума над входом в него и небольшой передвижной орган-позитив в арке атриума, который выкатывается в зал только для концертов. Несмотря на то, что именно большой орган соответствовал бы величиной и богатством звучания объему и атмосфере зала, Правительство Москвы приняло решение остановиться на варианте небольшого инструмента, размещаемого в арке. Это поставило перед специалистами по органу сложную задачу: озвучивание большого пространства средствами малого органа, габариты которого диктовались не акустической или органостроительной
логикой, а размерами арки, в проеме которой необходимо было разместить инструмент.
В 2007 года было разработано техническое задание на постройку органа. Одна из непростых задач, которую предстояло решить в ходе проектирования инструмента, заключалась в создании его корпуса, который, во-первых, должен выполнять акустические функции (служить отражателем и рас-сеивателем звука, создаваемого трубами органа); во-вторых, защищать орган от внешних случайных воздействий и повреждений (из-за малых габаритов органа трубы его проспекта легко доступны снаружи); и в-третьих, по внешнему облику соответствовать интерьеру атриума Хлебного дома и в целом архитектурному стилю сооружений Царицына. Акустическую задачу и проблему защиты органа удалось решить применением открывающихся на определенные углы дверей во внутренний объем органа и специальных съемных ажурных решеток. При разработке дизайна органа были использованы мотивы характерных для Царицына архитектурных решений и элементов декора. В результате при проектировании органа удалось выполнить практически все требования к корпусу и внешнему оформлению инструмента.
Летом 2008 года в атриуме Хлебного дома был установлен немецкий орган (рис.3), имеющий 12 регистров, 2 мануала (ручные клавиатуры), педаль (ножную клавиатуру), механическую трактуру, различные вспомогательные устройства: 1) швеллер 2-го мануала, позволяющий точно дозировать громкость звучания ансамбля голосов 2-го мануала, а также достигать эффекта crescendo при неизмен-
Рисунок 1. Вид на пол атриума с верхней галереи. Рисунок 2. Вид верхней галереи.
5 2009 61
Рисунок 3. Орган в атриуме Хлебного дома.
ной тембровой окраске звучания; 2) полный набор копул (устройств, соединяющих клавиатуры); 3) Tremolo для 1-го и 2-го мануалов; 4) устройство транспонирования строя органа на полтона вниз или вверх по отношению к современному камертону (а1 = 440 Гц). Устройство транспонирования является исключительной редкостью в органах, установленных в России. Оно позволяет аутентично исполнять старинную музыку, написанную для строя на полтона ниже современного, а также английскую музыку определенных периодов, написанную для строя на полтона выше современного. Это значительно расширяет репертуар, который можно исполнять на органе в соответствии с исторической практикой. Трактура органа снабжена автоматом натяжения для компенсации влияния температурно-влажностных колебаний.
Мензурация и интонировка органа требовали достижения непростого компромисса: с одной стороны, камерный по размерам орган должен озвучивать довольно большой объем атриума, а с другой, громкость и полнота звучания инструмента не должны входить в противоречие с его скромными размерами. Кроме того, определенную трудность создавало то, что интонировка органа проводилась в пустом зале с гулкой акустикой, а звучать инструменту предстояло в зале, заполненном зрителями и потому заметно более «сухом» по акустике. Это потребовало от интонировщиков во главе с Томасом Янном (Thomas Jann) из Мюнхена и от российского эксперта умения интуитивно спрогнозировать разницу в звучании органа в пустом и заполненном
зале и учесть ее при интонировке каждой из более чем 700 труб органа.
В звуковом отношении орган выдержан в стилистике южно-немецкого барокко. Первый мануал весьма полнозвучен и обеспечивает полноценное Organo Pleno. Второй мануал предназначен как для выполнения традиционных функций побочного ма-нуала, так и для сольных голосов. Его диспозиция представляет собой фактически Cornet separe («разделенный Корнет»), что предоставляет широкие возможности для исполнения разного рода Solo, в том числе и имитации мягких язычковых регистров. В педали имеется регистр Subbass 16', создающий хорошую басовую основу.
Воздухонагнетательная система (мотор, вентилятор, мехи) расположена внутри инструмента. Мощность мотора может регулироваться с помощью специального электронного блока управления. Это позволяет регулировать объем воздуха, поступающего в мехи, и тем самым расширить технические возможности столь небольшого инструмента при исполнении на нем репертуара, выходящего за пределы его стилистики (этим зачастую грешат органисты, слабо представляющие техническую сторону органов разных эпох и стилей). В результате на камерном инструменте, построенном в стиле немецкого барокко и имеющем небольшой по объему мех, оказалось возможным исполнять значительную часть романтического органного репертуара, а также разнообразную современную музыку.
Орган весит около 2,5 тонн, высота его составляет 4,5 м, глубина — 3,2 м, ширина — около 2,5 м. Обычно органы такой величины выполняются стационарными. Новый орган может передвигаться по атриуму на подвижной платформе, что позволяет устанавливать его в любой точке атриу-
Рис.4. Зал атриума во время концерта.
№ Частоты октавных полос, Гц
125 250 500 1000 2000 4000
1 Измерено в пустом зале до установки органа 4,60 5,30 5,30 4,85 4,00 2,70
2 Измерено в пустом зале при установленном органе и внесенных стульях 3,90 4,45 4,60 4,10 3,80 2,40
3 Измерено во время органного концерта при 100% заполнении зала публикой (200 человек) 3,25 3,70 3,75 3,30 2,90 1,95
Таблица 1. Значения времени реверберации 1?Т60 в секундах.
ма в зависимости от характера концертной программы. Зрители размещаются на стульях, вносимых в зал на время проведения концерта (рис. 4). Размеры помещения позволяют разместить в нем до 200 человек.
Орган был принят в эксплуатацию 7 августа 2008 года и торжественно открыт в День города 6 сентября 2008 года. Звучание инструмента в атриуме Хлебного дома получило высокую оценку, особенно в сравнении с другими концертными залами Москвы, где установлены органы.
Акустика зала Хлебного дома вполне типична для атриумов, сооружаемых в исторических зданиях. Помещение оказывается весьма гулким, что обусловлено наличием поверхностей с очень малым звукопоглощением (кирпичные стены и пол из шлифованных камерных плит). В строке 1 таблицы 1 показаны значения времени реверберации (кТ60) атриума. Они были выполнены на тестовых испытательных сигналах в полностью пустом помещении до установки в нем органа. Обращает на себя внимание снижение значений кТ60 на низких частотах, которое вызвано низкочастотным звукопоглощением остекления свода, а также окон, занимающих достаточно существенную часть площади стен. Эта тенденция также типична для боль-
шинства атриумов. Сама структура импульсного отклика помещения оказывается весьма плотной с большим числом ранних звуковых отражений. Характерный пример показан на рис.5. Здесь заметное превалирование уровня прямого звука над последующим реверберационным процессом обусловлено малым расстоянием между источником и приемником звука в квадратном помещении с небольшой площадью пола. В строках 2 и 3 таблицы 1 показаны результаты измерений кТ60, выполненных после установки органа соответственно в пустом зале с внесенными стульями и при полном заполнении помещения публикой. Эти измерения были выполнены на резко обрывающихся органных аккордах, которые проигрывались в разных участках частотного диапазона. Входные проемы в зал в это время были закрыты плотными шторами, одна из которых видна на рис. 4.
Как видно, наличие инструмента, штор, а главное — стульев с сидящими на них слушателями закономерно оказывает существенное влияние на гулкость помещения, и на средних частотах кТ60 уменьшается на полторы секунды. В итоге во время проведения органных концертов среднее в октавах 0,5, 1 и 2 кГц время реверберации составляет 1*ТП52Г 60 = 3,32 с.
0.5-2кГц '
Рисунок 5. Структура звуковых отражений в msec пустом атриуме.
Следует отметить, что субъективно качество звучания в зале во время органных концертов оценивается как очень хорошее. Органисты и многие из регулярных посетителей концертов указывают, что по своей акустике атриум Хлебного дома может быть отнесен к лучшим органным залам Москвы. Причина высокой субъективной оценки связана с двумя факторами. Во-первых, это большое количество ранних звуковых отражений, которые, поступая от близко расположенных стен квадратного в плане зала, формируют плотную структуру импульсного отклика. Второй и наиболее важный фактор — это большое время реверберации зала. Последнее еще раз подтверждает вывод о том, что специализированные органные залы должны иметь существенно большее время реверберации по сравнению с отечественными нормами. На рис.6 показана заимствованная из норм [1] кривая зависимости оптимума среднечастотной реверберации органных залов от объема. Там же отмечено указанное выше значение кТ0 5 2кГц60 атриума Хлебного дома, которое, как видно, лежит много выше нормативной кривой.
Известны и другие многочисленные примеры органных залов с устойчивой высокой акустической репутацией [2], которые имеют значения кТ60, значительно превышающие требования документа [1]. Все это позволяет рекомендовать пересмотреть подход к определению оптимума реверберации спе-
1?Т60, с
03ал Хлебного дома
3 ■
2 -
Нормы для органных залов /1 /
1000
10000
100000 У.куб.м.
Рисунок 6. Зависимость среднечастотного времени реверберации от объема помещения.
циализированных органных залов в отечественных нормах.
Список литературы
1. СНиП 2303-03. Защита от шума. М., 2004.
2. Кравчун П.Н. Проблемы создания и реконструк-
ции органных залов // Архитектурная и строительная акустика. Шумы и вибрации. Труды XIII Сессии Российского акустического общества. Т.5. — М.: ГЕОС, 2003. С. 9-20.