педагогика высшей школы
И.Н. Немыкина, О.А. Новиков
Акустическая среда как предмет педагогического исследования в музыкальном образовании
современные требования к подготовке музыкантов-профессионалов четко обозначили необходимость включения в музыкально-образовательную деятельность новых информационных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс, сделать его высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим новым ценностным установкам высшего образования. инновационные возможности акустической обучающей среды в педагогике музыкального образования позволяют рассматривать ее как педагогический феномен.
Ключевые слова: акустическая обучающая среда, музыкально-исполнительская деятельность, профессиональная компетентность музыканта.
Актуальность обращения к проблеме использования образовательного потенциала акустической среды в профессиональной подготовке
музыканта-исполнителя обусловлена рядом факторов. Первый отражает качественные изменения, связанные с интенсивным внедрением в музыкальное образование новых информационных технологий. Второй определяется новыми ценностными установками образования, направленными на формирование конкурентно способной личности, готовой к стремительному и гибкому изменению способов своей жизнедеятельности, способной к самообразованию, саморазвитию и самореализации в условиях изменчивой и насыщенной информационной среды. Третий характеризует необходимость оптимизации процесса подготовки музы-канта-исполнителя в условиях, при которых накопленный культурный потенциал музыкально-исполнительского искусства либо остается невостребованным, либо недостаточно эффективно используется в музыкально-образовательной практике.
В современной психолого-педагогической литературе мы постоянно встречаемся с многочисленными понятиями, характеризующими образовательное пространство и относящимися к различным аспектам среды и педагогики (среда обучения, образовательное пространство, образовательная среда, информационная среда, информационно-образовательная среда, информационная среда обучения, креативная образовательная среда и др.). Однако понятия «пространство» и «среда», несмотря на близость, не являются синонимами (Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова).
понятие «пространство» чаще всего выступает как набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека, но не подразумевают включенность последнего в пространство: оно может существовать и независимо от индивида.
понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека, но предполагает его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Образовательная среда понимается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин). Однако рассматривается она и как система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся. В.А. Ясвин применительно к понятию среды говорит об информационных и психологических составляющих. В соответствии со своей исследовательской позицией он выделяет иной круг характеристик среды, таких как широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность и устойчивость [6].
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Сущность средоориентированного подхода состоит в том, что в деятельности преподавателя акцент с активного педагогического воздействия на личность обучающегося переносится в область формирования образовательной среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой.
В музыкальной деятельности понятия «пространство» и «среда» выступают в диалектическом единстве: музыкальное искусство - искусство пространственное и временное, а музыкальное звуковое пространство (музыкальная акустика) является одновременно и образовательной средой. Однако в педагогике музыкального образования в контексте инновационных возможностей данный подход недостаточно разработан, имеются лишь отдельные труды, связанные с использованием музыкального искусства как среды воспитания (Е.Я. Кормина, Э.П. Костина, Р.И. Куренкова, Л.И. Уколова, Н.Н. Яковлева).
Музыкальная акустика включает различные научные и технические направления: акустика музыкальных инструментов и певческого голоса, акустика концертных залов и помещений прослушивания, психоакустика - акустика слуха, техника звукозаписи, компьютерные музыкальные технологии и др. последние открыли принципиально новые возможности использования музыкальной акустики в научных исследованиях, в исполнительском творчестве и в системе музыкального образования.
Если термин акустика исходит из положений науки о звуке, изучающей физическую природу последнего и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием, то акустическая среда - это совокупность слышимых (звуковых) условий для осуществления деятельности. Акустическая среда существует в неразрывной связи со звуком: если его нет, то нет и акустической среды.
На сегодняшний день в музыкальной акустике считаются актуальными вопросы не просто звукозаписи, а переноса атмосферы первичного поля в любое вторичное помещение прослушивания средствами музыкальных компьютерных технологий (МКТ). Этот процесс получил название аура-лизация. Исследования и эксперименты в этом направлении позволяют с большой степенью реальности воспроизвести какую-либо акустическую среду (АС), создание которой реализуется средствами КТ и различными технологиями воспроизведения пространственного звучания. Для ее создания используется технология surround sound. Ее особенности позволяют создать пространственное звуковое поле вокруг слушателя, которое может быть использовано в качестве искусственной акустической обучающей среды (АоС).
В результате активного восприятия человеком звука из окружающей акустической среды, в процессе эволюции его слух стал сложнее и изощреннее, появилась возможность более красочной оценки звука, восприятия его тембральной окраски, звуковысотности: возник музыкальный слух. Человек стал не просто воспринимать звук, а научился восторгаться им, наслаждаться, сохранив при этом способность использовать его как оценку окружающего мира [5].
Выдающиеся музыканты отмечают, что акустические особенности среды во время выступления оказывают влияние на их психоэмоциональное состояние. С. Рахманинов называл пианиста «рабом акустики». В одном из интервью он сказал: «До тех пор, пока я не возьму первые аккорды на рояле и не услышу отзвук, дыхание зала, я не знаю, в каком настроении проведу весь концерт» [цит. по: 5, с. 12].
В литературе отмечается, что для большего художественного воздействия на слушателя важна особая акустика помещений для исполнения произведений различных жанров. Например, «для масштабных по составу и характеру звучания вагнеровских опер был построен специальный оперный театр в городе Байрейте, а для исполнения музыки симфонического романтизма - зал Гевендхауз» [5, с. 12].
Акустика привносит в тембр инструмента особую окраску, связанную со звукоотражающими свойствами помещения, вследствие чего звучание инструмента приобретает наполненность. Так, орган, благодаря акустике зала, где он располагается, приобретает те качества звука, которые ассоциируются с органным звучанием: акустика зала здесь исполняет роль основного резонатора.
При всей очевидной важности акустики для музыкантов-исполните-лей в процессе обучения ей не уделяют должного внимания. Выпускники музыкальных вузов чаще всего не могут реализовать свое выступление в соответствии с определенной имеющейся акустической обстановкой. В связи с тем, что акустическая среда как объективная педагогическая реальность оказывает влияние на человека, его эмоциональное состояние, развитие, ориентацию в окружающем мире, необходимы разработка и внедрение основополагающих принципов, условий и положений включения ее в музыкально-образовательную практику исполнительских специальностей музыкальных вузов с целью формирования профессиональной компетентности выпускников.
С позиций педагогики музыкального образования акустическую обучающую среду следует рассматривать как совокупность педагогических условий, формируемых звуковым окружением и способствующих музыкальному обучению. Ее основные составляющие: система средств «обще-
педагогика и психология
педагогика высшей школы
ния» с музыкальным искусством, самостоятельная работа по освоению музыкального материала, интенсивные связи между участниками музыкально-образовательной деятельности.
Структурно музыкальная акустическая обучающая среда складывается из пяти блоков:
- ценностно-целевого (совокупность целей и ценностей музыкального образования, которые значимы для развития достижения максимальной эффективности исполнительской подготовки музыканта);
- программно-методического (необходимая информация о возможных стратегиях, формах и программах исполнительской подготовки по видам музыкальной деятельности);
- информационно-знаниевого (система знаний и умений музыканта-исполнителя, составляющих основу его профессиональной деятельности);
- коммуникационного, определяющего формы взаимодействия между участниками музыкально-образовательной деятельности;
- технологического (средства обучения, используемые в музыкальной акустической среде, в том числе и новые информационные технологии).
Среди педагогических технологий, которые могут обеспечить реализацию и внедрение идей пространственной акустической среды, в музыкальной практике наиболее перспективной нам представляется знаковоконтекстное обучение (А.А. Вербицкий). Оно призвано решить проблему сокращения существенного разрыва между музыкальным обучением и реальной исполнительской практикой; создает условия для активного получения знаний, умений, навыков в результате активной деятельности, максимально приближенной к реальности [2].
Таким образом, внедрение акустической среды в профессиональное обучение музыканта-исполнителя опирается на принципы контекстного обучения, где АОС является основным контекстом музыкального обучения. Именно АОС определяет внутренние и внешние условия поведения и деятельности музыканта, влияет на его восприятие, понимание и воспроизведение (творческая реализация исполнительского замысла) конкретного произведения, придавая художественный смысл как произведению в целом, так и его отдельным эпизодам.
Суть контекста заключается и в том, что, совершенствуя исполнительское мастерство в искусственно созданной, практико-ориентированной АОС, музыкант самостоятельно узнает, чего ему следует ожидать и как это осмысленно интерпретировать на основе имеющейся возможной контекстной информации. Знание того, что может (или должно) произойти в будущем, позволяет легче воспринимать и осуществлять профессиональную деятельность в настоящем.
Оценивая уже достаточный опыт практического использования технологии контекстного обучения, можно сказать, что она обладает значительным потенциалом в сфере повышения качества профессионального образования, позволяя ориентировать на будущую профессиональную деятельность, активизировать обучение, моделировать среду и интенсивно использовать возможности музыкальных компьютерных технологий.
Акустическая обучающая среда может использоваться в качестве контекста в активном обучении благодаря следующим свойствам: активному психологическому воздействию на человека (психоакустика); непосредственному участию в профессиональной деятельности исполнителя; способности развивать исполнительскую культуру музыканта и отражать реальную музыкальную действительность (передавать тембры, акустику, локализацию и др.).
АОС может служить основой виртуальной акустической среды, т.к. позволяет:
- моделировать различные акустические ситуации, в том числе с помощью звуков, вызывающих глубинные инстинкты, недоступные вербальной системе человека, - это является отличием от других контекстов и может в итоге оказывать более сильное воздействие;
- менять параметры и свойства контекста, от чего меняется АОС, соответственно, возможно воздействие на ученика динамически меняющимися условиями образования контекста, невозможное в обычных условиях;
- получать «самоотклик» АОС на действия музыканта, что важно для анализа и реакции музыканта; здесь АОС не просто участвует, а является неотъемлемой частью творческой реализации как композитора (в представлении звучания будущего сочинения), так и исполнителя (в представлении воплощения замысла композитора перед слушателями в акустической обстановке), и педагога;
- реализовать возможность музыканта воспринимать целостный художественный образ музыкального произведения и профессиональные знания, которые при обычном обучении делятся педагогом на мелкие составные части для более простого объяснения.
Акустическая обучающая среда предоставляет музыканту реальные условия совершенствования исполнительского мастерства без отрыва от реальной деятельности и на любом этапе работы с учебным материалом от начала освоения нотного текста до того, когда он будет хорошо выучен, чтобы вынести на концерт. Соответственно меняется и личностная позиция исполнителя, который от пассивного приобретения знаний, «ответной» позиции перед педагогом становится активным участником получения знаний, приобретаемых во взаимодействии с педагогом и кон-
педагогика и психология
педагогика высшей школы
текстом. АОС позволяет приобретенные умения сразу использовать на практике.
подчеркивая проблемный характер музыкального обучения, следует обратить внимание на то, что при обучении музыканта-профессионала чрезвычайно важна не только передача опыта мастера из рук в руки, но и возможность ставить обучающихся в различные ситуации, в которых необходимо принимать самостоятельные решения. Эти ситуации могут быть смоделированы самим педагогом благодаря компьютерным технологиям в условиях АОС.
пространственная акустическая среда имеет большое значение в формировании компетентного специалиста-музыканта. В этом аспекте АОС может рассматриваться как инструмент модернизации музыкального образования, обусловленной запросами современного общества: потребностями социально-культурной сферы (Т.М. Ковалева); обновлением содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин); условием формирования способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (В.А. Болотов).
Структура профессиональной компетентности музыканта-исполнителя чрезвычайно широка, но требует дальнейшего осмысления как в части ключевых (универсальных, базовых) компетенций, так и профессиональных, в том числе узкоспециальных предметных компетенций, которые могут сформироваться в АОС, среди которых мы выделяем:
- приспособление к акустической среде (определение на слух качества акустики, исполнение произведения с учетом особенностей распространения звука в данном помещении, приспособление к неудобной акустике) для достижения эффективности ансамблевой / оркестровой игры, хорового / ансамблевого пения;
- формирование узкоспециальных исполнительских навыков;
- формирование навыков самообразования;
- владение музыкально-компьютерными технологиями.
Акустическая образовательная среда позволяет реализовать в подготовке музыканта-исполнителя несколько педагогических подходов.
1. Компетентностный подход последовательно претворяет идеи деятельностного и практико-ориентированного подходов. АОС предполагает совершение конкретной музыкальной деятельности в искусственно созданной среде - аналоге реальной исполнительской деятельности, в которой и формируются профессиональные музыкально-исполнительские компетенции.
2. Интонационно-смысловой подход. АОС предполагает формирование музыкально-слуховых компетенций, что возможно только при условии глубокого осмысления природы и сущности музыкального искусства, проникновения в интонационно-образную сущность, в смысловой слой музыкального произведения, творческого воспроизведения музыки как своеобразной интонационной формы существования культурных ценностей.
3. Технологический подход к созданию звукового контента для АОС с позиции теории музыкального восприятия, с учетом последовательности «восприятие музыки - аналитическое изучение музыки - воспроизведение / сочинение музыки» способствует осмыслению музыкального текста, выявлению его ценностного содержания и формированию профессиональной культуры будущего музыканта-исполнителя.
Таким образом, музыкальная акустическая обучающая среда (АОС) представляет собой постоянно развивающееся единство художественно-музыкальных (пространственно-временных, деятельностных, коммуникационных и информационных) факторов, включающее в себя как целенаправленно создаваемые, так и спонтанно возникающие условия развития личности музыканта. Она выступает необходимым условием профессиональной социализации и обеспечивает целенаправленное и безболезненное вхождение в мир профессионального музыкального исполнительства.
Исследование акустической среды в педагогике музыкального образования предполагает выявление ее специфических возможностей как источника профессионального музыкально-исполнительского и личностного опыта, стимула самореализации будущего специалиста-музыканта.
Библиографический список
1. Алдошина И., Притс Р. Музыкальная акустика. СПб., 2006.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.
3. Никамин В.А. Системы пространственного звучания. М., 2012.
4. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: в 3 т. Т. 1. М., 2007.
5. Франк Г.М. Звукорежиссура. СПб., 2001.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд. М., 2001.
педагогика и психология