Научная статья на тему 'Акустическая диагностика подвижных сопряжений'

Акустическая диагностика подвижных сопряжений Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУСТИЧЕСКАЯ ЭМИССИЯ / КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ПАРА / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ACOUSTIC EMISSION / KINEMATIC PAIR / FRICTION COEFFICIENT / SPECTRAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кравчук Ю.А., Баранов А.В.

Рассмотрены вопросы диагностирования кинематических пар с помощью метода акустической эмиссии. Область возможного применения метода достаточно широка, включая ракетно-космическую отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACUSTIC DIAGNOSTICS OF MOBILE INTERFACES

The paper deals with the diagnosis of kinematic pairs using the acoustic emission method. The area of possible application of the method is rather wide, including the space-rocket industry.

Текст научной работы на тему «Акустическая диагностика подвижных сопряжений»

УДК 621.887

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДВИЖНЫХ СОПРЯЖЕНИЙ

Ю. А. Кравчук, А. В. Баранов

Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова Российская Федерация, 656038, г. Барнаул, просп. Ленина, 46 E-mail: bar_a@mail.ru

Рассмотрены вопросы диагностирования кинематических пар с помощью метода акустической эмиссии. Область возможного применения метода достаточно широка, включая ракетно-космическую отрасль.

Ключевые слова: акустическая эмиссия, кинематическая пара, коэффициент трения, спектральный анализ.

ACUSTIC DIAGNOSTICS OF MOBILE INTERFACES

Yu. A. Kravchuk, A. V. Baranov

Polzunov Altai State Technical University 46, Leni^ Av., Barnaul, 656038, Russian Federation E-mail: bar_a@mail.ru

The paper deals with the diagnosis of kinematic pairs using the acoustic emission method. The area of possible application of the method is rather wide, including the space-rocket industry.

Keywords: acoustic emission, kinematic pair, friction coefficient, spectral analysis.

По статистике самыми уязвимыми элементами тяжелонагруженных механизмов являются подвижные сопряжения их деталей. Изменения внешних и внутренних условий иногда спонтанно приводят к их необратимому повреждению, с последующим цепным нарастающим выходом из строя других частей механизмов. С другой стороны, во многих случаях, катастрофические последствия можно предотвратить, диагностируя проблемные пары трения, заранее выявляя относительно резкие или постепенно нарастающие сопутствующие эффекты ухудшения работы уязвимых мест с последующим, возможно автоматическим, принятием мер по предотвращению опасных явлений. В этих условиях эффективен, развивающийся в последнее время, метод ультразвуковой акустической эмиссии (АЭ).

В настоящей работе представлены результаты амплитудно-частотной акустической диагностики состояния процессов на дискретных пятнах контакта поверхностей при приработке пар трения и режимах наступления заедания, которые могут быть эффективно использованы на практике [1].

Физическая картина генерирования и приема сигналов АЭ при трении шероховатых поверхностей заключается в эпизодическом деформировании контактирующих микронеровностей. Возмущения в виде деформационной волны распространяются по телу пары трения и, в нашем случае, воспринимаются пьезодатчиком, с последующей соответствующей обработкой и регистрацией сигнала (рис. 1).

Связь между фактическим давлением и уровнем амплитуд АЭ непосредственно вытекает из принятой модели генерирования сигналов. С другой стороны, в поверхностном слое возникают не только нормальные, но и сдвиговые деформации, также создающие звуковую волну, однако иначе воспринимаемые датчиком. Принимая во внимание множественность источников АЭ, а также сложную картину интерференции и отражений волн с изменением направления волновой поверхности в работе сделан экспериментально обоснованный вывод о том, что средняя амплитуда (А) будет пропорциональна средней величине максимальных главных нормальных напряжений поверхностного слоя дискретных пятен контакта [2; 3] при этом

А - Рг(1 + f),

где Pr - фактическое давление; f - коэффициент трения единичной фрикционной связи.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1

30

100

200 v,IcГц300

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика (а) и характерный вид (б) осциллограммы АЭ

(длительность развертки 2-10-4 с)

Таким образом, получая информацию о частоте и амплитуде АЭ, можно фактически мгновенно судить о состоянии процессов на дискретных пятнах контакта.

Для примера рассмотрим кинетику приработки трибосопряжения, сталь-сталь смазываемого пластичной смазкой Литол 24 (рис. 2) и развития заедания (рис. 3). При заедании изменяется также и спектральный состав АЭ (рис. 4).

II

Рис. 2. Зависимость средней амплитуды АИ от времени приработки и внешний вид осциллограмм на соответствующих участках (длит. развертки 2' 10-3 с)

Рис. 3. Осциллограмма, начала, развития (а) и самого процесса (б) заедания

б

а

I

б

а

б

Рис. 4. Относительная средняя амплитуда АЭ (А*) в функции частоты излучения (кГц) при нормальной работе (а) и при заедании (б)

а

В работе дано обоснование полученных результатов и определена область их использования.

Библиографические ссылки

1. Лебедев В. М., Баранов А. В. Акустические исследования работы трибосопряжений, смазываемых пластичными смазочными материалами // Долговечность трущихся деталей машин. М. : Машиностроение, 1988. № 3. С. 234-243.

2. Баранов А. В., Вагнер В. А. Высокочастотная акустическая диагностика работы пар трения // Расчет, диагностика и повышение надежности элементов машин. Барнаул : АГТУ, 2000. № 2. С.87-89.

3. Спектральные и энергетические характеристики акустической эмиссии при трении и износе / М. М. Криштал, Д. Л. Мерсон, А. В. Чугунов // Тяжелое машиностроение. 2007. № 12. С. 14-18.

© Кравчук Ю. А., Баранов А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.