АКТУАРИИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Касаева О.Н.*
Филиал Южно-Уральского государственного университета, г. Нижневартовск
Современные предприятия вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, определяющие успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников предприятия. Критическими факторами успеха, т.е. теми, без которых он практически невозможен, являются развитие персонала, инновации; сильные и надежные партнеры (поставщики, субпредприятия, альянсы и т.д.); ориентация на клиента; себестоимость продукции; быстрота поставок; логистика и ее состояние; уровень квалификации персонала и др. Рынок постоянно изменяется. Организация вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изменениям внешней среды, но и к их скорости. В этом случае организация должна представлять собой не застывшую систему, а мобильный организм с единственным постоянным фактором - обновления и непрерывного развития. Традиционная организация имеет ярко выраженную иерархию, ориентирована на контроль и организационную структуру управления с жестко фиксированными задачами подразделений. Организация нового типа ориентирована на управление процессами и управление персоналом. Последнее имеет решающее значение, т.к. от того насколько правилен выбран персонал зависит эффективность деятельности каждого хозяйствующего субъекта. В связи с этим, обращение к изучению введения нового специалиста в виде актуария на российских предприятиях является актуальным.
Ключевые слова актуарная профессия, актуарий (студент-актуарий, ответственный актуарий), закон «Об актуарной деятельности в РФ».
14 июня 2013 г. Госдумой был принят долгожданный законопроект № 445108-4 федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», основной целью которого является введение актуарной профессии в России. Закон, который вступит в силу 1 января 2015 г., направлен, в том числе, на разработку единых профессиональных стандартов для лиц, осуществляющих актуарные расчеты, и создание механизма аттестации специалистов-актуариев, что позволит обеспечить полноценное использование данной профессии в экономике и приблизиться к международной практике [1].
* Студент кафедры «Общепрофессиональные и специальные дисциплины по экономике». Научный руководитель: Ишниязова А.Р., старший преподаватель.
Актуарии - это специалисты по оценке и управлению финансовыми рисками, использующие методы статистического анализа для количественного измерения рисков по объекту актуарной оценки - вероятностного наступления страхового события, изменения стоимости финансовых обязательств пенсионного фонда или стоимости инвестиционных проектов компании, отслеживание соотношения активов и обязательств организаций.
Подчеркнем, что определение актуарной профессии выходит за рамки традиционной работы в страховой области. Сейчас актуарии работают и в пенсионных фондах, и в консалтинге, и в банках, инвестиционных компаниях, и даже на предприятиях реального сектора (правда, последнее относится к зарубежному опыту) [2].
Введение актуарной профессии на рынке труда России должно повысить интерес к ней не только со стороны работодателя, который заинтересован в финансовой безопасности своего предприятия, но и со стороны рабочего, желающего иметь и высокую заработную плату, и оптимальный баланс творчества и практичности в своей работе.
По данным «Уолл-Стрит Джорнал» (the Wall Street Journal) на апрель 2013 г, профессия актуария признана лучшей профессией года по пяти критериям (количество рабочих часов, условия работы, уровень стресса, оплата труда, карьерные перспективы). К примеру, в Великобритании, по данным профессиональной некоммерческой организации, Института и факультета актуариев (ИиФА), зарплаты представителей этой профессии соответствуют уровню сотрудников банковской отрасли (к примеру, средняя з/п актуария - около 46000 фунтов, старшего ответственного актуария - около 60000-80000 фунтов в год).
В России роль профессиональной саморегулируемой организацией актуариев (СРО), скорее всего, возьмет на себя Некоммерческое партнерство «Гильдия актуариев», созданная в 2002 г., хотя закон не исключает создания нескольких СРО, если они имеют статус некоммерческих организаций. Основателями СРО также могут стать лица, являющиеся на 1 января 2013 г. членами некоммерческих организаций, входящих в Международную Актуарную Ассоциацию, что подразумевает международный аспект квалификации - МАА на сегодняшний день состоит из 64 национальных профессиональных организаций. Согласно законопроекту, функции СРО включают разработку требований к квалификации актуария, организацию профессионального обучения и проведение аттестации ответственных актуариев. Федеральные стандарты для российских актуариев будут разработаны с учетом международных стандартов актуарной деятельности [3].
Согласно законопроекту, любое лицо, занимающее должность актуария, обязано стать членом саморегулирующей организации России и пройти соответствующую российскую сертификацию, т.е. квалификационные экзамены.
Во всей нашей стране насчитывается пока всего 137 членов ИиФА - из них 38 студентов (Actuarial Student), 1 актуарий (Associate) и пока ни одного квалифицированного ответственного актуария (Fellow). Остальные 98 являются аффилированными членами Института, которые принимают активное участие в написании статей, встречах и конференциях, но не сдают экзамены на квалификацию. Для того чтобы стать членом ИиФА и получить право сдавать экзамен на профессиональные квалификации актуарий (Actuary) и отвественный актуарий (Fellow), нужно представить диплом о высшем образовании известного ВУЗа (желательно математическо-финансово-экономической направленности), и также 2 профессиональные рекомендации с места работы, где вы проработали более двух лет (см. рис. 1). Для того чтобы сдать все экзамены в среднем требуется 5 лет (см. рис. 2).
студент-актуарии
Вступительные требования: диплом о высшем образовании и 2 профессиональные рекомендации
актуарии
Сдача технических (СТ) и практических (С А) экзаменов плюс 1 год опыта работы
ответственный актуарии
Сдача технических (СТ) и практических (СА), специализированных технических (81) и специализированных практических (8А) экзаменов плюс 3 года опыта работы
Рис. 1. Ступени квалификации «актуарий» и «ответственный актуарий»
L
Экзамены (СТ, СА, ST, SA)
Теоретические
Основные (Core Technlcal-CT)
9 экзаменов 8 экзаменов:
- финансовая математика
- финансовая экономика
- бухучет в страховании
- модели
- статистические методы
- страховые события Письменный 3-часовой формат.
1 экзамен:
- текущие аспекты в страховании Посещение 2-дневно-го курса, онлайн семинаров и сдача экзамена онлайн
"net mam пироп пннме (Specialist Tcchnical-ST)
а
Практические
2 экзамена из 9:
- страхование здоровья
- страхование жизни
- общее страхование
- пенсионное страхование
- управление рисками предприятия
- финансы и инвестиции (вкл. 2 модуля)
Письменный 3-часовой формат
J К
Основные (Core Appllcatlons-CA)
3 экзамена:
- актуарный риск
- менеджмент Письменный 3-часовой формат.
- коммуникации
- документарный учет, анализ и отчетность в страховании Письменный тест после посещения 2-дневного курса
J ч
Cnei типизированные (Specialist Applications-SA)
1 экзамен из 6:
- страхование здоровья
- страхование жизни
- общее страхование
- пенсионное страхование
- финансы
- инвестиции Эти экзамены включают особенности местного законодательства. Письменный 3-часовой формат
V_
Рис. 2. Экзамены по квалификации ответственный актуарий
Закон «Об актуарной деятельности в РФ» направлен на решение двух основных задач. Во-первых, он вводит в российское законодательство поня-
тие профессии актуария, что важно для организации образования и аттестации. Во-вторых, как сформулировал депутат Б. Кашин, документ призван «обеспечить полноценное использование актуарной специальности в нашей экономике» [4]. Отметим, что введение специалиста-актуария на предприятиях будет выгодным не только для самого предприятиях, как отдельной единицы всей хозяйствующей системы государства, в целях обеспечения проведения наиболее близкой к реальной действительности оценки риска финансовых вложений, но и для будущих специалистов-актуариев. Потенциальный работник, имеющий звание актуария будет иметь весомые плюсы в своем профессиональном поприще: возможность карьерного роста, разнообразие деятельности в условиях быстро меняющейся современной производственной среде, развитие творческого потенциала, и как результат наличие достойной заработной платы.
Понятно, что формализовать требования и составить профессиограмму актуария является довольно затруднительной задачей - по крайней мере, Минтрудсоцзащиты со своим «Квалификационным справочником должностей» отстал в решении этой задачи навсегда. Ясно одно: предметная деятельность актуария связана с экспертизой рисков и неопределенностей в той экономический и социальной среде, в которой мы живем.
В наше время, ввиду глубокого взаимопроникновения и страхования, и финансов, деятельность актуария во все большей степени наполняется компонентой эксперта по финансовой безопасности компании. В связи с этим, при наличии актуария на крупных предприятиях, можно было б создать аналитический отдел для всестороннего и объективного мониторинга, включающий выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и безопасности фирмы. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз. С позиций теории и практики с уверенностью можно утверждать, что необходимым и достаточным условием финансовой устойчивости фирмы является обеспечение ее финансовой безопасности, а достижение ее финансовой безопасности в более точной форме, возможно, было б при актуарной деятельности.
Как утверждают эксперты, у актуария в России - невероятные перспективы. Сегодня активный интерес к представителям этой профессии проявляют различные финансовые институты: отечественные страховые и инвестиционные компании, учреждения социального обеспечения, охраны здоровья, а также фирмы, работающие в сфере корпоративных финансов и финансовой инженерии.
И так, профессия актуария находится на стыке финансовых расчетов, внутреннего аудита, бухгалтерского учета и управления персоналом. Работа актуария находится на стыке управления персоналом и бухгалтерского уче-
та. К примеру, такие специалисты помогают финансовым менеджерам предприятий оптимизировать зарплаты и другие расходы на персонал. Они же производят расчеты ожидаемой прибыли, эффективности и сроков окупаемости любых проектов. Если проект постигла неудача, именно эти лоцманы финансовых рисков находят выход из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. Интересно, что в этой профессии, как ни в какой другой, финансист сочетается с математиком. Методики компьютерного математического моделирования, знания теории вероятности, статистики, экономики, демографии, методы ближних и дальних финансовых прогнозов - актуарий владеет всеми этими навыками.
В заключение, закон «Об актуарной деятельности в РФ» - это один из первых шагов интеграции актуарной профессии в российские компании. На текущий момент и бизнес, и власть демонстрируют полную поддержку идеи повышения статуса актуарной деятельности. Отметим, что, в ближайшем будущем в отечественной практике должны встречаться не только актуарии в страховом бизнесе, но и на предприятиях, реализующих инвестиционные бизнес-проекты с самыми разнообразными по степени сложностями задачами.
Список литературы:
1. Текст проекта ФЗ № 445108-4 «Об актуарной деятельности в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: asozd2.duma.gov.ru.
2. Сайт Некоммерческого Партнерства «Гильдия актуариев»: Актуарные экзамены, проводимые Гильдией актуариев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.actuaries.ru/learning/exams/index.php.
3. Сайт Института и факультета актуариев (Institute and Faculty of Actuaries): «Сколько может заработать актуарий» (What Can Actuary Earn) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.actuaries.org.uk/becoming-actuary/ pages/what-can-actuaryearn.
4. Буревич М.Д. Новый закон об актуариях: путь к международной квалификации // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 4. - С. 74-79.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА
© Ковалева И.В.*
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
В статье рассматривается сущность механизма внутреннего маркетинга персонала и этапы его реализации. Исследование показало, что
* Аспирант кафедры Управления персоналом.