ПОЛИТИКА И ПРАВО
С.А. ДНЕПРОВ,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры профессиональной педагогики Российского профессионально-педагогического университета
В.В. НИКОРЯК,
преподаватель кафедры
административного и муниципального права Уральского института коммерции и права
АКТУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧАСТИЯ БУДУЩИХ
ПРАВОВЕДОВ В КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Исследование актуального социального опыта участия в коррупционных отношениях будущих правоведов — студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» и «правоохранительная деятельность» в вузах г. Екатеринбурга: в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, Уральском государственном горном университете и Уральском институте коммерции и права, — свидетельствовало, что многие студенты уже имеют своеобразный опыт участия в коррупционных взаимоотношениях. Тема коррупции в России воспринимается как зло и национальное бедствие. Поэтому особую озабоченность вызывает вовлеченность современной молодежи в коррупционные отношения. Чтобы
S.A. DNEPROV, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair of vocational pedagogy of the Russian professional pedagogic University
V.V. NIKORYAK, lecturer of administrative and municipal law Ural Institute of Commerce and law
ACTUAL SOCIAL EXPERIENCE OF PARTICIPATION OF THE FUTURE JURISTS IN THE CORRUPTION RELATIONS
Research of actual social experience of participation in the corruption relations of future jurists - the students who are training in «Law» and «Law-enforcement activity» in higher education institutions of Yekaterinburg: The Russian state professional and pedagogical university, Uralsk the state Mining University and in Uralsk commerce and right institute, testified that many students already have a peculiar experience of participation in corruption relationship.
The subject of corruption in Russia is perceived as evil and national disaster. Therefore, of particular concern is the involvement of today's youth in corruption relations. In order to form in the educational process of
формировать в образовательном процессе юридического вуза у студентов непримиримое отношение к коррупции, необходимо в первую очередь выявить их первоначальные представления о ней и актуальный социальный опыт жизнедеятельности, связанный с этой областью.
В процессе анализа опыта взаимодействия студентов с коррупционными отношениями выяснилось, что подавляющее большинство будущих правоведов мечтают о государственной службе. По мнению авторов, образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на обучение, но и на правовое воспитание, которое способствовало бы формированию реального правового опыта будущих специалистов государственной службы. Государственная служба - важнейший инструмент государства, но к ней должны быть подготовлены «взят-коустойчивые» специалисты. В высшем юридическом образовании, как и во всем обществе, необходимо развивать негативное отношение ко всем проявлениям коррупции не только правовыми методами, но и при помощи идеологических и морально-нравственных установок. Во всех образовательных учреждениях, выпускающих специалистов юридического профиля, необходимо повысить уровень правового воспитания, изучая международный опыт противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, актуальный социальный опыт будущих правоведов к коррупции, государственная служба, анкетирование, юридическое образование, правовое воспитание.
law school students zero tolerance of corruption, it is necessary first to identify their original vision and urgent social life experiences associated with this region.
In the process of analysis of the experience of interaction of students with corrupt relations revealed that the vast majority of future legal dreaming of a public service. According to the authors, the educational process in the College should be directed not only on education but also on legal education, which would promote the formation of a real legal experience of the future experts of the state service. The state service is the most important instrument of the state, but it must be prepared «uzyt-kownikowi» specialists. In higher legal education, as in the whole society, it is necessary to develop a negative attitude to all manifestations of corruption is not only legal methods, but also by means of ideological and moral attitudes. In all educational institutions, training specialists and legal profile, you must raise the level of legal education, studying international experience of fighting corruption.
Key words: corruption, representations, the relations of future jurists about anti-corruption education, the state service, questionnaires, legal education, legal education.
Тема коррупции в России воспринимается как зло и национальное бедствие. Необходимость борьбы с ней не вызывает сомнения на всех уровнях государственной и муниципальной власти, но как явление двустороннее она будет существовать до тех пор, пока граждане будут давать взятки. Коррупция вызывает негативный всплеск недовольства граждан, подрывает доверие общества к органам государственной власти, представляет реальную угрозу безопасности страны1. Став важнейшей нормой взаимоотношений в Российском государстве и обществе, коррупция приобрела масштабы национального бедствия, справиться с которым возможно будет только в отдаленном будущем. Поэтому особую озабоченность вызывает вовлеченность современной молодежи в коррупционные отношения.
Как отмечает В.Н. Бондарь, «взятка - это социальная форма добровольного унижения. В связи с этим на передний план должны выдвигаться воспитательные меры», изменяющие комплекс ценностей, установок, ожиданий россиян2. Право-
1 Даукаев И.М. Современные представления о сущности коррупции / / Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). - С. 87-89; Журавленко НИ., Даукаев И.М. Формирование системы противодействия коррупции // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). - С. 90-92; Исаев П.А. О некоторых криминальных проявлениях в деятельности властных структур России на современном этапе // Евразийская адвокатура. 2013. № 5 (6). - С. 74-77.
2 Бондарь В.Н. Общество против коррупции. Муниципальные программы
вое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому3.
Опыт - это прежде всего результат сохранения в памяти человека всего того, что произошло с ним в виде единства знания, умений, навыков, чувств, воли4. Актуальный социальный опыт - это положительное отношение к процессу изучения содержания синхронного образования, знания и умения, позволяющие результативно и эффективно его изучать, а также ситуативное психическое состояние, регулирующее познавательную деятель-ность5.
В современных условиях, чтобы формировать в образовательном процессе юридического вуза у студентов непримиримое отношение к коррупции, необходимо в первую очередь выявить их первоначаль-
противодействия коррупции. М.: Московская школа политических исследований,
2008. С. 37.
3 См.: Семитко А.П. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов и фак-тов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Изд. группа «НОРМА? ИНФРА, М», 1998. С. 336.
4 См.: Словарь иностранных слов. М.: Изд-во «АСТ»; Мн.: Хорвест, 2005. С. 515.
5 См.: Днепров С.А., Валиев Р.А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию // Образование и наука. Уральское отделение РАО. 2009. № 9. С. 124.
ные представления о ней и актуальный социальный опыт жизнедеятельности, связанный с этой областью. Было проведено исследование с помощью разработанного нами опросника «Как Вы относитесь к коррупции». Согласованность вопросов определена по критерию Кронбаха-Альфа. Она достигла 92%, что позволяет уверенно использовать его для измерения сформировавшегося представления в жизненном социальном опыте, участия студентов-правоведов в коррумпированности.
В 2013 г. проведено анкетирование 133 студентов вузов г. Екатеринбурга: Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского государственного горного университета и Уральского института коммерции и права, обучающихся по специальности «юриспруденция» (58.7%) и «правоохранительная деятельность» (41.3%). Среди всех студентов число первокурсников составило 32.3%, студентов второго курса - 32.4% и третьего курса - 35.3%. Юношей среди опрошенных — 48.1%, девушек
- 51.9%. В возрасте от 18 до 20 лет
— 80.5%, от 20 до 24 лет — 14.4%, старше 24 лет — 5.1%.
Перед началом анкетирования все студенты ознакомились с инструкцией, в которой были изложены цели, задачи, порядок анкетирования и правила заполнения анкеты. В процессе опроса создавалась рабочая, творческая обстановка. Анкетирование проводилось анонимно, а результаты анализа информации были представлены студентам в обобщенном виде.
В процессе анализа опыта взаимодействия студентов с коррупционными отношениями выяснилось, что подавляющее большинство будущих правоведов стремятся стать государственными служащими. В разные периоды отечественной истории количество чиновников то увеличивалось, то сокращалось. Общеизвестно, что в современной России количество бюрократов увеличилось многократно по сравнению с их числом в Советском Союзе, где тоже неоднократно пытались бороться с необоснованным ростом количества государственных служащих. Так, за 2005 г. армия чиновников выросла на 10.9%, а количество служащих в органах власти составило 1.462 млн человек. Для сравнения: в эпоху Л.И. Брежнева во всём СССР было 1.755 млн чиновников, а численность населения СССР превышала численность населения современной России в два раза.
О желании будущих правоведов стать чиновниками свидетельствуют ответы на вопрос анкеты: «О работе на государственной службе я думал (а), еще учась в средней школе»6. На него утвердительно ответили все 133 респондента. Из ответов на этот вопрос выяснилось, что 10.5% студентов о госслужбе впервые задумались, еще учась в младших классах средней школы (!). В подростковом возрасте (5-8 классы) таких было 18.8%, а в старших классах — 57.1%. Очевидно, что практически все опрошенные нами сту-
6 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
денты мечтают о государственной службе. Работа в сфере частного предпринимательства, которая еще недавно привлекала будущих правоведов возможностью получения высоких доходов, сегодня стала не так заманчива для будущих правоведов.
Государственная служба — важнейший инструмент государства. Она во всей России должна быть в высшей степени организована, законодательно обеспечена и укомплектована специалистами высшей квалификации. Анализ показал, что значительная часть респондентов видят себя высококвалифицированными специалистами и готовы будут служить на благо России и его граждан. Вместе с тем для многих студентов госслужба привлекательна возможностью продвижения по карьерной лестнице. Как можно объяснить такие предпочтения молодежи?
Разумеется, важна социальная защищенность и стабильность, присущая службе на государственном поприще. По данным Росстата, среднемесячная зарплата чиновников всегда значительно выше, чем доходы подавляющего большинства россиян, но основная причина не в этом. Главным благом на государственной службе нередко является не высокая и стабильная зарплата, а возможность принимать решения в своих интересах, для собственного обогащения. Цель карьеры в представлениях многих молодых людей — занять более высокий пост, на котором можно получать незаконное вознаграждение. Чем
выше пост, тем больше возможностей получения взятки.
На следующий вопрос также ответили все опрошенные нами студенты. «О государственной службе, учась в школе, самостоятельно я не задумывался, а решение пришло
7
после совета» .
а) родителей и родственников (36.1%);
б) друзей и знакомых (22.5%);
в) школьного учителя (17.3%).
Этот вопрос предусматривал возможность «открытого ответа». Такой возможностью воспользовались 24.1% респондентов. Их ответы на «открытые вопросы» показали, что государственная служба — это самостоятельный выбор, который они сделали, опираясь на данные, полученные из средств массовой информации. Как свидетельствовал опрос, подавляющее большинство студентов в выборе своей трудовой деятельности прислушивались к совету родных, близких, друзей, и только часть приняли решение самостоятельно.
На вопрос: «В чем проявляется Ваш интерес к государственной службе?»8 — ответили все 133 респондента. О гуманитарной привлекательности госслужбы заявили 53.8% студентов, выразив свое желание оказывать помощь гражданам в защите их прав и законных интересов. Мнения других разделились. Из общего числа респондентов
7 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
8 На этот вопрос можно дать несколько
вариантов ответа.
интерес к госслужбе связан с возможностью быстрого продвижения по карьерной лестнице (18.8%); государственная служба подразумевает точное исполнение решений вышестоящих инстанций (16.5%); госслужба привлекает возможностью принимать самостоятельные решения (13.5%); «мне нравится, когда люди полностью зависят от меня» (4.5%); государственный служащий имеет возможность получения не совсем законного дополнительного дохода (6%).
Далее мы попытались выявить познания студентов о коррупции (от лат. соттитрете - подкуп, растлевать, порча), обозначающей использование должностным лицом или государственным служащим своих властных полномочий для распределения не принадлежащих ему каких-либо ресурсов9. Для определения правового воспитания студентов нами был задан вопрос: «Как Вы думаете, что такое коррупция?»10. По мнению 85% студентов, коррупция - «это злоупотребление своими служебными обязанностями, нацеленное на получение незаконного материального и/ или нематериального вознаграждения»; «решение проблем через вознаграждение» — 21.8% опрошенных; «использование своего служебного положения для получения привилегий» — 17.3%; «сознательное нанесение ущерба государству и обществу» - 16.5%. На «открытый вопрос»
9 См.: Философский энциклопедический словарь. Минск: Книжный дом «Ин-терпре Сервис», 2001. С. 715 .
10 На этот вопрос можно дать несколько вариантов ответа.
ответили 1.5% студентов, которые затрудняются с ответом.
На вопрос: «Как Вы считаете, в чем заключается сущность коррупции?»11 ответили все 133 студента. Большинство студентов (40.6%) считают, что это - «уверенность чиновников в безнаказанности за коррумпированность»; «незаконное присвоение государственными службами функций управления в общественной и хозяйственной деятельности» - 27.8%; «недостаточный уровень правовой культуры общества» - 16.5%; «низкий уровень профессионализма чиновников» - 15.8%. Только 0.8% опрошенных полагают, что коррупции в нашей стране нет. Результаты ответов на этот вопрос имеют большое значение для понимания будущими правоведами сущности коррупции. Их необходимо учитывать в формировании непримиримого отношения студентов к любым проявления коррупции.
К сожалению, знакомство студентов с коррупцией началось довольно давно. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «Знали ли Вы, учась в школе, о коррупции в России?»11. На него положительно ответили 85% опрошенных студентов; отрицательно - 10.5%; затруднились с ответом - 4.5%.
Вопрос: «Если Вы знали о коррупции, то в какой период?»13 - выз-
11 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
12 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
13 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
вал интерес всех 133 респондентов. Анализ ответов на него позволил выявить, что 2.2% студентов узнали о коррупции еще до начала обучения в школе; 6% — в младших классах средней школы; 46.6% — в подростковом возрасте; 34.6% — в старших классах; 5.3% — во время обучения в высшем учебном заведении; 1.5% — затруднились с ответом.
На вопрос: «Еще в школе я знал, что за коррупционные преступления предусмотрена ответственность»14 85.7% будущих правоведов и правоохранителей ответили, что это уголовная ответственность; 4.5% считают, что это только административная ответственность; 9% — затруднились с ответом.
Как показывают результаты анкетирования, подавляющее большинство респондентов правильно ориентируются в ответственности за коррупционные преступления еще со школьного возраста, вместе с тем вызывает озабоченность большим количеством ответивших, но затрудняющихся с ответом.
Никто не может оспаривать, что незнание законов не освобождает от ответственности. Свои знания законодательства студенты продемонстрировали в ответах на вопрос: «Какие нормативно-правовые акты предусматривают ответственность за коррупционные деяния?»15. Из общего числа опрошенных студен-
14 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
15 На этот вопрос можно дать несколь-
ко вариантов ответа.
тов 86.5% ответили, что это — Уголовный кодекс РФ; 23.3% — Кодекс РФ об административных правонарушениях; 11.3% — Федеральный закон «О статусе судей Российской Федерации»; 10.5% — Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции»; 9.8% — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; 2.2% — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; 9% — затруднились с ответом.
Результаты анкетирования позволили выявить, что большинство студентов знают нормативные правовые документы, закрепляющие уголовную административную и дисциплинарную ответственность за коррупцию. О появлении актуального социального опыта в виде вовлеченности студентов в коррупцию можно судить по ответам на вопрос: «Решали ли Вы свои проблемы при помощи незаконного вознаг-раждения?»16, которые распределились следующим образом: «да» — 30.8%; «нет» — 69.2%.
Около трети опрошенных респондентов в возрасте 18-24 лет оказались вовлечены в коррупционные отношения. Не удивительно, что большое количество молодых людей в этом возрасте уже знакомы с коррупционными отношениями. Общеизвестно, что на всех уровнях российского образования коррупция стала нормой. Поступление в вуз, сдача зачетов, экзаменов, презенты преподавателям, оплата на месте за
16 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
нарушение правил дорожного движения создают коррупционные предпосылки. Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе социальный опыт разрешения своих проблем с помощью незаконного вознаграждения среди студентов высок.
На просьбу дать определение «коррупция власти»14 65.4% студентов выбрали «злоупотребление своим высоким служебным положением»; 54.1% - «использование служебного положения для лоббирования чьих-то интересов с целью получения вознаграждения»; 21% -«причинение России экономического и политического вреда»; 12.8% -«потеря имиджа правового государства России». Налицо определенная политизация студентов. Их мнения о вреде коррупции из правовой сферы переместились в сферу политики.
Выявлению проблем в воспитании антикоррупционного поведения был посвящен следующий вопрос: «Я считаю, что антикоррупционное воспитание должно начинаться в семье и развиваться в процессе учебы и трудовой деятельности»118. На него также ответили все 133 респондента. Полностью согласны с этим утверждением 56.4% опрошенных; частично согласны - 37.6%; не согласны - 1.5%; затруднились с ответом - 3.8%. Большинство студентов считают, что формирование
17 На этот вопрос можно дать несколько вариантов ответа.
18 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
нравственного противодействия коррупции необходимо начинать, как можно раньше.
По российскому законодательству подарок, не превышающий определенную сумму, не является взяткой, поэтому на вопрос: «В чем
19
отличия подарка от взятки»19 так ответили 61.6% опрошенных студентов. «Отличия нет - любой подарок должностному лицу является взяткой», считают 15% наиболее принципиальных студентов. Примерно такое же количество опрошенных придерживаются прямо противоположного мнения: «подарок по определению не является взяткой» -14.3%. Затруднились с ответом 7.5% респондентов.
Наименьшее количество ответов (всего 48, что составляет 36% от общего числа опрошенных) получено на вопрос: «Если Вы ответили "Да" на предыдущий вопрос: "Решали ли Вы свои проблемы при помощи незаконного вознаграждения?"20, то Вам было при этом неудобно?» (4.5%). «Для нас это принятая норма взаимоотношений», считают 1.5% от общего числа опрошенных; «нам было неприятно, но это помогло решить проблему» -20.3%; «у нас такие традиции» - 6%.
Это означает, что неудобства и неприятные ощущения испытывали всего четверть студентов, вовлеченных в коррупционные отноше-
19 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
20 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
ния, а остальные не видят в них ничего зазорного. Налицо очень серьезные проблемы в антикоррупционном воспитании будущих правоведов. Очевидно, что они уже знакомы с более изощренными формами коррупции, нежели взятка.
Следующий вопрос предлагал студентам объективно оценить свои познания: «Я оцениваю свои знания об уголовной ответственности за коррупцию»21. На него ответили все опрошенные. Ответы на данный вопрос показали, что всего лишь 3% опрошенных студентов-правоведов оценивают свои знания на «отлично»; 33.8% — на «хорошо»; 35.3% — на «удовлетворительно»; 8.3% — на «неудовлетворительно»; 17.3% — затруднились с ответом.
В целях профилактики совершения коррупционных преступлений, на наш взгляд, необходимо во всех образовательных учреждениях, выпускающих специалистов юридического профиля, повысить уровень правового воспитания. Поэтому в анкете был размещен вопрос: «В нашем вузе достаточно дисциплин для формирования антикоррупционного поведения будущих государственных служащих?»22. На него ответили все студенты. С такой точкой зрения полностью согласны 32.3% опрошенных; частично согласны —30.8%; не согласны — 11.3%; затруднились с ответом —
21 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
22 На этот вопрос необходимо было
дать только один вариант ответа.
24.1%; свой вариант ответа предложили 2.2% студентов.
Определить уровень сформиро-ванности правовой основы антикоррупционного поведения будущих правоведов мы попытались выяснить, задавая вопрос: «Свои знания о коррупционной ответственности я бы оценил»23. На него ответили все студенты. Из результатов анализа результатов анкетирования стало очевидно, что на «отлично» свои знания оценивают всего 2.2% опрошенных; на «хорошо» — 34.6%; на «удовлетворительно» — 36,1%; на «неудовлетворительно» — 10.5%; затруднились с ответом 17.3% респондентов.
Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы.
1. Изучение студентами норм права не дает полной уверенности в антикоррупционности их профессиональной деятельности и поведения. Поэтому образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на обучение, но и на правовое воспитание, которое способствовало бы формированию реального правового опыта будущих специалистов государственной службы.
2. Государственная служба — важнейший инструмент государства. Она во всей России должна быть в высшей степени организована, законодательно обеспечена и укомплектована специалистами высшей квалификации, но к ней должны быть подготовлены «взят-коустойчивые» специалисты.
23 На этот вопрос необходимо было дать только один вариант ответа.
3. В высшем юридическом образовании, как и во всем обществе, необходимо развивать негативное отношение ко всем проявлениям коррупции не только правовыми методами, но и при помощи идеологических и морально-нравственных установок.
4. Во всех образовательных учреждениях, выпускающих специалистов юридического профиля, необходимо повысить уровень правового воспитания, изучая международный опыт противодействия коррупции.
Библиографический список:
1. Бондарь В.Н. Общество против коррупции. Муниципальные программы противодействия коррупции. М.: Московская школа политических исследований, 2008.
2. Владимиров О. Заполонили // СИА-ПРЕСС. 2009. 26 июня.
3. Даукаев И.М. Современные представления о сущности коррупции // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3).
4. Днепров С.А., Валиев Р.А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию // Образование и наука. Уральское отделение РАО. 2009. № 9. С. 124.
5. Журавленко Н.И., Даукаев И.М. Формирование системы противодействия коррупции // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3).
6. Исаев П.А. О некоторых криминальных проявлениях в деятельности властных структур России на современном этапе // Евразийская адвокатура. 2013. № 5 (6).
7. Семитко А.П. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов и фак-
тов / Под ред. B.M. Корельского и В.Д. Перевалова. M.: Изд. группа «HОPMA-ИHФPA M», 199B.
B. Словарь иностранных слов M.: Изд-во «ACT»; M^: «Хорвест», 2005.
9. Философский энциклопедический словарь. Mинск: Книжный дом «Интер-пре Сервис», 2001.
References (transliteration):
1. Daukaev I.M. Sovremennye pred-stavlenija o sushhnosti korrupcii // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 2 (3).
2. Bondar' V.N. Obshhestvo protiv korrupcii. Municipal'nye programmy protivodejstvija korrupcii. M.: Moskovskaja shkola politicheskih issledovanij, 200B.
3. Vladimirov O. Zapolonili // SIA-PRESS. 2009. 2б ijunja.
4. Dneprov S.A., Valiev R.A. Fak-tornyj analiz otnoshenija studentov pedagogicheskih vuzov k dogonja-jushhemu, sinhronnomu i operezhaju-shhemu obrazovaniju // Obrazovanie i nauka. Ural'skoe otdelenie RAO. 2009. № 9. S. 124.
5. Isaev P.A. O nekotoryh kriminal'-nyh projavlenijah v dejatel'nosti vlastnyh struktur Rossii na sovremennom jetape / / Evrazijskaja advokatura. 2013. № 5 (б).
6. Semitko A.P. Teorija gosudar-stva i prava: Ucheb. dlja jurid. vuzov i fak-tov / Pod red. V.M. Korel'skogo i V.D. Perevalova. M.: Izd. gruppa «NORMA-INFRA M», 199B.
7. Slovar' inostrannyh slov M.: Izd-vo «AST»; Mn.: «Horvest», 2005.
B. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. Minsk: Knizhnyj dom «Interpre Servis», 2001. S. 715 .
9. Zhuravlenko N.I., Daukaev I.M. Formirovanie sistemy protivodejstvija korrupcii // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 2 (3).