УДК 621.311 В.Р. ВЕДРУЧЕНКО,
B.B. KP АЙНОВ, A.B. КАЗИМИРОВ, С.С. РУДЮК
Омский государственный университет путей сообщения
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ОМСКОГО РЕГИОНА
На основании выполненного системного анализа технико-экономического состояния коммунальной теплоэнергетики Омского региона сформированы наиболее характерные признаки малой теплоэнергетики; рассмотрены цели и задачи федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.; сформированы основные направления развития перспективных коммунальных теплоэнергетических технологий.
Коммунальная теплоэнергетика (КТЭ) — важнейшее звено системы жизнеобеспечения населения, представляет собой сочетание локальных систем централизованного и децентрализованного теплоснабжения, состоящих из теплоисточников различного типа, магистральных и распределительных тепловых сетей и потребителей (систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения). Функционирование всех элементов КТЭ в настоящее время связано с рядом накопившихся проблем.
Так, главной проблемой в практике эксплуатации теплоэнергетического оборудования в промышленной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, безусловно, является рациональное энергосбережение. Для решения этой проблемы требуется разработка и внедрение энергосберегающих технологий с минимальными удельными расходами энергоресурсов. Это в значительной мере относится к котельным малой и средней мощности.
Если на котлах большой мощности, как правило, устанавливается специальная автоматика для контроля за режимами их работы и оптимизации этих режимов, то в котельных малой и средней мощности она обычно отсутствует. Это приводит к тому, что котлы со временем начинают работать в неоптимальных режимах.
Причины отклонения от исходного оптимального режима, на который котел настраивается при его пуске, — естественная разрегулировка топливосжи-гающих устройств, смена вида топлива, его сорта или качества и т.д. В любом случае результатом является нерациональное (неоптимальное) использование топлива, например, его неполное сгорание. Учитывая, что малых котельных — огромное количество, обеспечение постоянного контроля за режимами работы становится серьезной народно-хозяйственной проблемой в области энергосбережения [1,2].
Для районов с преобладающей долей в топливно-энергетическом балансе низкосортных углей к проблемам можно отнести низкую энергетическую и экологическую эффективность работы оборудования, обусловленную плохим техническим состоянием, практически полным отсутствием автоматизации, низкой квалификацией обслуживающего персонала, сжиганием низкокачественного и непроектного топ-.\ива, отсутствием или недостаточной эффективностью систем золоулавливания и систем обработки подпиточной воды и рядом других причин. В резуль-
тате системы КТЭ работают с большим перерасходом топлива и энергии, чрезмерно загрязняют окружающую среду, не обеспечивают требуемые показатели надежности и уровни комфортности. Наиболее остро проблемы КТЭ проявляются в северных районах области, где вследствие природно-климатических особенностей к системам теплообеспе-чения предъявляются повышенные требования по надежности, экономичности и экологической безопасности работы оборудования.
Малую теплоэнергетику Омского региона можно охарактеризовать следующими признаками:
- большое количество объектов и большая суммарная мощность;
- малая мощность единичных агрегатов;
- малая капиталоемкость отдельно взятых объекте в;
- отсутствие нормативной базы;
- большая социальная значимость;
- значительный износ основных фондов;
- отсутствие квалифицированного персонала.
В настоящее время в Омской области на теплоснабжение работают 2083 муниципальных и ведомственных котельных. Из них 44 расположены в г. Омске, а 2039 - в сельских районах области, Эти котельные обеспечивают не менее 60 % потребности в тепловой энергии в социальной сфере.
Подавляющее большинство котельных работает на каменном угле, без предварительной его подготовки для слоевого сжигания. Коэффициент использования топлива в таких котельных составляет 32 -55 %, в более современных (с котлами ДКВР, КЕ и др.) - не превышает 55 — 75%.
В котельных часто не ведется учет поступления и расходования топлива по количеству и качеству и соответственно учет выработки и отпуска тепловой энергии. Котельные, как правило, сооружались с минимальными затратами, имеют примитивные технологические схемы, значительно загрязняют окружающую среду, на них имеют место тяжелые и вредные условия труда обслуживающего персонала.
В сочетании с крайне низким уровнем оплаты труда эти обстоятельства не позволяют привлекать в котельные квалифицированный персонал, способный обеспечить требуемый уровень эксплуатации. Затраты на аварийно-восстановительные работы, возникающие по вине персонала, многократно превышают затраты на увеличение заработанной пла-
ты. Большинство котельных не имеют химводопод-готовки, что сказывается на экономичности котельных, ускоренном выходе из строя оборудования и тепловых сетей. Износ оборудования муниципальных котельных оценивается в среднем 50%.
Муниципальные и ведомственные теплосети в пределах Омского региона имеют суммарную протяженность в двухтрубном исчислении более 1992 км. Износ теплотрасс оценивается не менее 61 %. При дефиците средств на ремонт и модернизацию коммунальной теплоэнергетики в последние годы средства в первую очередь расходуются на поддержание состояния котельных, а техническое состояние теплосети постоянно ухудшается.
По техническому состоянию и режимам эксплуатации теплосети в большинстве своем не отвечают нормативным требованиям ни по состоянию изоляции и потерям тепловой энергии, ни по надежности, ни по водно-химическому режиму, ни по гидравлической настройке. Потери тепловой энергии через теплоизоляцию и с утечками достигают более 30% от передаваемой энергии при нормативе до 6%, а в отдельных случаях этот показатель выше.
Такое положение в коммунальной теплоэнергетике сложилось на протяжении многих лет вследствие того, что теплоисточники и теплосети в большинстве городов и поселков (за исключением областного центра) эксплуатировались без генеральных схем развития теплоснабжения, при минимальных затратах и при отсутствии жестких градостроительных норм и правил.
Большинство котельных не имеют надежного резерва по электро- и водоснабжению.
Положение значительно усугубилось в последние 10 — 15 лет как из-за сокращения средств, выделяемых этому сектору экономики, так -и из-за целого ряда организованных причин. Коммунальная энергетика была лишена вертикали управления, единой технической политики. Большинство объектов коммунальной теплоэнергетики оказалось в полном распоряжении местных администраций, которые часто не имеют ни средств, ни опыта, ни технических возможностей для поддержания котельных и тепловых сетей в нормальном состоянии и обеспечения их функционирования в заданном режиме. Не в лучшем положении оказались ведомственные котельные и тепловые сети, отпускающие теплоэнергию коммунальному хозяйству, из-за неудовлетворительного финансового состояния предприятий-владельцев, по ряду причин ставших банкротами.
Во многих случаях две названные проблемы часто требуют принятия взаимоисключающих решений при разработке ресурсосберегающих проектов и программ.
Вместе с тем оптимальные режимы работы котлов малой и средней мощности с точки зрения обеспечения максимальной эффективности сжигания и использования топлива обычно очень близки к оптимальным (наименее загрязняющим) режимам работы и с точки зрения экологической чистоты. Это видно из рисунка [3], где показан оптимальный диапазон работы топочных агрегатов различных котлов.
Таким образом, обеспечение постоянного контроля и оптимизации режимов работы котлов в котельных малой и средней мощности позволит не только снизить удельный расход энергоресурсов, но и одновременно решить проблемы окружающей среды.
Известно, что режимы работы промышленных пароводяных котлов и газотурбинных установок
определяются и регулируются на основе измерений тепловых характеристик сжигания топлива в топке и характеристик утилизации, переработки и транспортирования отходящих газов в атмосферу через дымовую трубу. Тепловые характеристики зависят от полноты сгорания топлива, а экологические — от степени выполнения требований нормативныхдоку-ментов относительно уровня выброса дымовых газов и содержания в них СО, N0,1Ч02, 502, Н2Б, СН„ и других токсичных газов, а также утечки этих компонентов в рабочую зону помещения коммунальных котельных [1]. Поэтому как для обеспечения оптимальности процесса сжигания топлива в котельных, так и для снижения загрязнения окружающей среды необходим постоянный контроль параметров отходящих топочных газов.
При наладке топливосжигающего оборудования специализированными организациями оптимизируются режимы его работы с учетом требований максимального энергосбережения топлива и минимального загрязнения окружающей среды вредными выбросами. По результатам такой наладки составляется режимная карта, в которой наряду с другими многочисленными параметрами указывается концентрации СОг, 02, СО, N0, температура отходящих газов, температура дутьевого воздуха, коэффициент избытка воздуха за топочной камерой, КПД котла и соответствующий этим показателям оптимальный расход топлива на 1 Гкал натурального и условного топлива. Эта режимная карта утверждается ведомственной топливной инспекцией и является инструктивным документом для технического и административного персонала, обслуживающего котлоагрегат.
Экономическая привлекательность разрабатываемых в последние годы ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате снижения себестоимости услуг [2].
Поэтому для привлечения заемных средств на федеральном уровне должны быть приняты меры по установлению гарантий государства и администраций субъектов Российской Федерации, а также разработаны финансово-экономические механизмы привлечения средств из различных источников.
Наряду с традиционным обеспечением кредита требуется разработать механизмы дополнительных гарантий, а также по возможности и льгот инвесторам. В частности, при согласовании бизнес-планов инвестор должен иметь право на получение части экономии от инвестиционных вложений на срок окупаемости проекта [2].
Среди специалистов широко распространено мнение, что, формируя механизм контроля над системой ЖКХ, крупный национальный бизнес заполняет рыночную нишу, привлекательную для зарубежных инвесторов. Скорее всего, сама возможность иностранного экономического присутствия в российском ЖКХ иллюзорна. Ряд иностранных компаний специализируется на реформировании ЖКХ развивающихся стран на средства Всемирного банка. Однако экспертиза жилищной сферы, проведенная еще в первой половине 90-х годов по заказу МБРР фондом «Институт экономики города», дала, судя по всему, не слишком обнадеживающие результаты [2].
Практическое изучение в 2002-2003 годах состояния дел в малой теплоэнергетике Омской области, а именно: котельных и теплосетей на территории области, их количества, состояния, местонахождения, нагрузок, топливообеспечения, организацион-
ной структуры управления и контроля, позволило сделать выводы об отсутствии должного контроля и учета, а также рациональной системы управления в этой области.
Точного учета количества котельных в Омской области нет. Данные в Управлении ЖКХ, Комитете по природным ресурсам и в Региональной энергетической комиссии администрации Омской области не совпадают.
Управление топлива и энергетики администрации ведет контроль в основном только по вопросам топ-ливообеспечения административно-территориальных единиц области.
Наиболее удовлетворительно учет котельных и их мониторинг ведется работниками региональной энергетической комиссии (РЭК).
Общее количество котельных, по данным РЭК, составляет 2083. Выработка тепловой энергии — более 10,73 млн Гкал (для сравнения: объем выработанной тепловой энергии АК «Омскэнерго» — 14,2 млн Гкал).
Структура потребления топливных ресурсов Омской области характеризуется следующими цифрами:
- каменный и бурый уголь — 49%;
- мазут, диз. топливо — 9%;
- природный газ — 42%.
Однако составление балансов топлива, графиков его поставки на местах ведется неудовлетворительно. Нормативная цена, особенно для мелких (тепловой мощностью менее 15 МВт) котельных, четко не определена.
Основные нагрузки для подавляющего большинства котельных (около 95 %) — коммунально-бытовые. Удельные расходы топлива на выработку тепла имеют колебания от 200 до 470 кгу.т./Гкал.
Большинство котельных не укомплектовано квалифицированным персоналом. Практически все малые и многие крупные не имеют нормативных и режимных указаний, на них не проводятся наладочные и поверочные работы, отсутствует повсеместно анализ топлива, его замеры. И это только ряд отдельных факторов. В целом же, учитывая исключительно большое влияние сферы теплоснабжения на жизнедеятельность, ее социально-политическое значение, необходимо срочно решать вопросы управления и контроля комплекса систем коммунального теплоснабжения области.
Кроме того, существуют проблемы и с системой управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Отсутствие профессионального менеджмента — главная проблема малой энергетики [2]. Руководители предприятий ЖКХ и котельных, по сути ни кем не контролируемые, завышают свои фактические затраты: выработку тепла, удельные характеристики оборудования, численность персонала как производственного, так и управленческого и используют финансовые и материальные ресурсы не по назначению. РЭК, не имея проработанной нормативно-методической базы для малых котельных, при формировании тарифов руководствуется статистикой, т.е. теми данными, которые подаются предприятиями, а их достоверность очень сомнительна.
В жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время отсутствуют цивилизованные гражданско-правовые отношения из-за остаточного принципа финансирования и сохранения административных методов управления.
В отрасли функционируют муниципальные унитарные предприятия (МУП), которые, по оценке спе-
циалистов, являются самой неэффективной формой хозяйствования. По существующему законодательству жилищно-коммунальное хозяйство относится к компетенции органов местного самоуправления. На областном уровне проблемы коммунальной теплоэнергетики решаются, как и во всем ЖКХ, в «пожарном» порядке.
При сложившейся структуре коммунальной теплоэнергетики муниципальные образования имеют весьма ограниченную производственную и ремонтную базу, не могут по финансовым возможностям и экономическим соображениям иметь собственные квалифицированные подразделения по обслуживанию сложных инженерных систем и выполнению работ, требующих высокой квалификации, таких как:
- монтаж теплотехнического оборудования и сетей;
- монтаж и наладка КИПиА, приборов учета;
- расчет и наладка гидравлического режима теплосети;
- испытание котлов и наладка режима горения в котлах;
- наладка водохимического режима;
- энергоаудит и реализация энергосберегающих проектов и мероприятий;
- проектно-конструкторские работы;
- контроль качества топ/шва;
- внедрение новых технических и технологических решений и т.д.
В результате этого к работам по монтажу оборудования котельных и сетей привлекаются многочисленные фирмы, зачастую не имеющие ни специалистов, ни специального оборудования. Так как затраты, предъявляемые этими подрядчиками, не контролируются, работы ведутся в критические сроки и с низким качеством.
В сложившихся условиях могло бы сыграть наличие региональной инфраструктуры, признанной обслуживать коммунальную теплоэнергетику, проводить единую техническую политику, обеспечивать рациональное использование средств, выделяемых на поддержку муниципальных предприятий из региональных бюджетов и, таким образом, обеспечивать устойчивую и надежную работу объектов теплоснабжения в зимний период.
Без наличия такой инфраструктруры проводить сколько-нибудь осмысленную техническую политику в коммунальном хозяйстве региона вообще и в коммунальной теплоэнергетике в частности невозможно, тем более решать задачи реформирования ЖКХ, энергосбережения, снижения затрат в теплоснабжении и соответственно невозможно будет обеспечить надежную, устойчивую работу систем централизованного теплоснабжения городов и поселков в ближайшей перспективе.
Наличие проблемы требует ее решения программно-целевыми методами как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации. Жилищно-коммунальная реформа в России отметила в 2003 году 10-летний «юбилей». Ее декларируемая конечная цель - повысить качество жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) при одновременном снижении бюджетной «нагрузки» по их финансированию, а в перспективе - снизить жилищно-коммунальные тарифы. Однако даже на официальном правительственном уровне признается, что ожидаемый результат до сих пор не достигнут. По всей видимости, это обусловлено, прежде всего, незавершенностью и противоречивостью преобразований в отрасли.
В числе законодательных актов по реформированию, наиболее полным является Постановление Правительства РФ № 797 от 17.11.01 г. «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Выделим следующие блоки программы.
Цели программы:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности комплекса;
- функционирование жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
- адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Задачи программы:
- обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
- создать условия для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
- оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Мероприятия подпрограммы:
- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ;
- ликвидация дотационное™ ЖКХ и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере;
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
- обеспечение эффективного целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
- создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств.
В постановлении, в отличие от других нормативных актов, носящихдекларированный характер, достаточно широко прописан экономический аспект реформирования жилищно-коммунального комплекса в динамике развития.
Од нако главные сложности предстоящего отопительного сезона, на наш взгляд, возникнут в связи с вступлением с 1 января 2006 г. ФЗ № 131 «О местном самоуправлении», который четко закрепляет ответственность за отопительный сезон за администрациями муниципалитетов. Кроме районных администраций, в сферу теплоснабжения теперь будут вовлечены и администрации муниципальных сельских образований, бюджеты которых сегодня не выдерживают никакой критики.
Наряду с имеющимися федеральными программами и проектами, имеют право на существование программы региональные.
Альтернативой к «процентному» подходу может служить адресная система поддержки малоимущих слоев населения и льготников.
В основной части объектов ЖКХ уже при проектировании заложен большой срок службы. Все неприятности, аварии (от широкого манипулирования этим словом надо тоже уходить) происходят не от износа. Это последствия неграмотной эксплуатации фондов или отсутствия таковой, отставание в развитии инженерной инфраструктуры, зачастую в неправильных проектно-конст-рукторских решениях и, что немаловажно, в человеческом факторе.
Кроме того, каждое самое незначительное происшествие в системе ЖКХ классифицируется как «авария», на что также нет четкого определения.
Выход из создавшейся ситуации видится в разработке или развитии перспективных коммунальных теплоэнергических технологий. Для действующих теплоисточников к ним можно отнести: перевод на более прогрессивные технологии сжигания низкосортных углей (кипящий слой и др.), а также на экологически более чистое топливо; применение новых технологий водоподготовки; использование нетрадиционных источников энергии и др. Эти мероприятия различаются по срокам реализации, требуемым средствам и достигаемой экономической и экологической эффективности.
Другая важная проблема, неразрывно связанная с рассматриваемой, как это уже было отмечено выше, - экологическая, т.к. котельные являются серьезными источниками загрязнения атмосферы. Концепция непрерывного контроля промышленных источников загрязнения получила в последнее время ускоренное развитие, в том числе благодаря постановлению Правительства РФ № 1229 от 24 ноября 1993 г. «О создании единой государственной системы экологического мониторинга». Во многих случаях названные две проблемы требуют принятия взаимоисключающих решений.
Однако обеспечение постоянного контроля и оптимизации режимов работы котлов в котельных малой мощности позволяет не только снизить удельный расход энергоресурсов, но одновременно решить проблемы охраны окружающей среды.
Одним из подходов в комплексном решении двух названных проблем является более широкое внедрение в эксплуатацию автоматизированных агрегати-рованных блочных котельных небольшой мощности, работающих на топливах разных видов и обслуживающих жилищно-коммунальный сектор как крупных городов, так и небольших населенных пунктов и микрорайонов.
В целях реализации «Основных направлений развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения» необходимо ежегодно разрабатывать адресные инвестиционные программы, нацеленные, прежде всего, на модернизацию и реконструкцию действующих теплоисточников и тепловых сетей с применением новых технологий и технических решений.
Таким образом, можно заключить следующее.
За период с 2001 по 2003 годы в Омском регионе отремонтировано и заменено значительное количество котлов, тепловых и водопроводных сетей, что позволило повысить качество и надежность предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и снизить износ основных фондов:
- износ оборудования котельных снизился с 60 % до 50 % за счет установки водогрейных котлов с высоким КПД;
- взамен устаревших и изношенных котлов во всех муниципальных образованиях Омской области установлено 938 блочных автоматизированных котлов
омского предприятия ООО ПФ «Октан». Работа на таких котлах, вырабатывающих необходимое количество тепловой энергии с меньшим потреблением топлива, позволила сэкономить в течение 4-х лет более 150 млн рублей;
- за счет замены изношенных трубопроводов снизился износ тепловых сетей с 72 % до 60 % и водопроводных - с 73 % до 61 %; в период с 2001 по 2003 год заменено 645 км изношенных участков теплотрасс и 252 км водопроводных сетей;
- оптимальные технико-экономические решения в указанном направлении позволяют научно-обоснованно подойти к достижению практически значимых результатов.
Библиографический список
1. Комплексные исследования ТЭС с новыми технологиями: Монография / П. А. Щинников, Г. В. Ноэдренко, В. Г. Томи-лов и др. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. 528 с.
2. Томилов В. Г. Проблемы теплообеспечения жилищно-коммунального комплекса// Энергосистемы, электростанции и их агрегаты: сб. науч. тр. / Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. Вып. 8. с. 249-261.
3. Пономаренко И. С. Газоанализатор «ТОПАЗ-01» - топ-ливосберегающий и природоохранный измерительный прибор / И. С. Пономаренко, И. А. Серова // Промышленная энергетика, 2003, № 6, №6. С. 13 - 16.
ВЕДРУЧЕНКО Виктор Родионович, профессор, д.т.н., кафедра «Теплоэнергетика».
КРАЙНОВ Василий Васильевич, доцент, к.т.н., кафедра «Теплоэнергетика».
КОКШАРОВ Максим Валерьевич, ст. преподаватель, кафедра «Теплоэнергетика».
РУДЮК Сергей Сергеевич, аспирант, кафедра «Теплоэнергетика.
Дата поступления статьи в редакцию: 23.06.2006 г. © Ведрученко В.Р., Крайнов В.В., Кокшаров М.В., Рудюк С.С.
УДК 621.331: 621.311.031 в.Д. АВИЛОВ,
Е.А. ТРЕТЬЯКОВ, Ю.В. МОСКАЛЕВ
Омский государственный университет путей сообщемм
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СИНУСОИДАЛЬНОСТЬ РЕЖИМА - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ_
На основе проведенных теоретических и экспериментальных иссяедований разработана имитационная модель, позволяющая на этапе проектирования и эксплуатации электрооборудования предприятия прогнозировать гармонический спектр напряжения при вариации состава электроприемников, определять вклвд отдельных групп электроприемников в искажение синусоидальности напряжения. Предложена методика оценки совокупного влияния состава технологического оборудования потребителей электрической энергии на синусоидальность питающих напряжений, содержащая порядок проведения теоретических и экспериментальных исследований при энергетическом обследовании предприятия с целью выработки рекомендации по улучшению качества электрической энергии.
При проведении натурных экспериментов неоднократно наблюдалась связь несинусоидальности режимов с составом технологического оборудования. При изменении состава электрооборудования следует ожидать изменения качества электроэнергии в узле питания, в том числе и по несинусоидальным параметрам режима. Это связано с тем, что каждый тип элек-тропримеников (ЭП) оказываете разной степени влияние на гармонический состав тока и напряжения. Из
опыта известно, что даже при одной и той же мощности нагрузки изменение состава оборудования приводит к изменению гармонического спектра потребляемых токов и напряжений в интересующих узлах. Причем необходимо учитывать тот факт, что нагрузки меняются случайно. В этой связи оказалось целесообразным провести более детальные исследования.
Улучшения качества электроэнергии (КЭ) в электрических сетях предприятий можно достичь за счет