Научная статья на тему 'Актуальные вопросы возбуждения уголовного дела по пенитенциарному преступлению'

Актуальные вопросы возбуждения уголовного дела по пенитенциарному преступлению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1374
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ПРЕДМЕТЫ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ К ОБОРОТУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатхуллин Р. Р., Миролюбов С. Л.

Рассматриваются проблемные вопросы порядка возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершаемым в пенитенциарных учреждениях. Анализируются поводы и основания для возбуждения уголовного дела с учетом специфики учреждений ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы возбуждения уголовного дела по пенитенциарному преступлению»

Р.Р. Фатхуллин

С.Л. Миролюбов

актуальные вопросы возбуждения уголовного дела по пенитенциарному преступлению

Рассматриваются проблемные вопросы порядка возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершаемым в пенитенциарных учреждениях. Анализируются поводы и основания для возбуждения уголовного дела с учетом специфики учреждений ФСИН России.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, поводы и основания, пенитенциарные учреждения, предварительная проверка, регистрация заявлений и сообщений о преступлении, предметы, запрещенные к обороту.

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса неоднократно становилась объектом научных исследований, подвергалась анализу и критике. Глава 19 УПК РФ названа «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела», но так же называется и ст.140 Кодекса. С точки зрения законодательной техники, этот прием вряд ли допустим и оправдан. [1]

Понятия повода законодатель не дает, хотя необходимость в этом имеется. Вполне логично, что в ч.1 ст.140 обозначены поводы для возбуждения уголовного дела. Но в ч.2 этой же статьи содержится указание на основание для возбуждения уголовного дела. Последнее относится к принятию решения о возбуждении уголовного дела. Представляется, что правильнее было бы дефиницию «основания возбуждения уголовного дела» включить в ч.1 ст.146 УПК, которая регламентирует порядок возбуждения уголовного дела. [2]

Повод - «обстоятельство, способное быть основанием чего-нибудь». [3]

Согласно ст.140 УПК РФ, поводами к возбуждению уголовного дела, в том числе и по пенитенциарным преступлениям, являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В УПК РСФСР 1960г. с

ныне действующим УПК совпадало два первых повода. Кроме того, было еще четыре повода: сообщения профсоюзных и комсомольских организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций (п.2 ч.1 ст.108); сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц (п.3 ч.1 ст.108); статьи, заметки и письма, опубликованные в печати (п.4 ч.1 ст.108), и непосредственное обнаружение органом дознания, следователем прокурором или судом признаков преступления (п.6 ч.1 ст.108). Логично, что данные поводы утратили актуальность в условиях современного демократического государства.

УПК РФ, как и ранее действовавший УПК РСФСР, лишь перечисляет поводы для возбуждения уголовного дела, но не раскрывает понятия повода. Многие учёные-процессуалисты склоняются к мнению, что поводы к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства и должностные лица получают первичную информацию о совершённом или готовящемся преступлении. [4] В данном определении решающее значение имеет словосочетание «законные источники». Несмотря на это, появилось суждение о том, что поводом для решения вопроса о возбуждении уголовно-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(16)2014

го дела являются не источники, а сведения, информация, полученные из них, о событии, содержащем признаки преступления.

Поводами для возбуждения уголовного дела могут быть поступившие в орган дознания, следователю, прокурору, суду и судье источники первичных сведений о признаках совершения (или подготовки к совершению) преступления, в том числе результаты ОРД. Хотя УПК РФ (ст. 140) прямо не предусматривает оперативные сведения, данные в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, тем не менее, подразумевает их. [5]

Поводы к возбуждению уголовного дела, понимаемые как предусмотренные законом источники сведений о признаках преступления, должны отвечать определённым требованиям. Важнейшее из них состоит в том, что в источнике, претендующем на роль повода, должны содержаться конкретные данные, указывающие на признаки преступления. Если в сообщениях, заявлениях, а также других источниках имеются лишь догадки и предположения о преступной деятельности лица, то они не являются поводами к возбуждению уголовного дела, а служат лишь сигналами, которые должны проверятся оперативно-розыскным и административным путём. Отсутствие чёткого разграничения поводов к возбуждению уголовного дела от источников, не содержащих конкретные данные о признаках преступления (сигналов), приводит к противоречивым суждениям и непоследовательным практическим действиям. Например, некоторые авторы пишут: «Существует объективная проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению уголовного дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст.143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст.7 ФЗ «Об ОРД») и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике, за самим оперативным подразделением остается выбор - какую проверку проводить: уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. [6]

Получается, авторы рекомендуют оперативнику дважды составлять рапорт: сначала при получении сведений, которые не являются поводом к возбуждению уголовного дела, а затем по результатам проверки таких сведений оперативно-розыскным способом.

На наш взгляд, при разрешении данного вопроса схема должна быть более простой: при получении данных, которые не являются поводом для возбуждения уголовного дела, безо всякого рапорта принимается решение о проведении их проверки оперативно-розыскным способом и только в случае получения положительных результатов составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, с соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично.

Прием заявлений регламентируется ст.141 УПК РФ.

В учреждениях ФСИН России заявление используется крайне редко. Потерпевшие осуждённые, как правило, не обращаются с заявлениями в отношении виновных лиц, если они являются тоже осуждёнными. Однако это не распространяется на случаи превышения полномочий или злоупотребления ими сотрудников пенитенциарных учреждений, совершенные в отношении осуждённых. В данной ситуации осуждённые, как правило, обращаются с заявлением в прокуратуру либо используют это как повод для организации акции протеста.

Это объясняется негативным влиянием, оказываемым на потерпевшего другими осуждёнными; отрицательным отношением части осуждённых к администрации учреждений, в том числе к потерпевшим, лицам из числа осуждённых, оказывающим помощь администрации, влиянием криминальной субкультуры. Перспектива преодоления негативного влияния «тюремной субкультуры» на отправление правосудия и восстановление социальной справедливости в уголовно-исполнительной системе есть. Один из путей решения проблемы

обозначен в Концепции развития УИС до 2020 года. [7] В ней сказано, что обеспечение режима отбывания наказания осуждёнными не обеспечивается в условиях их коллективного содержания. И в связи с этим в период с 2013 по 2016 годы предусматривается перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима. [8]

Прием и регистрация заявлений о преступлениях частно-публичного и публичного обвинения особой специфики не имеет, он производится на основании норм УПК РФ и ведомственной Инструкции. [8]

Проблемным вопросом является регистрация преступлений частного обвинения. Изоляция осуждённого от общества не позволяет ему лично подавать заявление мировому судье, поэтому заявление может быть направлено только по почте. В соответствии с ч.4 ст.15 УИК РФ, письма отправленные прокурору, в суд, не подлежат цензуре. В этой ситуации возникает проблема с регистрацией данного вида преступлений в книге регистрации сообщений о преступлениях, что может привести к искажению статистических данных о состоянии преступности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. [9]

Хотя возможен и второй способ подачи заявления в порядке ч.4 ст.20 УПК РФ. После проведения проверочных действий решается вопрос о возбуждении уголовного дела начальником учреждения как начальником органа дознания или уполномоченным им лицом, как правило, оперативным сотрудником.

Следующим поводом является явка с повинной (ст.142 УПК РФ), т.е. добровольная подача заявления о содеянном преступлении лицом, его совершившим. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и другие устные заявления о преступлении.

Некоторые юристы считают, что формулировки данной стати, с точки зрения юридической техники, неточны. То есть, определения «явка с повинной» и «заявление о явке с повинной» - понятия неравнозначные[10], что создает определённую путаницу.

Исходя из следственно-судебной практи-

ки, отметим, что явка с повинной в качестве повода к возбуждению уголовных дел о новых преступлениях, совершенных именно в местах лишения свободы, не используется, что обусловлено спецификой мест лишения свободы. Чаще явка с повинной используется как повод к возбуждению уголовного дела или как основание возобновления предварительного расследования (приостановленного по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ) по ранее совершенным осуждённым преступлениям (до отбытия наказания в виде лишения свободы).

По данному поводу источником сведений о преступлении считается именно лицо, сделавшее добровольное заявление о совершённом преступлении, а не протокол явки с повинной. Поэтому анонимные заявления о преступлении при отсутствии первичного источника сведений о нём ни при каких обстоятельствах не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела (ч.7 ст.141 УПК РФ). Неслучайно закон предусмотрел обязательную подпись лицом своего письменного заявления (ч.2 ст.141 УПК РФ). Анонимное письмо может быть основанием для начала оперативно-розыскной деятельности, направленной на проверку достоверности изложенных в нём фактов, а иногда и на поиск его авторов.

Следует отметить, что в учреждениях УИС распространены ложные явки с повинной, часто не находящие подтверждения. В связи с этим независимо от того, где было совершено преступление, орган дознания в целях установления достоверности сообщения осуждённого, явившегося с повинной, обнаружения признаков преступления, закрепления его следов или принятия иных мер, должен проверить в установленном порядке поступившую информацию. [11]

Последний повод к возбуждению уголовного дела указан в п.1 ч.1 ст.149 УПК РФ и называется «сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».

Из этой формулировки следует, что любое сообщение, полученное из любого источника (кроме анонимного письма), является поводом к возбуждению уголовного дела, а значит, обязывает соответствующих лиц начать уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(16)2014

Анализ ст.143, 144 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что на самом деле поводом к возбуждению уголовного дела является не само сообщение, полученное из иных источников, а рапорт должностного лица об их обнаружении.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не конкретизирует должностных лиц, полномочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, что обусловливает существование двух выводов: 1) рапорт может составляется только тем, должностным лицом, которое в соответствии с УПК РФ правомочно осуществлять предварительную проверку, к каковым относятся орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор; 2) рапорт может составить должностное лицо, выявившее преступление, но проверку по нему проводить оно не правомочно в соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ.

Содержащуюся в ст.143 УПК РФ формулировку о том, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляется на основании сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников информации (не указанные в ст.141 и 142 УПК РФ), следует понимать именно с учётом ст.143 УПК РФ. Таким образом, не всякий рапорт можно рассматривать как повод для возбуждения уголовного дела.

Анализ следственно-судебной практики позволяет сделать вывод о том, что рапорт об обнаружении признаков преступления составляют должностные лица, которые проводили первоначальные проверочные действия по сообщению, полученному из иных источников. К таковым, как правило, относятся лица органа дознания, следователь и прокурор.

Согласно Инструкции, рапорт об обнаружении признаков преступления может составить любой сотрудник ИУ, который обнаружил признаки совершаемого или совершенного преступления. Им может быть инспектор охраны, начальник отряда, оперативный дежурный и т.д. В инструкции говорится, что ведомственный рапорт и рапорт в уголовно-процессуальном смысле понятия равнозначные.

Интервьюирование практических работников, показало, что в случае обнаружения признаков преступления, совершаемых в

учреждениях УИС, перечисленные сотрудники, составляют ведомственный рапорт на имя начальника пенитенциарного учреждения, который направляет его оперативному сотруднику. Последний проводит проверку и как орган дознания составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Мы считаем, что это является верным с точки зрения УПК РФ. В связи с этим представляется необходимым приведение в соответствие положений инструкции, касающихся конкретизации должностных лиц, правомочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления, совершённых в местах лишения свободы.

Составление рапорта должно быть проведено незамедлительно после получения сообщения, а сроки, установленные ст.144 УПК РФ, должны исчисляться с момента составления рапорта. В местах лишения свободы, согласно п.17 Инструкции, если произошла задержка регистрации информации по каким-либо причинам (неисправность средств связи), при регистрации, наряду со временем поступления информации в дежурную часть, указываются дата, часы и минуты её первичного поступления к сотруднику УИС. В подобных случаях сроки разрешения информации исчисляются со времени первичного поступления информации. Из этого можно сделать умозаключение, что сроки для принятия решения исчисляются с момента выявления признаков преступления.

По мнению процессуалистов Академии ФСИН России, корректировки требует содержание анализируемой Инструкции в части детализации процессуального порядка проверки сообщений о преступлениях. Во-первых, целесообразно заимствовать опыт нормативного закрепления, имевшего место в ранее действующей аналогичной Инструкции, о том, что до введения в штаты учреждений и органов УИС должностей дознавателей выполнение их функций необходимо возложить на сотрудников оперативно-режимных служб (п.2.3 Приказа ГУИН Минюста России от 27 июля 2002 г. № 170). Во-вторых, в п.25 Инструкции необходимо закрепить перечень конкретных возможных процессуальных действий по проверке сообщений о преступлениях с указанием должностных лиц, имеющих право на осуществление. [12]

Опрос практических работников и изучение следственно-судебной практики показывает, что рапорт об обнаружении признаков преступления является самым распространённым поводом к возбуждению уголовного дела в местах лишения свободы. Это объясняется тем, что чаще всего пенитенциарные преступления выявляются в результате режимных или оперативно-розыскных мероприятий.

Предметы, запрещённые к обороту (наркотические средства, средства сотовой связи), обнаруживаются чаще всего в ходе обыска, досмотра, а факт побега в ходе проведения поименной проверки.

Преступления, совершаемые сотрудниками УИС, выявляются в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, и соответственно, поводом для возбуждения уголовного дела является рапорт об обнаружении признаков преступления, который составляется оперативным сотрудником, выявившим преступление.

В действующем УПК РФ не обозначен такой повод к возбуждению уголовного дела, как непосредственное обнаружение

органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления. Однако начальник учреждения, оперативные работники, сотрудники иных отделов и служб могут обнаружить признаки преступления при следующих обстоятельствах:

- когда сами стали очевидцами преступления;

- когда усматривают признаки преступления в ходе дознания по уголовному делу;

- при проверке в порядке контроля материалов оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела ИУ;

- при применении тех или иных мер в порядке обеспечения режима отбывания наказания осуждённых;

- в беседах с осужденными в часы приёма или во время посещения жилой и производственной зон, при ознакомлении с их письмами и заявлениями.

Правовое реагирование на вышеуказанные проблемы позволит более эффективно бороться с преступностью и способствует укреплению законности и правопорядка в местах лишения свободы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гирько С.И. Уголовно-процессуальные функции милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы): дис. ... док. юрид. наук. М., 2004. С.91.

2. Рылков Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное судопроизводство. 2009. №3. С.24.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2010. С.456.

4. Уголовный процесс / под ред. В.П. Божьева. М., 2002. С.292; Уголовный процесс / под ред. П.А. Лупинской. М., 1995. С.222; и др.

5. Земскова А.В. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2002. С. 60.

6.КомментарийкУголовно-процессуальномукодексуРФ/подред.А.В.Смирнова.М.,2008.С.375.

7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020г. утверждённая распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010г.// СПС Консультант плюс.

8. Инструкция о приёме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: утверждена приказом Минюста России от 11 июля 2006г. №250// Российская газета. 2006. №171.

9. Плашевская А.А., Родичева Т.П. Особенности повода к возбуждению уголовного дела о преступлениях, совершаемых в местах лишения свободы // Российский следователь. 2007. № 18. С.56.

10.Рылков Д.В Некоторые проблемы правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела// Уголовное судопроизводство. 2009. №3.С.23.

11.Жеребин В.С. Пенитенциарная преступность: сущность и актуальные проблемы предупреждения: монография /под общ. ред. Ю.И. Калинина. Владимир: ВЮИ Минюста России, 2005. С.397.

12. Малышева О.А. Возбуждение уголовного дела: теория и практика: монография. М.: Юрист, 2008. С.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.