Научная статья на тему 'Актуальные вопросы внешнеторгового сотрудничества на Евразийском пространстве'

Актуальные вопросы внешнеторгового сотрудничества на Евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА (ЕВРАЗЭС) / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CUSTOMS UNION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ECONOMIC INTEGRATION / GLOBAL TRADE / TRADE POLICY / SINGLE ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна, Ковалев Виктор Евгеньевич, Гайтерова Ольга Алексадровна

Создание Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана крупнейшее событие в жизни не только ЕврАзЭС, но и всего Содружества Независимых Государств. В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия государств членов ЕврАзЭС в условиях развития Таможенного союза, Единой таможенной территории и формирования Единого экономического пространства. Обсуждение данных проблем должно способствовать развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве и укреплению международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Foreign Cooperation in Eurasia

The creation of the EurAsEC Customs Union is one of the most important events in the history not only of the EurAsEC, but also of the entire Commonwealth of Independent States. The paper analyses some facts and trends of developing Customs Union, common customs territory, and Common Economic Space. Discussing these issues will contribute to further development of the integration processes in Eurasia, and to a strengthening international cooperation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы внешнеторгового сотрудничества на Евразийском пространстве»

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

СУрнинА надежда матвеевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической статистики E-mail: [email protected]

ГАИТЕровА ольга Алексадровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: [email protected]

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 марта/ народной воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 251-96-10

Ключевые слова

таможенный союз евразийского экономического сообщества (ЕврАзэс)

экономическая интеграция

международная торговля

торговая политика

единое экономическое пространство

Актуальные вопросы внешнеторгового сотрудничества на Евразийском пространстве1

Ковалев виктор Евгеньевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: [email protected]

Аннотация

Создание Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана - крупнейшее событие в жизни не только ЕврАзЭС, но и

всего Содружества Независимых Государств. В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС в условиях развития Таможенного союза, Единой таможенной территории и формирования Единого экономического пространства. Обсуждение данных проблем должно способствовать развитию интеграционных процессов на Евразийском пространстве и укреплению международного сотрудничества.

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара. Международную экономическую интеграцию определяют как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. Страны, которые не используют огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, рискуют оказаться незащищенными в современной глобальной конкуренции и не смогут противостоять вызовам глобализации.

Возросший в последнее время интерес к проблемам интеграционных процессов на постсоветском пространстве заставляет вновь взглянуть на проблему внешнеторгового взаимодействия отдельных государств в рамках их сотрудничества с Россией. Сегодня множество стран ориентированы на разные уровни экономической интеграции. Прибалтийские государства тяготеют к региональной интегра-

ции в рамках ЕС; Беларусь, Казахстан, Россия, Киргизия и Таджикистан - к региональной интеграции в рамках вновь формируемой региональной институциональной среды на постсоветском пространстве; к нейтральной позиции самодостаточных государств - Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан.

Заявления и выводы о механизмах интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, сделанные ключевыми политиками России и Казахстана, позволяют утверждать, что речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР, а тесная интеграция на новой ценностной, политической и экономической основе - это веление времени [1; 2].

Характерно, что в период мировой экономической нестабильности, заставляющей государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы способны получить дополнительный импульс. Целый ряд государств, которые сохраняют значительный экономический интерес к широкому взаимодействию с Россией, осознают, что в условиях ограниченного потенциала интеграционного взаимодействия с развитыми странами, вынужденной концентрации развитых стран на собственных политических и финансовых проблемах постсоветское пространство постепенно оказывается в вакууме. Основная задача России и других стран Евразийского пространства в этих условиях состоит не в интеграции любой ценой, чтобы не допустить «заполнения» вакуума чуждыми их интересам силами, а в формировании экономически устойчивой системы в странах-соседях - такой, которая поддерживала бы крепкую политическую структуру и национальный суверенитет.

Таким образом, основной проблемой региональной интеграции

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-32-00224а1 «Разработка модели анализа внешнеторговых потоков Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в условиях перехода к специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам на единой таможенной территории Таможенного союза».

Topical Issues of Foreign Cooperation in Eurasia

выступает сам характер развития отношений между странами на постсоветском пространстве. Здесь необходимо поддержать точку зрения многих экспертов о том, что фактически мы движемся вразрез с привычной для советского времени идеологией - от идей всеобщего единства (которые в настоящее время выглядят утопическими) к более сложному конкретному взаимодействию [3].

Это частоинтерпретируется какпро-должение процессов дезинтеграции. Однако фиксация простых и понятных правил независимыми государствами (например, принятие Таможенного кодекса и целого ряда регулирующих документов в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС) оказывается сложнее, чем подписание абстрактных, ни к чему не обязывающих соглашений.

Формирование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации является одним из наиболее ярких примеров экономической интеграции на постсоветском пространстве. По данным Всемирного банка Таможенный союз объединяет более 60% населения всего постсоветского пространства, в нем производится более 85% валового внутреннего продукта всех стран СНГ, а также на него приходится более 80%

внешнеторговых операций постсоветских стран (табл. 1).

Интеграционный процесс осуществлялся в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Меж-госсовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. № 1, и Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Решением № 9 Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. К настоящему времени задачи, установленные указанными документами, в основном выполнены (табл. 2).

Единая система мер регулирования внешней торговли, созданная в рамках Таможенного союза, органично встроена в национальные системы управления экономикой, одновременно являясь инструментом реализации торгово-экономических интересов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Впервые за все постсоветские годы удалось создать наднациональный орган - Комиссию Таможенного союза, которой делегирован целый ряд функций трех государств в части проведения внешнеторговой политики.

В соответствии со вступившими в силу международными договорами и

^ Nadezhda М. SURNiNA

Dr. Sc. (Ec.), Professor,

Head of Economic Statistics Dprt. Phone: (343) 251-96-10 E-mail: [email protected]

^ viktor Ye. kovalyov

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Global Economics Dprt.

Phone: (343) 251-96-10 E-mail: [email protected]

^ olga A. GAYTERovA

Cand. Sc. (Ec.), Assistant-Prof. of Global Economics Dprt.

Phone: (343) 251-96-10 E-mail: kafedra meo [email protected]

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 marta/Narodnoy voli, 62/45

Key words

customs union of the Eurasian economic community

economic integration

global trade

trade policy

single economic space

Summary

The creation of the EurAsEC Customs Union is one of the most important events in the history not only of the EurAsEC, but also of the entire Commonwealth of Independent States. The paper analyses some facts and trends of developing Customs Union, common customs territory, and Common Economic Space. Discussing these issues will contribute to further development of the integration processes in Eurasia, and to a strengthening international cooperation.

Таблица 1 - Экономический потенциал стран Таможенного союза в 2010 г.

страна ввп, млрд дол. Экспорт товаров и услуг, млрд дол. Импорт товаров и услуг, млрд дол. приток прямых иностранных инвестиций, млрд дол. Население, млн чел.

российская федерация 1479,8 424,2 322,3 42,9 141,7

республика Белоруссия 54,7 29,8 37,2 1,4 9,5

республика казахстан 142,9 64,1 43,2 9,9 16,3

таможенный союз в целом 1677,4 518,1 402,7 54,2 167,5

доля тс в совокупных показателях стран сИГ, % 85,9 80,8 83,4 83,1 61,1

доля ТС в совокупных мировых показателях, % 2,7 2,8 2,2 4,0 2,4

Составлено по данным Всемирного банка: http://databank.worldbank.org

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

Источники

1. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 окт.

2. Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего // Известия. 2011. 25 окт.

3. Осипова О. А. От единства к взаимодействию. Изменение структуры постсоветского пространства // Независимая газета. 2010. 26 окт.

4. Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011-2012 годы: приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 мая 2011 г. № 80.

5. Lucio Vinhas de Souza. An Initial Estimation of the Economic Effects of the Creation of the EurAsEC Customs Union on Its Members // The World Bank Economic Premise. 2011. № 47.

Таблица 2 - Основные этапы формирования Единой таможенной территории

Таможенного союза

Этап Срок реализации Достигнутые результаты

Предварительный этап До 1 января 2010 г. Проведена работа по подготовке нормативно-правовой базы и организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории

Первый этап С 1 января по 1 июля 2010 г. • Введено единое таможенно-тарифное (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифное регулирование; • отменены действующие ограничительные меры тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле; • начал осуществляться совместный контроль товаров на российско-казахстанской границе; • функции в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования переданы Комиссии Таможенного союза как единому регулирующему органу

Второй этап С 1 июля 2010 г. • Введены в действие Таможенный кодекс Таможенного союза и принятая в его развитие единая методологическая база; • таможенное оформление товаров и транспортных средств стало осуществляться с использованием единых форм документов в таможенном органе государства - члена Таможенного союза, резидентом которого является участник вЭд; • обеспечено ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли; • введены в действие международные договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами

третий этап С 1 июля 2011 г. Завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран, включающий также: • перенос согласованных видов государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской федерации; • завершение переговоров с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон

Решениями высшего органа Таможенного союза Комиссией осуществляется выполнение около 150 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. После ратификации пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства функции Комиссии еще более расширятся, охватят вопросы координации макроэкономической и антимонопольной политики, мониторинга соблюдения установленных норм предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, проведения госзакупок, обеспечения контроля за соблюдением единых правил конкуренции, доступа на рынки услуг, включая регулирование уровня тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и другие вопросы деятельности субъектов естественных монополий.

Существенное расширение полномочий Комиссии требует совершенствования ее работы как в части процедур принятия решения, так и в части повышения управленческих возмож-

ностей Секретариата. Наряду с соответствующим изменением его структуры и штатной численности необходимо освоение современных информационных технологий при подготовке и согласовании решений с уполномоченными ведомствами сторон. Требуется также освоение функций стратегического планирования торгово-экономической политики, что предполагает соответствующее наращивание аналитического потенциала Секретариата Комиссии, включая предоставление ему возможностей по проведению необходимых научных и экспертных работ.

Со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 48) заработала единая система таможенного регулирования на Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Стороны провели работу по приведению национального законодательства в соответствие с ТК ТС, ратифицировали Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая

1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.

Некоторые иностранные эксперты полагают, что экономическая основа для региональной интеграции на постсоветском пространстве имеет второстепенное значение, а главной движущей силой являются политические интересы. Эксперт Всемирного банка Люсио Виньяс де Соуза отмечает: «Таможенный союз ЕврАзЭС станет снижающим ВВП фактором, поскольку негативные эффекты от сворачивания торговли с третьими странами, несомненно, возобладают над какими бы то ни было положительными эффектами от появления новых торговых возможностей» [5]. Необходимо отметить, что эта точка зрения вызывает определенные сомнения, так как исключительно важным моментом формирования Таможенного союза ЕврАзЭС является то, что этот интеграционный формат вызвал большую заинтересованность целого ряда третьих стран в установлении преференциального режима - режима свободной торговли. Получены предложения о начале переговоров по созданию зон свободной торговли от Вьетнама, Египта, Новой Зеландии, Сирии, Ирана. Впервые с предложением о создании зоны свободной торговли вышли государства - члены Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда входят такие страны, как Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн. Правительства Норвегии и Исландии уже приняли решения о распространении мандата на переговоры на Беларусь и Казахстан.

Можно констатировать, что в рамках формирования Таможенного союза тремя государствами проведена значительная работа по созданию механизма применения коллективных специальных защитных и антидемпинговых мер от импорта товаров из третьих стран. Это крайне важное обстоятельство, учитывая проявление современного внешнеторгового протекционизма в мировой экономике.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая

2010 г. № 37 Комиссия была наделена полномочиями в области специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

На переходный период, обусловлен- ^ ный необходимостью решения вопросов распространения национальных специальных защитных и антидемпинговых мер на единую таможенную территорию, проведение расследований и выполнение установленных процедурных действий Комиссия поручила уполномоченным органам сторон. Для этого было принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, а также План реализации мероприятий по распространению на единую таможенную территорию Таможенного союза специальных защитных и антидемпинговых мер.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации пересмотрели действующие на национальном уровне специальные защитные и антидемпинговые меры. По результатам пересмотров к распространению на единую таможенную территорию было предложено 10 специальных защитных и антидемпинговых мер.

В целях создания условий для передачи полномочий по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований соответствующему органу Секретариата Комиссии ведется активная работа по формированию необходимой для этого нормативной базы. В частности, Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 59 принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. На рассмотрение Комиссии представлено Положение об использовании и защите конфиденциальной информации в органе, проводящем расследования, и Регламент принятия решений о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. На рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС внесен Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г.

References

1. Putin V. V. The new integration project for Eurasia is the future that appears today // Izvestiya. 2011. October 3.

2. Nazarbaev N. A. The Eurasian Union: from idea to the history of the future // Izvestiya. 2011. October 25.

3. Osipova O. A. From unity to interaction. Restructuring of the former Soviet Union space // Nezavisimaya gazeta. 2010. October 26.

4. Basic results of the Customs Union functioning within EurAsEC and top priorities for the period 2011-2012: Enclosure to the Resolution of EurAsEC Interstate Council (Customs Union superior body) on May 19, 2011. No. 80.

5. Lucio Vinhas de Souza. An Initial Estimation of the Economic Effects of the Creation of the EurAsEC Customs Union on Its Members // The World Bank Economic Premise. 2011. No. 47.

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

В Секретариате Комиссии с 1 января

2011 г. функционирует Департамент по защитным мерам во внешней торговле, проводится набор кадров соответствующей квалификации. К концу 2011 г. должны быть созданы необходимые условия для передачи полномочий по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований соответствующим департаментом Секретариата Комиссии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что позволит завершить переходный период в части передачи полномочий по проведению расследований на наднациональный уровень.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 15 марта 2011 г. Секретариату было поручено изучить возможность применения ответных мер государствами - членами Таможенного союза в случае оказания третьими странами экономического

давления на одно из государств - членов Таможенного союза.

В целом, единый механизм защитных мер многократно усиливает вес каждой из стран Таможенного союза. Третьи страны станут серьезней задумываться перед тем, как вводить ограничительные меры в отношении белорусских, российских либо казахстанских товаров, понимая при этом, что могут последовать серьезные от-

Меховой рынок россии: оценка доли «серого» импорта и контрабанды

БЕлоУС Алексей викторович

Соискатель кафедры мировой экономики, главный государственный таможенный инспектор отдела инспектирования деятельности таможенных органов

Уральское таможенное управление 620014, рФ, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 31 Контактный тел.: (922) 047-57-26 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

контрабанда «серые» схемы

неуплата таможенных платежей меховые изделия

Аннотация

В данной статье проведен анализ размеров нелегального ввоза в Российскую Федерацию меховых изделий. На основании информации открытых источников проведены расчеты по объемам контрабандного ввоза данных товаров.

В последние годы тема незаконного ввоза в Российскую Федерацию товаров и транспортных средств не теряет своей актуальности. Несмотря на целый ряд мер различного характера, принимаемых правительством, ситуация продолжает оставаться сложной.

Пользуясь несовершенством таможенной системы, а также пробелами в законодательстве, отдельные недобросовестные предприниматели и целые структуры делают огромные деньги на «теневом» импорте. Подобная деятельность наносит колоссальный ущерб экономике страны, полностью оценить который в денежном выражении практически невозможно. Можно только выделить главные проблемы:

• неуплата таможенных платежей в полном объеме;

• вытеснение с рынка отечественных производителей;

• вывод капитала, неизбежно сопутствующий данным схемам;

• ущерб жизни и здоровью населения, наносимый некачественной продукцией;

• ущерб, наносимый легальным производителям и владельцам торговых марок контрафактной продукцией.

Вместе с тем вызывает немалое удивление тот факт, что серьезных научных исследований, направленных на выявление размеров данного ущерба, оценку наиболее проблемных секторов экономики, практически не проводилось. В свою очередь, отсутствие таких

разработок не позволяет более или менее достоверно определить реальное состояние дел в конкретных отраслях и принять своевременные, эффективные меры по наведению элементарного порядка.

В данной статье автором на основе открытых источников информации произведен оценочный расчет доли «теневого» импорта в общем объеме рынка меховой одежды Российской Федерации.

Сектор торговли меховой одеждой в Российской Федерации является одним из наиболее закрытых. Достоверной информации по данному направлению в открытых источниках крайне мало. Согласно сведениям, приведенным в Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 г., РФ занимает первое место в мире по потреблению пушнины, отечественный рынок мехов и меховых изделий перспективен, а в период до 2020 г. он будет динамично развиваться [1].

Объем продаж меховой одежды в РФ ежегодно фиксируется Росстатом. В табл. 1 приведено сравнение показателей производства и импорта меховой одежды и объема розничной продажи. Расчет импорта произведен по субпозиции 430310 (предметы одежды и принадлежности к одежде) ТН ВЭД, курс доллара взят в размере 30 р. Импорт умножен на ставку пошлины 10% (средняя) плюс НДС 18% плюс торговая надбавка 25%. Производство умножено на НДС 18% плюс торговая надбав-

ветные меры со стороны Таможенного союза.

Можно утверждать, что Таможенный союз ЕврАзЭС только начинает работать в полную силу и можно делать пока только самые предварительные выводы о его достоинствах и недостатках. Более того, крайне опрометчиво полагать, что интеграция может решить большую часть проблем стран Евразийского пространства. Не следует думать, что наднацио-

нальные институты заменят национальные системы. Наоборот, эффективность наднациональных институтов будет выше, если они будут формироваться на основе крепких национальных систем.

Надо признать, что на пути к формированию мощного интеграционного объединения на постсоветском пространстве существует еще много препятствий. Это существенные различия в уровне развития и структуре нацио-

нальных экономик, в национальном законодательстве. Значительным тормозом интеграции нередко становятся и политические мотивы.

Таможенный союз в этих условиях может и должен стать примером успешного развития взаимоотношений для всех стран Евразийского пространства, убедить их на деле в необходимости более тесной экономической интеграции в интересах всех государств и каждого из них.

Estimation of Illegal Import

and Smuggling

in the Russian Fur Market

ка 25%. Данные производства взяты на официальном сайте Росстата [2], данные импорта по товарной субпозиции рассчитаны на основании статистики ЮНКТАД, взятой на официальном сайте ООН [3].

Объем экспорта меховых изделий из России в данном случае не играет большой роли в силу его незначительности. Так, в стоимостном выражении в 2010 г. он составил 55 млн дол. США, или чуть выше 1,6 млрд р. Вместе с тем указанная сумма также может относиться к неучтенной разнице.

Необходимо отметить, что при анализе данного рынка пропорциональный раздел неучтенной разницы на нелегальное производство и нелегальный импорт нецелесообразен, так как, по оценке многих экспертов, объем меховой одежды, произведенной российскими предприятиями, незначителен. По различным данным, доля иностранного товара на рынке составляет примерно 75%. Таким образом, доля «теневого» импорта в не-

учтенной разнице составит примерно три четверти.

Вместе с тем полученный показатель включает в себя затраты недобросовестных поставщиков на перемещение данного товара в Российскую Федерацию и также должен быть скорректирован. Для этого необходимо обратиться к имеющимся официальным методикам.

Например, постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. № 7 «Об утверждении основных методологических положений по учету скрытой (неформальной) экономики» определяет так называемый «коэффициент эффективности» для челночного импорта, который представляет собой среднее соотношение цены продажи изделия на внутреннем рынке и фактической цены приобретения изделия за рубежом [4]. Постановлением этот коэффициент определен как 1,8 и основан на экспертной оценке Госкомстата и Банка России. Указанная разница в ценах вызвана необходимостью возмещения

^ Alexey v. BELoUS

Applicant for Candidate Degree of the Global Economics Dprt. in the Urals State University of Economics, Chief Customs Officer,

Customs Supervision Dprt.

Urals Customs office 620014, RF, Ekaterinburg, ul. Sheinkmana, 31 Phone: (922) 047-57-26 E-mail: [email protected]

Key words

SMUGGLING ILLEGAL SCHEMES CUSTOMS DUTY EVASION FUR GOODS

Summary

In the article illegal import of fur goods to the Russian Federation is analyzed. Calculations of smuggling volume, performed in the paper, are based on open data sources.

Таблица 1 - Сравнение показателей производства и импорта меховой одежды

и объема розничной продажи в РФ

Год Импорт, млрд р. Производство в РФ, млрд р. Потребление в РФ, млрд р. Неучтенная разница, млрд р. Разница в объеме потребления,%

2006 4,29 3,33 60,98 53,36 87,5

2007 5,69 4,48 65,21 55,04 84,4

2008 8,93 5,01 83,55 69,61 83,3

2009 5,82 5,45 72,93 61,66 84,5

2010 11,55 6,2 82,5 64,75 78,5

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.