АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Д.А. Лиллерт, М.И. Плотникова,
ООО «Газпром межрегионгаз» (Санкт-Петербург, РФ)
Как любое предприятие-природопользователь, газораспределительные организации обязаны соблюдать требования и нормативы действующего экологического законодательства. Они касаются регулирования выбросов в атмосферный воздух, деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, качественного состава промышленных и бытовых стоков. Раз в три года ГРО проверяются органами государственного экологического надзора, помимо этого существует процедура ежегодного производственного экоконтроля со стороны управляющей компании «Газпром межрегионгаз». Ежегодные планы природоохранных мероприятий реализуются не только в рамках производственной деятельности. Они включают совместные с административными и общественными организациями акции по озеленению и благоустройству территории, экскурсии и конкурсы по экологической тематике. В России 2017 год объявлен Годом экологии. И в честь этого компаниями Группы ООО «Газпром межрегионгаз» под эгидой ПАО «Газпром» запланирован целый ряд мероприятий, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды в регионах присутствия, реабилитацию природных объектов и комплексов, эколого-просветительскую деятельность и др.
ключевые словА:
год экологии в России,экологические требования и нормативы, факторы негативного воздействия на окружающую среду, производственный экологический контроль в газораспределительных организациях, природоохранные акции.
Вопросы экологической безопасности на сегодняшний день приобретают все большую актуальность. И не случайно, что в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития 2017 год Указом Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» от 5 января 2016 г. № 7 второй раз в течение последних пяти лет объявлен Годом экологии.
Природоохранные требования устанавливаются для всех субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая служит источником негативного воздействия на окружающую среду, в
том числе и на газораспределительные организации (ГРО). Объектами охраны окружающей среды считаются земля, недра, почвы,поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Под факторами негативного воздействия ГРО на окружающую среду понимаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, сброс загрязняющих веществ в системы водоотведения и водные объекты. Помимо этого при про -ведении определенных видов работ происходит воздействие на недра, почвы, растительный и животный мир.
Все вышеперечисленные виды негативного воздействия регулируются законодательством в области охраны окружающей среды, в частности основополагающим Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, Федеральным за -коном «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, Водным и Земельным кодексами, а также большим числом подзаконных актов.
В рамках управления природоохранной деятельностью управляющей организацией ООО «Газпром межрегионгаз» на основании анализа получаемой информации для ГРО определены следующие основные задачи: • минимизация объемов стравливаемого газа при проведении ремонтных работ на сетях газораспределения посредством применения устройств для врезки в газопроводы под давлением;
• усиление контроля за своевременной разработкой проектной и оформлением разрешительной документации в области охраны окружающей среды;
• обязательность внесения платы за негативное воздействие в случае аварийных выбросов;
• заключение договоров водопользования при эксплуатации подводных переходов газопроводов;
• предотвращение образования отходов, организация раздельного (селективного) сбора отходов;
• недопущение размещения отходов на объектах, не включен -ных в Государственный реестр объектов размещения отходов;
• обоснованное установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и др.
Экологическое законодательство в настоящее время находится на стадии серьезного реформирования. Запланировано множество принципиальных нововведений с поэтапным вступлением нормативно-правовых актов в силу - в части категорирования объектов негативного воздействия, разграничения объемов оформляемой разрешительной
документации в зависимости от типа объекта, внедрения наилучших доступных технологий, совершенствования деятельности в области обращения с отходами и т. д.
Следует отметить, что в действующем законодательстве до сих пор существует много так называемых белых пятен. К таким проблемным вопросам можно отнести установление санитар-но-защитных зон, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, регулирование сбросов на водосборные площади, оформление прав на пользование водными объектами и пр.
В качестве примера остановимся на использовании акватории водных объектов при эксплуатации подводных переходов газопроводов. В действующем водном законодательстве существуют следующие проблемы правового регулирования:
• отсутствие четкого указания на необходимость заключения договоров водопользования при различных вариантах прокладки газопроводов (в зависимости от глубины их залега -ния);
• отсутствие четкого перечня исследований для мониторинга водного объекта;
• несоразмерность внесения платы за использование акватории водного объекта объему оформляемых документов. Неурегулированность проблемных вопросов действующего экологического законодательства служит причиной многочисленных судебных разбирательств. Предприятия-при-родопользователи такие процессы зачастую проигрывают, хотя и не всегда объективно виновны.
Следует также отметить, что все газораспределительные организации подлежат государственному экологическому надзору, который осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ проверки ГРО в части
соблюдения требований природоохранного законодательства проводятся один раз в три года.
Помимо этого в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ГРО обязаны осуществлять производственный экологический контроль, который регламентируется стандартом организации СТО «Газпром газораспределение» 8.4-2011 «Положение о производственном экологическом контроле на объектах филиалов, дочер -них и зависимых обществ ОАО «Газпром газораспределение». Согласно требованиям данного документа организована четырехуровневая система производственного экологического контроля. В рамках первого уровня управляющая организация ООО «Газпром межрегионгаз» по еже -годно утверждаемому графику осуществляет комплексные проверки ГРО, в том числе на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В свою очередь, в ГРО организован производственный экологический контроль второго-четвер-того уровней. В рамках мер, направленных на предотвращение нарушений природоохранного законодательства, до газораспределительных организаций доводится проанализированная информация о типовых нарушениях с указанием рекомендаций
по недопущению их возникнове -ния в будущем.
Следует подчеркнуть, что деятельность по обеспечению выполнения требований экологического законодательства зачастую требует существенных финансовых затрат. Однако, как показывает практика, несоблюдение экологических требований может повлечь за собой еще большие финансовые потери, связанные с привлечением к административной ответственности.
К примеру, штраф, налагаемый на юридическое лицо по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -«Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» - достигает 250 тыс. руб. В качестве исключительной меры этой же статьей предусмотрено административное приостановление деятельности предприятия сроком до 90 сут. Срок давности привлечения к ответственности по административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
Как правило, обязанности по обеспечению исполнения требований экологического за-
конодательства, контролю за соблюдением установленных нормативов негативного воздействия, планированию мероприятий по снижению и предотвращению негативных воздействий на окружающую среду и обеспечению их реализации в газораспределительной организации возложены на инженера-эколога. В большинстве своем специалисты опытные и квалифицированные, инженеры-экологи постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуя в региональных семинарах и ежегодном совещании «Актуальные и проблемные вопросы в области охраны окружающей среды», которое организует ООО «Газпром межрегионгаз».
Сформированные во всех газораспределительных организациях планы природоохранных мероприятий на 2016 г. реализуются не только в рамках производственной деятельности. Также запланирован и осуществляется ряд экологических акций: озеленение и благоустройство территорий, экскурсии на природоохранные объекты,конкурсы фотографий и детских рисунков на тему защиты окружающей сре -ды и др. Такого рода мероприятия обычно проходят при поддержке местной администрации и общественных организаций. Один из постоянных партнеров ГРО при организации социально значимых мероприятий в регио -нах присутствия - Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского.
Работа по минимизации негативного воздействия на окружающую среду постоянно совершенствуется. В 2017 г., офи -циально объявленном Годом экологии, ПАО «Газпром» и Группа компаний ООО «Газпром межрегионгаз» в его составе планируют организовать целый ряд мероприятий, направленных на позиционирование ПАО «Газпром» как экологически ответственной компании.