Научная статья на тему 'Актуальные вопросы управления объектами интеллектуальной собственности'

Актуальные вопросы управления объектами интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Ольга Александровна

В последнее время отмечается рост экономического интереса к повышению доходности организаций за счет использования исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности. Рассмотрены аналитические аспекты управления интеллектуальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы управления объектами интеллектуальной собственности»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

О.А. Овчинникова

Аннотация. В последнее время отмечается рост экономического интереса к повышению доходности организаций за счет использования исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности. Рассмотрены аналитические аспекты управления интеллектуальной собственностью.

Ключевые слова: нематериальные активы, интеллектуальная собственность, деловая активность, инвестиции, анализ эффективности использования нематериальных активов, стратегический менеджмент.

За последнее десятилетие Россия серьезно продвинулась по пути социально-экономических и политических реформ: появились и активно развиваются социальные институты, необходимые для нормального функционирования современной рыночной экономики; политическая и экономическая открытость дала импульс расширению различных сфер бизнеса; резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами потребителей. На российских предприятиях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, главная задача которых - формирование благоприятного имиджа организации, основанного на высокой деловой репутации. Деловой имидж, репутация, торговая марка, брендинговая концепция занимают все большее внимание экономистов и маркетологов, ученых и практиков во всем мире.

Деятельность организаций по созданию прогрессивных технологий и разработке иных новаций обуславливает появление специфического ресурса - нематериальных активов (НМА). Вложение капитала в НМА является объектом учета, анализа и управления. Инвестиции в НМА окупаются в течение определенного периода за счет дополнительной прибыли, получаемой организацией в результате их использования, и за счет амортизационных отчислений. Однако в последнее время отмечается рост экономического интереса к повышению доходности организаций за счет использования исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности.

НМА являются наиболее перспективной и управляемой частью имущества капитального характера. Посредством наращивания НМА достигается эффект капитализации имущества компании. Многие виды НМА создаются внутри компании и имеют маркетинговую природу. К ним относятся маркетинговая стратегия, клиентская база, методика мониторинга рынка и результаты маркетинговых исследований, ноу-хау в маркетинговых технологиях, наличие высокой репутации и квалифицированного персонала, долговременных связей с покупателями, бренд и многие другие. Эти НМА представляют собой бесспорное конкурентное преимущество. Их стоимостная оценка и отражение в учете должны быть важным инструментом капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный с маркетинговой точки зрения образ компании.

Основной частью НМА организации являются объекты интеллектуальной собственности, в состав которых включаются и другие объекты имущественных прав, а именно: неисключительные имущественные права (лицензии на осуществление видов деятельности, использование опыта специалиста и др.). Интеллектуальная собственность является мощным фактором повышения конкурентоспособности инновационной экономики и требует управляющего воздействия на процессы, связанные с ее использованием.

Анализ научных трудов [1, 2, 4, 5] показывает, что интеллектуальная собственность существенно влияет на деловую активность фирмы. Если предприятия планируют и осуществляют свою деятельность на базе внедрения высоких технологий, постоянного контроля за качеством продукции, они успешно завоевывают новые рынки сбыта, расширяют свое производство и добиваются высоких результатов и высокой прибыли в работе.

Все объекты интеллектуальной собственности ук-рупненно делятся на три группы, отличающиеся друг от друга правовым режимом (рисунок 1).

Эффективное управление объектами интеллектуальной собственности предполагает решение следующих аналитических задач [3]:

- изучение структуры НМА в составе внеоборотных активов и всего имущества организации;

- изучение структуры НМА по различным классификационным признакам;

- изучение состояния НМА;

- изучение эффективности использования НМА;

- выявление резервов роста эффективности использования НМА.

Эффективность анализа НМА в значительной мере зависит от правильности планирования аналитической работы и ее организации. В процессе анализа на подготовительном этапе необходимо составить план, с формулировкой и определением цели и задач анализа, объекта анализа, системы показателей, круга исполнителей, последовательности и сроков выполнения отдельных аналитических работ. Важное значение имеет подбор источников информации и проверка их объективности. На следующем этапе проводится систематизация и аналитическая обработка исходных данных. С этой целью проводятся аналитические расчеты, составляются таблицы, графики, диаграммы. Необходимо выявить причинные связи и оценить степень влияния различных факторов на эффективность использования НМА в деятельности предприятия. В заключение проведенной работы необходимо обобщить полученные результаты анализа и представить объективную оценку показателей состояния и поведения НМА, сводный подсчет резервов и конкретные предложения по повышению эффективности их использования.

Рисунок 1 - Виды объектов интеллектуальной собственности в зависимости от правового режима

Для проведения анализа объектов интеллектуальной собственности целесообразно разработать систему взаимосвязанных аналитических показателей, достаточно полно раскрывающих их поведение в процессе использования предприятием.

Качество проведенного анализа зависит от выбора и подготовки информационной базы, охватывающей различные учетные и внеучетные данные (рисунок 2).

Показатели изменения суммы и удельного веса НМА в составе внеоборотных активов и имущества организации в целом, рассчитанные без последующего изучения показателей, характеризующих структурную динамику и состояние объектов НМА, не являются в достаточной степени информативными, поскольку свидетельствуют только о том, в какой степени организацией используются различные права и каковы общие тенденции этого использования [4]. Поэтому для адекватного восприятия и более глубокого исследования причин сложившейся ситуации важное место при анализе деятельности организации должно отводиться исследованию состава и структуры НМА, которые в современных условиях имеют огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Наличие такой информации позволит проследить за динамикой изменений в составе отдельных видов НМА, выявить основные направления в их формировании, которые целесообразно учитывать при определении эффективности использования НМА.

По степени ликвидности вложения и инвестиции в НМА могут быть разбиты на три группы: высоколиквидные, среднеликвидные и трудноликвидные. Вообще НМА при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, так как реализовать их значительно труднее, чем основные средства и оборотные активы. Необоснованный рост НМА приводит к уменьшению собственного оборотного капитала, снижению показателя текущей ликвидности и замедлению оборачиваемости совокупного капитала.

Обобщающим показателем эффективности использования НМА и средств на их приобретение является показатель, отражающий соотношение темпов роста прибыли (или выручки от реализации продукции, работ, услуг) и роста стоимости нематериальных активов. При этом положительный экономический эффект будет в том случае, если сохранится пропорция: темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста НМА, т.е. данный показатель должен быть больше единицы.

В настоящее время существуют два варианта подхода к решению вопросов о повышении доли НМА в капитализации компании [5]:

1. Традиционный метод вовлечения в оборот НМА, основанный на повышении их отчетной стоимости;

2. Современный инновационный метод вовлечения в оборот НМА путем формирования системы стратегического управления данными активами.

Традиционный метод вовлечения в оборот НМА, основанный на повышении их отчетной стоимости, подразумевает рассмотрение данных активов в первую

очередь как имущественных объектов, служащих залогом устойчивого финансового положения компании. Этот метод предполагает разработку и осуществление следующих мероприятий, как:

- инвентаризация НМА;

- независимая оценка НМА на основе прямых (сравнительного, доходного, затратного) или косвенных (через разницу капитализации компании и стоимости ее чистых активов) методов;

- определение порядка использования данных активов в соответствии с существующими направлениями деятельности предприятия.

Применение стратегического подхода изначально основано на традиционном использовании рыночной капитализации как одного из ключевых целевых стратегических показателей, часто выполняющего функцию стратегической цели. Одним из ключевых преимуществ, которые дает стратегически-ориентированный подход, является возможность вовлечения в экономическое планирование предприятия не только классических НМА - патентов, брэндов, торговых марок, но и нерегистрируемых понятий. К последним относятся различные виды ноу-хау, понимание которых должно быть расширено с технологического до покрывающего всю деятельность фирмы. Традиционное экономическое планирование развития предприятия, при котором большинство затрат на создание торговой марки, формирование корпоративной культуры, системы управления производством и т.д. относятся не на инвестиционную составляющую, а на текущие затраты по статьям «заработная плата», «реклама», «консалтинг». Данный принцип, полезный при осуществлении учета для целей налогообложения, не соответствует целям эффективного анализа и планирования.

Предприятия, которые пытаются воплотить стратегию, основанную на использовании НМА, но изначально организованные для функционирования в конкурентной среде индустриальной эпохи, сталкиваются с трудностями. Сейчас организации требуется новый тип менеджмента - стратегический, но не тактический. Основой любого стратегического плана развития компании является ее базовая стратегия, выбор которой зависит от компетенции и профессионализма руководителей, их реакции на изменение внешних факторов воздействия на бизнес и учет рекомендаций менеджмента компании. Положительный эффект в процессе производства обусловлен повышением уровня использования НМА как в рамках всей компании, так и по ее отдельным сегментам бизнеса. Важным признаком антикризисной стратегии компании выступает инвестиционная привлекательность ее НМА, определяющая их ликвидность и степень риска инвестиционных вложений.

Повышение роли НМА в обеспечении эффективности работы предприятия требует усиления экономического подхода к роли НМА, находящего выражение в умении использовать права на результаты интеллектуальной деятельности для повышения доходности предприятия. Реализация такого экономического подхода невозможна без развития учетно-аналитического обеспечения управления интеллектуальной собственностью.

Список использованных источников

1 Ходыревская В.Н., Меньшикова М.А. Управление человеческим капиталом и эффективность деловой активности организации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 6. - С. 2-5.

2 Эффективность менеджмента: теория, методика, практика / колл. авт.; под науч. ред. В.Н. Ходыревской; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2011. - 148 с.

а

ю

р

о ф

Учетные данные Данные бизнес-плана, документы бухгалтерского, статистического учета, первичные учетные данные, отчетность предприятия

Внеучетные даные Документы, регулирующие деятельность предприятия, включая устав, приказ об учетной политике предприятия, законодательные документы, хозяйственно-правовые документы, техническая и технологическая документация, данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, другие источники

Рисунок 2 - Информационная база проведения анализа НМА

3 Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008 - 432с.

4 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 352 с.

5 Ольховский В. В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций: монография. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

Информация об авторе

Овчинникова Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел.: 8-920-737-89-01, e-mail: Lelika-46@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.