Научная статья на тему 'Актуальные вопросы учета и оценки гуд-вилла'

Актуальные вопросы учета и оценки гуд-вилла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУД-ВИЛЛ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / BUSINESS REPUTATION / ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / EVALUATION OF INTANGIBLE ASSETS / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГУД-ВИЛЛА / GOODWILL EVALUATION METHODS / БЕД-ВИЛЛ / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ГУД-ВИЛЛА / CAUSES OF NEGATIVE GOODWILL / GOODWILL / BADWILL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебер Анастасия Иосифовна

Представлены результаты сравнительного анализа практики бухгалтерского учета и рыночной оценки категории «гуд-вилла», рассмотрены наиболее распространенные методы определения рыночной стоимости гуд-вилла производственного предприятия или компании, обоснована необходимость проведения рыночной оценки. Также предложено авторское объяснение причин возникновения отрицательного гуд-вилла (бед-вилла) предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT ISSUES OF GOODWILL ACCOUNTING AND ASSESSMENT

The article reports on the results of the comparative analysis of the practice of accounting and market valuation of the “Goodwill” category. It considers the most common methods for determining the Goodwill market value of a manufacturing enterprise or a company and substantiates the need for a market valuation. The paper also provides the author’s explanation of the causes of enterprise negative Goodwill (badwill) occurrence.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы учета и оценки гуд-вилла»

5. Спивак О.Н., Спивак В.В. Инновационная деятельность в Иркутской области // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11. С. 390397.

6. Пешков А.В., Токарева К.А. Социально-экономическое развитие территорий и административные барьеры // Вестник ИрГТУ. 2014. № 9. С. 244-249.

7. Матвеева М.В. Опыт практической реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 2 (3). С. 35-41.

8. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2013. 41. С. 15-20

9. Матвеева М.В. К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1 (4). С. 46-55.

10. Ощерин Л.А., Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий

как основы лэнд-девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1 (1). С. 10-20.

11. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1. С. 44-45.

12. Пешков В.В., Комаров К.А. Коммуникационный менеджмент в системе инвестирования: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 180 с.

13. Пешков В.В. Региональный инвестиционно-строительный комплекс. Состояние и основные направления эффективного развития. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. 179 с.

14. Yaskova N., Matveeva M. Innovative focus of the investment activity within the modernization of the national economy // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis - XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 42-45.

15. Peshkov V., Kasyanchik P. Problems of the investment and construction sector development in conditions of the national economy modernization // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis - XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 50-53.

УДК 347.77

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ГУД-ВИЛЛА © А.И. Лебер1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты сравнительного анализа практики бухгалтерского учета и рыночной оценки категории «гуд-вилла», рассмотрены наиболее распространенные методы определения рыночной стоимости гуд-вилла производственного предприятия или компании, обоснована необходимость проведения рыночной оценки. Также предложено авторское объяснение причин возникновения отрицательного гуд-вилла (бед-вилла) предприятия. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: гуд-вилл; деловая репутация; оценка нематериальных активов; методы оценки гуд-вилла; бед-вилл; причины возникновения отрицательного гуд-вилла.

RELEVANT ISSUES OF GOODWILL ACCOUNTING AND ASSESSMENT A.I. Leber

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article reports on the results of the comparative analysis of the practice of accounting and market valuation of the "Goodwill" category. It considers the most common methods for determining the Goodwill market value of a manufacturing enterprise or a company and substantiates the need for a market valuation. The paper also provides the author's explanation of the causes of enterprise negative Goodwill (badwill) occurrence. 6 sources.

Key words: Goodwill; business reputation; evaluation of intangible assets; Goodwill evaluation methods; badwill; causes of negative Goodwill.

Понятие «деловой репутации» сложилось в мировой практике достаточно давно. Категория «гуд-вилл» впервые стала использоваться при совершении сделок в Великобритании в первой половине пятнадцатого века. В дословной трактовке гуд-вилл означает «добрую волю» участников коммерческой сделки в предоставлении ряда взаимных уступок [1]. Иными словами, термин «гуд-вилл» означает, что торговая

операция с переплатой происходит по доброй воле без принуждения. Возможно, по этой причине сделки с гуд-виллом были законодательно запрещены в той же Великобритании на протяжении более двухсот лет как ограничивающие конкуренцию.

В отечественной практике коммерческой деятельности предприятий категория гуд-вилла используется уже достаточно давно. Нормативно подкреплена она

1Лебер Анастасия Иосифовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: В902бб107Вб, e-mail: leberai@mail.ru

Leber Anastasia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: В902бб107Вб, e-mail: leberai@mail.ru

ст. 150 ГК РФ, а также Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) 14/2007 «Учет нематериальных активов». Но, несмотря на это, остается множество нерешенных вопросов при определении стоимости нематериальных активов.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), гуд-вилл возникает при несовпадении цены приобретения бизнеса со стоимостью его чистых активов. На эту величину оказывает влияние множество факторов: правила расчета гудвилла, принятые стандартами учета; размер отраженных в балансе нематериальных активов; неэкономические предпочтения продавцов и покупателей, влияющие на цену продажи; и другие как объективные, так и субъективные факторы. Сегодня в балансах компаний отражены значительные суммы приобретенного гуд-вилла, которые вуалируют, а порой и искажают их реальное финансовое состояние, но не отражают действительного количества принадлежащих им нематериальных активов. Изменения в МСФО обусловили следующие обстоятельства: компании получили большую свободу в выделении из общей суммы приобретенного гуд-вилла таких составляющих, как технологические активы (патенты); контрактные активы (лизинговые и лицензионные соглашения); клиентские активы (списки клиентов); маркетинговые активы (торговые марки и бренды).

Неоднозначные трактовки категории гуд-вилла также оказывают негативное влияние на решение актуальной проблемы оценки стоимости нематериальных активов.

Традиционными составляющими гуд-вилла являются:

1) репутация, в основе которой наработанные связи с клиентурой;

2) условная стоимость деловых связей;

3) компетентность сотрудников;

4) репутация топ-менеджмента компании;

5) добросовестность в осуществлении предпринимательской деятельности;

6) лояльность к контрагентам;

7) деловая активность и корпоративная культура предприятия;

8) прозрачность организационной и финансовой структуры, механизма принятия управленческих решений и др. [4].

Важно понимать, что понятия «деловая репутация» и «гуд-вилл» могут использоваться как синонимы, но лишь в случае стоимостной оценки деловой репутации.

Также необходимо отметить разницу в понимании деловой репутации бухгалтерами и оценщиками. Для бухгалтерского учета величина приобретаемой деловой репутации предприятия определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу при покупке предприятия, и стоимостью имущества по бухгалтерскому балансу предприятия на сумму его покупки. Стандарты бухгалтерского учета признают возможность оценки гуд-вилла только приобретенной компании, оценщики допускают возможность расчета стоимости гуд-вилла (или его составляющих)

действующего предприятия.

Согласно мнению современных ученых [6], для целей бухгалтерского учета положительную деловую репутацию стоит рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неиден-тифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием: наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, достаточно высокого уровня квалификации персонала и т.п.

Оценщик же вычисляет стоимость деловой репутации в процессе предпродажной подготовки, т.е. при расчете рыночной стоимости для купли-продажи. Но это противоречиво трактуемый актив. Одни оценщики интерпретируют гуд-вилл как стоимость всех элементов нематериальных активов; другие - как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость материальных активов в той части нематериальных активов предприятия, что отражена в бухгалтерском балансе [6]. Сторонники и первой, и второй точек зрения сходятся в том, что гуд-вилл:

- нематериальный актив;

- присутствует только при наличии избыточной прибыли;

- не может быть отделен от действующего предприятия [6].

Под избыточной прибылью (или сверхприбылью) понимается прибыль, полученная на основе показателя рентабельности, превышающего среднеотраслевые значения (чаще всего рассматриваются показатели рентабельности по собственному капиталу предприятия или по его активам).

Но существуют ситуации, когда гуд-вилл можно считать отсутствующим, даже несмотря на наличие сверхприбыли. Например:

- организация осуществляет выполнение заказов по небольшому числу контрактов. В случае, если указанные контракты окажутся расторгнутыми, прибыль такой компании может значительно снизиться или привести к банкротству;

- избыточная прибыль, получаемая организацией, связана с успешной деятельностью собственника или менеджера. В случае его ухода из компании сверхприбыль и сверхстоимость будут потеряны;

- если организация существует непродолжительный срок времени, то говорить о формировании устойчивой величины гуд-вилла несправедливо, т.к. репутация не может сложиться за короткий временной отрезок [5].

В деятельности любого хозяйствующего субъекта есть всего два случая, когда необходимо знать точную стоимость гуд-вилла:

1) в случае продажи компании;

2) в случае, если репутации был нанесен урон.

На сегодняшний день существует достаточное количество методов, применяемых для оценки стоимо-

сти гуд-вилла. Одним из наиболее распространенных признается, согласно МСФО, остаточный метод; в ряде отечественных источников встречается под названием метод скорректированной стоимости чистых активов [4]. Его суть заключается в следующем:

- первоначально необходимо скорректировать балансовую стоимость активов и обязательств предприятия согласно сегодняшней рыночной стоимости, т.к. на момент приобретения предприятия эти показатели могут существенно разниться;

- находится скорректированная стоимость чистых активов предприятия (его собственного капитала) как разница между рыночной стоимостью всех активов предприятия и текущей (дисконтированной) стоимостью его обязательств;

- из цены приобретения компании вычитается величина ее чистых активов (итог предыдущего этапа), и этот остаток трактуется как величина приобретенного гуд-вилла;

- стоимость гуд-вилла отражается в балансе как нематериальный актив, амортизируемый в течение срока полезной службы (ПБУ 14/2007), или подлежит тестированию на обесценивание;

- отрицательная величина гуд-вилла (бед-вилл) относится на доходы будущих периодов (ПБУ 14/2007).

Достаточно часто в оценочной практике для определения предпродажной стоимости гуд-вилла применяется метод избыточных прибылей. Его сущность состоит в том, что есть возможность оценить избыточные прибыли, которые приносят предприятию нематериальные активы, обеспечивающие ставки дохода на активы (или на собственный капитал), превосходящие среднеотраслевые показатели. Основные этапы метода следующие:

1. Изначально необходимо скорректировать (переоценить) материальные активы предприятия, т.е. определить их рыночную стоимость;

2. Подсчитываются нормализованные (фактические) прибыли предприятия;

3. Определяется средний по отрасли доход на активы (или на собственный капитал) - среднеотраслевая рентабельность собственного капитала или активов (чаще всего), на основе статистических показателей деятельности предприятий по отраслям;

4. Подсчитывается ожидаемая (планируемая) прибыль предприятия на основе среднего по отрасли дохода на активы (или на собственный капитал): этап 3 этап 1;

5. Рассчитывается избыточная прибыль (если есть) как разница между фактической (нормализованной) и планируемой (ожидаемой) прибылью предприятия: этап 2 - этап 4;

6. Рассчитывается стоимость гуд-вилла путем капитализации избыточной прибыли;

7. Стоимость гуд-вила добавляется к стоимости чистых активов (собственного капитала предприятия), корректируя общую стоимость активов и пассивов баланса.

Стоимость гуд-вилла при использовании метода

избыточных прибылей определяется как способность генерировать экономическую выгоду. Обычно инвесторы оплачивают ожидаемую будущую прибыль, получаемую от гуд-вилла в течение периода, не превышающего 5 лет. При таких допущениях ставка капитализации (К) рассчитывается как величина, обратная количеству лет, приносящих избыточную прибыль, за которую готов заплатить инвестор. Например, если инвестор готов заплатить сумму, эквивалентную пятилетнему избыточному доходу, то К будет: 1:5=0,20=20%.

Стоит сказать, что последний метод основан на предположении о том, что рынок не допускает длительного наличия избыточных прибылей в компании и стремится уравнять рентабельность активов. Следовательно, роль гуд-вилла в этом расчете сводится к регулятору рентабельности активов (или собственного капитала) до среднеотраслевого уровня.

Кроме того, используются следующие методы оценки стоимости гуд-вилла:

- Методика БгапСРюапсе предлагает оценивать гуд-вилл посредством дисконтирования прогнозных и постпрогнозных потоков прибыли, генерируемой гудвиллом [3]. При этом ставка дисконтирования формируется за счет безрисковой ставки и коэффициента, определенного по графику изменения силы товарного знака (гуд-вилла).

- Метод компании ШегЬгапС основан на использовании отраслевых коэффициентов (мультипликаторов), которые принимают значение в диапазоне от 0 до 20 и рассчитываются по уравнению в зависимости от силы товарного знака [3]. На основании отраслевых коэффициентов из величин текущих прибылей выделяется прибыль, приходящаяся на гуд-вилл. Чистая прибыль от гуд-вилла, умноженная на мультипликатор, дает стоимость деловой репутации.

- Квалиметрический или левериджный методы оценки гуд-вилла, предлагаемые В.М. Елисеевым [2], не требуют использования среднеотраслевых показателей, поскольку основаны на сравнении фактических значений операционного дохода с проектным. В первом случае дается формула для расчета отрицательного гуд-вилла, в котором учтены моральный (функциональный для объектов недвижимости) и экономический износы основных средств. В левериджном методе гуд-вилл приравнивается к величине прироста активов по сравнению с первоначальной (проектной) стоимостью активов предприятия. Прирост стоимости активов происходит за счет отклонения фактической рентабельности активов от проектной (среднеотраслевой) величины. Поэтому, несмотря на разницу в составлении формулы (с использованием интегрального левериджа), по сути расчет производится методом избыточных прибылей.

Таким образом, все приведенные в обзоре методы расчета стоимости гуд-вилла применяются для оценки действующих, а не приобретенных предприятий. В связи с этим процедуру оценки гуд-вилла можно считать обязательной для большинства современных организаций, ориентированных на стратегическое развитие в долгосрочной перспективе.

Вопрос происхождения гуд-вилла является одним из наиболее сложных в экономической среде. Причем, чаще всего, решается он в отношении положительного гуд-вилла. Причины же возникновения отрицательного гуд-вилла (бед-вилла) практически не выясняются.

Отрицательный гуд-вилл означает, что скорректированная стоимость чистых активов предприятия (за минусом текущей стоимости его обязательств) больше, чем рыночная стоимость приобретаемого предприятия в целом. Природу бед-вилла некоторые экономисты объясняют следующим образом: стоимость, которую добавляют менеджеры при управлении компанией, ниже, чем затраты на управление, поэтому возникает так называемое внебалансовое обязательство компании [4]. В результате, например, капитализация некоторых нефтедобывающих компаний ниже, чем стоимость их запасов нефти. Но исследований, подтверждающих этот факт, пока не проводилось.

Также существует мнение о целесообразности использования бед-вилла для отражения в бухгалтерской отчетности морального и экономического износа имущества [3]. Можно согласиться с тем, что проблема занижения базы амортизационных отчислений по причине вычитания морального и экономического износа существует. Но ее можно решить путем изменения налогооблагаемой базы, а не путем завышения реальной стоимости имущества в финансовой отчетности, которое возникает в результате учета морального и экономического износа в отрицательном гудвилле. Кроме того, согласно и ПБУ 14/2007, и МСФО, переоценка активов - лишь альтернативный вариант определения стоимости активов в балансе, основным же является оценка по первоначальной (исторической) стоимости, которая не зависит ни от функционального, ни от экономического износа.

Одну из причин возникновения отрицательного гуд-вилла можно объяснить следующим образом: рынки отдельных активов и рынки бизнеса, влияющие на определение рыночных стоимостей, развиваются самостоятельно и под воздействием различных факторов. Рыночные стоимости активов и предприятия в целом определяются по принципу наилучшего и наиболее эффективного использования. Велика вероятность, что наиболее эффективные способы использования отдельных активов и бизнеса могут не совпадать. Иными словами, стоимость бизнеса складывается за счет денежных потоков от реализации созданного бизнесом товара или услуги, а стоимость отдельных активов формируется за счет денежных потоков от возможной продажи этих активов.

Таким образом, результаты от использования предприятия в целом и отдельных его активов невозможно сопоставить, как невозможно сопоставить рыночные стоимости активов и бизнеса. При этом не имеет никакого значения, насколько полно отражены активы предприятия в балансе: даже если внести в баланс стоимость активов, не идентифицируемых стандартами бухгалтерского учета, суммарная рыночная стоимость активов также не совпадет со стоимостью бизнеса в целом. Если цена указанных активов в использовании, то есть в рамках рассматриваемого бизнеса, выше, чем стоимость при альтернативном варианте среднерыночного использования, то возникает положительный гуд-вилл, если ниже - отрицательный (бед-вилл).

Также можно предположить, что на рынке появились новые, более эффективные способы применения отдельных активов предприятия. В этом случае их цена способна резко возрасти и суммарно превысить стоимость бизнеса. Такую ситуацию следует признать нестабильной, способной повлечь продажу дорогостоящих, по сравнению с бизнесом, активов, или вытеснение менее эффективного бизнеса более эффективным.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость как бизнеса в целом, так и отдельных его активов является величиной гипотетической, т.е. вероятностной. Поэтому для предположения, что рыночная стоимость предприятия будет меньше рыночной стоимости совокупных его активов, требуется серьезное обоснование, например, низкая дисконтированная стоимость денежных потоков даже при наиболее эффективном использовании бизнеса. Поэтому вероятность возникновения отрицательного гуд-вилла можно признать достаточно низкой, а сам бед-вил - результатом ошибки при определении рыночной стоимости совокупных активов предприятия.

Подводя итог, следует сказать, что отрицательный гуд-вилл проявляется либо как результат ошибок в расчете рыночной стоимости отдельных активов предприятия, либо как временное несовпадение стоимостей бизнеса и его активов, вызванное разными эффектами от их использования. Необходимость оценки гуд-вилла сегодня обусловлена его возрастающей ролью в повышении стоимости компании, что в свою очередь обеспечивает конкурентные преимущества предприятию на рынке и дополнительную прибыль.

Статья поступила 25.11.2014 г.

Библиографический список

1. Горин С.В. Деловая репутация организации. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 256 с.

2. Елисеев В.М. Гуд-вилл: проблема оценки и отражения в отчетности // Вопросы оценки. 2004. № 1. С. 31 -37.

3. Зотов В.В. Ценность бренда. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2005. 167 с.

4. Калинский О.И. Анализ основных методик оценки гудвилла, используемых в мировой практике // Вестник ИНЖЕ-КОНА. 2007. Вып. 5 (18). С. 184-190.

5. Лебер А.И. Грязнова К.П. Категория гуд-вилла в практике учета и оценки: сб. статей по материалам регионал. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Иркутск, 29 апреля, 2014 г.) Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 26-28.

6. Просвирина И.И. Методология формирования неосязаемых активов предприятий: дис. ... д-ра эконом. наук (08.00.10.) Екатеринбург, 2006. 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.