Н.А. ПРОКОПЕНКО
Кандидат юрид. наук Преподаватель кафедры криминологии, ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
На сегодняшний день неуклонно актуализируется значение судебной искусствоведческой экспертизы. Возрастает потребность в повышении ее эффективности, совершенствовании методологии и методики, в укреплении и обновлении технической базы проведения исследований. В России стабильно активизируется спрос на предметы искусства с одновременным ростом их
рыночной стоимости. Закономерно, что предметы искусства все чаще становятся объектами преступных деяний или гражданских споров. Полное и объективное расследование таких преступлений или гражданских исков невозможно без использования в процессе судопроизводства специальных знаний в форме проведения судебной искусствоведческой экспертизы.
Искусствоведческая экспертиза, культурные ценности, атрибуция, оценка стоимости, эротика, порнография, пропаганда насилия и жестокости, культурология. Тематический рубрикатор e-Library: 10.85.31
КА. PROKOPENKO
TOPICAL PROBLEMS OF FORENSIC INVESTIGATIONS OF
CULTURAL PROPERTY
The importance of forensic investigation is steadily updated today. There is a growing need to improve its effectiveness, improve methodology, strengthen and update the technical base for research. In Russia, the demand for art objects is steadily becoming more active with simultaneous growth of their market value. It is
Art investigation, cultural property, attribution, cost and cruelty, cultural studies.
Существовавшая ранее классификация экспертиз из девяти классов (по А.Р. Шляхову) пополнилась таким новым классом, как искусствоведческая экспертиза. Необходимость выделения данных экспертиз в отдельный класс вполне обоснованна, однако это класс новый, формируемый. Его возникновение и развитие находится в прямой связи с накоплением и легализацией больших богатств у определенных групп населения и, естественно, требует теоретических и методических разработок, обосновывающих существование и производство экспертиз данного класса.
Искусствоведческие экспертизы чаще всего проводятся в рамках уголовных дел, в т.ч. связанных с хищениями произведений искусства и антиквариата, а также по таможенным делам о контрабанде, уголовным делам о мошенничестве, о нарушении авторских прав, попытке невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, делах о незаконном обороте оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, распространении фото- или видеопорнографических материалов (порнографии) или предметов порнографического содержания.
natural that art objects are increasingly becoming objects of criminal acts or civil disputes. A full and objective investigation of such crimes or civil cases is impossible without the use of special knowledge in the process of legal proceedings by the form of a forensic expert examination.
estimation, eroticism, pornography, propaganda of violence
Объекты искусствоведческих экспертиз очень разнообразны. Например, к ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, почтовые марки и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д.
Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность.
Сущность судебной экспертизы состоит в анализе сведущим лицом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов и различных документов, содержащих информацию о них, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения вопросов, поставленных перед экспертом.
По результатам исследования составляется заключение, которое является одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, - доказательствами.
Проведение искусствоведческих исследований базируется на использовании специальных знаний в различных областях искусства или ремесла, науки, техники. Проведение экспертизы - синтетический вид деятельности, потому что процесс идентификации произведений искусства не поддается четко зафиксированному формальному описанию, часто имеет характер комбинирования известных данных и зависит от профессионального уровня и профессиональной интуиции.
Искусствоведческая экспертиза решает три блока основных задач:
1) атрибутивные, включающие определение аутентичности и времени исполнения произведения, автора и т.д.;
2) оценочные, включающие вопросы установления художественной, культурной или исторической ценности произведения, его материальной стоимости;
3) классификационные, связанные с отнесением исследуемого произведения или изделия по целевому направлению к конкретному классу, типу или виду продукции.
На практике для решения задач одного блока часто необходимо решить отдельные задачи другого блока, даже если они не поставлены перед экспертом. Поэтому искусствоведческое исследование имеет многоуровневый, зачастую комплексный характер с привлечением в экспертную комиссию специалистов других специальностей - почерковедов, химиков, физиков, фототехников и прочих.
Рассмотрим более подробно задачи судебных искусствоведческих исследований.
Атрибуция - это процедура установления автора, времени и места создания художественного произведения, опирающаяся на анализ стиля, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.п. Поскольку идеальный результат достижим далеко не всегда, в ряде случаев приходится довольствоваться определением более или менее обширного региона и времени создания исследуемого объекта. В этом случае используются общие данные о стиле, национальных, региональных школах, школе или круге конкретного мастера и т.д. Иными словами, атрибуция - это определение более или менее точного места исследуемого объекта в пространственно-временной шкале истории искусства. Атрибуция, как и большинство процессов распознавания образов, процесс интуитивный. Совершенно необходимо, чтобы выделенные признаки были характерны только для определяемого класса. Поскольку в настоящий момент не представляется возможным проверить это практически, приходится довольствоваться интуицией, а это значит, что в процедуре атрибуции возможны ошибки.
Рассмотрим исследование индивидуального технического почерка на примере творчества Ван Гога, одного из ярких представителей постимпрессионизма. Техника живописи, по справедливому замечанию Пюви де Шаванна, и есть не что иное, как темперамент художника, степень интенсивности его мировосприятия [1, с. 156]. Есть художники-реалисты, которые с такой покорной пассивностью воспринимают мир, что мы забываем об их человеческой личности, и только говорим: «Как живо написан этот самовар
или красный комод - он совсем как настоящий». Но есть и другие художники, которые не могут скрыть за материей изображаемого предмета самого темпа своего переживания. Глядя на их картины, видим, прежде всего, не то, что изображено, а то, как изображено [2, с. 126]. У таких художников, как Ван Гог, техника занимает первое, главенствующее место. Ван Гог поистине импрессионист (от французского _nglandsion - впечатление), импрессионист больше, чем все остальные, кого мы привыкли так называть, ибо он меняет свою технику по нескольку раз даже в пределах одной и той же картины, согласно каждому данному впечатлению. Каждый предмет впечатляет его по-разному, и рука торопится записать эти внутренние ноты. Он работает то кистью, то ножом, то жидко прописывая, то густо лепя красками, бросая мазки то вдоль, то поперек. Он работает всегда сразу, по первому впечатлению, в каком-то мгновенном экстазе, и кажется, что картина вырывается из-под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку. В самом темпе его мазков всегда ощущаешь ритмическое нарастание или понижение этого крика, чувствуешь горение его души. Но из всех красок его больше всего очаровали две: желтая и синяя.
Желтая мажорная гамма, от нежно-лимонной до звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, благовестом христианской любви («Хижины»). Синяя гамма, от голубой до черно-вороньей, казалась ему цветом бесстрастной вечности, холодной необходимости, ночного неба, смерти. Он тяготел к ней, но словно боялся. Каждая линия и мазок - выразители его личности («Красные виноградники»). Доминант импрессионистической системы -цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равно направлено в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма [3, с. 87].
Другой пример. Художник В.Э. Борисов-Мусатов использовал крупнозернистый холст, практически без грунта, его фактура сохранялась даже после подмалевка. Когда художник полусухим флейцем делал широкий легкий мазок, краска оставалась только на выступающих переплетениях нитей холста, что порождало совершенно особый эффект [4, с. 43]. Это видит зритель, это существенно для колористического строя художника и является, тем самым, признаком для атрибуции, но не для технико-технологического исследования. При технико-технологическом исследовании материальной структуры объекта работа эксперта осложняется еще и тем фактом, что современная техника позволяет воспроизвести множество технологий изготовления культурных ценностей, фальсифицировать их возраст, подделать подписи и тому подобное. Все это осложняет проведение экспертного исследования и требует комплексной экспертизы, в рамках которой проводятся:
- искусствоведческий стилистический анализ;
- архивно-документальная экспертиза, исследование маркировочных обозначений;
- широкий спектр лабораторных технико-технологических исследований материальной структуры объекта (исследование материалов грунта и красочного слоя, материалов связующего вещества, материалов основы). Эти исследования прово-
дятся с использованием микроскопии, спектрального анализа, разнообразных химических реактивов, рентгеновского излучения и иных инструментальных методов.
Очень часто результаты технико-технологических исследований становятся определяющими, потому что именно они дают возможность сделать выводы на основании объективных данных. Технико-технологические исследования - это процедура, цель которой - опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта. В отличие от проведения атрибуции по видимым и обычно значащим признакам технико-технологическое исследование обращается к тем свойствам исследуемого объекта, о существовании которых ни художник, ни зритель обычно не подозревают. Некоторые из этих свойств существенны для художника в процессе работы, но они перестают существовать для зрителя, когда работа над произведением завершена. Например, способ грунтовки, рисунок и подмалевок в живописи. Конечно, бывают случаи, когда все это вместе работает для создания образа и является характерной особенностью данного мастера [5, с. 257].
Общее свойство технико-технологического исследования - увидеть невидимое - заставило применить рентген как одну из первых методик. Рентген выявляет технологию, но для правильного истолкования этих исследований нужно иметь ряд эталонных рентгенограмм произведений автора либо эксперт должен помнить характерные признаки рентгенограмм этого ряда. Таким образом, и здесь, так же как и при проведении атрибуции, ограничителем является объем памяти эксперта. При исследовании объекта в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах возникает та же ситуация - необходимы эталонные ряды. Поскольку современная экспертиза пользуется самыми разнообразными методиками, заимствованными из химии, физики, биологии, в составе комиссии экспертов обычно мы видим представителей всех этих и многих других специальностей. Смысл всей этой работы сводится к тому, чтобы выделить уникальные признаки материалов или техники, которые позволят прямо или косвенно датировать исследуемый объект. Яркий тому пример - радиоуглеродный анализ Туринской плащаницы, который определил абсолютный возраст ткани.
При проведении таких исследований необходимо не только уметь провести анализ, хотя и это в ряде случаев не так уж просто. Основное - правильно истолковать его результаты. А для этого необходимо умение среди огромного количества эталонных изобразительных рядов или цифровых характеристик найти аналоги.
Однако достоверность результатов экспертизы будет недостаточной, если, например, к лабораторным исследованиям не будет прибавлен анализ индивидуального почерка автора, стилистических особенностей именно его манеры. Только комплексное, системное исследование культурной ценности позволяет экспертам осуществить атрибуцию культурных ценностей, сделать вывод об их оценочной стоимости.
Важная задача для эксперта - дать логически обоснованную денежную оценку объекта исследования.
Большая часть существующих методик классификации и определения прогнозной стоимости не имеет объективных критериев для осуществления атрибуции, экспертизы и для верификации построенных выводов. Один из таких методов - «метод аналогов». Принцип действия данного метода заключается в том, чтобы найти признаки родства между исследуемым предметом и предметами, которые уже проданы. Однако нет одинаковых произведений искусства, не существует одинаковых условий продажи и не существует одинаковых целей, с которыми культурные ценности функционируют на рынке. «Нелепость» ситуации современного рынка как раз и заключается в том, что на один и тот же предмет разница в оценке может достигать огромных цифр (от 20 до ... 500% и выше!), что, в свою очередь, порождает целый ряд спорных методических подходов.
Основой для заключения общей классификации культурных ценностей является информационный подход, согласно которому потребительская ценность исследуемого объекта отвечает количеству позитивной информации о ней - информационного сопровождения как фактора, что определяет общую социокультурную ценность исследуемого объекта. В зависимости от задач экспертного исследования (определение уровня значимости культурной ценности, выяснение ее прогнозной стоимости, определение возраста достопримечательности культуры, установление автора или места её изготовления, идентификации) изменяются критерии классификации, и количество вариантов построения таких классификаций не ограничено. Вполне понятно, что любые классификационные модели всегда остаются лишь условными между специалистами и помогают им упорядочить и унифицировать свою деятельность. Таким образом, абсолютно объективных классификаций культурных ценностей не существует из-за неограниченного разнообразия их собственных характеристик и признаков. Кроме того, разные виды культурных ценностей имеют разные характерные признаки и критерии оценивания, что предопределяет достаточно узкую специализацию экспертов.
Не менее спорными и противоречивыми остаются исследования, связанные с определением содержания и целевой направленности произведений.
В данном случае исследуются как тиражируемая различными способами, так и существующая в отдельных экземплярах продукция, содержание которой носит антигуманный и антисоциальный характер, способствующий нарушению установленных в цивилизованном обществе, закрепленных в отечественном праве морально-этических, идеологических принципов, норм пристойности, а также причиняющий вред моральности и здоровью граждан.
Изготовление и распространение какой-либо печатной и видеопродукции, в том числе рекламы, а также передача и получение по каким-либо коммуникационным линиям сообщений и материалов, целью которых является натуралистическое, циничное изображение сексуальных деяний с несовершен-
нолетними, насильственные действия сексуального характера, а также сексуальные действия с животными и надругательство над телами усопших, дерзкая демонстрация половых актов, направленная на возбуждение чисто физиологических инстинктов, с точки зрения морально-этических и правовых позиций недопустимы. В России законодательно предусмотрена ответственность за производство и распространение разного рода порнографической продукции, пропаганду насилия и жестокости.
Методика исследования и отнесения представленных материалов к эротике или порнографии основывается на соответствии их общепринятым, устоявшимся понятиям, отвечающим современному развитию морали в обществе.
Эротика определяется как своеобразная грань художественной культуры, раскрывающая духовные аспекты любви и страсти, в том числе и духовные моменты сексуальных переживаний [6, с. 233]. Эротика издавна была одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников.
Порнография предусматривает самодостаточную по содержанию, исключительно циничную натуралистическую фиксацию физиологических сторон сексуальных отношений. Это касается как текстовых, так и наглядных материалов (фотоснимков, видеофильмов, графических, живописных, скульптурных работ), лишенных каких-либо эстетических свойств, а также художественной и исторической ценности [7, с. 15]. Для указанного рода продукции типовыми являются описание и демонстрация самых разнообразных вариантов сексуальных контактов, изображения половых органов и т.д.
При исследовании представленных объектов на предмет их отнесения к эротике или порнографии главным критерием является наличие художественно-образного осмысления и отображения всего комплекса любовных, в том числе и сексуальных, чувств, переживаний, естественно возникающих между людьми. Именно художественный уровень произведений, несущих элементы сексуальных отношений, даёт возможность рассматривать их как своеобразное сюжетное и образно-тематическое направление в искусстве - эротику, наилучшие образцы которой справедливо отнесены сегодня к высшим достижениям мировой культуры.
В свою очередь, воспроизведение изображений, основной целью которых является однозначно откровенное возбуждение низменных, чисто физиологических, грязных инстинктов, достигаемое путем детализированного документирования соответствующих сцен, нередко с акцентом на показе эпизодов противоестественных, извращенных вариантов секса, дает основания отнести подобную продукцию к порнографии.
К наглядным материалам, содержащим пропаганду культа насилия и жестокости, следует отнести изготовленные различными способами изображения, воспроизводящие жизненные сцены в выраженной антигуманной, циничной интерпретации [8, с. 29]. Таким материалам свойственна натуралистическая, максимально детализированная, часто развернутая во времени фиксация сцен изуверских физических и психологических издевательств, пыток, эпизодов
естественной и наглой смерти, самоубийств, надругательства над покойными и т.п.
Такие материалы преследуют цель брутального унижения человеческой личности, обесценивание человеческой жизни, способствуют пробуждению и развитию в сознании людей низких животных инстинктов, которые решительно противоречат основополагающим общечеловеческим моральным принципам.
К материалам, пропагандирующим культ насилия и жестокости, не относятся произведения искусства, в которых эти явления общественной жизни в прошлом и сегодня имеют эстетическое, художественно-образное осмысление, и без их представления невозможно воспроизвести социальные и психологические отношения между людьми, а также хронико-доку-ментальные материалы, объективно трактующие жизненные факты указанного характера, а не пропаганду насилия.
Приведенный анализ методических положений судебной искусствоведческой экспертизы свидетельствует о том, что рассмотренные выше экспертные задачи находятся в компетенции эксперта-искусствоведа. Их решение не требует дополнительного привлечения специалистов других профилей, например сексологов, психологов, политологов и т.д., поскольку исследуются не сами отношения между людьми, а их изображение в произведении, отображение личного видения автором темы через содержание (сюжет, композицию), идейное направление и использование специальных приемов и способов создания произведения. Именно через анализ этих составляющих произведения, выделение признаков и их интерпретацию эксперт может сделать вывод об отнесении произведения к соответствующему классу или типу.
Практика судебно-искусствоведческого исследования свидетельствует о значительном разнообразии объектов исследования, предоставляемых на экспертизу с целью установления их культурной или исторической ценности: паровоз, коллекция довоенных мотоциклов разных марок, музыкальные инструменты, мебель, книги и т.д. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО об охране культурных ценностей от 1978 г. к культурным ценностям относят все движимые ценности, которые свидетельствуют о творчестве человечества или отображают эволюцию природы и имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной или технической точки зрения [9]. Аналогичное определение дается и в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Приведенный в законе перечень предметов достаточно представительный и по определению их ценностных качеств в большинстве случаев выходит за пределы специальных знаний судебного искусствоведа. Например, манускрипты, старопечатники, архивные документы, уникальные и редкие музыкальные инструменты и др. Экспертное исследование таких объектов требует знаний, которые находятся скорее в плоскости истории культуры (архивознание, музыковедение и др.). Приведение в соответствие специальных экспертных знаний и предмета исследования возможно в нескольких направлениях:
• во-первых, путем расширения специальных знаний судебного искусствоведа и изменения его предмета. С позиции научного развития этот подход не столь эффективный, так как базируется на научных основах искусствоведения, что существенно ограничивает интеграционные процессы познания. К тому же процесс квалификационной подготовки эксперта потребует длительного времени, так как специалист должен значительно расширить свои базовые знания;
• во-вторых, путем создания нового вида судебной экспертизы - культурологической. Культурология за последние несколько десятков лет сформировалась в самостоятельное научное направление и прикладную дисциплину, теоретические, методологические и фактические данные которой могут составить базовые знания данного вида судебных экспертиз. Создание и развитие судебной культурологической экспертизы позволит расширить круг решаемых вопросов, связанных с определением и исследованием многих объектов культурного наследия, которые до этого времени судебными экспертами не исследовались, несмотря на потребности практики. Например, определение культурной ценности территорий или водных объектов, природно-антропогенных объектов и др. Основание культурологической экспертизы и ее развитие требуют соответствующего организационного, финансового, кадрового и технического обеспечения. Но именно этот путь развития специальных знаний судебной экспертизы позволяет более эффективно использовать их в рамках судебно-
экспертной деятельности для решения задач уголовного и гражданского судопроизводства. В деле дальнейшего усовершенствования форм и методов современной искусствоведческой экспертизы, повышения ее эффективности как на теоретическом, так и на практическом уровне, необходима активизация обмена опытом специалистов в сфере искусствоведения и культурологии.
БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней / Ж. Базен /пер.с фр. Ц. Арзака-няна. - М.: Прогресс, 1986. - 528 с.
2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства/ Б.Р. Виппер.- М., 1970. - 368 с.
3. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог: очерк жизни и творчества/ Н.А. Дмитриева. - М., 1975. - 404 с.
4. Киселев М. Виктор Борисов-Мусатов/ М. Киселев. -М., 2001.-48 с.
5. Сланский Б.В. Техника живописи / Б.В. Сланский. -М., 1962.-379 с.
6. Жельвис В.И. Эротика или порнография?/ В.И. Жельвис // Юрислингвистика. - 2006. - №7.
7. Валентонис A.C. Понятие порнографии в российском уголовном праве/ A.C. Валентонис// Уголовное право. - 2008. - № 5.
8. Рыдченко К.Д., Занина Т.М. Некоторые особенности обеспечения запрета на оборот диффамации и пропаганды ненависти, вражды и насилия/ К.Д. Рыдченко, Т.М. Занина // Вестник Воронежского института МВД России. - 2008. - №4.
9. Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (принята XX сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 28.11.1978). - Париж, 1978.
© Прокопенко Надежда Александровна, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления
и экономики», 2018