© Н.А. Тарасов, А.А. Ульянов, В.К. Цыкалов, 2011 УДК 340.6
Н.А. Тарасов, А.А. Ульянов, В.К. Цыкалов АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
ГУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» МЗ Республики Мордовия
(нач. бюро - Н.А. Тарасов)
КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА - это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей (профилей).
Комплексное исследование может быть проведено комиссией экспертов, каждый член которой обладает одной и той же совокупностью различных познаний. Результаты такого исследования могут быть оформлены в виде единого заключения комиссионной экспертизы. Но и такое заключение ни по форме, ни по содержанию не отличается от обычного заключения комплексной экспертизы, проведенной лицами одной специальности.
Другой формой является последовательное проведение исследований с позиций различных специальных познаний разными специалистами. По результатам каждого такого исследования лицо, проводившее его, дает свое заключение. В каждом из последующих заключениях используют фактические данные, установленные предыдущим исследованием (становящимся, таким образом, частью комплексного исследования) и отраженные в составленном по его результатам заключении.
В этом случае заключения будут носить условный характер, т.е. каждое последующее заключение может считаться истинным лишь при условии истинности предыдущего. Подобные заключения, например, имеют место в тех случаях, когда для решения вопросов о механизме повреждения, характера ранящего орудия и т.п. фактов в распоряжение эксперта-криминалиста, исследующего одежду потерпевшего, органам расследования или судом представляются заключения судебно-медицинских экспертиз повреждений на теле.
И, наконец, единое комплексное исследование объектов судебной экспертизы с оформлением его одним заключением может быть проведено группой лиц (комиссией), обладающих познаниями в различных отраслях науки и техники. Именно эта форма проведения комплексного исследования и дачи единого заключения по его результатам является комплексной экспертизой и представляет наибольший интерес с точки зрения практики судебной экспертизы и процессуального закона. В дальнейшем будут рассмотрены особенности подготовки, назначения и проведения комплексного исследования и комплексной экспертизы, только в этой последней форме.
В число комплексных экспертиз могут быть включены лишь те экспертизы, которые отвечают всем требованиям процессуального закона, предъявляемым судебным экспертизам, в частности, такому, как индивидуальная ответственность эксперта за данное им заключение.
Собирание материалов и образцов для подготовки и назначения судебной экспертизы, основанной на комплексном исследовании, должна проводиться с учетом механизма будущего исследования. Например, при определении механизм столкновения транспортных средств следы этого столкновения должны исследоваться методами судебной химии, трасологии и автотехники (автомеханики).
Анализ статистики показывает, что число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них постоянно возрастает. Одновременно отмечено изучение
структуры статических показателей по механогенезу. Наряду со столь частными в прошлом травмами от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом значительно возросло количество комбинированных их видов.
В литературе, инструктивных и методических документах отсутствует единый подход к проведению комплексных судебных исследований с целью реконструкции дорожно-транспортных происшествий, не определены границы компетенции эксперта-автотехника и судебного медика при проведении им комплексной экспертизы.
Многолетней экспертной практикой показана несостоятельность раздельного выполнения таких экспертиз в рамках одной специальности. Будучи обособленными, они, как правило, обуславливают недостаточно обоснованные выводы, что приводит к назначению повторных экспертиз и значительному удлинению сроков проведения следствия.
Цель нашей работы - создание унифицированной системы комплексных исследований с использованием взаимно сопоставимых автотехнических и судебномедицинских критериев. Объекты анализа - материалы экспертиз, выполненных лично авторами. В результате создана единая система комплексного автомеханического и судебно-медицинского исследования механизма взаимодействия кузова транспортного средства и находящихся в нем людей. В автотехническом разделе представлено расчетное моделирование взаимодействия кузова с условным водителем, передним пассажиром и пассажирами заднего сидения. В судебно-медицинском разделе раскрыты механизмы возникновения телесных повреждений и проведена их группировка по последовательности возникновения. Автотехнические и судебно-медицинские данные сопоставляются по сходным критериям (расположение деформации кузова - локализация травмы тела, очередность повреждений жестких конструкций - последовательность причинения телесных повреждений, сила удара - выраженность травмы тела, направление смещения автомобиля и деформация его частей - направление перемещения повреждающего предмета относительно тела пострадавшего, вероятная поза и ее изменение для условного водителя или пассажира - данные об исходной позе и ее изменении у конкретного пострадавшего). Соответствие локализации телесных повреждений внутренним частям (деталям интерьера) кузова автомобиля и иным орудиям нанесения травмы более четко выявляется при сопоставлении нескольких имеющихся телесных повреждений с группой повреждающих предметов.
В таких случаях следует учитывать фазность травмирования. Значение оценки последовательности причинения повреждения заключается, прежде всего, в том, что первичные деформации частей автомобиля и первичные травмы отражают исходное состояние функциональных систем автомобиля и действия людей в момент столкновения транспортного средства с препятствиями.
Расчет силы удара производит эксперт-автотехник; при судебно-медицинском исследовании пострадавших определяется механизм образования телесного повреждения, подразумевая под этим степень противодействия
организма человека повреждающему фактору. Телесные повреждения по степени их выраженности следует распределить на три группы:
- незначительные (местная реакция кровообращения, ограниченные деструктивные изменения зоны самого телесного повреждения);
- средние (общая сосудистая реакция шока или коллапса, распространение повреждения на близлежащие ткани и части тела);
- максимальные (отсутствие сосудистой реакции, механическое разрушение органов, тканей и частей тела).
При максимальной выраженности травмы богатых жидкостью органов и тканей (например, магистральных сосудов и сердца, селезенки и головного мозга) отчетливо проявляется гидродинамический эффект. При оценке силы удара экспертом-автотехником и выраженности телесного повреждения судебно-медицинским экспертом учитываются демпфирование удара со смещением или сжатием частей тела, а также удельное давление на участке контактирования, тогда при уменьшении поверхности соударения пропорционально возрастает сила удара. Выраженность травм зависит от силы удара.
Направление воздействия кузова автомобиля на водителя или пассажира эксперт-автотехник устанавливает по направлению движения автомобиля в момент наезда на неподвижное препятствие, а при столкновении - по направлению относительной скорости.
Определение позы человека в момент удара основано на том, что исходное положение тела остается как бы зафиксированным в течение некоторого времени с момента нанесения удара по автомобилю до соударения тела с частями кузова. Оценивая позу человека при ударе, уделяется основное внимание положению конечностей как “рабочих органов”. Исходная позиция при возникшей аварии отражает момент определенной двигательной реакции: в случае с водителем, как правило, момент реализации принятого им решения, а применительно к пассажиру нередко - эмоциональная реакция на аварийную обстановку. Поэтому определение судебным медиком положения тела пострадавшего всегда соотносится с определенной фазой травмирования.
Поза человека оценивается по отношению к источнику травмирования, либо к предметам в зоне удара, либо по особенностям взаимного смещения одежды и частей тела пострадавшего.
Сопоставление результатов судебно-медицинских и автотехнических исследований проводится в два этапа по каждому критерию в отдельности:
- на 1-ом этапе судебно-медицинская информация, относящаяся к конкретным пострадавшим, сопоставляется с автотехническими данными на условного водителя или пассажира;
- на 2-ом этапе такое сопоставление судебно-медицинских и автотехнических данных проводится по функциональным сдвигам в различные фазы травмирования (от исходной позы через первичное воздействие на человека частей кузова к изменению положения тела и вторичному травмированию).
Предложенная унифицированная система комплексного исследования при проведении комплексных медикокриминалистических экспертиз может быть представлена в виде алгоритма. Графическая основа алгоритма подчеркивает наиболее существенные особенности принятой системы исследования.
Предлагается унифицированная система комплексного изучения механизмов воздействий кузова автомобиля
с находящимися в нем людьми. В этой системе автотех-нические и судебно-медицинские исследования взаимно дополняют друг друга, четко разграничены по профессиональной принадлежности участников экспертизы.
Структура исследования позволяет решить вопросы о расположении участников происшествия в кузове транспортного средства, обеспечивает реконструкцию исходной позы водителя и пассажиров.
Система позволяет реконструировать позу и двигательные реакции человека при любой аварийной ситуации и представляет объективные данные для суждения об ошибочных действиях водителя.
Данная система ретроспективных исследований может быть применена при расследовании происшествий с различными транспортными средствами.
Решение вопроса о направлении полета снаряда и дистанции выстрела в случаях огнестрельного поражения одежды и тела пострадавшего также требует проведения комплексного исследования с использованием знаний в области баллистики, физики, химии и судебной медицины.
При этом анализируется и оценивается совокупность всех признаков, выявленных в результате изучения “комплексного”, целостного объекта, каковым является раневой канал (огнестрельное повреждение) на одежде и теле со всеми свойственными ему признаками.
Назначая экспертизу для решения вопроса о дистанции выстрела и направления полета снаряда, следователь (суд) должен обеспечить предоставление объектов, пригодных для комплексного экспертного выявления, исследования и оценки признаков выстрела в их совокупности. Поэтому в таких случаях не следует делать соскобы с краев повреждения, нельзя иссекать рану с прилегающими кусочками тканей и вырезать повреждения из мишени. Одежда со всеми имеющимися на ней дефектами и следами огнестрельных повреждений должна предоставляться и исследоваться одновременно с изучением ранений на трупе или на теле потерпевшего. Только так можно обоснованно дифференцировать входное и выходное отверстия и достаточно точно установить дистанцию выстрела.
Весьма существенной обязанностью следователя (суда) является правильный выбор учреждения, которому поручается производство экспертизы, основанной на комплексном исследовании. В практике наблюдается стремление органов следствия и суда поручать производство таких экспертиз кому-либо одному экспертному учреждению, даже тогда, когда заведомо известно, что данное учреждение не располагает соответствующими специалистами. Часто, например, постановления и определения о назначении судебной экспертизы, основанной на комплексном трассологическом и судебномедицинском исследовании, направляются только в криминалистических лабораториях, не располагающими специалистами - судебными медиками. Известны случаи, когда комплексное автотехническое, трассологическое и судебно-медицинское исследования поручались только бюро судебно-медицинской экспертизы, в котором нет специалистов, трассологов и инженеров.
Комплексные исследования, как правило, проводятся в специализированных экспертных учреждениях, указание и точное наименование их совершенно необходимо. Это особенно важно тогда, когда одна и та же экспертиза может быть проведена не в одном учреждении.
Например, комплексное судебно-баллистическое исследование огнестрельных повреждений может быть осуществлено как в научно-исследовательской кримина-
листической лаборатории, так и в медико-криминалистическом отделении судебно-медицинской лаборатории бюро судебно-медицинской экспертизы. А если учесть, что зачастую ЛСЭ и БСМЭ работают параллельно в одних и тех же городах, то легко себе представить - какую путаницу может повлечь отсутствие в постановлении и
определении точного наименования учреждения, которому поручается производство экспертизы.
Поскольку проведение комплексного исследования связано с применением познаний из различных наук, в заключении эксперта это обстоятельство должно найти четкое отражение.
© А.П. Столяров, А.В. Титаренко, 2011 УДК 340.6
А.П. Столяров, А.В. Титаренко ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ СМЕРТИ У ТРУПОВ С ГНИЛОСТНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ
ГУЗ «Пензенское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (нач. бюро - А.П. Столяров)
Определение давности наступления смерти до настоящего времени остается одной из актуальных и трудноразрешимых проблем судебной медицины, особенно это касается трупов с гнилостными изменениями. Докторская диссертация В.В. Жарова (1997), посвященная указанной проблеме, раскрывает закономерности биотрансформации органических структур в период от 12-и до 240 дней с точностью до 2-х недель. Однако, данные, полученные на основе результатов динамики ЭПР-спектров гомогенатов миокарда, скелетной мышцы и языка, не используются в практической деятельности судмедэкспертов, в силу относительной сложности применяемых методик. В том числе, оценка динамики ряда ферментов и биохимических исследований. Более приближенным к практическому использованию, по нашему мнению, представляется алгоритм диагностики давности наступления смерти, предложенный Н.В. Коршуновым в его кандидатской диссертации (2007) и соответствующих публикациях (1996-2007).
Нам представилось целесообразным осуществить цикл исследований трупов с гнилостной трансформацией в срок от 1 до 2-х недель, и сравнить их с комплексом макроскопических субъективных признаков и данных количественного анализа, используемых Н.В. Коршуновым в качестве алгоритма, для последующего их применения в экспертной деятельности.
Рис.1. Смерть 30.03.2008 г. Вскрытие 31.03.2008 г. 1°=27°С. Трупная зелень, эмфизема лица, шеи, сукровица, венозная сеть. Трупное окоченение сохранено. Трупные пятна бледнеют и полностью восстанавливаются через 9 минут.
Объектами исследования были трупы людей разных возрастов, разного пола и конституционного типа, умершие как насильственной, так и не насильственной (скоропостижной) смертью. Всего было проведено 100 исследований в период с марта 2007 года по декабрь 2010 года. Все эти люди были обнаружены в закрытых непроветриваемых помещениях, где температура воздуха составляла от 23°С до 30°С. Все даты наступления смерти выяснялись путем сбора катамнеза - были взяты со слов родственников.
Таким образом, при исследовании было установлено следующее, в 70% случаях выделение гнилостной жидкости из отверстий рта и носа отмечалось на 2-3 сутки, а у 10% лиц - в 1-е сутки. Появление гнилостной венозной сети отмечалось на всем туловище на 2-3 сутки у 70% лиц, а на конечностях - у 80% лиц в 1-е сутки. Подкожная гнилостная эмфизема всего туловища появлялась на 3-и сутки у 70% лиц, у 40% - на 4-е сутки и у 10% - на 5-е сутки после наступления смерти. Эмфизема в области шеи появлялась в 10% случаев на 1-е сутки. Эмфизема наружных половых органов у 20% лиц появлялась на 3-4 сутки. При дальнейшем исследовании было выявлено, что по истечении 10 дней после наступления смерти подкожная гнилостная эмфизема разрешалась практически полностью. Отслойка волос при незначительном воздействии на них отмечалась на 2-3 сутки у 70% лиц, а самостоятельная отслойка волос возникала на 5-7 сутки у 90% лиц. Появление трупной зелени в паховых областях возникала на 2 сутки у 10% лиц, в области живота на 1-2 сутки у 30%, верхней части туловища на 1-3 сутки у 30% лиц, в области головы - на 1-3 сутки у 6% лиц, а в области всего тела на 2-3 сутки в 30% случаях. Появление гнилостных пузырей на 1-3 сутки отмечалось в 60% случаев, пузыри были как заполненные гнилостной жидкостью, так и вскрывшиеся. Отслойка надкожицы возникала в 1-3 сутки у 90% исследуемых трупов. Однако, несмотря на гнилостные изменения, трупное окоченение хорошо сохранялось как в мышцах лица, так и
Рис.2. Смерть 1.04.2008 г. Вскрытие 15.04.2008 г. 1°=28°С. Полная отслойка эпидермиса, разрешение эмфиземы, трупная зелень, полная отслойка волос, ногтей, высыхание пальцев рук.
Рис.3. Смерть 30.03.2008 г. Вскрытие 1.04.2008 г. г°=27°С. Эмфизема тела, венозная сеть, трупная зелень, отслойка надкожицы, пузыри, сукровица, отслойка волос при давлении. Сохранение трупного окоченения в нижних конечностях.