Актуальные вопросы стратегического планирования муниципальных образований
приграничных регионов (на примере районов Республики Бурятия) Current issues of strategic planning for municipal entities of frontier regions (for example
districts of the Republic of Buryatia)
УДК 338.26 DOI 10.24411/2658-3569-2019-10002
Иванов А.М.,
студент магистратуры Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова, Россия, г. Улан-Удэ
Ivanov A.M.,
graduate student Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического планирования муниципальных образований приграничных регионов. На примере Республики Бурятия рассмотрена система документов стратегического планирования муниципальных образований и ее взаимосвязи с вышестоящими документами социально-экономического развития, задающими стратегические направления для развития территории. Приграничный статус региона определяет специфику формирования данной системы.
Summary: The article deals with current issues of strategic planning of municipalities of border regions. Using the example of the city of Ulan-Ude of the Republic of Buryatia, a system of documents on the strategic planning of a municipality and its interrelations with higher-level documents of socio-economic development, which set strategic directions for the development of the territory, is considered. The border status of the region determines the specifics of the formation of this system.
Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, приграничный регион.
Keywords: strategic planning, municipality, border region.
Республика Бурятия - один из первых регионов, который в период переходного развития экономики включился в стратегическое планирование. Была внедрена система индикативного планирования, на ее основе выстраиваются договорные отношения,
осуществляется управление и контроль социально-экономического развития на разных уровнях и секторах ответственности. Наряду с успешным опытом таких регионов, как Татарстан, Нижегородская область, Марий Эл планирование, управление и оценка эффективности, или хотя бы мониторинг достижимости запланированных результатов, осуществляется на основе системы многочисленных и индикаторов. На уровне региона система индикативного планирования внедрена в систему стратегического планирования. Текущие планы соотносятся с программами структурных подразделений, курирующих развитие соответствующей отраслей экономики и направлений социальной сферы.
Систему документов стратегического планирования Республики Бурятия составляют:
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 N 410);
2. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года (утв. Законом Республики Бурятия 14 марта 2011 года № N 1903-1У);
3. Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (проект);
4. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2030 года (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.02.2013 N 53).
А также в эту систему документов входят бюджетный прогноз и отраслевые государственные программы.
Документы стратегического развития республики согласованы и отражают общие направления и ориентиры, заложенные в вышестоящих документах стратегического планирования, а именно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р); Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р), Стратегией Сибирского федерального округа.
В стратегии социально-экономического развития республики говорится о пространственном развитии региона в контексте связности с соседними регионами (Байкальский макрорегион), а также описывается актуальность геоэкономического развития в наращивании товарооборота и привлечении инвестиций из соседних стран АТР,
используя выгоды геополитического положения. Особое место уделено вопросам взаимовыгодного сотрудничества с Китаем.
В то же время нет четкой определенности использования выгод геополитического развития в экономике и промышленности республики, и не отражены риски возникновения геополитической напряженности, демографической и ресурсной асимметрии приграничных территорий России и Китая.
Республика Бурятия является приграничным регионом, с соседней Монголией граничат 5 районов (Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский, Кяхтинский). Однако стратегические документы слабо анализируют механизмы использования выгод геополитического положения и риски возникновения геополитической напряженности, которые могут оказать влияние на социально-экономическое развития региона.
Очевидно, что вопросы создания правового поля приграничного сотрудничества и решения конкретных проблем необходимо решать программными средствами. Известно, что ряд регионов разрабатывал локальные программы развития приграничного сотрудничества. Существует более 10 региональных программ и ряд федеральных, затрагивающих проблемы приграничной жизни. Понимание механизмов решения проблем приграничного сотрудничества накоплено в ряде приграничных субъектов, таких как Санкт-Петербург, Республика Карелия, Псковская область, Оренбургская область, Амурская область, Республика Дагестан.
Правовое регулирование сотрудничества приграничных территорий России и Китая не классифицировано и слабо разработано. Это объясняется низкой интеграцией сопредельных приграничных территорий. Возникает проблема диспропорции взаимоотношений, когда на политическом уровне процессы сближения стран стремительно развиваются, а на местах рост социально-экономических, культурных связей незначителен.
В связи с вхождением Республики Бурятия в состав Дальневосточного федерального округа приграничные районы получают возможность доступа к мерам государственной поддержки, предусмотренным для аналогичных территорий ДВФО. Стоит отметить, что концепция развития ДВФО гораздо глубже прорабатывает выгоды и угрозы своего геополитического положения.
Так или иначе, эффективное выполнение запланированных ориентиров социально-экономического развития территории в долгосрочной и среднесрочной перспективе определяется согласованностью документов стратегического планирования разных уровней и включением соответствующих индикаторов по всему уровню управления
соответствующим направлением развития (например, приграничное, демографическое и т.д.).
На муниципальном уровне в документах стратегического планирования должны быть рассмотрены выгоды и риски пространственного положения, в частности геополитические угрозы и возможности. Ведь, как известно система стратегического управления муниципальным образованием представляет собой часть общего управления и включает в себя все его составные части.
Поскольку задача стратегических программ состоит в том, чтобы привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентными преимуществами, а также реально изменить в лучшую сторону уровень и качество жизни населения, то и условия и возможности этого роста должны быть всесторонне изучены и проанализированы.
Перспектива устойчивого развития муниципального образования значительно более реальна, если в наличии несколько вариантов сценариев и постоянно корректируемой стратегии развития территории, учитывающей изменения внешних условий, в том числе макроэкономических, политических, экологических и других факторов.
Документы стратегического планирования муниципального образования должны соотноситься с определенными ранее приоритетами развития и вписываться в стратегию развития не только муниципального образования, но и региона и макрорегиона.
В документах стратегического планирования муниципальных образований Республики Бурятия пока не наблюдается примеров прорывного развития, основанного на выгодах геополитического положения.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 08.01.2015 г.).
2. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2011. - 604 с.
3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие: Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. - ред. М.: Экономика, 2005. - 603 с.
4. Социально-экономическое развитие г. Улан-Удэ. Стратегическое планирование [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ulan-ude-eg.ru/razvit/ (дата обращения 25.01.2018).
5. Андреева Т.В. Приоритетные отрасли в Бурятии и потоки инвестиций: в поисках пути устойчивого развития /Андреева Т.В. // Актуальные проблемы экономики в XXI веке: причины и решения: материалы VII Международной научно-практической конференции по экономике, г. Санкт-Петербург, 23 февраля 2013 г. - Санкт-Петербург: Центр экономических исследований, 2013. - 74 с. ISSN 0869-1325. — С.82-84.
6. Маргалитадзе О.Н., Горбунов В.С. Особенности развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации и регионализации: монография / Издательство: НАучный консультант, 2019. - 170 с.
7. Фомин А.А. Совершенствование организационно-экономических механизмов регулирования земельных отношений в аграрной отрасли российской федерации: монография / Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2018. - 556 с.
8. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года. Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина / Издательство: Государственный университет по землеустройству, 2018. - 272 с.