Научная статья на тему 'Актуальные вопросы создания эффективной системы подготовки операторов ручной дуговой сварки'

Актуальные вопросы создания эффективной системы подготовки операторов ручной дуговой сварки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL SELECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЭТАПНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL PHASED TRAINING / НАТУРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / NATURAL INFORMATION MODEL / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TECHNICAL MEANS OF TRAINING / ЭРГОНОМИКА И ПСИХОЛОГИЯ / ERGONOMICS AND PSYCHOLOGY / ПОДГОТОВКА УЧЕБНЫХ МАСТЕРОВ / MASTERS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грузинцев Борис Петрович, Сас Анатолий Васильевич

Статья посвящена анализу причин низкой эффективности системы подготовки высококвалифицированных электросварщиков. Показано, что для повышения эффективности необходим поэтапный профессиональный отбор и обучение с использованием технических средств обучения, а также подготовка учебных мастеров по новой программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грузинцев Борис Петрович, Сас Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of creation of the effective system for manual arc welding highly qualified operators training

The article is devoted to reasons analysis of low efficiency of highly qualified welders training system. It is shown that phased professional selection and training with the help of technical means as well as masters training according to the new program is necessary for effectiveness increase.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы создания эффективной системы подготовки операторов ручной дуговой сварки»

ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №1(6), С.96-99

_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС

УДК 004.358:004.9

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ

© 2013 г. Б.П. Грузинцев*, А.В. Сас**

* Исследовательский центр подготовки и аттестации рабочих кадров «Профессионал», Москва.

** Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина;

Исследовательский центр подготовки и аттестации рабочих кадров «Профессионал», Москва.

Поступила в редакцию 15.02.2013 г.

Статья посвящена анализу причин низкой эффективности системы подготовки высококвалифицированных электросварщиков. Показано, что для повышения эффективности необходим поэтапный профессиональный отбор и обучение с использованием технических средств обучения, а также подготовка учебных мастеров по новой программе.

Ключевые слова: профессиональный отбор, профессиональная поэтапная подготовка, натуральная информационная модель, технические средства обучения, эргономика и психология, подготовка учебных мастеров.

В настоящее время в нашей стране продолжает возрастать дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе операторов ручной дуговой сварки. На становление высококвалифицированных сварщиков (операторов ручной дуговой сварки - РДС) уходит 6-9 лет, причем высокой квалификации достигают только 7-10% из числа прошедших начальное обучение профессии [1]. Такая ситуация сложилась потому, что:

- нет поэтапного профессионального отбора, как по психофизиологическим характеристикам (устойчивость вестибулярных реакций, сила и динамика нервных процессов и др.) перед началом обучения, так и по адаптационным характеристикам (способность к ориентации в усложняющихся пространственных и временных условиях и др.) в ходе обучения не производится;

- не учитывается, что объем и скорость формирования профессиональных навыков у разных учеников может существенно отличаться и поэтому тип и количество упражнений, их сочетание и временной промежуток между повторениями, и другие компоненты необходимо корректировать в зависимости от индивидуальных характеристик обучаемого;

- в связи с тем, что оценка текущего уровня профессионального мастерства производится только по результатам сварки контрольных образцов, то не удается своевременно замечать формирование «неправильных» навыков и определять какие из элементов квалификации необходимо совершенствовать;

- не учитываются эргономические [1] и психологические характеристики [2] характеристики взаимодействия оператора с технологическим процессом сварки. Поэтому при формировании профессиональных двигательных навыков на реальном процессе в условиях значительного уровня помех и быстрого утомления зрения, и при

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013

формировании навыков оценки состояния процесса при неустойчивых двигательных навыках, приводит к значительному увеличению сроков и затрат обучения профессиональному мастерству;

- не существует базирующейся на положениях эргономики, психологии и педагогики системы подготовки учебных мастеров, и поэтому результаты начального этапа обучения профессии электросварщика в существенной мере зависят от субъективного профессионально-педагогического мастерства учебного мастера;

- системы совершенствования профессионального мастерства операторов РДС не существует, а повышение их квалификации происходит случайным образом в ходе их практической деятельности.

На основании выше изложенного можно констатировать, что системы подготовки высококвалифицированных операторов РДС фактически нет. В то же время, современные системы подготовки операторов в атомной промышленности, авиации и космонавтике предполагают обучение и профессиональный отбор в три этапа с использованием технических средств обучения на основе научных данных эргономики, психологии и педагогики. Информационное поле в этих видах деятельности представляется в цифровом виде.

Однако, при РДС информационное поле процесса (параметры сварного соединения, наличие и положение шлака, длина и пространственное положение дуги, ее звуковое сопровождение и др.) имеет натуральный вид и создается действиями оператора по управлению параметрами дуги (ее длины, положения и скорости перемещения в пространстве) в заданных технологических пределах. При этом стабильность информационного поля в значительной степени зависит от стабильности профессиональных действий оператора, т.е. от его квалификации [3].

Проведенные экспериментальные и теоретические исследования разработанной модели взаимодействия оператора с технологическим процессом дуговой сварки [4] показали, что системообразующим компонентом квалификации операторов РДС являются навыки перемещения электрода с заданной скоростью вдоль стыка и с заданной скоростью его сгорания. Эти навыки также являются основой формирования у операторов эталонов оценки состояния технологического процесса по зрительной и цифровой информации.

Но сформировать устойчивые навыки управления по натуральной модели при начальном обучении на реальном процессе очень сложно из-за ряда причин: высокой температуры дуги, ограниченности информационного поля и других. Кроме того, временной прогресс роста квалификации зависит от характеристик передачи информации из оперативной в долговременную память, а эти характеристики индивидуальны для каждого обучающегося [5]. Также необходимо учитывать, что в реальном процессе одни и те же профессиональные движения могут быть выполнены различными группами мышц с разной скоростью и в разных сочетаниях. Поэтому освоить сложные профессиональные навыки для большинства новичков является непростой задачей.

Проведенные нами исследования и опыт начальной практической подготовки показал, что снизить влияние отвлекающих факторов и сформировать устойчивый навык управления по натуральной информационной модели удается при обучении с использованием тренажера в сочетании с реальным процессом [2].

Рядом ведущих зарубежных фирм в области производства сварочного оборудования (Линкольн-электрик, Фрониус, Кемппи) разработаны высокотехнологичные модели тренажеров, практически полностью имитирующие реальный процесс. Тренажеры позволяют определять все компоненты профессиональных движений. Однако, применение этих тренажеров при начальном обучении по той же

98

ГРУЗИНЦЕВ и др.

методике, которая сейчас используется при обучении на реальном процессе, способствует быстрому формированию и закреплению неправильного навыка излишней нагрузки зрения и искаженных эталонов оценки состояния технологического процесса сварки.

Проведенные нами исследования показали, что устойчивый навык управления сварочной дугой наиболее целесообразно формировать с использованием тренажерных упражнений в сочетании с упражнениями на реальном процессе. Опыт подготовки нескольких групп электросварщиков [2,4] показал, что начинать практическое обучение целесообразно с формирования профессиональных двигательных навыков при использовании простейшего тренажера. Это позволяло учащимся, после объяснения учебным мастером биомеханики движений, осмысленно подходить к освоению двигательных навыков при имитации сварки в различных пространственных положениях. Кроме того, при сформированных элементах профессиональных движений, выполнение закрепляющих упражнений на реальном процессе сопровождалось устойчивой зрительной и слуховой информацией, что ускоряло формирование эталонов оценки состояния процесса и способствовало организации оптимального режима работы зрения и слуха. При этом одновременно происходило и обучение навыкам разгрузки зрения, что позволяет вести качественную сварку в течение большего периода времени.

В зависимости от совершаемых ошибок педагогом корректировался состав, количество и тип упражнений, период временной задержки при переходе от одной серии упражнений к другой. Выполнение упражнений на более сложном тренажере [6] также сопровождалось закреплением освоенных навыков на реальном процессе. После этого определялся коэффициент переноса навыка на реальный процесс. Следует отметить, что этот коэффициент имел большой разброс, что свидетельствовало о разной способности контингента к освоению профессии оператора РДС и, поэтому, он использовался нами при профессиональном отборе. Затем, в зависимости от успехов в освоении конкретного упражнения на реальном процессе, осуществлялся переход к выполнению более сложного упражнения на тренажере. В дальнейшем цикл тренажер -реальный процесс повторялся. Проведенные исследования влияния различных факторов на эффективность обучения и практика подготовки показали, что всеми указанными выше особенностями подготовки операторов РДС с использованием тренажеров должен хорошо владеть учебный мастер.

Использование тренажеров, психологии, педагогики и профессионального отбора при подготовке электросварщиков позволило значительно (от 3-х до 10-ти раз, в зависимости от индивидуальных характеристик обучаемых) сократить срок их подготовки при снижении в 3-5 раза материальных затрат. Причем, уже через месяц наиболее способные из набранного контингента (порядка 35%) достигали 4-го разряда квалификации. Следует отметить, что при исследованиях подготовку электросварщиков по нашей методике проводил педагог, хорошо разбирающийся не только в технике, технологии и приемах сварки, но и в вопросах эргономики, психологии труда и педагогике. При существующей же в настоящее время системе начальной подготовки, учебные мастера используют эргономику, психологию и педагогику только на интуитивном уровне, исходя из собственного практического опыта сварки.

В заключение можно отметить, что имеются все предпосылки создания в нашей стране эффективной системы подготовки высококвалифицированных операторов РДС. Основой создания такой системы являются проведенные теоретические и экспериментальные исследования различных характеристик взаимодействия оператора с процессом сварки, разработанные технические средства обучения и имеющийся опыт

практической подготовки нескольких групп электросварщиков по новой, базирующейся на положениях эргономики, биомеханике, анатомии, психологии и педагогики, программе с использованием технических средств обучения. На настоящий момент наиболее важным и сложным элементом, необходимым для создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных операторов РДС является подготовка по новой программе учебных мастеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грузинцев, Б.П. и др. Эргономические основы подготовки высококвалифицированных операторов ручной дуговой сварки (РДС) [Текст] / Б.П. Грузинцев, А.В. Сас // Глобальная ядерная безопасность. - 2011. - №1(1). - С. 121-126.

2. Грузинцев, Б.П. и др.Психопедагогические основы подготовки высококвалифицированных сварщиков ручной дуговой сварки [Текст] / Б.П. Грузинцев, А.В. Сас // Глобальная ядерная безопасность. - 2013. - № 4(5). - С. 98-101.

3. Сас, А.В. и др. Модельное представление деятельности оператора при ручной дуговой сварке [Текст] / А.В. Сас, Б.П. Грузинцев, В.А. Парахин // Труды МВТУ. - 1980. - № 234. - С. 41-51.

4. Сас, А.В. Повышение эффективности управления при механической и ручной сварке [Текст] // Сварочное производство. - 1996. - №9. - С. 27-29.

5. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З.А. Решетова. - М.: Издательство МГУ, 1985. - 208 с.

6. Сас, А.В. и др. Мультимедийный тренажер для ручной дуговой сварки / А.В. Сас, В.В. Кривин, И.О. Ишигов, В.А. Толстов // Сварочное производство. - 2010. - №5. - С. 57-59.

Topical issues of creation of the effective system for manual arc welding

highly qualified operators training

B. P. Gruzintsev*, A. V. Sas**

* Research center of training and personnel attestation «Professional», Partijnybystr., Moscow, Russia 113093,

e-mail: kog-as@bk.ru

** Gubkin Russian State University of Oil and Gas, 65/1 Leninsky avenue, Moscow, Russia 119991; Research center of training and personnel attestation «Professional», Partijnybystr., Moscow, Russia 113093 ;

e-mail: anatolii_sas@mail.ru

Abstract - The article is devoted to reasons analysis of low efficiency of highly qualified welders training system. It is shown that phased professional selection and training with the help of technical means as well as masters training according to the new program is necessary for effectiveness increase.

Keywords: professional selection, professional phased training, natural information model, technical means of training, ergonomics and psychology, masters training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.