Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нишанова Ф.М.

В данной статье рассматриваются особенности социализации личности. Анализируется роль личности в обществе. Личность рассматривается как движущая сила общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN SOCIETY

This article discusses the features of the socialization of the individual. The role of the individual in society is analyzed. The individual is seen as the driving force of society.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ»

УДК 375

Нишанова Ф.М. старший преподаватель кафедра социальных наук Наманганский государственный университет

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности социализации личности. Анализируется роль личности в обществе. Личность рассматривается как движущая сила общества.

Ключевые слова: личность, общество, социальная среда, развитие, экономический фактор, глобализация.

Nishanova F.M. senior lecturer department of social sciences Namangan State University

CURRENT ISSUES OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN

SOCIETY

Annotation: This article discusses the features of the socialization of the individual. The role of the individual in society is analyzed. The individual is seen as the driving force of society.

Key words: personality, society, social environment, development, economic factor, globalization.

В развитии личности возникают внешние противоречия между организмом и средой (например, дисбаланс между ними, вызванный различными обстоятельствами). Но внешние противоречия между личностью и средой, даже доведенные до конфликта, еще не являются движущей силой развития. Для развития личности необходима активность человека, побуждаемая его внутренними силами, необходимо преобразование внешних противоречий во внутренние.

Одним из основных внутренних противоречий, которое закономерно имеет место на всех этапах формирования личности, является несоответствие между возникающими у человека новыми потребностями и достигнутым уровнем обладания средствами, необходимыми для их удовлетворения. Это противоречие в раннем детстве проявляется в естественном стремлении ребенка активно участвовать в окружающей его жизни, подражая взрослым (водить машину, быть учителем, продавцом,

врачом, строителем и т. неспособность реализовать свои стремления из-за недостаточного уровня развития физических и духовных сил. Это противоречие находит свое разрешение в различных сюжетных (ролевых) играх, в которых дети в доступной им специфической игровой форме присоединяются к деятельности взрослых и таким образом шаг за шагом осваивают общественный жизненный опыт.

Обучение и воспитание способствуют не только успешному преодолению внутренних противоречий, возникающих в жизни личности, но и их возникновению. Образование ставит перед личностью новые цели и задачи, которые признаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Имеются несоответствия между ними и средствами их достижения, сложившимися в личности, побуждающими ее к саморекламе. Создавая оптимальные меры этих несоответствий, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности найти формы проявления ее стремления к самостоятельности, к самоутверждению, отвечающие требованиям общества и собственным идеалам.

Проблема отношения биологического и социального выступает под разными названиями: отношения среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (свойств личности, прошлого опыта, склонностей) в объяснении причин личностного поведения; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы его развития; соотношение общественного и индивидуального в действиях индивида и его восприятии мира и др.

Сторонники представлений о главенствующей роли «окружающей среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в трактовке всех этих понятий, находят множество аргументов. в пользу того, что представляет собой человек, является продуктом воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни человека. Кто будет отрицать самые распространенные факты о том, что поведение личности ребенка меняется в саду, в школе, на спортивной площадке, в семье.

Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает разные социальные роли в обществе, получает много новых знаний из школьной «среды». Люди разных культур имеют разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних», совершенно неэкзотических факторов вряд ли удастся предсказать поведение индивидуума. Именно в сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «окружающей среды», отталкиваясь от старых позиций «эмпиризма», согласно которым

человек, пришедший в мир, есть «чистый лист», на котором «среда» отображает свои закономерности, к концепции современного «ситуационизма».

Использованные источники:

1. Mamajonova G. K., Inomxo'jayeva S. M. ABU REIKHAN BERUNIY-PROMINENT FIGURES OF UZBEKISTAN //Экономика и социум. - 2017. -№. 4. - С. 24-26.

2. Mamajonova G. K. BIOETHICS IS A NEW PHILOSOPHICAL PARADIGM OF ETHICS //Экономика и социум. - 2018. - №. 3. - С. 28-30.

3. Расулова Ш. Х., Каримова В. В. ОБ ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ РОДСТВА ЖЕНСКОГО ПОЛА В УЗБЕКСКОМ И ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКАХ //Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. - 2020. - №. 1-1. - С. 75-78.

4. Karimova V. A BRIEF OVERVIEW OF THE HISTORY OF THE STUDY OF THE TERMS OF KINSHIP IN UZBEK AND ENGLISH.

5. Расулова М. Х. Инновационные технологии в экологическом воспитании //Молодежь и наука: реальность и будущее. - 2017. - С. 302305.

6. Расулова М. Х. Прием обратной связи на уроках литературы //Молодежь и наука: реальность и будущее. - 2018. - С. 554-555.

7. Расулова М. Х. Опыт применения метода проектов при обучении русскому языку //Молодежь и наука: реальность и будущее. - 2016. - С. 327-329.

8. Кузметов А. Р., Абдиназаров Х. Х. Сезонная сукцессия качественного состава зоопланктона водохранилищ Узбекистана //The Way of Science. -2014. - Т. 27.

9. Mirabdullaev I. M., Abdurahimova A. N., Abdinazarov H. H. Determinant of copepods form order of Calanoida (Crustacea, Copepoda) in fauna of Uzbekistan //Zoological Research during. - Т. 20. - С. 144-146.

10. Бабаева Н. М. Рынок ценных бумаг как поставщик инвестиционных ресурсов для развития корпоративных предприятий //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2017. - №. 4 (22). - С. 10-15.

11. Babayeva N. M. Economic education as a necessary factor to ensure comprehensive youth development in Uzbekistan. in the collection: modern approaches to the transformation of the concepts of state regulation and management in socio-economic systems //4th International Scientific and Practical Conference. S. 13. - 2015. - Т. 16.

12. Ortikovich U. A., Obidjonovich Z. I. Maktab fizika kursida o 'zgarmas va o 'zgaruvchan tokni o 'rganish //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2021. - Т. 1. - №. 3. - С. 433-436.

13. Умаров А. О. и др. 8-синф физика курсининг "электр каршилиги" мавзусига "c++" дастурини куллаб укитиш //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 1129-1134.

14. Soyipov Jasurali Japaralievich, Zaxidov Ibroximjon Obidjonovich Namoyish tajribalari orqali o'qitishda o'quvchilar dunyoqarashini rivojlantirish yo'llari // ORIENSS. 2021. №3.

15. Dexqonova S., Aliyev N. The role of the constitution in educating young people in the spirit of respect for national values //Экономика и социум. -2019. - №. 6. - С. 21-22.

16. Dehqanova S. Formation of innovative activities in the educational system: technological approach //приоритетные направления научных исследований. - 2019. - С. 11-12.

17. Dexqonova S. The contribution of the jadids to national and spiritual development //Экономика и социум. - 2020. - №. 3. - С. 28-31.

18. Dexqonova S., Mamadaliyev S. Factors that improve ideological activity in the global environment //Экономика и социум. - 2019. - №. 6. - С. 23-25.

19. Dehqonova S. E. The using innovative technologies in the educational process //Central Asian Problems of Modern Science and Education. - 2019. -Т. 3. - №. 4. - С. 313-317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.