Научная статья на тему 'Актуальные вопросы регулирования правового статуса территориальных избирательных комиссий'

Актуальные вопросы регулирования правового статуса территориальных избирательных комиссий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1123
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательная комиссия / территориальная избирательная комиссия / правовой статус. / election commission / territorial election commission / legal status.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котельников Алексей Дмитриевич

В статье анализируются особенности правового статуса территориальных избирательных комиссий через призму содержания действующего федерального и регионального законодательства, положений правовой доктрины и материалов судебной практики. Рассматривается актуальная, с точки зрения автора, проблема наделения территориальных избирательных комиссий статусом юридического лица и взаимосвязанные с ней правовые вопросы. Отмечается необходимость реформирования избирательного законодательства в направлении повышения определенности и упорядоченности правового статуса территориальных комиссий как одного из ключевых звеньев системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF TERRITORIAL ELECTION COMMISSIONS

The article analyzes the peculiarities of the legal status of territorial election commissions through the prism of the content of current federal and regional legislation, the provisions of legal doctrine and judicial practice materials. The author considers the problem of conferring territorial election commissions with the status of a legal entity and related legal issues from the point of view of the author. The necessity is noted of reforming electoral legislation in the direction of increasing the certainty and orderliness of the legal status of territorial commissions as one of the key elements of the system of electoral commissions in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы регулирования правового статуса территориальных избирательных комиссий»

УДК 342.846.4

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Котельников Алексей Дмитриевич,

студент 4-го курса

Юридического института ИГУ

В статье анализируются особенности правового статуса территориальных избирательных комиссий через призму содержания действующего федерального и регионального законодательства, положений правовой доктрины и материалов судебной практики. Рассматривается актуальная, с точки зрения автора, проблема наделения территориальных избирательных комиссий статусом юридического лица и взаимосвязанные с ней правовые вопросы. Отмечается необходимость реформирования избирательного законодательства в направлении повышения определенности и упорядоченности правового статуса территориальных комиссий как одного из ключевых звеньев системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Ключевые слова: избирательная комиссия; территориальная избирательная комиссия; правовой статус.

TOPICAL ISSUES OF REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF TERRITORIAL ELECTION COMMISSIONS

Alexey Dmitrievich Kotelnikov,

fourth year student of the Law Institute of Irkutsk State University

The article analyzes the peculiarities of the legal status of territorial election commissions through the prism of the content of current federal and regional legislation, the provisions of legal doctrine and judicial practice materials. The author considers the problem of conferring territorial election commissions with the status of a legal entity and related legal issues from the point of view of the author. The necessity is noted of reforming electoral legislation in the direction of increasing the certainty and orderliness of the legal status of territorial commissions as one of the key elements of the system of electoral commissions in the Russian Federation.

Keywords: election commission; territorial election commission; legal status.

50

Особую роль в обеспечении реализации избирательных прав, а также права на участие в референдуме граждан России играет наличие упорядоченной системы органов, осуществляющих организацию и проведение народных голосований в соответствии с законодательством. Она включает в себя избирательные комиссии различного уровня, система и статус которых в общих чертах закреплены в главе IV Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) [10]. Согласно положениям статьи 20 названного закона в России действуют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии (представлены районными, городскими и другими комиссиями) и, наконец, участковые избирательные комиссии.

Территориальные избирательные комиссии являются важнейшим элементом обеспечения надлежащей подготовки и проведения выборов различного уровня в Российской Федерации - выполняют роль связующего звена между участковыми комиссиями и вышестоящими избирательными комиссиями, в том числе выступая в качестве окружных комиссий либо избирательных комиссий муниципальных образований в случае наделения их соответствующими полномочиями [4, с. 58]. Однако текущее законодательное регулирование их правового статуса вызывает ряд вопросов как теоретического, так и правоприменительного характера. Чтобы перейти к рассмотрению данной проблематики, вначале необходимо определить, что представляет собой категория «правовой статус».

Понятие статуса в конституционном праве (как и в праве вообще) является одним из ключевых. С.А. Авакьян определяет его следующим образом: это оформленное нормативным правовым актом положение (то есть правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). Понятием статуса охватывается характеристика их природы, места в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации, принятие правовых актов и совершение юриди-

чески значимых действий [1, с. 593]. Правовой статус избирательных комиссий включает в себя такие элементы, как полномочия и компетенция, порядок формирования и организация деятельности, а также гарантии деятельности избирательных комиссий и их конституционно-правовая ответственность [5, с. 57]. Таким образом, понятие правового статуса является довольно обширным и охватывает все ключевые характеристики рассматриваемого субъекта права.

Территориальным избирательным комиссиям присущи основные черты, которыми характеризуются избирательные комиссии всех уровней. Они представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов (пункт 21 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав). Расширяя это определение, В.Д. Мостовщиков предлагает определять территориальные комиссии как коллегиальные органы, формируемые избирательной комиссией субъекта Российской Федерации сроком на 5 лет (до 2010 г. - на 4 года), организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах территории, соответствующей административно-территориальной единице, и действующие на постоянной основе [7, с. 37].

Правовые основы формирования и деятельности территориальных избирательных комиссий закреплены в статьях 22, 26, 28 и 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, причем статья 26 посвящена непосредственно порядку формирования и полномочиям территориальных комиссий.

Уже исходя из смысла первого пункта статьи 26 видна специфика правового регулирования статуса территориальных избиркомов. Он устанавливается не только федеральным законодательством, но и, в большей степени, законами субъектов Российской Федерации, определяющими положение территориальных избирательных комиссий в системе региональных государственных органов. В этом заключается их отличие от вышестоящих комиссий, например от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, правовое положение которых регулируется преимущественно федеральным С1 законодательством (о чем недвусмысленно го-

52

ворит формулировка пункта 1 статьи 23 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав: они организуют «.. .подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации»). Законодательством субъекта Российской Федерации, в частности, определяется количественный состав ТИК в установленных федеральным законом рамках, а также решается вопрос о придании территориальной комиссии статуса юридического лица. Последнее дискретное полномочие регионального законодателя порождает различную практику решения указанного вопроса в субъектах Федерации.

В Иркутской области в настоящее время действует Закон Иркутской области от 11 июля 2008 года № 41-оз «О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области» (далее - Закон о территориальных комиссиях), которым урегулированы вопросы статуса территориальных комиссий на региональном уровне. Статьей 5 указанного Закона, посвященной статусу территориальных комиссий, предусмотрено, что они являются государственными органами Иркутской области (часть 1), формируются в административно-территориальных образованиях Иркутской области с учетом границ муниципальных образований (часть 2), а те комиссии, которые были образованы на территории с числом избирателей, превышающим 30 000 человек, обладают статусом юридического лица (часть 4) [9]. Территориальная избирательная комиссия со статусом юридического лица обладает рядом характерных черт: она имеет в управлении обособленное имущество, может приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке от своего имени имущественные и неимущественные права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, а также имеет круглую гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием и реквизитами, что предусмотрено частью 5 статьи 5 Закона о территориальных комиссиях.

Статусом юридического лица обладают менее половины территориальных избирательных комиссий в Иркутской области - лишь 20 из 45. Всего в России, согласно статистике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, около 80 процентов территориальных избирательных комиссий не имеют стату-

са юридического лица [12, с. 25]. Это вызывает ряд сложностей, которые связаны в том числе с необходимостью определения статуса председателей таких комиссий. В пункте 15 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, посвященной статусу членов избирательных комиссий, установлено, что председатели избирательных комиссий занимают соответственно государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную должность (в зависимости от уровня комиссии), однако лишь при условии, что указанные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Остается открытым вопрос, какое положение занимают председатели территориальных комиссий, которые, будучи государственными органами субъекта Российской Федерации, не обладают статусом юридического лица. Складывается довольно странная ситуация, при которой конституционно-правовой статус председателя территориальной комиссии ставится в зависимость от сугубо гражданско-правовой категории статуса юридического лица. В прикладном же аспекте это означает невозможность осуществлять председателем такой комиссии полноценную деятельность на постоянной основе за вознаграждение в соответствии с положениями пункта 12 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вынуждены решать вопрос о восполнении данного пробела в законодательстве самостоятельно. Практика его решения по регионам складывается неоднозначно, в основном выделяются три направления. Часть субъектов Федерации законодательно признает все должности председателей территориальных комиссий государственными должностями (республики Адыгея и Дагестан, Санкт-Петербург и др.), другая часть вообще предусматривает исполнение обязанностей председателя территориальной комиссии исключительно на общественных началах (Кемеровская область, Ставропольский край и др.) [12, с 26]. В ряде регионов, в том числе Иркутской области, это производится следующим образом: председатели территориальных комиссий, не имеющих статуса юридического лица, зачисляются в аппарат региональной избирательной комиссии на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Од-

нако этот способ также довольно несовершенен, поскольку государственная служба по общему правилу осуществляется в течение неопределенного срока, а расторжение служебного контракта имеет четкий перечень оснований, перечисленных в главе 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом для должности председателя территориальной избирательной комиссии, как и для других членов комиссии с правом решающего голоса, пунктом 5 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрен пятилетний срок полномочий. Данное противоречие ставит избирательную комиссию субъекта Федерации в затруднительное положение в случае, когда срок полномочий председателя территориальной комиссии истекает и его переназначение не осуществляется, однако он продолжает числиться в штате региональной комиссии и оснований для расторжения с ним контракта нет. Наиболее вероятным выходом из данной ситуации представляется расторжение контракта по инициативе самого служащего.

В качестве одного из способов решения данной проблемы можно предложить скорректировать норму пункта 4 статьи 26 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и взаимосвязанные с ней статьи, обязав субъекты Федерации наделять все территориальные комиссии статусом юридического лица, а их председателям, в свою очередь, придавать статус лиц, занимающих государственную должность в соответствующем регионе. Однако эта практика может оказаться излишней ввиду того, что многие территориальные комиссии осуществляют свои полномочия на территориях со сравнительно небольшим количеством избирателей, и передавать им надлежащий комплекс имущественных и неимущественных прав, осуществлять затраты на содержание штата не всегда целесообразно. Согласно данным Избирательной комиссии Иркутской области на 1 января 2019 года, численность избирателей в административно-территориальных единицах области варьировалась от 183 тысяч (г. Ангарск) до 3 тысяч (Катангский район). Если же законодатель пойдет по пути укрупнения территорий в целях уравнивания количества избирателей, это также будет затруднительно хотя бы ввиду исключительной сложности перемещения в малозаселенных районах на большие расстояния, что

особенно актуально для северных территорий Иркутской области.

При этом следует учитывать, что данная проблема актуальна только для тех субъектов Российской Федерации, которые идут по пути формирования системы территориальных комиссий с возложением на них полномочий избирательных комиссий муниципальных образований. Ввиду того, что формирование самостоятельных муниципальных органов, организующих подготовку и проведение выборов, является дополнительной нагрузкой для местных бюджетов, такая практика в субъектах Российской Федерации достаточно распространена. В Иркутской области избирательные комиссии муниципальных образований действуют только в г. Иркутске и г. Нижнеудинске. В этой связи интересен опыт других регионов, таких как Белгородская область, где законодатель пошел от обратного и сформировал муниципальные избирательные комиссии во всех городских округах и муниципальных районах, на которые затем были возложены полномочия территориальных избирательных комиссий. Примечательно, что статья 30 Избирательного кодекса Белгородской области, посвященная порядку формирования и полномочиям территориальных избирательных комиссий, в части 2 напрямую предусматривает наличие у них статуса юридического лица вне зависимости от каких-либо условий и обстоятельств [6].

Еще одной крайне важной проблемой, которая порождается неопределенностью статуса территориальных избирательных комиссий, является невозможность однозначно решить вопрос о взыскании с такой комиссии судебных расходов, понесенных в ходе производства по спорам о защите избирательных прав граждан в рамках главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выступающая стороной в суде территориальная комиссия, обладающая статусом юридического лица, владеет обособленным имуществом, имеет расчетный счет и может исполнить присужденную судом обязанность по возмещению расходов другой стороны, в пользу которой состоялось решение [8, с. 61]. Однако территориальная комиссия без статуса юридического лица собственными средствами не обладает, и суду приходится определять источники взыскания необходимых сумм.

Судебная практика по данному вопросу 53 также противоречива. Суды могут возлагать

54

обязанность по возмещению расходов на вышестоящую комиссию. К примеру, в апелляционном определении от 14 июня 2017 года по делу № 33а-6930/2017 Красноярский краевой суд предписал взыскать с Избирательной комиссии Красноярского края в пользу истца расходы на оплату услуг представителей, понесенные им в связи с рассмотрением дела о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Березовского района Красноярского края об исключении его из числа членов участковой избирательной комиссии [2]. Однако данный вариант не является единственно возможным. Так, Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном определении от 12 февраля 2019 года по делу № 33а-955/2019 признал необходимым взыскать с Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района за счет казны муниципального образования «Сельское поселение Карымкары» в пользу истца судебные расходы, понесенные по административному делу о признании подписей избирателей действительными, признании незаконным постановления территориальной комиссии и возложении обязанности зарегистрировать истца кандидатом на должность главы сельского поселения Карымкары по одномандатному избирательному округу [3]. Представляется, что позиция Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является более приемлемой, с учетом того, что территориальная комиссия, на которую были возложены полномочия комиссии муниципального образования, получила средства на подготовку и проведение выборов из соответствующего местного бюджета согласно пункту 1 статьи 57 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Очевидно, что данная ситуация нуждается в урегулировании, которое, на наш взгляд, удобнее и быстрее всего может осуществить Пленум Верховного Суда Российской Федерации путем принятия постановления, содержащего соответствующие разъяснения.

Проблемы определения правового статуса территориальных избирательных комиссий не являются исключительными по своей природе, скорее они порождение системных недостатков избирательного законодательства. Многие исследователи отмечают, что на уровне федеральных законов в России наиболее полно определено положение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и из-

бирательных комиссий субъектов Российской Федерации в системе публичных органов, но на нижестоящих уровнях наблюдается ощутимая недостаточность правового урегулирования статуса избирательных комиссий, что, однако, можно рассматривать как характерную черту государств постсоветского пространства [11, с. 133]. Положительным моментом является то, что существующие в избирательном законодательстве проблемы, в том числе рассмотренные в данной работе, дают стимул к его дальнейшему реформированию, итогом которого должно стать укрепление системы избирательных комиссий в Российской Федерации, придание ей большей стройности и упорядоченности путем совершенствования их правового статуса.

1. Авакьян, С.А. Конституционный лексикон : государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. - М. : Юстицинформ, 2015. - 640 с.

2. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 14 июня 2017 г. по делу № 33а-6930/2017. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 15.03.2019.

3. Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 февраля 2019 г. по делу № 33а-955/2019. - Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». Дата обращения: 15.03.2019.

4. Игнатенко, В.В. Место и роль участковых избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации / В.В. Игнатенко // Избирательное право. - 2013. - № 2. - С. 46-58.

5. Избирательное право и процесс в Российской Федерации : учебное пособие / И.А. Алексеев, Д.С. Белявский, А.А. Свистунов [и др.]. - М. : Проспект, 2015. - 216 с.

6. Избирательный кодекс : закон Белгородской области от 1 апреля 2005 г. № 182. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 03.04.2019.

7. Мостовщиков, В.Д. Территориальная избирательная комиссия: правовой статус, порядок формирования, компетенция : учеб. пособие / В.Д. Мостовщиков. - М. : РЦОИТ, 2003. - 256 с.

8. Мушкетов, К.М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: к вопросу о соотношении норм конституционного и гражданского права / К.М. Мушкетов // Ленинградский юридический журнал. - 2009. - № 3 (17). - С. 56-67.

9. О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области : закон Иркутской области от 11 июля 2008 г. № 41-оз. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 03.04.2019.

10. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения: 03.04.2019.

11. Старовойтова, Е.И. Правовой статус избирательных комиссий на примере избирательного законодательства стран СНГ / Е.И. Старовойтова // Сибирский юридический вестник. - 2014. - № 4. - С. 132-138.

12. Турищева, Н.Ю. Актуальные вопросы правового статуса избирательных комиссий / Н.Ю. Турищева // Журнал российского права. - 2016. - № 7. - С. 19-28.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ

Статьи (2018)

1. Авдеева, О.А., Овсянников, П.Ю. Проблемы искажения волеизъявления народа при проведении выборов / О.А. Авдеева, П.Ю. Овсянников // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.8 (25). - С. 6-8.

2. Авилов, Я.Д. Эволюция условий реализации пассивного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации в 2012-2018 гг. / Я.Д. Авилов // Юридический мир. - 2018. - № 8. - С. 27-30.

3. Азахрин, А.В., Суркова, О.Е. Электоральные преференции политических партий / А.В. Азахрин, О.Е. Суркова // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 6 (121). -С.393-395.

4. Акунченко, Е.А. Коррупция и коррупционная преступность в избирательном процессе / Е.А. Акунченко // Право и политика. - 2018.

- № 8. - С. 28-42.

5. Акчурин, А.Р. О совершенствовании процессуальной основы рассмотрения судами избирательных споров / А.Р. Акчурин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. -№ 3 (94). - С. 132-135.

6. Большаков, Л.М. Ограничение конституционной свободы слова в период предвыборной агитации / Л.М. Большаков // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2018. - Т. 18. -№ 2. - С. 65-68. - (Сер.: Право).

7. Бондаренко, А.В., Джадан, Е.И. К вопросу о реализации принципов избирательного права в России и зарубежных странах / А.В. Бондаренко, Е.И. Джадан // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 7 (23). - С. 775-778.

8. Босова, Е.Н. Всеобщая декларация прав человека и избирательное право граждан / Е.Н. Босова // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2018. - № 3-3. - С. 80-85.

9. Вантеева, Т.В. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборную должность / Т.В. Вантеева // Избирательное право. - 2018.

- № 1 (37). - С. 42-50.

10. Василенко, Г.Н., Лобанова, И.К. Предупреждение совершаемых юридическими лицами правонарушений, посягающих на избирательные права граждан / Г.Н. Василенко, И.К. Лобанова // Административное право и процесс. - 2018. - № 11. - С. 61-65.

11. Головкин, Р.Б., Филимонова, А.И. Формирование привычки правомерного поведения (на

примере формирования механизма реализации активного избирательного права) / Р.Б. Головкин, А.И. Филимонова // Вестник Владимирского юридического ин-та. - 2018. - № 2 (47). - С. 164-167.

12. Гузий, А.Е. «Избирательное» право (практика применения норм о местном референдуме на территории городского округа) / А.Е. Гузий // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - Т. 15. - № 2. - С. 142-147.

13. Дегтярев, А.А. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии: спорные вопросы толкования основного состава преступления / А.А. Дегтярев // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 5 (120). - С. 220-228.

14. Джаримок, Т.Р. Роль политических партий в осуществлении пассивного избирательного права / Т.Р. Джаримок // Юридический факт. - 2018. - № 24. - С. 3-5.

15. Диноршоев, А.М., Сафарзода, Н.Р. Понятие и стадии избирательного процесса / А.М. Диноршоев, Н.Р. Сафарзода // Правовая жизнь. - 2018. - № 1 (21). - С. 59-67.

16. Досумов, С.Т. Избирательное право: феномен и генезис формирования / С.Т. Досумов // Colloquium-journal. - 2018. - № 11-10 (22). -С. 17-19.

17. Жмуров, Д.В. Подкуп избирателей: взгляд криминолога / Д.В. Жмуров // Избирательное право. - 2018. - № 1 (37). - С. 7-16.

18. Жук, Е.А. Нарушения избирательных прав граждан: помарки как повод для отклонения подписей в поддержку выдвижения кандидата / Е.А. Жук // Студенческий вестник. -2018. - № 17 (37). - С. 42-44.

19. Зинченко, Е.Ю., Хазов, Е.Н. Правовые проблемы соблюдения международных избирательных стандартов в национальном избирательном праве / Е.Ю. Зинченко, Е.Н. Хазов // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 36-39.

20. Золоторева, Л.И. К вопросу о разработке и принятии избирательного кодекса Российской Федерации / Л.И. Золоторева // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. -№ 9 (44). - С. 292-298.

21. Зорин, О.Л., Машин, В.Н., Сагитов, Р. А. Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации как участники избирательного процесса / О.Л. Зорин, В.Н. Машин, Р.А. Сагитов // Военное право. - 2018. - № 1 (47). - С. 73-81.

22. Ильинных, А.В., Потужняя, М.А. Виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан

56

/ А.В. Ильинных, М.А. Потужняя // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. -2018. - № 1. - С. 103-108.

23. Кабышев, С.В. Тенденции развития законодательства о выборах президента Российской Федерации / С.В. Кабышев // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. - 2018. -№ 6 (46). - С. 105-111.

24. Казановская, Ю.А. Развитие избирательного законодательства в странах Содружества Независимых Государств / Ю.А. Казановская // Известия Юго-Западного гос. ун-та. - 2018. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 43-49. - (Сер.: История и право).

25. Калиногорский, А.А. Ограничения пассивного избирательного права в России и зарубежных странах / А.А. Калиногорский // Вестник современных исследований. - 2018.

- № 10.8 (25). - С. 18-24.

26. Калугин, Д.А. Причины криминализации и особенности квалификации незаконных выдачи и получения избирательного бюллетеня, бюллетеня голосования на референдуме (ст. 1422 УК) / Д.А. Калугин // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.2 (21). - С. 427-430.

27. Кирина, К.С. Административная ответственность за правонарушения законодательства о выборах и референдумах / К.С. Кирина // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 10 (26). - С. 672-675.

28. Крылова, М.А. Нормативное регулирование PR-технологий в области избирательного права / М.А. Крылова // Теории и проблемы политических исследований. - 2018. - Т. 7. -№ 1А. - С. 234-240.

29. Крючков, А.В. Обзор научных публикаций по вопросам избирательного права в России за 2018 год / А.В. Крючков // Аллея науки.

- 2018. - Т. 3. - № 9 (25). - С. 562-571.

30. Кузнецова, Н.Н. Нарушения тайны голосования как форма воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан / Н.Н. Кузнецова // Юридическая наука. - 2018.

- № 3. - С. 110-114.

31. Купаев, А.А. Вопросы закрепления и реализации избирательных прав граждан, находящихся на лечении в лепрозории / А.А. Ку-паев // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 6 (124). - С. 82-84.

32. Лолаева, А.С., Хадиков, А.К. Перспективы принятия избирательного кодекса Российской Федерации / А.С. Лолаева, А.К. Хадиков // Конституционное и муниципальное право. -2018. - № 6. - С. 47-49.

33. Макарцев, А.А., Юсубов, Э.С. Выборы в Верховный совет СССР 1937 года как этап фор-

мирования отечественного избирательного права и процесса / А.А. Макарцев, Э.С. Юсубов // Гражданин. Выборы. Власть. - 2018. - № 4. - С. 48-61.

34. Мураев, П.П., Соловьева, Н.А. Уголовно-правовая политика в сфере безопасности при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти / П.П. Мураев, Н.А. Соловьева // Legal Concept. - 2018. - Т. 17.

- № 2. - С. 39-45.

35. Ноева, А.В., Степанова, А.А. Проблемы возмещения морального вреда за нарушение избирательных прав граждан / А.В. Ноева, А.А. Степанова // Студенческий вестник. -2018. - № 8-1 (28). - С. 50-52.

36. Паньшин, Д.И. Теоретические аспекты принципа гласности в избирательном процессе / Д.И. Паньшин // Избирательное законодательство и практика. - 2018. - № 1. - С. 10-13.

37. Парилов, А.А. Вина по избирательному праву: понятие, особенности, проблемы правоприменительной практики / А.А. Парилов // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 4 (20). - С. 410-413.

38. Пащенко, И.Ю. Некоторые особенности регулирования ответственности за нарушение избирательных прав в Европе и России / И.Ю. Пащенко // Гражданин. Выборы. Власть.

- 2018. - № 1. - С. 58-63.

39. Полянская, А.А. Муниципальные выборы в северных территориях Красноярского края: проблемы реализации избирательных прав граждан / А.А. Полянская // Аллея науки.

- 2018. - Т. 3. - № 5 (21). - С. 864-869.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Прохоренко, Д.В. Вопросы интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации / Д.В. Прохоренко // Избирательное право. - 2018. - № 1 (37). - С. 51-58.

41. Саидов, С.А. Конституционно-правовые особенности избирательного процесса в Республике Таджикистан / С.А. Саидов // Госу-дарствоведение и права человека. - 2018. - № 2 (10). - С. 58-61.

42. Саламатова, М.С. Институт лишения избирательных прав в Советской России: от конституции 1918 года к конституции 1936 года / М.С. Саламатова // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. - 2018. - № 3. - С. 125-144.

43. Сафронова, М.Д., Марков, П.Н. Выборы как элемент народовластия в Российской Федерации / М.Д. Сафронова, П.Н. Марков // Colloquium-journal. - 2018. - № 11-10 (22). - С. 51-53.

44. Слободчикова, С.Н. Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт / С.Н. Слободчикова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 6 (73). - С. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.