АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ СФЕРОЙ В РОССИИ
Е.А. Носачевская,
аспирант Российского государственного университета им. И. Канта (г. Калининград)
Статья посвящена выявлению проблем регионального управления научной сферой в России и поиску путей их эффективного решения в современных условиях.
Ключевые слова: регион, управление регионом, научная сфера, ресурсная поддержка, концепция программы.
УДК 338.28; ББК 65.9(2)-5
Мировой опыт свидетельствует, что решение таких важных задач реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности экономики и достижение высокого качества жизни населения на региональном уровне во многом обеспечивается всесторонним научным обеспечением развития территории, воплощенным в инновационном функционировании отраслей и хозяйствующих субъектов.
С точки зрения терминологии под научным обеспечением в данном случае понимается процесс, направленный на создание и применение знаний, проведение исследований, внедрение разработок в различных организационных формах с учетом рыночных тенденций для достижения поставленных целей.
Проблемы интенсивного экономического роста региональной экономики в России формируются на стыке науки и производства, фундаментальных и прикладных разработок. На этапе проведения рыночных реформ 1990-х гг. в стране не хватало финансовых ресурсов, в связи с этим происходило относительно низкое государственное финансирование науки при одновременном отсутствии действенных механизмов привлечения внебюджетных источников в эту сферу. Произошла смена основного принципа и содержательной основы сотрудничества научного комплекса с отраслями реальной экономики: вместо долгосрочного и планового обеспечения появилось эпизодическое научное обеспечение. В этот период объём финансирования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сократился на порядок. Снизились объёмы внедрений научных достижений в отрасли производства. В разы уменьшилась численность работников, выполняющих на профессиональной основе научные разработки и исследования (для сравнения — в СССР к концу 1980-х гг. финансирование научных исследований и разработок составило 4,5% от валового внутреннего продукта (ВВП), в России в 2007 г. — 1,1% от ВВП). Ученые и практики констатируют тот факт, что в целом это привело к разрушению функционировавшей системы научного обеспечения экономики и последующему инерционному развитию научной сферы на всех уровнях управления [8].
Несмотря на создание в России на федеральном уровне различных фондов, резервов, аккумулирующих финансовые ресурсы, и возможности их эффективного использования для наращивания потенциала науки до уровня, позволяющего находить и применять научные решения по сложнейшим вопросам производства, в последние годы ярко проявилась тенденция к экономии на науке, необоснованному снижению затрат на научные разработки ниже необходимого объема. Такое несоответствие трансформировалось в трудно разрешимое противоречие, усугубившее последствия финансово-экономического кризиса. Недостаточное финансирование отечественной науки на протяжении последних лет затруднило полноценное использование ресурсного потенциала регионов и способствовало утрате значительной части конкурентных преимуществ нашей страны.
Изолированность российской промышленности от создаваемых в развитых странах новейших технологий привела к прогрессирующему организационному, управленческому и техническому отставанию отечественных предприятий, повышению себестоимости и снижению качества производимой продукции, что негативно повлияло на позиции России на мировых рынках. Сегодня в развитых странах формируется воспроизводственная система шестого технологического уклада, а наукоемкие технологии обеспечивают до 90% роста ВВП. В России же в настоящее время шестой уклад еще не начал формироваться, доля
технологий пятого уклада составляет примерно 30-40% и лишь 5% роста ВВП относится к наукоемкой сфере [16].
В настоящее время объемы закупок технологий отечественными предприятиями за рубежом значительны. С одной стороны, это свидетельствует о существующей потребности хозяйствующих субъектов в научном обеспечении производства. С другой стороны — зачастую приобретаемые технологии не являются передовыми, что позволяет предприятиям в краткосрочном периоде получать прибыль, но создает негативные предпосылки для развития регионов вследствие быстрого устаревания используемых импортных технологий и возможной утраты в скором будущем инновационного потенциала национальной экономики. Наблюдаемая закономерность недопустима и может привести к существенным перекосам в развитии науки и производства.
Каждый регион имел свою специфику функционирования науки в условиях перехода к рыночной экономике. Часть исследовательских учреждений эксклавной Калининградской области переориентировала свою работу на выполнение международных проектов стран Балтийского региона, в том числе и с целью получения зарубежных финансовых грантов. Концентрация значительной научной инфраструктуры в нескольких крупных регионах, таких как Ленинградская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Свердловская области привела к существенным перекосам развития науки в разных субъектах страны. Конечно, при определенных условиях, возможно, что крупные исследовательские центры смогли бы стать двигателями развития научно-технического прогресса в России и обеспечить реализацию целей государства по построению инновационной экономики. Но, к сожалению, приоритетная государственная поддержка отдельных научных институтов привела к появлению разрыва в уровне инфраструктурной обеспеченности и развития между ними и остальными научноисследовательскими учреждениями.
В этой связи видится перспективным создание федеральных университетов в разных субъектах страны, что позволит проводить сбалансированную государственную политику по эффективной поддержке и динамичному развитию отечественной науки [5]. Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. 21 октября 2009 года Президент РФ подписал Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». В январе 2010 года Федеральное агентство по образованию получило поручение Президента РФ о начале процедуры по созданию федерального университета на базе Российского государственного университета им. Канта.
Важность повышения инновационной активности предприятий, формирования системы рыночных стимулов к проведению исследований по приоритетным направлениям и внедрению успешных разработок в производство требует совершенствования правовой, финансовой, организационной, кадровой инфраструктуры.
Вопросы, связанные с научным обеспечением развития экономики, освещены в работах многих отечественных и зарубежных ученых. В рамках данной статьи считаем важным, рассмотреть наиболее значимые результаты, полученные ведущими учеными и экспертами в научной сфере.
Исследованию фундаментальных основ развития инновационной деятельности посвящены труды Г.М. Доброва, Н.Д. Кондратьева, П. Дракера, Б. Твисса, Й. Шумпетера и др.
Г.М. Добров был одним из основателей науковедения в бывшем Советском Союзе, развив теорию научно-технического потенциала и методов его измерения, теорию и практику научнотехнического прогнозирования, предложив ряд эффективных методик прогнозных работ, одним из первых начал работы по наукометрии [9].
Н.Д.Кондратьев разработал волновую теорию экономического развития, в которой была признана важная роль нововведений [12].
В своей книге «Бизнес и инновации» американский учёный, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента прошлого века П. Дракер впервые систематизировал накопленные практические знания в области инноваций и представил их в виде полноценной теории.
Американский экономист Б. Твисс в книге «Управление научно-техническими разработками» утверждал, что эффективность самих инноваций в меньшей степени сказывается на темпах научно-технического прогресса, чем эффективность системы управления ими. Причина в том, по его мнению, что именно управление уже на первых этапах научно-технических нововведений обеспечивает привлечение продуктивных идей, способных быть основой для технического перевооружения и внедрения новой техники [15].
Австрийский и американский экономист, политик, социолог и историк экономической мысли Й. Шумпетер, опираясь на волновую теорию Кондратьева, в 1938-1939 гг. дал теоретическое обоснование уменьшения кризисов и спадов в промышленности на основе инновационного обновления капитала путем широкого осуществления нововведений (технологических, организационных, управленческих). Он заложил основы инновационной теории, обосновал деловые циклы и роль фигуры предпринимателя в инновационном процессе, ввел термин «инновация» [17].
В работах А. Баркера, С.В. Валдайцева, С.Ю. Глазьева, Л.М. Гохберга, Н.П. Иващенко, К.Ф. Пузыни, Г.А. Романенко, Б. Санто и других ученых глубоко разработаны отдельные аспекты функционирования и управления процессами научного обеспечения отраслей в условиях рыночной экономики.
Проблемы развития инновационной сферы на уровне региона нашли отражение в трудах А.Г. Гранберга, М.А. Гусакова, П.А. Минакира, В.П. Орешина, Л.В. Потапова, А.А. Румянцева, ГГ. Фетисова и ряда других ученых.
Несмотря на наличие глубоких исследований и многообразие существующих подходов к проблематике, изучаемой в статье, ряд методологических аспектов и в настоящее время представляется недостаточно рассмотренным. К настоящему времени нет обобщенной картины состояния и направлений
развития академической и отраслевой науки многих регионов России. На практике вместо разработки просчитанной по ресурсным затратам программы развития научного обеспечения экономики на региональном уровне имеют место разрозненные инициативы, связанные с планами по формированию отдельных инновационных бизнес-инкубаторов.
При этом научное обеспечение социально-экономических процессов является во всем мире основополагающим фактором инновационного функционирования государства на всех уровнях.
Многолетний опыт теории и практики свидетельствует, что использование программного инструментария позволяет индивидуально подходить к вопросам инновационного функционирования экономики регионов. Поэтому в рамках исследования разработана четырехблочная укрупненная сетевая модель, дающая возможность на основе поступающей информации выявлять в нужный момент времени ведущие работы по развитию отраслевого научного обеспечения региона и при необходимости осуществлять их корректировку.
Каждый из четырех условно выделенных блоков систематизирует определенное количество работ, часть которых предполагается выполнять параллельно (рис. 1). С помощью экспертов и математического аппарата в исследовании рассчитана планируемая продолжительность выполнения работ, составившая 2 года 10 месяцев.
Первый блок «Организационное и методическое обеспечение развития отраслевого научного обеспечения региона» подразумевает выполнение ряда работ: проведение инвентаризации и оптимизации работы отраслевых исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, расположенных на территории региона; создание организационной инфраструктуры; разработка и внедрение методики оценки качества отраслевого научного обеспечения региона, основанной на применении соответствующих критериев; совершенствование системы сбора статистической информации для оптимизации мониторинга качества отраслевого научного обеспечения региона; формирование необходимых региональных нормативноправовых документов по отраслевой научной деятельности.
Анализ научного потенциала региона и разработка перечня приоритетных направлений для проведения отраслевых научных исследований объединены во втором блоке «Анализ и определение направлений реализации программы развития отраслевого научного обеспечения региона».
Третий блок «Формирование мероприятий по развитию отраслевого научного обеспечения региона» включает в себя следующие работы: разработка регионального механизма стимулирования внебюджетного финансирования отраслевых научных исследований и механизма государственной поддержки научной деятельности; создание и продвижение информационно-аналитической базы разработок исследовательских
Рис. 1. Схематичное представление укрупненной сетевой модели развития отраслевого научного
обеспечения региона
34 1
организаций региона; проведение рекламной кампании с целью популяризации взаимодействия отраслевых хозяйствующих субъектов с региональным научным сектором; организация подготовки кадров для развития научной сферы в регионе, проведение семинаров, направленных на совершенствование существующих механизмов увеличения вклада науки в региональное экономическое развитие; формирование системы мониторинга потребностей хозяйствующих субъектов в научно-технических разработках; развитие межрегионального и международного сотрудничества в отраслевой научно-технической сфере.
Четвертый блок «Процесс реализации программы развития отраслевого научного обеспечения региона» включает в себя выполнение подготовки программы реализации, сбалансирование мероприятий и корректировку существующих региональных программ развития отраслей.
В построенной укрупненной сетевой модели предусмотрен подробный механизм выполнения работ. Так, например, одним из условий для всестороннего привлечения внебюджетных ресурсов к развитию отраслевого научного обеспечения и подготовке кадров является формирование процедуры компенсации региональным хозяйствующим субъектам из областного бюджета части затрат на оплату услуг по проведению для них исследований научными учреждениями региона. Данная процедура может быть основана на различных формах, включающих выплату суммы, рассчитываемой по определенной формуле и не превышающей пороговое значение, субсидирование процентной ставки по кредитам и др. Участие бюджетных и внебюджетных средств в финансировании кадровой инфраструктуры способствует стимулированию повышения качества подготовки специалистов, притока ученых в науку, что требует значительных временных ресурсов и является важным для развития отраслевого научного обеспечения.
В современных условиях применение разработанной укрупненной сетевой модели особенно актуально, поскольку оказы-
вает существенное влияние на снижение сроков выполнения работ, оптимизацию затрат ресурсов, повышение качества управления процессами научного обеспечения экономического развития на региональном уровне.
В исследовании на основе построенной укрупненной сетевой модели сформирована концепция программы развития отраслевого научного обеспечения региона. В ней выявлена специфика и определены основные направления функционирования инновационных процессов, разработаны мероприятия, ориентированные на создание инфраструктуры для внедрения результатов успешных научных разработок и стимулирования привлечения различных источников к финансированию научных исследований. Структуру концепции программы образуют введение, восемь разделов и заключение (рис. 2).
Во введении обоснована актуальность разработки программы и необходимость применения программно-целевого подхода к управлению процессами научного обеспечения развития экономики на уровне региона.
Целью реализации программы является обеспечение сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения на основе создания условий для динамичного функционирования процессов научного обеспечения, роста инновационного уровня и конкурентоспособности предприятий, отраслей региона.
Остановимся более подробно на содержательной части некоторых разделов концепции.
Информация о стратегических приоритетных направлениях развития научного обеспечения отдельных отраслей экономики отражена в четвертом разделе концепции программы. К числу таких направлений отнесены: совершенствование организационной инфраструктуры, предусматривающей проведение работы по отраслевому информационно-консультационному обеспечению хозяйствующих субъектов, развитию опытной базы
Структура концепции программы развития отраслевого научного обеспечения региона
Введение
Раздел 1. Цели и задачи программы
Раздел 2. Состояние отраслевого научного обеспечения и инновационного потенциала региона
Раздел 3. Особенности функционирования процессов отраслевого научного обеспечения региона
Раздел 4. Стратегические приоритетные направления развития научного обеспечения экономики региона
Раздел 5. Совокупность программных мероприятий и сроки реализации программы
Раздел 6. Ресурсное обеспечение программы
Раздел 7. Организация управления программой и осуществление контроля над ходом ее реализации
Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации программы
Заключение
Рис. 2. Структура концепции программы развития отраслевого научного обеспечения региона
и продвижению научно-технической продукции на региональном рынке; разработка механизмов привлечения разных источников финансирования для преодоления технологического отставания отраслей от ведущих российских регионов и регионов стран мира на основе инновационного обновления, диверсификации производства и др.
Эти направления задают общий вектор научно-технического развития региона и характеризуют основные сферы экономики, в которых применение новых технологий может принести значительный экономический эффект.
Пятый раздел представляет собой совокупность программных мероприятий, направленных на динамичное развитие научного обеспечения отраслей. В шестом разделе программы содержится ее ресурсное обеспечение, в том числе уточнены вопросы нормативно-правового, финансового, кадрового, информационного и методического обеспечения реализации программы. Финансирование предусмотренных мероприятий планируется осуществлять за счет трех основных источников: средств федерального, регионального бюджета и внебюджетных ресурсов. Потребность в объеме финансовых средств на реализацию мероприятий программы может быть определена при согласовании объемов средств, требуемых для выполнения конкретных мероприятий. Это, в свою очередь, необходимо осуществить в процессе детализации предложенных укрупненных мероприятий.
Описание механизма организации управления программой и контроля над ходом ее реализации содержит седьмой раздел. Планируется, что комплексное управление, координацию и контроль выполнения программных мероприятий будет
осуществлять уполномоченный орган государственной власти региона. В его ведении находится обоснование и принятие управленческих решений, определение процедуры общественного обсуждения, корректировки программы и ряд других функций, который должен быть закреплен в соответствующем нормативно-правовом документе. При осуществлении мониторинга реализации программы данный уполномоченный орган взаимодействует с представителями сектора отраслевого научного обеспечения региона, ассоциаций хозяйствующих субъектов, подразделений администрации, общественных организаций и другими экспертами.
Также этот орган консолидирует информацию об актуальных для отраслей научно-технических проектах и технологическом уровне производства в регионе, данные о ходе реализации программы, разрабатывает предложения по корректировке программы и представляет их соответствующим структурам. Обеспечением работы конкретных механизмов проведения исследований и разработок, реализации инновационных проектов заняты субъекты организационной инфраструктуры — существующие и созданные при реализации программы. Организациями-исполнителями исследований, разработок, проектов являются научные учреждения региона.
Эффективное функционирование процессов научного обеспечения отраслей приведет к созданию благоприятной инновационной среды на территории региона, вовлечению в производство научно-технического потенциала, повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения, а в целом — к интенсивному пути развития региональной социально-экономической системы.
Литература
1. Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996. №127-ФЗ., с изменениями и дополнениями от 04.12.2006. № 202-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. — М., 12.11.2009. // Там же.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе развития инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» от 02.08.2007. № 498 // Там же.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе развития национальной технологической базы« от 29.01.2007. № 54.
5. Протокол Межведомственной комиссии Российской Федерации по научно-инновационной политике «Об утверждении Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» от 15.02.2006. № 1. Электронный ресурс: http://mon.gov.ru — официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008. № 1662-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.» от 18.12.2006. № 1761-р // Там же.
8. Россия в цифрах: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. — М., 2009.
9. Добров Г.М. Наука о науке. Начала науковедения. — Киев: Наук. думка, 1989.
10. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. — М.: Наука. 1990.
11. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. — 1999. — № 2. — С. 3-38.
12. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. — М.: Экономика, 2002.
13. Пузыня К.Ф., Казанцев Л.С. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских работ. — М., 2003.
14. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. — М.: Прогресс. 2000.
15. Твисс Б. Управление научно-техническими разработками. — М.: Экономика. 2004.
16. Шевченко И.В., Дробышевская Л.Н. Инновационная основа смены технологических укладов в современной глобальной экономике // Финансы и кредит. — 2005. — № 35 (203). — С. 16-24.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. — М.: Прогресс. 1982.