3 Романовская О.В., Романовский Г.Б. «Организация нотариата в России»// электронный ресурс http://law.edu.ru/script/ cntsource.asp.
4 Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате под ред. B.H. Аргунова. М., 1996. С. 7.
5 Гражданский кодекс РФ // электронный ресурс http:// www.gk-rf.ru/statia48
6 Миллер Н.Н. «Налогообложение доходов нотариусов, занимающихся частной практикой» //электронный ресурс http://www.notary.ru/notary/text5.html
7 Ст.ст. 16, 22 Основ.
8 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 1 января 2014 г.)//элек-тронный ресурс http://www.consultant.ru/popular/obob/76
9 Собрание законодательства РФ 1998 г. № 22. Ст. 2491.
10 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18805/
11 Комаров В.В., Баранкова В.В.: «Нотариат как институт превентивного правосудия: Нотариат и нотариальный процесс» // электронный ресурс http://www.adhdportal.
com/book_2445_chapter_13__2._Notariat_kak_institut_
preventivnogo_pravosudija.html
12 Ремизов М.В. // «Дифференциация уголовной ответственности за преступления против интересов публичной службы (гл. 30 УК РФ)//дис. канд. юрид. наук// 2004 г.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МОРОЗОВ,
адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с предупреждением преступности как приоритетном направлении современной уголовной политики российского государства; проводится анализ ретроспективы системы предупреждения преступности ОВД; обосновывается вывод о важности именно предупредительной работы в правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: предупреждение преступности, система предупреждения преступлений, задачами органов внутренних дел, правоохранительные приоритеты.
Annotation. The article covers issues related to crime prevention as a priority direction of contemporary criminal policy in Russia, conducted a retrospective analysis of the system of crime prevention ATS substantiated conclusion about the importance of preventive work in law enforcement.
Keywords: crime prevention, the system of prevention of crimes, the tasks of the bodies of internal Affairs, law enforcement priorities.
Одним из приоритетных направлений современной уголовной политики российского государства выступает предупреждение преступности. Данный аспект является не только следствием гуманизации и либерализации общества (не дать совершиться злу лучше, чем потом за него наказывать), но и имеет под собой экономическую основу: ущерб от преступлений, совершенных в 2013 г., составил 386 млрд руб., что на 44,2% больше аналогичного показателя 2012 г.1
Среди правоохранительных органов «на передовой» в деятельности по предупреждению преступности (впрочем, как и прежде) остаются органы внутренних дел. Предупреждение преступлений органами внутренних дел — это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих
их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением2. В федеральном законе «О полиции» (в перечне основных направлений деятельности полиции) Законодатель отводит предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений одно из первых мест3.
Следует отметить, что проблеме именно предупреждения преступности уделялось внимание еще в дореволюционной России. При этом полиции отводилась одна из главных ролей в предупреждении различного рода нарушений законодательства. Например, специально регулировалась профилактическая деятельность полиции. С привлечением общественности была создана разветвленная система учреждений социальной помощи для предупреждения рецидивных преступлений и преступлений не-совершеннолетних4.
На основе такого дореволюционного опыта предупреждения преступности в советский период была выработана научная концепция предупреждения преступности, а также получила развитие система различных предупредительных мер. Важным правовым актом того времени, регламентировавшим общепрофилактическую деятельность милиции, явилась «Инструкция волостным милиционерам» от 16 февраля 1920 г. Инструкция подчеркивала, что в своей деятельности милиционер должен «...как можно больше сближаться с населением и стараться заслужить его доверие. В целях борьбы с преступностью он был обязан собирать сведения о замышляемых преступлениях, не допускать их со-вершения»5.
Принятый в 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР определил основные институты уголовного права. Одной из провозглашенных целей наказания и других мер социальной защиты в УК РСФСР (ст. 8) являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других «неустойчивых элементов» общества. Законодатель уже тогда при формулировании целей уголовного наказания исходил не только из необходимости применения репрессий в отношении преступного элемента, но и важности осуществления задач общего и частного предупреждения преступлений, что нашло отражение и в УК РСФСР 1926 г.6. В 60-е гг. начался активный поиск прак-
тических путей осуществления предупреждения преступлений. 14 апреля 1969 г. МВД СССР был издан приказ о введении в действие «Инструкции по основам организации и тактики предотвращения преступлений органами милиции». Данная инструкция определяла предотвращение преступлений в качестве одной из основных обязанностей всех сотрудников милиции. В дальнейшем профилактическое направление нашло выражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью», определявшего в качестве важнейших задач милиции: предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных деяний; быстрое и полное раскрытие преступлений; всемерное содействие устранению причин, порождающих преступления и иные правонарушения.
В соответствии с приказом МВД СССР № 260 от 15 марта 1974 г. «Об утверждении Положения о профилактической службе Управления уголовного розыска МВД СССР» была создана профилактическая служба правонарушений. В ее состав были переданы все подразделения профилактики МВД, УВД и горрайорганов внутренних дел, подразделения по борьбе с преступностью несовершеннолетних, а также участковые инспектора милиции.
В 1978 г. Приказом МВД СССР были введены в действие «Положение об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел», «Наставление по профилактике преступлений аппаратами уголовного розыска». В указанных документах отдельные разделы посвящались вопросам организации и тактики предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений'.
18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял нормативный правовой акт, определяющий организацию милиции в РФ, ее обязанности и права, задачи милиции, применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, порядок прохождения службы, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников — Закон РСФСР «О милиции». В качестве одной из главных задач милиции было определено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Существенным шагом в развитии системы предупреждения преступлений стало принятие в 1993 г. МВД России «Концепции профилактической деятельности органов внутренних дел» и «Наставления о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (утверждено приказом МВД РФ № 390)8. Анализируя эти документы, О.В. Зинченко справедливо подчеркивает, что в этих документах не только уточнено понятие «предупреждение преступлений», но и дан перечень основных задач органов внутренних дел по предупреждению преступлений, объектов и субъектов этой деятельности, разрешено создание в отдельных службах специализированных подразделений (групп) по профилактике преступлений либо возложение этой обязанности на специально выделенных сотрудников9. В это же время был создан Координационно-методический совет МВД России по профилактике преступлений.
Некоторые криминологи, произведя сравнительный анализ между современной и советской моделями предупреждения преступности, придерживаются мнения о неэффективности нынешней системы предупреждения преступлений. В качестве возможной причины данного явления они выделяют недооценку органами власти стратегического значения предупреждения преступности для будущего страны, и, как результат, полное разрушение отечественной системы предупреждения преступности. В частности, они приводят в качестве примера существовавшую в УПК СССР строгую обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия преступности и принимать обязательные меры реагирования, замененную в действующем УПК РФ на ни к чему не обязывающую формулировку: «подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению пре ступлений»10.
Однако, нам такое утверждение представляется не совсем верным и обоснованным. Конец 20 в. ознаменовался кардинальными переменами в жизни нашей страны. Были пересмотрены политические, культурные, правовые, социальные и другие ценности. Эти изменения и послужили причиной дестабилизации общества и роста преступности. Со временем политическая и отчасти экономическая ситуация в стране стабилизировалась, и теперь «на-
водится порядок» в иных сферах деятельности государства. В 2006 г. Министерством внутренних дел Российской Федерации был принят новый ведомственный приказ «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»). Данные документы определили задачи, направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, а также порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности. В Министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации были созданы оперативные штабы по предупреждению преступлений. Данные оперативные штабы представляют собой действующие нештатные координационные органы, образованные для организации обеспечения деятельности структурных подразделений полиции по профилактике правонарушений, а также по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения общественных мероприятий.
В соответствии с Инструкцией основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:
1) выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации;
2) выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений;
3) установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;
5) Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних11.
Помимо этого, Инструкция устанавливает обязанности сотрудников различных служб (участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, со-
трудников патрульно-постовой службы и т.д.) по предупреждению преступлений. Более того, в настоящее время действуют отдельные Федеральные законы, в которых предупреждение преступности в деятельности служб органов внутренних дел является одной из первостепенных задач (Например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г.) «О полиции», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»). Другие законодательные нормативно-правовые акты направленны на совершенствование организации деятельности по предупреждению преступлений (Например, Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и др.).
Безусловно, нередко исполнение этих законов и иных документов, деятельность правоохранительных органов, в особенности органов внутренних дел, далека от эффективного предупреждения преступности. Многие ученые подвергают ее обоснованной критике, отмечая отсутствие правоохранительных приоритетов, реализация которых способна нейтрализовывать внешние и внутренние факторы эскалации преступности и ее различных форм12. Безусловно, это так, но надо учитывать, что развитая (как в правовом, так и в правоохранительном плане) превентивная система полиции, которая может оказать положительное влияние на сокращение числа преступлений, только складывается. Необходимо констатировать и тот факт, что общество «не стоит на месте». Формируются новые достижения в сфере высоких технологий, меняется политическая ситуация в мире, появляются новые общественные отношения и т.д. В связи с этим появляются новые виды преступлений, новые способы, средства и орудия совершения преступления. Все это оказывает непосредственное влияние на криминогенную обстановку в стране, поэтому для
обеспечения правопорядка превентивная система должна постоянно подвергаться новым реформам и изменениям, соответствующим изменяющимся реалиям жизни общества.
Только в этом случае системному по своей сути явлению преступности будет противопоставлена адекватная и оптимальная система целенаправленного правоохранительного контроля, в основу которого и должна быть положена предупредительная деятельность, в первую очередь определяемая целями, задачами и функциями правоохранительных органов13.
1 Сайт «Министерство внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/1609734/ (дата обращения 28 июня 2014 г)
2 См.: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»). Сайт «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129872/ (дата обращения 28 июня 2014 г.).
3 См.: Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ / «Российская газета», № 25. 8 февраля 2011 г..
4 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2009.
5 См.: Зинченко О.В. Становление и развитие отечественной системы предупреждения преступлений органами внутренних дел. Дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2006. С. 155.
6 См.: Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 349.
7 См.: Зинченко О.В. Указ. соч. С. 155—156.
8 Организация работы горрайоргана внутренних дел по предупреждению преступлений. / Под ред. Э.И. Петрова. М., 1994. С. 31.
9 См.: Зинченко О.В. Становление и развитие отечественной системы предупреждения преступлений органами внутренних дел. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 155.
10 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2009.
11 См.: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»). Сайт «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129872/ (дата обращения 2 июля 2014 г.).
12 См., например: Лебедев C.Я., Иванцов С.В. Об обеспечении системности в криминологической оценке организованной преступности // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1 (17). С. 234—238; Иванцов С.В. Криминологическая оценка социальных последствий коррупционной деятельности / С.В. Иванцов, А.С. Домников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4. С. 4—8.
13 См.: Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности. Монография. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2009. С. 3—5.