Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MEDIUM BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА / ECONOMIC SYSTEM / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIO-ECONOMIC SUPPORT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / BUSINESS RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Е.В., Оганесян Л.Л.

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. В eq настоящий момент в eq экономике названный eq субъектрыночныхeq отношений является eq самым мобильным в eq условиях финансового и eq экономического кризиса. В eq связи с eq этим, вопрос eq развития и eq поддержки малого eq предпринимательства для eq государства должен eq стоять на eq первом месте.The article considers the problems and prospects of development of small and medium business in Krasnodar region. At the moment, the economy is named as a subject of market relations is the most mobile in terms of financial and economic crisis. In this regard, the development and support of small business for the state should come first

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоменко Е.В., Оганесян Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Е.В. Фоменко

доцент кафедры предпринимательской деятельности, к.г.н, Кубанский социально-экономический институт

EV.Fomenko PhD. in geography, The senior \ecturer of chaw of entrepreneurship KCE\ (ae\ena_@ramb\er .ru,8964904A8AA)

Л.Л. Оганесян

доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства, к.э.н., Южный институт менеджмента

LL. Oganesyan Ph.D. in economics, The senior \ecturer of char of Management, Marketing and Entrepreneurship U\M (oganesyan\evon@ma\\ .ru ,89034542603)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. В настоящий момент в экономике названный субъектрыночныхотношений является самым мобильным в условиях финансового и экономического кризиса. В связи с этим, вопрос развития и поддержки малого предпринимательства для государства должен стоять на первом месте. Annotation. The article considers the problems and prospects of development of small and medium business in Krasnodar region. At the moment, the economy is named as a subject of market relations is the most mobile in terms of financial and economic crisis. In this regard, the development and support of small business for the state should come first Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, экономическая подсистема, социально-экономическая поддержка, предпринимательские риски.

Key words: small business, medium business, economic system, socioeconomic support, business risks.

Рассматриваярегион как экономическую подсистему в рамках всей экономикистраны,длясегодняшнихусловийважныммоментомвразвитииэко-номики предпринимательства должны стоять новые задачи в развитии в поддержкемалогобизнеса.

В современном мире роль малого предпринимательства в экономике стран огромна, а в регионах продукты экономической деятельности малого предпринимательства имеютсущественнуюдолюв ВРП. В Российской Фе-

дерации до сих пор актуально стоит вопрос развития малого и среднего

предпринимательства в условиях продолжающегося экономического и

финансового кризиса, а также высокой монополизации региональных рынков [3].

В настоящий момент в экономике названный субъект рыночных отношений является самым мобильным в условиях финансового в экономического кризиса. В связи с этим, вопрос развития и поддержки малого предпринимательства для государства должен стоять на первом месте. Для получения положительного экономического эффекта ростапоказателей в экономике страны, и в частности экономики региона, должна проводиться актуальная государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми наступившими экономическими условиями, представлять целый комплекс мероприятий правового,политического, экономического, социального, информационного, консультационного,образовательного, организационногохарактера, которые должны бытьнаправленына обеспечение получениявысоких экономических показателей в регионе [3].

Вступление России в ВТО стало серьезным испытанием для малого и среднего бизнеса. Ситуация двояка, с одной стороны, будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок, в другой в Россия будет вынуждена открыть свой внутренний рынок для иностранных производителей товаров и услуг. В силу объективных причин отечественный малый бизнес пока не в силах конкурировать с иностранными производителями. и здесь важно не только разрабатывать стратегии завоевания чужих рынков, но и сохранить уже сложившиеся позиции на рынках. Поэтому для нашего государства чрезвычайно важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя, при сохранении нормальных условий для развития конкуренции.

Далее можно отметить нестабильность правового регулирования предпринимательской деятельности вообще, а также отсутствие прозрачных и логичных правил взаимодействия предпринимателя с государством.

Сегодня нормы, касающиеся так или иначе предпринимательской деятельности, содержатся в федеральных законах, подзаконных актах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления. Вопрос даже не в количестве актов, а в субординации и согласованности между собой норм, в них содержащихся. Известно, что системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах.

Несмотря на то, что в настоящее время действует много кодифицированных актов (Налоговый, Бюджетный, Земельный, Жилищный, Градостроительный кодексы), в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности такой акт отсутствует. Поэтому идея принятия кодифицированного акта о предпринимательстве в настоящее время не утратила своей актуальности [2].

Развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию его внешней среды и модернизации соответствующей инфраструктуры поддержки уделяется в последнее время большое внимание. 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятиясубъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [6].

Вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства в законе уделяется особое внимание. Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных феде-

ральными, региональными и муниципальнымипрограммами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанным законом предусмотрены общие формы поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малого и среднего предпринимательства, которые осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделенными достаточно широкими полномочия для собственного усмотрения в части условий и порядка предоставления поддержки [6].

Новый закон о предпринимательской деятельности в 2015 году вступил в силу с рядом изменений. Кроме того, была разрешена часть спорных вопросов, которые несколько противоречили направленности государства в сфере усовершенствования предпринимательства. Новая система государственного управления и надзора, позволит оценивать риски, связанные с деятельностью предприятия, тем самым осуществляя многократные инспекции, если деятельность предприятия сопряжена с риском, или сокращая количество инспекций, если работа организации не несет никакой опасности.

За последние годы малый бизнес Краснодарского края претерпел качественные изменения. Сегодня он не только охватывает сферу торговли, но и обладает мощным производственным, инновационным потенциалом, внося существенный вклад в экономику региона, укрепляя его внешнеэкономические связи. Социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае значительно улучшилась и стабилизировалась. В настоящее время Кубань является одним из наиболее динамично развивающихся и стратегически важных регионов страны, тем не менее потенциал края не всегда используется на полную мощность. Большое преимущество нашего региона - высокая предпринимательская активность, климатические особенности края и, как следствие, развитие курортной отрасли.

Администрация Краснодарского края ведет эффективную политику по взаимодействию краевых органов власти с субъектами малого предпринимательства. В рамках этой программы создана действенная инфраструк-

тура поддержки малого бизнеса. Примерами служат: инновационные технопарки, краевой Центр бизнес-образования при Кубанском государственном университете, бизнес-инкубаторы, краевой и муниципальные Советы по предпринимательству, территориальные центры содействия развитию малого предпринимательства, региональные и территориальные программы развития малого бизнеса, специальные телефоны горячей линии, действующие во всех муниципальных образованиях края. Краевая программа статистического наблюдения осуществляет мониторинг развития малого бизнеса в городах и районах края, на основе которого проводится подробный анализ эффективности проводимых мероприятий по развитию предпринимательства и координируются финансово-экономические показатели в муниципальных образованиях. И как результат - высокие экономические показатели развития малого и среднего предпринимательства в крае.

По всем основным показателям Краснодарский край входит в пятерку лидеров среди регионов России. Треть всего трудоспособного населения региона работает в малом предпринимательстве, его основу составляет розничная торговля, общепит, предприятия бытового обслуживания населения. Доля малого предпринимательства - это примерно 30% занятых в экономике Кубани - увеличивается быстрыми темпами.

При всем оптимизме, по сравнению со странами Европы эта цифра ничтожно мала, поэтому, чтобы вывести кубанское предпринимательство на новый уровень, необходимо увеличить данный показатель, для чего необходимо устранить бюрократические барьеры и коррупцию. Как отметил губернатор, чиновники должны быть заинтересованы в том, чтобы поддерживать чиновников, и этого необходимо добиться, даже если потребуется обновить и заменить кадровый состав государственных контролирующих служб.

Одна из основных проблем предпринимательства нашего края - это кредиты. Кредиты на развитие небольшого предпринимательства выдаются очень неохотно и по завышенным процентным ставкам.

В экономике Краснодарского края сфера малого и среднего предпринимательства занимает важное место. Валовой региональный продукт (ВРП) Краснодарского края в 2016 году ожидается на уровне 2,13 трлн рублей, что на 1,1% больше, чем прогнозируемый ВРП по итогам 2015 года -1,96 трлн рублей. По данным министра экономики Краснодарского края в 2015 году ВРП края был сформирован в основном за счет транспорта и связи (порядка 15%), оптовой и розничной торговли (19% от объема ВРП). Доля промышленного сектора в структуре валового регионального продукта составило около 15%, а сельского хозяйства - 19% [5]. Доля строительного комплекса в структуре валового регионального продукта Краснодарского края составило 11%. В секторе малого предпринимательства Краснодарского края осуществляют трудовую деятельность свыше 200 тыс. субъектов

малого бизнеса, в котором занято более 400 тыс. человек (20 % трудоспособного населения). В структуре ВРП малое предпринимательство занимает 27 % [5].

Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. предусмотрено увеличение доли малого бизнеса в ВРП края до 60 % , поэтому региональным властям приходится принимать особые меры, направленные на его поддержку. С 2015 г. внимание акцентировано именно на развитии малых и средних форм ведения бизнеса. Наибольшую поддержку должны получить фермерские хозяйства и наукоемкие предприятия. В бюджете края на это предусмотрено 700 млн. руб., что превышает аналогичные показатели прошлого года в 3 раза [4]. По итогам 2015 года (оценка) на территории края осуществляли деятельность 289,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, по отношению к прошлому году произошло их увеличение на 2,6 %. Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, транспорта и связи, доля которых в общем количестве малых и средних форм хозяйствования составляет 69 %. В среднем по краю на 1 000 человек постоянного населения приходится 52,6 субъектов малого и среднего предпринимательства, более подробно по районам представлено на рисунке 1[5].

Щербиновский район ■

Отрадненский район ■

гупьиевичский район ■

Новокубанский район ■

Успенский район Туагсинский

Геленджик

Анапа ■

Сочи

Краснодар Ш

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рисунок 1- Количество занятого населения в малом и среднем бизнесе в Краснодарском крае (на 1000 чел.), ед. [5].

По итогам 2015 года в сферу малого и среднего предпринимательства в качестве работников вовлечено 601,1 тыс. человек, по отношению к прошлому году произошло их уменьшение на 0,2 % (оптимизация затрат индивидуальных предпринимателей за счет уменьшения численности их наемных работников). Наибольший уровень занятых в малом и среднем предпринимательстве в качестве работников сосредоточен в сферах торговли и ремонта, обрабатывающих производств, а также строительства, на долю которых приходится 61 % от численности населения, занятого в данном секторе экономики в качестве работников. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 года составил 1 754 458,6

млн. рублей, по отношению к прошлому году рост значения данного показателя составил 9,3 %. Наибольшая часть оборота субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на сферы торговли и ремонта, обрабатывающих производств и строительства, доля которых в обороте всех малых и средних форм хозяйствования составляет 78 % [4]. Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 года (оценка) составил 58 634,5 млн. рублей, что на 3,7 % больше, чем в прошлом году. Наибольший объем капитальных вложений приходится на сферы торговли и ремонта, строительства, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, обрабатывающих производств, доля которых в объеме инвестиций в основной капитал малых и средних форм хозяйствования составляет 69 %. Сектор малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае имеет достаточный ресурсы для увеличения всех показателей [5].

Что касается направления развития, то органы государственной поддержки сферы деятельности малого бизнеса должны расширять не только сферу торговли и ремонта, но пытаться сделать так, чтобы все виды экономической деятельности, в том числе и аграрная отрасль, находились пусть не в равновесном положении друг с другом, а хотя бы стремились к этому.

В Южном федеральном округе край продолжает занимать лидирующие позиции по основным показателям: количеству малых предприятий, численности работающих и объему реализуемой продукции [7].

Количество малых предприятий в 2013-2015 гг. увеличилось более чем на 17,3 тысячи единиц, или 60%. Такая динамика обусловлена общей благоприятной макроэкономической ситуацией и мерами, принятыми Правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края в эти годы. Вместе с тем существует ряд проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства: административные барьеры, недостаточное финансовое обеспечение малого бизнеса, проблемы налогообложения, сложности процедур предоставления в аренду земли и недвижимости.

Авторы в рамках исследования определи основные задачи поддерж-

ки малого предпринимательства в 2016-2020 гг. [7]:

- совершенствование законодательного обеспечения вопросов, связанных с минимизацией количества проводимых проверок субъектов малого предпринимательства, в том числе на начальной стадии деятельности субъекта;

- расширение сферы деятельности малого бизнеса и поддержки инновационных и экспортно-ориентированных предприятий;

- изменение действующего законодательства в части освобождения плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применять контрольно-кассовую технику;

- создание условий для развития системы кредитования и микрокредитования субъектов малого предпринимательства;

- принятие мер по предоставлению субъектам малого предпринимательства законодательных преимуществ при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества;

- проведение комплекса мер, направленных на повышение в общественном сознании престижа предпринимательской деятельности, на формирование позитивного отношения к предпринимателю и т.д.

Таким образом, наиболее актуальными проблемами малого предпринимательства являются, во-первых, нестабильность экономики и политики и неравная конкуренция, во-вторых, проблема доступа к ресурсам и административные барьеры и, в-третьих, высокие налоги.

В связи с этим, по мнению экспертов, предприниматели вынуждены прекращать деятельность или уходить в «теневой» сектор экономики. Основными причинами ухода «в тень» являются высокие налоги и вымогательства со стороны представителей властно-административных структур [6].

Аналитики полагают, что программы по развитию малого бизнеса необходимо модернизировать и дальше, чтобы была возможность снижения «теневого» оборота, а всем игрокам на рынке посоветовали бы соблюдать «культуру бизнеса». В результате нередко такое явление, как «вынужденный» бизнес, который создается только для получения дохода для жизни.

Это случается, если гражданин не может найти желаемую работу в соответствии с профессией и достойным заработком.

Подводя итог краткому исследованию причин и реальной экономической обстановки развития и поддержки малого бизнеса в регионах необходимо отметить, что только эффективная, соответствующая реалиям экономических отношений в рамках ВТО инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса в регионе поможет обрести конкурентоспособную и благоприятную экономическую среду для названных субъектов экономических отношений, что приведет в целом к экономическому росту всей экономики страны [3].

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что возникает острая необходимость серьезного пересмотра политики финансирования и инвестирования в бизнес малого и среднего сегментов для возможности эффективного развития этих участников рынка. Источники:

1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев // Российский экономический журнал. - 2013. - №2. - С.43.

2. Звездина Т.М. Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО. [электронный ресурс]. http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=927

3. Насонов В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 403-405.

4. Уметбаева Ю. И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 91-93.

5. Попов З. С., Демиденко И. М. Поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 12. - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46208.htm.

6. Попова А.С. Особенности организации малыми и средними формами предпринимательской деятельности /в сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. - 2013.- С. 98-100.

7. Фоменко ЕВ. Малый бизнес на стартовой прямой // Вестник торгово-промышленной палаты Краснодарского края (журнал делового сообщества). № 6. - Краснодар: Конти-Пресс, 2007. С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.