Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития информационного общества'

Актуальные вопросы развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / УСЛУГИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIETY / LEGISLATION / INFORMATION / STATE / SERVICE / COOPERATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойченко Игнат Сергеевич

Проведен информационно-правовой обзор законодательства в сфере электронного взаимодействия государства и граждан, государственных органов, а также предоставления государственных услуг. Предложены меры по совершенствованию взаимодействия институтов информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of development of information society

In this article reviews the legislation in the sphere of provision of government services as well as electronic cooperation between the government and citizens, and state departments. Propose measures to improve the interaction of the information society institutions.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития информационного общества»

Бойченко Игнат Сергеевич

Актуальные вопросы развития информационного общества

Аннотация: Проведен информационно-правовой обзор законодательства в сфере электронного взаимодействия государства и граждан, государственных органов, а также предоставления государственных услуг. Предложены меры по совершенствованию взаимодействия институтов информационного общества.

Ключевые слова: Общество, законодательство, информация, государство, услуги, взаимодействие.

Информационное общество, как объект научного исследования, является очень многогранным и изучается различными науками: социологией, философией, политологией, юриспруденцией. В данной статье автор хочет рассмотреть наиболее актуальные вопросы развития информационного общества - электронное взаимодействие и электронные услуги.

В начале XXI века мировое сообщество разработало основы в информационного общества и закрепило их международных актах: Окинавская хартия Глобального информационного общества [1], Декларация принципов «Построение информационного общества». Положения этих международных документов дополнены статьей 19 Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2].

Для Российской Федерации вопросы в сфере электронного взаимодействия, электронных услуг являются актуальными:

> во-первых, информационные технологии развиваются быстро, ежегодный прирост около 12 процентов [3];

> во-вторых, государственная политика направлена на развитие данной сферы;

> в-третьих, 1Т-сфера для международных рынков является одной из самых перспективных и быстрорастущих в мире, с учетом вступления России в ВТО, Россия может стать крупным «игроком» в данной сфере;

> в-четвертых, с помощью развития информационных технологий Россия может перейти от сырьевой экономики к высокотехнологичному и интеллектуальному производству и продукции, как основной составляющей экономики в информационном обществе.

В последние годы сформированы основные направления и принципы построения информационного общества, и они прописаны в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212, в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество» (2011 - 2020 годы) от 20.10.2010 №1815. Данные нормативно-правовые акты составляют базис правового регулирования построения информационного общества.

Дополняют положение вышеуказанных нормативно-правовых актов Федеральные законы: от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 09.02.2009. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 27.07.2010 № 210-ФЗ» Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установили конституционно-правовой механизм реализации права на информацию, от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи, от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Стоит отметить, что Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации пре-

доставления государственных и муниципальных услуг» регламентирует порядок предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон определяет принципы предоставления государственных и муниципальных услуг:

1) правомерность;

2) заявительный порядок обращения;

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины;

4) открытость деятельности органов;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [4].

«Повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан.

Повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления» [5].

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определило цели, направленные на повышения качества жизни в России с 2012 года по 2018 гг.[6]. Одним из приоритетных направлений являются электронные услуги, как составляющая информационного общества.

В связи с этим выделены следующие цели и задачи:

> возможность получить 100% государственных услуг самостоятельно и в любое время;

«Задача Минкомсвязи России — ускорить информатизацию органов государственной власти, чтобы полностью избавить жителей от необходимости собирать пакеты документов».

> 80% государственных услуг предоставляются в электронном виде;

Задача Минкомсвязи России — обеспечить эффективную и удобную работу портала государственных услуг, системы межведомственного электронного взаимодействия и гарантировать доступность всех госуслуг в электронном виде в любом регионе России. Необходимо создать среду, позволяющую сотням ИТ-компа-ний создавать полезные для жителей приложения и сервисы и интегрировать их с «электронным правительством».

> возможность оценить качество каждой оказанной государственной услуги;

«Задача Минкомсвязи России — через законодательные инициативы и автоматизацию обеспечить выполнение этого принципа всеми госорганами».

Министерством Юстиции Российской Федерации осуществляется предоставление государственных услуг в электронном виде: ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, предоставление информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных некоммерческих организациях, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ведение реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, проставление в установленном порядке апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и др.

Для успешного решения задач государственного управления в современном мире необходимо активное электронное взаимодействие государства и общества, а также переход к электронному взаимодействию между государственными органами. В этой связи необходимо отметить Постановление Правительства № 890 от 06.09.2012 г. «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти». Данное Постановление регламентирует обмен электронными документами. Стартует пилотный проект по обмену электронными документами «В период с 1 марта по 1 сентября 2013 г. осуществить реализацию пилотных проектов электронного документооборота между Аппаратом Правительства Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в части государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».

Актуальные вопросы развития информационного общества

Изменения коснулись и судебной системы РФ, а именно в возможности предоставления документов в электронном виде. В АПК были внесены соответствующие изменения.

Лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации [7].

А также получение судебных актов в электронном виде. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа [8].

В статье 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечислены права пользователя

Пользователь информации имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [9].

Законодательство Российской Федерации гарантирует гражданину право на доступ к информации, получения, распространения информации. Но реализовать это право гражданину сложно по следующим причинам:

1) нет технической возможности пользоваться электронными услугами [10];

2) неправомерные действия или бездействия должностных лиц [11];

3) недостаточные меры и механизм ответственности должностных лиц [12];

4) недостаточное внедрение и распространение специального программного обеспечения, либо его высокая стоимость.

В настоящее время активно развивается нормативно - правовая база в сфере электронного взаимодействия, электронных услуг, информационного общества и информационных технологий. Активно внедряются информационные технологии в государственные органы, в бизнес, в образование, медицину, что соответствует общей государственной политики в этой сфере. Существует и ряд проблем, технологического, технического, и правового характера. Поэтому нормативная база в этой сфере будет активно совершенствоваться и развиваться. Развитие государственных и муниципальных услуг с помощью ИКТ, является верным шагом и делает государственные и муниципальные услуги удобнее и доступнее, а электронный документооборот может сократить бюрократические и другие издержки. Государственные услуги в XXI должны быть доступными, оперативными, актуальными, достоверными.

Литература.

1. ст. 9 Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22.07.2000 // Государственная политика информационной безопасности (основные документы). - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.

2. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // РГ. 1995. 5 апр.

3. Цели Минкомсвязи России http: //2018 minsvyaz.ru/#1-1 - официальный сайт Минкомсвязи России ( дата обращения 11.11.2012)

4. статья 4 Федеральный закон от 27.07.2010 # 210-ФЗ» Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - № 31. - Ст.4179.,

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №632-р «Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // СЗ РФ. 2008. №20. Ст.2372.

6. Цели Минкомсвязи России http : //2 018. minsvyaz.ru/#s - официальный сайт Минкомсвязи России ( дата обращения 11.11.2012)

7. См.Приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 №1 «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» // Текст документа официально опубликован не был.// Консультант плюс.

8. См. Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.І). Ст.6217.

9. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст.776.

10. 55 миллионов Россиян пользуются сетью активно. http://www.rg.ru/2011/12/26/ shyogolev-anons.html

11. Решением от 06.02.2006 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-70178/05-106-546 Суд признал незаконным отказ о предоставлении кадастрового плана.

12. Статья 25. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает ответственность должностного лица, но нет механизма применения данной нормы.

рецензент: Морозов Андрей Витальевич,

доктор юридических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.