Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2020
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
А.Н. МИХАЙЛЕНКО
доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ
М.Ю. ИЛЬИНА
кандидат экономических наук, советник Департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье рассматриваются современные проблемы развития ЕАЭС и предлагаются направления его дальнейшей эволюции, вектор которой диктует внутренняя логика развития евразийской интеграции. Одновременно и внешние обстоятельства, связанные с формированием нового мирового порядка, требуют соответствующих изменений в стратегии развития Союза. Сегодня, говоря о полноценном Союзе, который основан на общих национальных интересах и ценностях стран-участниц, следует стремиться к вовлечению в интеграционную орбиту вопросов безопасности, идентичности, более высокого качества экономической и информационной политики. Данный этап может состоять в расширении и углублении евразийского интеграционного спектра, и он может быть связан с соответствующими институциональными изменениями.
Ключевые слова: новый мировой порядок, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ, Европейский союз, безопасность, идентичность, информационная политика. JEL: F02, F15, F42.
DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10062.
Введение
В документах стратегического планирования социально-экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) вопросам евразийской интеграции придается существенное значение. За первые пять лет функционирования ЕАЭС были достигнуты значительные результаты в создании единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Прорывным направлением дальнейшего развития ЕАЭС, которое не предусмотрено сегодня в союзном Договоре, стала инициированная в 2016 г. цифровая трансформация экономики Союза.
Цель данной статьи - определить имеющиеся на сегодняшний день проблемы в евразийской интеграции и предложить варианты их разрешения.
Следует отметить, что существует целый ряд внешних источников этих проблем, что характерно и для интеграционных процессов в других регионах мира. Так, в связи с пандемией коронавируса сегодня трудности испытывают и другие интеграционные структуры. Кроме того, Европейский союз охвачен кризисом из-за проблем внутри еврозоны, обусловленных миграционными потоками, брекситом и другими событиями. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своем выступлении на заседании Европейского парламента в марте 2020 г. поставила вопрос о том, что не является ли Европейский союз только лишь «Союзом хорошей погоды», подразумевая, видимо, недостаточно высокую эффективность ЕС в период кризиса [1]. АСЕАН так и не достиг цели - формирования полноценного экономического сообщества, хотя планировал сделать это еще в 2015 г. Политически страны объединения разрываются между США и Китаем. Очень масштабны трансформации в ИБМСА (бывшей НАФТА), где США принуждают своих североамериканских партнеров идти на все более невыгодные для них условия.
Сложные процессы имеют место и в военно-политических региональных союзах. Чего стоит заявление Президента Франции Э. Макрона о «смерти мозга» НАТО из-за разногласий по стратегическим вопросам между США и европейскими странами [2]. По его мнению, сейчас Европа находится «на краю пропасти». Перечень таких высказываний по поводу существующих серьезных проблем в региональных объединениях, в том числе и в ЕАЭС, можно продолжить. Каковы же их причины?
Такое проблемное, если не сказать кризисное, положение региональных интеграционных структур, возникшее одновременно, позволяет предположить, что существуют причины, которые имеют не региональный характер, а глобальны по своему воздействию. Мы
полагаем, что основной общей причиной нынешних проблем в интеграционных структурах и международных организациях является процесс формирования нового мирового порядка. Старый биполярный и однополярный мир отжили свой век - им на смену приходит новое мироустройство. Ныне имеет место самый болезненный этап данного процесса, а именно его начальный период - становление. Каким же должен быть вектор развития ЕАЭС в этих непростых условиях?
Ответ на этот вопрос, по мнению авторов, заключается, во-первых, в потребности пересмотреть приоритеты развития евразийской интеграции. Согласно нашей гипотезе, такими приоритетами могли бы быть, наряду с углублением экономической интеграции, развитие сотрудничества в сфере безопасности, в частности, экономической, информационной, идеологической и гуманитарной. Во-вторых, сегодня существует потребность в более четкой самоидентификации участников Союза. Общей во всех странах - членах ЕАЭС является их «евразийскость», и ее нужно должным образом развивать. В-третьих, следует предпринять шаги в направлении дальнейшего развития евразийской экономической интеграции. Наконец, в-четвертых, в соответствии с требованиями времени, информационную работу в ЕАЭС следует организовать на новом, более высоком уровне. Остановимся более подробно на этих аспектах интеграционной деятельности в Союзе.
Приоритеты евразийской интеграции
Дальнейшее развитие ЕАЭС видится в расширении сфер сотрудничества стран-членов. В этой связи обратим внимание на принятую в конце 2018 г. Декларацию о дальнейшем развитии евразийской экономической интеграции1. В соответствии с ней в настоящее время Евразийской экономической комиссией совместно со странами - членами Союза подготовлен документ, который определит стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. Он будет предусматривать расширение сфер евразийского интеграционного взаимодействия, о которых в союзном Договоре ничего не говорится, - это образование, спорт, туризм, здравоохранение. Мы убеждены, что вектор на расширение спектра евразийской интеграции выбран верно. Однако эти сферы могли бы быть еще более расширены, исходя из необходимости обеспечения коллективной безопасности, в частности, путем разработки коллективных мер защиты экономических интересов в целях дальнейшего устойчивого развития Союза.
1 Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. www.mid.ru/evraziyskaya_economicheskaya_ integraciya/-/asset_publisher/cb4udKPo5lBa/content/id/3451631.
Потребность развития этого направления обусловлена становлением нового мирового порядка. Исторический опыт свидетельствует о том, что процесс смены мироустройства очень болезненный. Все четыре существовавшие ранее мировые порядка устанавливались в результате кризисов и войн. И это вполне объяснимо: никакое государство не хочет отдавать без противостояния сферу своего влияния. Сегодня едва ли не ежеминутно можно услышать о торговых, информационных, цифровых и других войнах. Характерными чертами современной мировой политики являются неопределенность, конфликтность, нестабильность, турбулентность и др. [3], что накладывает свой отпечаток на развитие евразийской интеграции.
Наряду с проблемами в сфере экономики перед странами возникают новые, стратегические проблемы, связанные в первую очередь с безопасностью, национальным суверенитетом, технологическим лидерством. Грань между экономикой и политикой, геоэкономикой и геостратегией становится все более трудноразличимой. Несомненно, ЕАЭС должен показывать высокие результаты в области экономического развития - основной цели создания Союза. Однако страны Союза не могут не отвечать на научно-технологические, геополитические, информационные и иные вызовы современного мира. Сегодня становится актуальной другая проблематика ЕАЭС, а именно: следует ли Союзу развиваться в существующей парадигме, заложенной Договором о ЕАЭС до 2025 г., либо необходимо внести в стратегию развития евразийской интеграции коррективы в соответствии с глобальными переменами?
Очевидным проявлением этапа становления нового миропорядка является обострение обстановки в мире. Вспомним в этой связи К. Клаузевица, писавшего о том, что «война - область недостоверного; три четверти того, на чем строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности» [4, с. 78-79]. Война - эта крайняя форма международного соперничества. Взаимодействие стран мира включает в себя сотрудничество и соперничество. Чем больше в нем соперничества, тем больше неопределенности и конфликтности, так характерных для современной мировой экономики и политики. К деятельности в условиях неопределенности и конфликтности гораздо лучше приспособлены подсистемы соперничества, чем подсистемы сотрудничества. Поэтому в новых условиях необходимо, усиливая экономическое сотрудничество евразийских стран, одновременно серьезно задуматься о более тесной стыковке экономики с политикой, включая сферу безопасности.
При сегодняшних реалиях в региональных объединениях деление на экономику, политику, безопасность становится очень условным -границы между ними все больше размываются. Сегодня на экономику гораздо сильнее действуют политические факторы, а на политику -
вопросы безопасности. Многие международные экономические меры, такие как, например, антироссийские санкции, имеют под собой внеэкономические причины. Иллюстрацией данного тезиса может служить американский законопроект, который предусматривает санкции в отношении компаний, участвующих в прокладке трубопровода «Северный поток-2»2. В нем говорится о том, что благодаря этим санкциям западные страны смогут «избежать политического принуждения и манипуляций» со стороны России, лишить ее «геополитического оружия». Соответственно, и противосанкционные действия России, наряду с импортозамещением, должны иметь стратегический характер.
Уже сейчас ряд исследователей подчеркивают важность фактора безопасности и силовой составляющей в развитии процессов регионализации. Так, Д. Евстафьев и А. Ильницкий, говоря о новой пространственной и политической конфигурации мира, подчеркивают, что современная трансформация мирового порядка «закономерно повышает значимость вооруженных сил и иных политико-силовых возможностей государства как инструментов эффективного и благоприятного встраивания России в глобально значимые геоэкономические процессы» [5]. США и подавляющее большинство стран - членов НАТО увеличивают свои военные бюджеты. Европейский союз в связи с указанными выше обстоятельствами и «фактором Трампа» все серьезнее рассматривает необходимость гораздо более тесного военного сотрудничества.
Данное положение имеет непосредственное отношение к евразийской интеграции. Исследователи все чаще ставят вопрос об объединении ЕАЭС и Организации Договора о коллективной безопасности. Е.Г. Гарбузарова, например, считает, что «в перспективе объединение существующих евразийских структур, например ЕАЭС и ОДКБ, в одно целое могло бы привести к созданию мощного союза...» [6, с. 202]. Такого же мнения придерживается в своем диссертационном исследовании и У.С. Алиев [7]. При этом он считает, что соединение экономической и военной функций евразийской региональной структуры не должно означать механическое слияние секретариатов двух организаций. Это лишь приведет к умножению имеющихся в ЕАЭС и ОДКБ проблем. Наоборот, данное слияние должно способствовать разрешению имеющихся у обеих организаций проблем в контексте формирования нового мироустройства.
Таким образом, вопросы обеспечения региональной экономической, информационной безопасности, идеологии должны быть на повестке дня крупных региональных интеграционных структур. Авторы считают, что такой постепенный переход от чисто экономиче-
2 ESCAPE Act - Senator John Barrasso // www.barrasso.senate.gov/.../escape-act-2018. pdf.
ского союза к политическому на постсоветском пространстве является необходимостью, хотя имеются и другие мнения на этот счет. Политические и экономические элиты евразийских стран должны осознавать важность данного вектора развития региональной интеграции. При этом должны в полной мере учитываться и факторы внешней среды, и национальные интересы участвующих в евразийской интеграции стран. Данный переход мог бы восприниматься как перспектива развития евразийской интеграции, а не прикладная задача на завтрашний день.
Общие разделяемые ценности евразийской интеграции
Крайне важным для региональных объединений в переломные исторические эпохи является наличие общих целей развития, основанных на общих национальных интересах и ценностях народов, входящих в эти объединения. О важности идеологического начала говорит и Китай, когда заявляет, что будет развиваться по своему пути3. В Китае различают «высокую политику» и «низкую политику» [8, с. 15]. Под высокой политикой понимается стратегия и безопасность, а под низкой - экономика и благосостояние. Данный подход соответствует нашему пониманию смены приоритетов в развитии евразийской интеграции в настоящее время. В свою очередь, идеологические основы развития стран и региональных объединений находятся на острие информационного противоборства. Так, в ответ на американские публичные высказывания по поводу китайского общественного строя официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что история и практика доказывают абсолютную правильность пути социализма с китайской спецификой4.
Политические элиты постсоветских стран, так же как и широкие массы населения, должны понимать, что их будущее - не в автономном развитии, а в умении создавать и поддерживать связи с другими народами. Объединять их должны не только голые экономические расчеты, хотя важность их эффективного экономического взаимодействия трудно оспорить. История мировой геополитики и геоэкономики показывает, что наиболее жизнеспособными являются региональные группировки, основанные на историческом и социокультурном наследии. Наиболее перспективным объединением для стран постсоветского пространства, с этой точки зрения, является Евразий-
3 Жэньминь Жибао (Китай): Китай не собирается плясать под чужую дудку и будет следовать своей дорогой в своем направлении. 22.10.2019. inosmi.ru/poli-йс/20191022/246081987.Ыт1.
4 Там же.
ский экономический союз. Ценность ЕАЭС существенно повышается для его участников на фоне обострения торговых конфликтов в мире, продолжающейся неустойчивости в международной торговле, геополитической напряженности, турбулентности.
Исходя из этого, в строительстве региональных интеграционных объединений необходимо укреплять общий исторический и цивилиза-ционный код, который является важным фактором новых интеграционных возможностей и идей, развития групповой идентичности. Примером целенаправленной деятельности в этом плане может служить Европейский союз, который постоянно работает над укреплением сплоченности стран-участниц, усилением их «европейскости». При том что в Евросоюзе имеется прочная материальная основа для такой сплоченности (внутрирегиональная торговля объединения составляет почти 2/3 к совокупному внешнеторговому обороту), в Брюсселе много делается для ее усиления. В частности, ведется постоянный мониторинг сплоченности ЕС с помощью инструмента EU Cohesion Monitor5. Определены факторы сплоченности: их на данный момент 42, они разбиты на 5 групп. При мониторинге исследуются такие вопросы, как количество граждан ЕС, которые ездят в разные страны - члены ЕС каждый день и имеют непосредственный ежедневный опыт общения с другими европейцами; количество рабочих мест, напрямую связанных с непосредственным участием на едином рынке ЕС, и другие. Обращает на себя внимание и то, что в обновленном составе Европейской комиссии была предусмотрена должность комиссара по сплоченности и реформам. В развитии евразийской интеграции целесообразно использовать этот европейский опыт, имея при этом в виду, что следует соблюдать баланс между общими ценностями евразийцев и ценностями составляющих ЕАЭС народов, их национальной идентичностью.
Споры о ценностях, особенно для ведущих стран, в современном мире очень актуальны [9]. У теории и практики евразийства имеется своя история [10]. Однако жизнь не стоит на месте - евразийство нуждается в дальнейшем развитии. Уровень союзнических отношений (а ЕАЭС -это и есть союз стран - участниц) требует, чтобы понятие евразийства становилось символом высокого качества, надежности, доверия, предсказуемости. Например, в экономике оно могло бы проявляться в появлении евразийских брендов, которым должны соответствовать произведенные в странах - членах ЕАЭС товары [11]. Следует стремиться запустить свои собственные масштабные евразийские проекты, которые позволили бы позиционировать ЕАЭС в мировом масштабе.
Идеология евразийства будет способствовать преодолению части существующих сегодня споров экономического характера между пост-
5 EU Cohesion Monitor // www.ecfr.eu/eucohesionmonitor.
советскими странами. Объединяющим фактором евразийской интеграции должно стать формирование евразийских ценностей, разделяемых всеми странами - членами Союза, в основе которых лежат евразийские традиции и культура. В октябре 2019 г. на заседании Совета глав государств СНГ Президент России В.В. Путин обратил внимание на то, что «...у нас есть свои традиции, свои веками устоявшиеся культурные формы взаимодействия. И почему мы не должны этим дорожить и почему не должны развивать и поддерживать это? Нет никаких оснований»6. На наш взгляд, прочная идеологическая сцепка позволит значительно укрепить евразийский интеграционный проект. Это позволит гражданам стран Союза понимать и разделять его цели, увязывать свои перспективы и будущее с Союзом, активно подключаться к решению стоящих перед интеграционным объединением задач.
Для их реализации можно было бы создать при Почетном Председателе Высшего Евразийского экономического совета Н.А. Назарбаеве структуру с фактическим наделением ее соответствующими аналитическими и прогнозными функциями. Такая структура могла бы на основе данных о состоянии общественного мнения в странах ЕАЭС, теоретических разработок ученых стран Союза, а также других источников проводить исследования и разрабатывать рекомендации по развитию общих, разделяемых всеми странами - членами евразийских ценностей. Деятельность данной структуры, в случае ее создания, должна быть тесно связана с академическими и другими подсистемами государств - членов Союза, которые занимаются идеологическим обеспечением процесса евразийской интеграции.
Экономическая интеграция
Усиление стратегического вектора в развитии евразийской интеграции не означает снижения темпов развития сотрудничества в экономической сфере. Перспективными направлениями развития ЕАЭС являются: формирование полноценного экономического союза без барьеров, с минимальным количеством изъятий и ограничений; превращение Союза в территорию научно-технического развития и инноваций; повышение авторитета ЕАЭС на мировой арене; укрепление его международной правосубъектности и ряд других направлений евразийской интеграции. Все эти меры направлены на усиление внутренних факторов развития ЕАЭС. Каждая из этих мер предусматривает множество конкретных действий, направленных на повышение эффективности интеграционного взаимодействия стран - участниц Союза.
6 Заседание Совета глав государств СНГ. krem1in.ru/events/president/news/61782.
Что же касается внешних факторов, то за последние четыре года ЕАЭС существенно расширил географию своего международного присутствия, несмотря на неустойчивость в международной торговле и обострение торговых конфликтов. Углубляется сотрудничество стран - членов Союза с другими интеграционными объединениями, такими как АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканский союз. ЕАЭС нацелен на расширение сотрудничества с первой по размерам экономикой мира - с Китаем. Вступившее в 2019 г. в силу непреференциальное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем будет способствовать формированию Большого евразийского партнерства, сопряжению ЕАЭС и китайской Инициативы пояса и пути.
Союз активно расширяет практику заключения соглашений о зоне свободной торговли ЕАЭС с третьими странами. Такие соглашения уже действуют между Союзом и Вьетнамом, а также Ираном (временное соглашение). В конце 2019 г. были подписаны соглашения о ЗСТ с Сингапуром и Сербией, продолжаются переговоры по этому вопросу с Израилем, Индией, Египтом. Страны-участницы вплотную подошли к обсуждению списка стран нового переговорного трека. Однако это далеко не предел. Например, у Европейского союза на начало 2020 г. было заключено 35 преференциальных торговых соглашений с различными странами. Развитие международного сотрудничества ЕАЭС, безусловно, усиливает влияние Союза на мировые экономические и политические процессы. Одновременно оно позволяет более полно реализовать национальные интересы стран-членов.
Однако в экономической сфере сотрудничества стран - членов ЕАЭС имеются некоторые сдерживающие реализацию потенциала международного трека геополитические факторы. Например, торгово-экономическое противостояние России с западными странами обычно рассматривается партнерами по ЕАЭС как фактор, негативно влияющий на процессы евразийской интеграции. Хотя ограничительные меры третьих стран применяются в отношении Москвы, а не Союза в целом, косвенно замедление экономического развития России затрагивает все страны - члены ЕАЭС, что свидетельствует о необходимости вовлечения в орбиту интеграции вопросов экономической безопасности. Однако на этом пути имеются экономические и правовые препятствия. Во-первых, из-за возможности применения ограничительных мер третьих стран в отношении не только России, но и других членов Союза в случае коллективных ответных мер, их обсуждение может не иметь поддержки. Во-вторых, к настоящему моменту в ЕАЭС нет полноценной правовой основы для совместных мер защиты экономических интересов общего экономического пространства. По нашему мнению, участ-
ники Союза все еще не используют в полной мере интеграционные возможности для продвижения своих национальных интересов в системе международных отношений. Переход к применению ответных мер, основанных на принципе общности экономических интересов ЕАЭС, придал бы евразийской интеграции определенную дополнительную ценность.
Единое информационное пространство
Анализ современной информационной работы в ЕАЭС показывает, что она не соответствует требованиям нынешнего этапа мирового развития, который иногда называют информационным. Сегодня повестка ЕАЭС не находится в поле зрения ведущих СМИ. Обычно о ней пишут только тогда, когда возникают какие-то противоречия и споры между странами. В этих условиях принципиально важно обеспечить эффективную работу по информационному продвижению евразийской интеграционной повестки, чтобы в объединительные процессы было максимально полно включено население стран Евразийского экономического союза, а не только политическая и экономическая элита.
В эпоху глобализации продвижение национальных интересов трудно представить без активного участия масс-медиа. Сегодня СМИ выполняют не только информирующую функцию, но и непосредственно влияют на всех участников современных глобальных процессов. Данное положение тем более актуально в связи со становлением нового миропорядка, для которого информационное противоборство весьма характерно. Выступая на круглом столе в Государственной Думе Федерального Собрания РФ по вопросу о развитии информационно-коммуникационного сотрудничества на пространстве ОДКБ (а ОДКБ -это ЕАЭС плюс Таджикистан), заместитель Министра обороны России А.В. Картаполов заявил о том, что США и их союзники развязали против Москвы самую настоящую полномасштабную информационную войну. Основной упор они делают на конфронтацию систем ценностей России и Запада. Усилия западных специалистов по информационным войнам в отношении России направлены на «позиционирование ее как авторитарной страны с диким, невежественным населением, власти которой не считаются с основами международного права»7. Разумеется, такой имидж России и ее союзникам по евразийской интеграции не подходит.
7 США развязали против России информационную войну, заявили в Минобороны. 20.06.2019. ria.ru/20190620/1555752910.html.
Этой массированной атаке на евразийскую интеграцию необходимо противопоставить информационную стратегию, то есть полновесное отражение интеграционных результатов ЕАЭС в информационном пространстве. Сегодня осведомленность населения стран Союза о результатах его деятельности и выгодах остается очень невысокой. Около 90% граждан стран ЕАЭС относятся к интеграции нейтрально -они, как правило, мало знают о ней и не понимают ее. А ведь незнание направлений сотрудничества и тематики ЕАЭС является одним из препятствий для активного участия граждан евразийских стран в интеграционном строительстве.
Очевидно, что евразийская интеграция в таких условиях оказывается уязвимой для необоснованной публичной критики и провокаций. Все это усугубляется возникающими экономическими спорами и противоречиями внутри Союза. Заметен пробел в последовательной и целенаправленной работе по информированию граждан ЕАЭС о выгодах и возможностях евразийской интеграции. Дальнейшее развитие интеграционного проекта без общественной поддержки не сможет успешно развиваться, а эта поддержка во многом зависит от эффективной работы СМИ. Вопросы информационного обеспечения евразийской интеграции должны обсуждаться на новом, качественно более высоком уровне.
В Обращении к главам государств - членов Евразийского экономического союза Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко предложил принять дополнительные меры по мировому и региональному позиционированию ЕАЭС с выходом на разработку и реализацию общей (единой) информационной политики [12]. Он отметил, что требуется разработка Концепции общей информационной политики, Стратегии ее реализации и планов действий по их выполнению. Безусловно, ключевую роль в строительстве информационного пространства и популяризации идеи евразийской интеграции должны играть российские СМИ, которые охватывают подавляющую часть аудитории евразийского пространства.
В организационном плане для реализации этих задач было бы целесообразно создать в рамках Евразийской экономической комиссии Департамент информационной политики. Его деятельность должна быть связана с вопросами стратегии евразийской информационной политики, с осуществлением аналитических и прогнозных функций, с исследованием позиций СМИ, общественного мнения по вопросам евразийской интеграции. Эффективная работа Департамента позволила бы вывести информационное направление евразийской интеграции на уровень, соответствующий современным требованиям к информационному обеспечению региональных интеграционных процессов.
Заключение
Предложенные в статье направления дальнейшего развития ЕАЭС могли бы рассматриваться как очередной этап в его эволюции. Интеграционная теория говорит о том, что за этапом экономической интеграции следует интеграция политическая. Вопрос в том, чтобы переход от одного этапа к другому был обоснованным и своевременным. Сегодня ЕАЭС находится на пороге нового этапа, требующего адекватных ответов на вызовы нового времени и усиления интеграционных скрепов на постсоветском пространстве. Такую эволюцию диктует внутренняя логика развития евразийской интеграции, потребность расширения ее спектра. Одновременно и внешние обстоятельства, связанные с формированием нового мирового порядка, требуют соответствующих изменений в стратегии развития Союза. Поэтому сегодня, говоря о ЕАЭС в его новом качестве, о Союзе, основанном на общих национальных интересах и ценностях стран-участниц, следует стремиться к вовлечению в интеграционную орбиту вопросов евразийской стратегии, безопасности, идентичности, экономической и информационной политики на новом, более высоком уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Speech by President von der Leyen at the European Parliament Plenary on the European coordinated response to the COVID-19 outbreak 26 March 2020. ec.europa. eu/commission/presscorner/detail/en/speech_20_532.
2. Emmanuel Macron warns Europe: NATO is brain-dead // The Economist, Nov. 7th, 2019.
3. Михайленко А.Н. Контуры нового мирового порядка // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 8 (134). С. 148-165.
4. Клаузевиц К. О войне. Пер. с нем. Изд. 3-е. М.: Госвоениздат, 1937. Т. I.
5. Евстафьев Д., Ильницкий А. Глобальный кризис как «запал» геоэкономических трансформаций: вызовы для России // Международная жизнь. 2019. № 12. interaffairs.ru/jauthor/material/2289.
6. Гарбузарова Е.Г. Экономика Евразийского экономического союза // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2019. № 3 (21).
7. Алиев У.С. Эволюция военно-политических процессов на евразийском пространстве в условиях формирования полицентричного мира. Дисс... канд. полит. н. М.: РАНХиГС, 2020.
8. Сунь Сювэнь. Проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества в освоении Арктики. Дисс... канд. полит. н. М.: МГУ, 2019.
9. Jonathan D. T. Ward. China's Vision of Victory. Atlas Publishing. 316 p.
10. Евразийство: истоки, концепция, реальность. М.: Паблис, 2014.
11. Председатель Евразийской экономической комиссии Т. Саркисян: Глава ЕЭК: Евразийскому союзы нужны проекты на уровне Airbus в Европе. eadaily.com/ru/
news/2019/11/29/glava-eek-evraziyskomu-soyuzy-nuzhny-proekty-na-urovne-airbus-у-еугоре.
12. Обращение Президента Республики Беларусь, Председателя ВЕЭС Александра Лукашенко к главам государств - членов Евразийского экономического союза. www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-01-2020-1.aspx.
ABOUT THE AUTHORS
Mikhaylenko Alexander Nikolaevich - Doctor of Political Sciences, Professor, Chairman of International Security and Russian Foreign Policy Chair at the Department of National Security of the Institute of Law and National Security of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Moscow, Russia anmikh@mail.ru
Ilyina Maria Yurevna - Candidate of Economic Sciences, Advisor of Department of Internal Markets of the Eurasian Economic Commission. Moscow, Russia maria_ilyina@hotmail.com
TOPICAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION The article examines the current problems of the EAEU's development and proposes directions for its further evolution, the vector of which is dictated by the internal logic of the development of Eurasian integration. Simultaneously, external circumstances as well, associated with the formation of a new world order, require appropriate changes in the development strategy of the Union. Today, speaking of a full-fledged Union, which is based on the common national interests and on the values of the participating countries, one should strive to involve issues of security, identity, and a higher quality of economic and information policy in the integration orbit. The given stage may consist in expanding and in deepening of the Eurasian integration spectrum, and it may be associated with appropriate institutional changes.
Key words: new world order, Eurasian Economic Union, EAEU, Collective Security Treaty Organization, CSTO, European Union, security, identity, information policy. JEL: F02, F15, F42.