DOI: 10.12737/5601
В статье рассматриваются вопросы разработки профессиональных стандартов для индустрии питания, гостеприимства и развлечений, а также организации независимой профессионально-общественной экспертизы проектов профессиональных стандартов. Предложены для обсуждения профессионального сообщества основные подходы к определению возможных наименований должностей, формулировок обобщенных трудовых функций, требований к образованию для руководителя гостиничного предприятия и иных средств размещения на разных квалификационных уровнях.
Ключевые слова: индустрия питания, гостеприимства и развлечений, профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция, профессионально-общественная экспертиза
This article discusses the development of professional standards for the food industry, hospitality and entertainment, as well as the establishment of an independent professional public examination of projects of professional standards. It's proposed to be discussed by the
Актуальные вопросы разработки профессиональных стандартов в индустрии питания, гостеприимства и развлечений и проведения их независимой профессиональнообщественной экспертизы
Зайцева Н.А.
professional community the main approaches to the identification of possible position names, formulations of generalized responsibilities, education requirements for the head of hotel companies and other accommodation facilities at different qualification levels.
Keywords: food industry, hospitality and
entertainment, professional standard, generalized responsibilities, professional public examination
В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики было дано распоряжение соответствующим органам государственной власти подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки,
Экспертное мнение по вопросам развития туризма и сервиса
71
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
утверждения и применения профессиональных стандартов; утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональный стандартов; разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Для реализации данного распоряжения был принят закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» [2]. В данном законе глава 31 Трудового кодекса РФ дополнена статьей 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта», в которой даются следующие определения понятий:
— квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональный навыков и опыта работы работника;
— профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Во исполнение Указа Президента также было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [3] и ряд приказов Минтруда: «Об утверждении Макета профессионального стандарта» [4], «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [5] и «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» [6].
К сожалению, уже сегодня очевидно, что в силу ряда объективных причин разработать и утвердить до конца 2014 г. не менее 800 профессиональных стандартов, как это указано в Указе Президента от 07.05.2012 г., не удастся, но все
же активная работа в этом направлении ведется.
Так, Российский союз промышленников и предпринимателей в настоящее время ведет активную работу по подготовке большого количества профессиональных стандартов в качестве ответственной организации-разработчика, а профессиональные сообщества, союзы и ассоциации по различным видам деятельности привлекаются в качестве орга-низаций-разработчиков профессиональных стандартов.
В качестве первоочередного списка профессиональных стандартов в индустрии питания и гостеприимства было выбрано в общей сложности одиннадцать стандартов: руководитель гостиничного предприятия и иных средств размещения и специалист профессиональной уборки (индустрия гостеприимства), руководитель предприятия питания, повар, кондитер, пекарь (булочник), сомелье, бармен, официант (индустрия питания), руководитель игорного заведения и специалист игорного заведения (индустрия развлечений). Последние два стандарта актуальных для организации работы предприятий на территориях игорных зон на полуострове Крым, в Приморье, Алтайском крае, Калининградской области, также в зоне на границе Краснодарского края и Ростовской области.
К разработке вышеуказанных стандартов привлечены Федерация рестораторов и отельеров, Барменская ассоциация России, Национальная Гильдия шеф-поваров, Межрегиональная Ассоциация кулинаров России, Российская Гильдия пекарей и кондитеров, Российская Ассоциация уборочных компаний и другие профессиональные сообщества, ведущие ученые и специалистыьпракти-ки в индустрии питания, гостеприимства и развлечений.
72 № 3/2014
Современные проблемы сервиса и туризма
Актуальные вопросы разработки профессиональных стандартов...
Одним из важнейших условий утверждения профессиональных стандартов в нашей стране является не только то, что профессиональные стандарты были разработаны представителями профессионального сообщества, но и было проведено широкое его обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
По рекомендациям Минтруда обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:
— размещения на сайте в сети Интернет разработчика проекта профессионального стандарта на срок не менее 30 дней, а также на сайтах участников его разработки;
— размещения на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart. rosmintrud.ru) на срок не менее 30 дней;
— организации специальных форумов в сети Интернет;
— проведения опроса специалистов;
— проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернетконференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;
— размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее — СМИ);
— публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях.
Целью обсуждения проектов профессиональных стандартов в профессиональном сообществе и последующей независимой профессионально-общественной экспертизы является формирование содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда.
Совершенно очевидно, что без внимательного изучения нормативно-пра-
вовой базы и дополнительного обучения в области разработки профессиональных стандартов сложно разработать профессиональный стандарт. Именно поэтому РСПП организовал в августе 2014 г. серию обучающих семинаров для разработчиков профессиональных стандартов. Цель такого обучения состоит не только в том, чтобы понять процедуру разработки и утверждения профессиональных стандартов, но и учесть ошибки, допущенные ранее разботчиками тех профстандартов, которые были отклонены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям как не соответствующие Правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем, даже обученные специалисты в области профессиональных стандартов не могут быть специалистами по всем видам работ в рамках одного вида профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо участие в разработке и обсуждении проектов стандартов в индустрии питания и гостеприимства всех заинтересованных сторон, т. е. работодателей и их объединений, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов и их объединений, федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных и других организаций и специалистов.
В процессе профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов в индустрии питания, гостеприимства и развлечений необходимо оценить:
— корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов;
Экспертное мнение по вопросам развития туризма и сервиса
73
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
— корректность определения основной цели вида профессиональной деятельности;
— обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в проекте профессионального стандарта;
— обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации;
— полноту и обоснованность выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных трудовых функций;
— соответствие составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций;
— достаточность выделенных составов умений и знаний для обеспечения эффективного выполнения трудовых функций;
— обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов;
— соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;
— другие значимые положения проекта профессионального стандарта.
В Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов указывается, что в рамках одного профессионального стандарта могут быть отражены несколько квалификационных уровней. Если рассматривать уже утвержденные профессиональные стандарты, то, например, в стандарте «Программист» описаны обобщенные трудовые функции, относящиеся к четырем квалификационным уровням (с 3-го по 6-й). Аналогичный подход использован и в проекте профстандарта «Руководитель гостиничного предприятия и иных средств размещения». При этом к каждому квалификационному уровню предъявляются разные требования к образованию (табл. 1).
Как показывает практика, много вопросов возникает у профессионального сообщества о том, как сформулировать обобщенную трудовую функцию (ОТФ) и трудовые функции в рамках каждой ОТФ, а также действия в рамках каждой функции.
При этом следует учитывать, что в рамках существующей нормативноправовой базы для целей разработки профессиональных стандартов используются следующие определения данных понятий:
— обобщенная трудовая функция (ОТФ) — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе;
— трудовые функции (ТФ) — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
— трудовое действие (ТД) — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Таким образом, под обобщенной функцией понимается такая совокупность трудовых функций, которые может выполнить один специалист, например, в анализируемом профстандарте, на пятом квалификационном уровне у любого руководителя отдела (службы) гостиницы (базы отдыха, гостевого дома/хостела, санатория, детского лагеря и др. средств размещения) ОТФ состоит в управлении и контроле текущей деятельности сотрудников служб, отделов. На следующем квалификационном уровне — заместитель руководителя гостиницы, руководитель департамента — акцент в ОТФ смещается от контроля к координации деятельности подчиняющихся им служб. ОТФ на седьмом и восьмом квалификационных уровенях связана со стратегическим управлением
74 № 3/2014
Современные проблемы сервиса и туризма
Актуальные вопросы разработки профессиональных стандартов...
Таблица 1
Возможные наименования должностей, формулировки обобщенных трудовых функций и требования к образованию для руководителя гостиничного предприятия и иных средств размещения на разных квалификационных уровнях
Квалификационный уровень Возможные наименования должностей Обобщенная трудовая функция Требования к образованию и обучению, опыту работы
Пятый Руководитель (управляющий, менеджер) отдела (службы) гостиницы (базы отдыха, гостевого дома/ хостела, санатория, детского лагеря и др. средств размещения) Управление и контроль текущей деятельности сотрудников служб, отделов СПО по гостиничному делу. Повышение квалификации в области менеджмента
Шестой Заместитель руководителя гостиницы, руководитель департамента (управления) (базы отдыха, гостевого дома/хостела, санатория, детского лагеря и др. средств размещения) Управление и координация текущей деятельности служб (отделов, департаментов) гостиницы и иных средств размещения Высшее образование (бакалавриат) по гостиничному делу и менеджменту. Для лиц, имеющих высшее образование по направлениям подготовки по гостиничному делу, повышение квалификации в области менеджмента. Не менее 2 лет практического опыта, не ниже 5 квалификационного уровня
Седьмой Руководитель (директор) гостиницы (базы отдыха, гостевого дома/хостела, санатория, детского лагеря и др. средств размещения) Стратегическое управление развитием гостиниц и иных средств размещения Высшее образование (магистратура) или специалитет. Для лиц, имеющих высшее образование по направлениям подготовки по гостиничному делу, повышение квалификации в области менеджмента. Не менее 5 лет практического опыта, не ниже 6 квалификационного уровня
Восьмой Руководитель сети гостиниц (директор, управляющий, генеральный менеджер) Стратегическое управление развитием сети гостиниц и иных средств размещения Высшее образование (магистратура). Для лиц, имеющих высшее образование по направлениям подготовки по гостиничному делу, повышение квалификации в области менеджмента. Программы подготовки в аспирантуре или бизнес-образование (Master of Business Administration) или второе высшее образование. Не менее 7 лет практического опыта, не ниже 7 квалификационного уровня
развитием гостиниц и иных средств размещения как на уровне одного предприятия, так и в рамках гостиничной сети.
Как считают специалисты в области разработки профессиональных стандартов, ОТФ можно представить как функцию от двух переменных: трудовая деятельность и возможности одного работника [8]. Именно поэтому не может быть ОТФ, которая никогда и нигде не выполняется одним работником, а только группой работников. Также в формулировке ОТФ должна быть ясно и четко отражена отраслевая принадлежность
вида деятельности и ее особенности, включены все три составляющие: «объ-ект-действие-контекст».
В результате проведенных Федерацией рестораторов и отельеров обсуждений перечня ОТФ и ТФ, было принято решение в рамках ОТФ, указанных в табл. 1 сформулировать следующие трудовые функции (табл. 2).
Дискуссионным является вопрос: следует ли выделять как трудовые функции линейного руководителя гостиничного предприятия (начальника отдела, службы) управление и контроль текущей
Экспертное мнение по вопросам развития туризма и сервиса
75
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
Таблица 2
Возможные наименования обобщенных трудовых функций и трудовых функций руководителя гостиничного предприятия и иных средств размещения для разных
должностей
Возможные наименования должностей Обобщенная трудовая функция Трудовые функции
Руководитель (управляющий, менеджер) отдела (службы) гостиницы и т. д. Управление и контроль текущей деятельности сотрудников служб, отделов Управление и контроль текущей деятельности сотрудников службы приема и размещения
Управление и контроль текущей деятельности сотрудников службы питания
Управление и контроль текущей деятельности сотрудников службы гостиничного фонда
Самоорганизация и саморазвитие
Заместитель руководителя гостиницы и т. д., руководитель департамента (управления) Управление и координация текущей деятельности служб (отделов, департаментов) гостиницы и иных средств размещения Формирование,распределение и управление ресурсами (отделов, департаментов) гостиниц и иных средств размещения
Взаимодействие с потребителями, партнерами и другими заинтересованными сторонами
Контроль и оценка эффективности деятельности служб (отделов, департаментов) гостиниц и иных средств размещения
Руководитель (директор) гостиницы и т. д. Стратегическое управление развитием гостиниц и иных средств размещения Анализ и планирование деятельности гостиниц и иных средств размещения
Разработка конкурентоспособной стратегии и эффективного развития гостиниц и иных средств размещения
Управление реализацией стратегии развития гостиниц и иных средств размещения
Управление проектами и изменениями в гостиницах и иных средствах размещения
Руководитель сети гостиниц (директор, управляющий, генеральный менеджер) Стратегическое управление развитием сети гостиниц и иных средств размещения Разработка концепции и стратегии развития гостиничной сети
Взаимодействие с акционерами и другими заинтересованными сторонами
Внедрение инновационных технологий организации и управления деятельностью гостиничной сети
Проведение изменений корпоративных норм и стандартов деятельности
деятельности сотрудников службы, маркетинга, персонала, снабжения, качества или службы дополнительных услуг, таких как услуги прачечных и химчистки, организации различных мероприятий и других. Анализ проблем, возникавших ранее
с проектами профстандартов, не получивших одобрения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, показал, что это частично было связано с тем, что в профессиональном стандарте отража-
76 № 3/2014
Современные проблемы сервиса и туризма
Актуальные вопросы разработки профессиональных стандартов...
лись трудовые функции и действия, относящиеся к другим видам деятельности.
При определении перечня трудовых функций и действий следует также помнить о том, что профессиональный стандарт в перспективе призван стать основой для проведения сертификации квалификаций сотрудников [7]. И в этом случае встанет вопрос — есть ли особая специфика в работе специалиста по химчистке в гостинице от такого же специалиста на предприятии химчистки? Скорее всего, существенной разницы в их действиях не будет. То же можно сказать и про специалистов службы персонала, закупок и т. д. Именно по этой причине, например, было принято решение рассмотреть трудовые функции горничной в рамках стандарта «специалист профессиональной уборки».
Таким образом, из данного обзора видно, что разработка профстандартов является сложной и кропотливой работой. Вопрос не только в том, как определить ОТФ и ТФ, но и все трудовые действия, оценить с какой степенью детализации их описывать. Анализ утвержденных и готовящихся к утверждению стандартов показывает, что они сильно отличаются по объему: от 8 страниц (стандарт «Руководитель социальной организации») до почти 400 страниц (стандарт «Руководитель коммерческой организации»). Правда последний стандарт разрабатывается уже более трех лет.
Учитывая крайне сжатые сроки подготовки вышеуказанного перечня стандартов: до 20 октября все проекты проф-
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» г. №597 от 07.05.2012 г.
стандартов должны быть разработаны, а до 15 декабря — пройти обсуждение и независимую профессионально-общественную экспертизу проектов, быть доработанными с учетом внесенных замечаний и переданными на рассмотрение Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, представляется целесообразным разрабатывать стандарт на основе использования принципа: «необходимое, но достаточное». Особенно с учетом того, что все стандарты в дальнейшем с определенной периодичностью будут изменяться и совершенствоваться в соответствии с изменениями рынка труда.
С целью создания условий для обсуждения данных проектов профессиональных стандартов Федерация рестораторов и отельеров 8 августа 2014 г. разместила информацию о начале работ над новыми проектами профессиональных стандартов (см. по ссылке: http:// frio.ru/news/5450/), а также разместила первые три проекта стандартов «Руководитель предприятия питания», «Руководитель гостиничного предприятия и иных средств размещения», «Сомелье». По мере готовности там же будут размещаться остальные проекты стандартов.
В заключении хотелось бы еще раз призвать все заинтересованные стороны, научное и профессиональное сообщество принять активное участие в обсуждении профессиональных стандартов в индустрии питания, гостеприимства и развлечений.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессиональ-
Экспертное мнение по вопросам развития туризма и сервиса
77
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
ного стандарта, порядка его разработки и утверждения)» № 236-ФЗ от 03.12.2012 г.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» №23 от 22.01.2013 г.
4. Приказ Минтруда «Об утверждении Макета профессионального стандарта» №147н от 12.04.2013 г.
5. Приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» № 148н от 12.04.2014 г.
6. Приказ Минтруда «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке
профессионального стандарта» №170н от 29.04.2013 г.
7. Зайцева Н.А. Всероссийская научно -практическая конференция «Проблемы формирования системы сертификации квалификаций в туристской индустрии». Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма», №2, 2012, С. 109-110.
8. Материалы семинара Директора центра сертификации Минтруда Прянишниковой О.Д. в Российском союзе промышленников и предпринимателей 06.08.2014 г.
78 № 3/2014
Современные проблемы сервиса и туризма