Научная статья на тему 'Актуальные вопросы психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров'

Актуальные вопросы психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведение / девиантное поведение / личность / группа / психология / behavior / deviant behavior / personality / group / psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Владимировна Шарафутдинова

Современное положение в сфере науки, изучающей психику, поведение личности, в том числе склонной к девиантному поведению, можно обозначить как требующее больших исследований в сферах «личностьличность», «личностьгруппа», «группагруппа», «группа‒общество». Осложнение социальных процессов, увеличение конфликтов в обществе, появление новых видов девиантного поведения, злоупотребление манипулятивными техниками, пренебрежение международными нормами и правилами, проявление безразличия к «другим», агрессивности и враждебности обуславливают необходимость коррекции учебных планов и программ, разработки новых методов и методик изучения психики и поведения личности, внедрения новых информационно-коммуникативных технологий и средств воздействия-противодействия, разработки новых нормативных правовых актов и мероприятий для профилактики и коррекции девиантного поведения личности. Эффективность профессиональной деятельности психологов, специалистов одного из сложнейших типов профессий «человек‒человек» во многом зависит от знаний психологии, в том числе и психологии девиантного поведения, умений применять эти знания на практике; от умений организаторов учебного, воспитательного, развивающего процессов своевременно поставить новые (скорректированные) цели и задачи по актуализации новых знаний и формировании новых профессиональных умений, навыков, компетенций. В настоящее время в обществе недостаточно внимания уделяется коррекции существующих методов работы с проблемами девиантного поведения личности и группы; объединению усилий социальных институтов, обществ, стран по работе с девиантным поведением личности. Данный материал посвящен актуальным вопросам психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров. В статье отражены результаты диагностики склонности личности к девиантному (отклоняющемуся) поведению, преведены рекомендации по организации профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Владимировна Шарафутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of psychology of deviant behavior of an individual and a group in the system of training new personnel

The current situation in the field of science studying the psyche, personality behavior, including those prone to deviant behavior, can be designated as requiring extensive research in the areas of «personalitypersonality», «personalitygroup», «groupgroup», «group‒society». The complication of social processes, the increase in conflicts in society, the emergence of new types of deviant behavior, the abuse of manipulative techniques, disregard for international norms and rules, the manifestation of indifference to «others», aggressiveness and hostility necessitate the correction of curricula and programs, the development of new methods and techniques for studying the psyche and behavior of the individual, the introduction of new information and communication technologies and means of influence-counteraction, development of new regulatory legal acts and measures for the prevention and correction of deviant behavior of the individual. The effectiveness of the professional activity of psychologists, specialists of one of the most complex types of professions «man-man» largely depends on the knowledge of psychology, including the psychology of deviant behavior, the ability to apply this knowledge in practice; on the ability of the organizers of educational, educational, developmental processes to timely set new (adjusted) goals and objectives for updating new knowledge and the formation of new professional skills, skills, competencies. Currently, society does not pay enough attention to correcting existing methods of working with the problems of deviant behavior of individuals and groups; combining the efforts of social institutions, societies, countries to work with deviant behavior of individuals. This material is devoted to topical issues of psychology of deviant behavior of an individual and a group in the system of training new personnel. The article reflects the results of the diagnosis of the personality's tendency to deviant (deviant) behavior, recommendations on the organization of preventive measures are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров»

Научная статья УДК 159.99; ББК 88.5

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-81-84 EDN: https://elibrary.ru/IKRWZM NIION: 2018-0077-3/23-352 MOSURED: 77/27-024-2023-03-551

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Актуальные вопросы психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров

Наталья Владимировна Шарафутдинова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Shnv_70@mail.ru

Аннотация. Современное положение в сфере науки, изучающей психику, поведение личности, в том числе склонной к девиантному поведению, можно обозначить как требующее больших исследований в сферах «личность-личность», «личность-группа», «группа-группа», «группа-общество». Осложнение социальных процессов, увеличение конфликтов в обществе, появление новых видов девиантного поведения, злоупотребление матипулятивными техниками, пренебрежение международными нормами и правилами, проявление безразличия к «другим», агрессивности и враждебности обуславливают необходимость коррекции учебных планов и программ, разработки новых методов и методик изучения психики и поведения личности, внедрения новых информационно-коммуникативных технологий и средств воздействия-противодействия, разработки новых нормативных правовых актов и мероприятий для профилактики и коррекции девиантного поведения личности.

Эффективность профессиональной деятельности психологов, специалистов одного из сложнейших типов профессий «человек-человек» во многом зависит от знаний психологии, в том числе и психологии девиантного поведения, умений применять эти знания на практике; от умений организаторов учебного, воспитательного, развивающего процессов своевременно поставить новые (скорректированные) цели и задачи по актуализции новых знаний и формировании новых профессиональных умений, навыков, компетенций.

В настоящее время в обществе недостаточно внимания уделяется коррекции существующих методов работы с проблемами девиантного поведения личности и группы; объединению усилий социальных институтов, обществ, стран по работе с девиантным поведением личности.

Данный материал посвящен актуальным вопросам психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров. В статье отражены результаты диагностики склонности личности к девиантному (отклоняющемуся) поведенияю, преведены рекомендации по организации профилактических мероприятий.

Ключевые слова: поведение, девиантное поведение, личность, группа, психология

Для цитирования: Шарафутдинова Н. В. Актуальные вопросы психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки новых кадров // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 81-84. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-81-84. EDN: IKRWZM.

Original article

Topical issues of psychology of deviant behavior of an individual and a group in the system of training new personnel

Natalia V. Sharafutdinova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

Shnv_70@mail.ru

Abstract. The current situation in the field of science studying the psyche, personality behavior, including those prone to deviant behavior, can be designated as requiring extensive research in the areas of «personality-personality», «personality-group», «group-group», «group-society». The complication of social processes, the increase in conflicts in society, the emergence of new types of deviant behavior, the abuse of manipulative techniques, disregard for international norms and rules, the manifestation of indifference to «others», aggressiveness and hostility necessitate the correction of curricula and programs, the development of new methods and techniques for studying the psyche

© Шарафутдинова Н. В., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

81

and behavior of the individual, the introduction of new information and communication technologies and means of influence-counteraction, development of new regulatory legal acts and measures for the prevention and correction of deviant behavior of the individual.

The effectiveness of the professional activity of psychologists, specialists of one of the most complex types of professions «man-man» largely depends on the knowledge of psychology, including the psychology of deviant behavior, the ability to apply this knowledge in practice; on the ability of the organizers of educational, educational, developmental processes to timely set new (adjusted) goals and objectives for updating new knowledge and the formation of new professional skills, skills, competencies.

Currently, society does not pay enough attention to correcting existing methods of working with the problems of deviant behavior of individuals and groups; combining the efforts of social institutions, societies, countries to work with deviant behavior of individuals. This material is devoted to topical issues of psychology of deviant behavior of an individual and a group in the system of training new personnel. The article reflects the results of the diagnosis of the personality's tendency to deviant (deviant) behavior, recommendations on the organization of preventive measures are given.

Keywords: behavior, deviant behavior, personality, group, psychology

For citation: Sharafutdinova N. V. Topical issues of psychology of deviant behavior of an individual and a group in the system of training new personnel // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):81-84. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-3-81-84. EDN: IKRWZM.

Актуальность подготовки кадров для правоохра- уделять массовой профилактической работе не толь-

нительных органов, обладающих сформированными универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, диктует уточнение видов профессиональной деятельности выпускников, выполнения требований общества к сформированно-сти знаний и компетенций выпускников, в том числе с учетом обобщения накопленных психологических знаний и опыта в мире.

Наравне с развитием общества и происходящими в нем положительными процессами, мировое сообщество наблюдает и негативные явления, оценивает их неблагоприятные последствия, влияет на формирование сознания личности и ее поведение. Оценка социальных же событий происходит по-разному, зачастую мнения экспертов существенно расходятся в анализе и освещении материала. Например, в СМИ, часто применяются различные манипулятивные техники и приемы, проявляется низкий уровень знаний в оценке социальных исторических и актуальных, современных проблем. Объединение усилий стран по формулировке социальных норм и ценностей, на которые должна ориентироваться личность (группа, общество) - важнейшая задача не только психологов, социологов, юристов, журналистов, но и многих других специалистов, занимающихся вопросами развития, воспитания, адаптации, социализации личности, стабильности общества.

Реализация системы психологических мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудника полиции, должна предусматривать, на наш взгляд различные направления, среди которых: 1) реализация мероприятий, направленных на обеспечение возможности длительного и эффективного выполнения своих служебных обязанностей сотрудниками, имеющими затруднения к социально-психологической адаптации; 2) психологическое просвещение, повышающее психологическую, конфликтологическую грамотность сотрудника полиции; 3) мероприятия профилактической и коррекционной направленности и др. И в этой части необходимо дополнить, что важно больше внимания

ко с сотрудниками полиции, но и организовывать совместные мероприятия с другими социальными институтами (образовательными учреждениями, семьями, досуговыми учреждениями, занимающимися развитием несовершеннолетних), занимающимися детьми и подростками.

В исследованиях педагогов, психологов, филологов, социологов, юристов и других специалистов, выполненных за последние десять лет, изучались особенности личности и ее отношение к социальным нормам [4, с. 27-30]; раскрывались различные виды и формы проявления девиантного поведения [2, с. 1062-1064]; отражались социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением, состоящих в уличных криминальных группировках, и обозначались направления профилактической работы по повышению их личностно-адаптационного потенциала в условиях общества риска [7, с. 244-247]; раскрывались основные понятия, методология, результаты [2, с. 1061-1064], в том числе, касающиеся девиантного поведения в интернет-коммуникациях; его профилактики [5, с. 516-527]. Описывались примеры и причины девиантного поведения личности [1, с. 73-74, 3, с. 45-48], в том числе в сфере юриспруденции, науки, определялись пути его преодоления [6, с. 59-63].

В многообразии исследований многие сходятся во мнениях по определению основных понятий «де-виантное поведение», «девиации», основных видов и форм проявления; отражают проблему диагностики и точности методического инструментария в оценке девиаций и девиантности личности; отмечают то, что мало внимания уделяется организации профилактических мероприятий на различных уровнях организации личности, группы, общества. В исследованиях также можно заметить дефицит психологических исследований, отражающих то, на что конкретно должна быть направленна профилактическая или кор-рекционная работа специалистов.

Основная цель исследования - анализ психологических особенностей и склонностей к девиантному

поведению личности и группы, реализация системы организационных и психологических мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников. Задачи исследования: теоретический анализ проблемы; психологическая экспресс-диагностика; разработка практических рекомендаций по организации профилактики, предупреждения девиантности и девиаций. Объект исследования - девиантность и девиации личности. Предмет исследования - профилактика девиантности и девиаций. В качестве основных методов и методик исследования были выбраны: наблюдение, опрос, тестирование.

В своих работах по проблеме исследования ранее уже были раскрыты основные понятия: девиантность и девиации, девиантное поведение, личность, группа [8, с. 6-16], предлагали методы для диагностики и организации мероприятий с использованием методов активного социально-психологического обучения [9, с. 50-289]. Результаты тестирования лиц, склонных к девиантному поведению описаны в данной статье. Производилась оценка по принятию или отрицанию общепринятых норм, ценностей, правил, стандартов поведения подростками; осуществлялось изучение социальных (деструктивных) установок и негативизма личности; оценивались зависимые формы поведения и пр.

Проведя исследование подростков, склонных к девиантному (отклоняющемуся) поведению, выявили, что 23,8 % всей выборки склонны к отрицанию общепринятых норм, ценностей, правил, стандартов поведения. Отметили тенденцию к нарушению «спокойствия» группы, куда включена личность; к проявлению деструктивных установок, негативизма и пр.

Вычислили 10 % от всей выборки, проявляющих склонность к аддиктивному (зависимому) поведению, показавших предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, гедонистической ориентации, деформации социальных норм и ценностей.

Отметили то, что 5 % от всей выборки имеют склонность к самоповреждающему поведению, что свидетельствует о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, потребности в острых ощущениях, новых впечатлениях и пр.

Показатели выборки в 14 % свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций испытуемых. При попустительстве в организации, отсутствии профилактических мероприятий для подростков, мы можем получить группу, склонную решать проблемы посредством насилия и пр. Уровень интеллектуального развития несовершеннолетних данной выборки, свидетельствует о том, что ими легче манипулировать, влиять на их сознание и поведение. Склонность к подчинению и конформизму также могут способствовать манипуляциям.

По Шкале волевого контроля эмоциональных реакций 14 % выборки показали результаты, свидетельствующие о слабости волевых усилий и контро-

ля поведения респондентов. По Шкале склонности к делинквентному поведению 10 % респондентов показали результаты, свидетельствующие о наличии делинквентных тенденций, низкий уровень социального контроля, что также следует учитывать при планировании работы по вопросам борьбы с девиантным (отклоняющимся) поведением, к основным видам которого относятся преступность, алкоголизм, наркомания и пр.

Из проведенного исследования видно, что необходимо направить усилия на формирование правового сознания личности, развития ценностного отношения к действующим социальным, моральным, правовым нормам, работу с деструктивными установками, агрессивностью и цинизмом личности, на решение внутриличностных и межличностных конфликтов, развитие личностных ресурсов, волевых качеств и пр.

Таким образом, обращая внимание на актуальные вопросы психологии девиантного поведения личности и группы в системе подготовки кадров для правоохранительных органов следует не только планировать и направлять организационную, психологическую деятельность внутри организации, например, реали-зовывать образовательные программы и готовить социальных педагогов, психологов и др. категории сотрудников, обладающих психологическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, организовывать на всех этапах образовательного процесса воспитательные мероприятия и пр., но и ориентироваться на внешнюю среду и своевременно осуществлять профилактику девиантного поведения личности, групп несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Барынкин М. В. Девиантное поведение среди подростков как социально-педагогическая и психологическая проблема // Глобальный научный потенциал. 2022. № 9(138). С. 72-74.

2. Бахтина С. В., Черепанов А. Г. Девиантное поведение личности // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 37. С. 1061-1064.

3. Иванова О. С. Девиантное поведение обучающихся как социальная проблема // Педагогический поиск. 2022. № 2. С. 45-48.

4. Мазур Е. М. Девиантное поведение подростков как деформация моральных норм // Ученые заметки ТОГУ 2022. Т. 13. № 2. С. 27-30.

5. Старых Н. В. Девиантное поведение в интернет-коммуникации: диагностика и профилактика // Медиа-лингвистика. 2020. Т. 7. № 4. С. 516-530.

6. Толстик В. А. Девиантное поведение в науке и пути его преодоления // Российский юридический журнал. 2020. № 5 (134). С. 54-63.

7. Чернова Е. О. Девиантное поведение подростков в условиях общества риска: факторы профилактики // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149). С. 243-250.

ЕСКИЕ НАУКИ 83

8. Шарафутдинова Н. В. Психология девиантного поведения : учебно-методическое пособие. М. : АР-КТИ, 2019. 208 с.

9. Шарафутдинова Н. В., Гончарова Е. М. Психология девиантного поведения : учебно-практическое пособие. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. 323 с.

Bibliographic list

1. Barynkin M. V. Deviant behavior among adolescents as a socio-pedagogical and psychological problem // Global scientific potential. 2022. No. 9 (138). Р. 72-74.

2. Bakhtina S. V., Cherepanov A. G. Deviant personality behavior // Modern problems of linguistics and methods of teaching the Russian language at universities and schools. 2022. No. 37. P. 1061-1064.

3. Ivanova O. S. Deviant behavior of students as a social problem // Pedagogical search. 2022. No. 2. P. 45-48.

4. Mazur E. M. Deviant behavior of adolescents as a deformation of moral norms // Scientific notes of Tomsk State University. 2022. T. 13. No. 2. P. 27-30.

5. Starykh N. V Deviant behavior in Internet communications: diagnosis and prevention // Medialinguistics. 2020. T. 7. No. 4. P. 516-530.

6. Tolstik V A. Deviant behavior in science and ways to overcome it // Russian legaljournal. 2020. No. 5 (134). P. 54-63.

7. Chernova E. O. Deviant behavior of adolescents in a risk society: factors of prevention // Kazan Pedagogical Journal. 2021. No. 6 (149). P. 243-250.

8. Sharafutdinova N. V. Psychology of deviant behavior : Educational and methodological. allowance. M. : ARKTI, 2019. 208 p.

9. Sharafutdinova N. V, Goncharova E. M. Psychology of deviant behavior : Educational and practical manual. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', 2021. 323 p.

Информация об авторе

Н. В. Шарафутдинова - доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности.

Information about the author N.V. Sharafutdinova - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activities.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / [О. В. Зиборов и др.] ; под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 223 с.

ISBN 978-5-238-03589-5

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.