УДК 36:378.2
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
© Петр Александрович КОБЫЛИНСКИЙ
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, магистрант математического факультета, e-mail: urfenjuse@mail.ru
Представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика существующей системы профессиональной подготовки специалистов, обозначены перспективные направления их личностно-профессионального развития уже на этапе обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; профессиональные умения; личностно-
профессиональное развитие.
Ориентация российского общества на прогрессивное развитие вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. В частности, на специалистов социальной работы возлагается миссия реализации социальной политики государства, обеспечения сложных и многообразных форм его социокультурного развития.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования будущий специалист социальной работы должен быть подготовлен к организационно-управленческой, научнопедагогической, практической деятельности в сфере социальной работы. Поэтому возникает вопрос оптимизации процесса профессиональной подготовки специалиста такого уровня уже на этапе обучения в вузе.
Профессиональная подготовка специалистов социальной работы предполагает
профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального обучения развивается мировоззрение будущего специалиста. Обучение происходит во взаимодействии преподавателя и студента, также важна самостоятельная работа студента, его активная позиция в обучении. Для профессионального занятия социальной работой важны личностные качества, т. к. инструментом работы для социального работника во многом является его личность. С целью формирования личности профессионала необходимо использовать все многообразие имеющихся в современной педагогической и психологической практике технологий, стратегий, таких как: развитие и доразвитие нужных профессионально важных и личностно значимых качеств; формирование, обучение
четкому составу трудовых действий; обучение широкому спектру трудовых действий; коррекция и развитие личности в целом (Н.И. Агранина, Л.В. Мардахаев, А.В. Молчанова, П.В. Столяров, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).
Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование у будущего специалиста социальной работы обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе будущей профессиональной деятельности. Это является проблемой, т. к. сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска [1; 2].
Особую проблему составляет построение у будущего социального работника смысловой картины мира профессионала (В.И. Жуков, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.). По мнению гуманистических психологов, основная задача образования -не передача знаний, а формирование способности находить уникальные смыслы. Профессиональное самосознание - это представление о себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний, эмоциональных отношений к себе как профессионалу. Именно эта структура, будучи сформированной уже на ранних этапах профессионализации, позволяет социальному работнику превратить недовольство собой в личностнопрофессиональное развитие и рост.
В последние годы встал серьезный вопрос о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке - это формирование у будущих специалистов социальной работы правильного отношения к труду как к потребности, привычной и любимой части жизнедеятельности.
Профессиональная подготовка социального работника, которая затрагивает указанные аспекты формирования его профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств позволит ему более эффективно и качественно решать самые сложные и разнообразные профессиональные задачи, а именно: адаптации клиентов в общество, формирования их активной жизненной позиции в решении своих проблем; создания условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп; диагностики соци-
альных и личностных проблем; социальной профилактики; социальной помощи и социального обеспечения нуждающихся; консультирования; социальной реабилитации и терапии; социального надзора и попечительства и др. [2].
Ведущую роль в проблеме подготовки специалиста - социального работника в вузе играет личностно-ориентированный подход, который позволяет более эффективно формировать его профессиональную компетентность.
Достижения современного специалиста в профессиональном, должностном, социальном планах могут быть обеспечены активным личностным и профессиональным развитием, предпосылки которого следует закладывать уже на этапе его профессиональной подготовки в вузе (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин и др.).
Вслед за В.Г. Зазыкиным под личностнопрофессиональным развитием современного специалиста мы понимаем процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [3]. Мы считаем, что такое понимание правомерно отнести и к профессионально-образовательному процессу подготовки студентов - будущих специалистов социальной работы в вузе, где закладываются основы их успешной самореализации в будущей профессии. Причем их профессиональная подготовка должна иметь прогрессивный характер и проявляться в обеспечении: изменения мотивационной сферы личности, роста ее общечеловеческих ценностей; развития ее интеллектуальных умений; самоорганизации; более объективного оценивания своих сильных и слабых сторон и др.
Согласно результатам психологических исследований, прогрессивное личностнопрофессиональное развитие должно идти по следующим направлениям: изменение характеристик направленности (расширение круга интересов, актуализация мотивов профессиональных достижений, повышение креативности личности, возрастание потребности в самореализации); увеличение опыта и повышение квалификации; развитие сложных
частных способностей; развитие профессионально важных и личностно деловых качеств; повышение психологической готовности к контакту с людьми различных возрастных, профессиональных, социальных, национальных, конфессиональных групп; развитие инвариантов профессионализма личности и деятельности (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Н.В. Кузьмина и др.). Для этого в ходе профессиональной подготовки социальных работников в вузе у них должны быть сформированы заложенные в профессиональном стандарте умения: выслушать других с пониманием и целенаправленностью; выявлять информацию и собирать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации; умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы; активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия; обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз; разрабатывать новаторские решения проблем подопечных; выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; умение обеспечивать межинституциональ-ные связи; интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующие фонды, органы общественности, в законодательные институты [4].
Важно отметить, что, несмотря на дифференциацию образования, расширение вариативности и гибкости содержания, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, информатизации содержания, преемственности вуза с другими уровнями образования, актуальной остается проблема эффективного содержательно-технологического обеспечения данного процесса и выявления факторов и условий, способствующих / препятствующих изучаемому процессу.
Принципиальные изменения в образовательной политике требуют изменений в су-
ществующей системе профессиональной подготовки специалистов различных профилей в вузе. Научно-практический анализ актуальных исследований подтверждает, что несмотря на имеющиеся прогрессивные изменения, данная система все еще остается недостаточно эффективной в решении вопросов оптимизации процесса личностнопрофессионального становления будущего специалиста социальной работы: содержание образования по-прежнему жестко стандартизировано и направлено на формирование системы специально-профессиональных
компетентностей; технологическое обеспечение привержено традиционным технологиям, формам и методам обучения, когда основное воздействие оказывается на когнитивные структуры личности студента, обучение ведется скорее на подличностном уровне; практически отсутствуют ситуации выбора содержания, форм и методов обучения, когда студент не воспринимает себя в должной степени субъектом собственного личностно-профессионального развития; лишь незначительное количество преподавателей имеют соответствующий уровень профессионально-педагогической культуры; по-прежнему отсутствует психолого-акмеоло-гическая среда, способная стимулировать личностный рост участников образовательного процесса; преобладает тенденция реализации компетентностного подхода без должного учета развивающих возможностей личностного, деятельностного, акмеологиче-ского и других подходов (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, В. А. Сластенин и др.) [5-7].
Вышеизложенное свидетельствует о том, что важные и интересные вопросы методологического, содержательного, технологического обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов социальной работы в вузе еще требуют специальной, более глубокой проработки и рассмотрения.
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
2. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2006.
3. Акмеология / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб., 2003.
4. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2009.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании: авторская версия. М., 2004.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2010.
Поступила в редакцию 15.10.2012 г.
UDC 36:378.2
ACTUAL ISSUES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKER AT UNIVERSITY Pyotr Aleksandrovich KOBYLINSKIY, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Candidate for Master’s Degree of Mathematical Faculty, e-mail: urfenjuse@mail.ru
The available in domestic pedagogy and psychology approaches to study of problems of preparation a modern specialist at the stage of professional training at university is presented. Specificity of the existing system of vocational training of specialists is shown; perspective directions of their personal and professional development at the stage of university studies are identified.
Key words: vocational training; professional abilities; personal and professional development.