Научная статья на тему 'Актуальные вопросы профессиональной подготовки специалиста социальной работы в вузе'

Актуальные вопросы профессиональной подготовки специалиста социальной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ABILITIES / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобылинский Петр Александрович

Представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика существующей системы профессиональной подготовки специалистов, обозначены перспективные направления их личностно-профессионального развития уже на этапе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобылинский Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKER AT UNIVERSITY

The available in domestic pedagogy and psychology approaches to study of problems of preparation a modern specialist at the stage of professional training at university is presented. Specificity of the existing system of vocational training of specialists is shown; perspective directions of their personal and professional development at the stage of university studies are identified.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы профессиональной подготовки специалиста социальной работы в вузе»

УДК 36:378.2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

© Петр Александрович КОБЫЛИНСКИЙ

Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, магистрант математического факультета, e-mail: urfenjuse@mail.ru

Представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика существующей системы профессиональной подготовки специалистов, обозначены перспективные направления их личностно-профессионального развития уже на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; профессиональные умения; личностно-

профессиональное развитие.

Ориентация российского общества на прогрессивное развитие вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. В частности, на специалистов социальной работы возлагается миссия реализации социальной политики государства, обеспечения сложных и многообразных форм его социокультурного развития.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования будущий специалист социальной работы должен быть подготовлен к организационно-управленческой, научнопедагогической, практической деятельности в сфере социальной работы. Поэтому возникает вопрос оптимизации процесса профессиональной подготовки специалиста такого уровня уже на этапе обучения в вузе.

Профессиональная подготовка специалистов социальной работы предполагает

профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального обучения развивается мировоззрение будущего специалиста. Обучение происходит во взаимодействии преподавателя и студента, также важна самостоятельная работа студента, его активная позиция в обучении. Для профессионального занятия социальной работой важны личностные качества, т. к. инструментом работы для социального работника во многом является его личность. С целью формирования личности профессионала необходимо использовать все многообразие имеющихся в современной педагогической и психологической практике технологий, стратегий, таких как: развитие и доразвитие нужных профессионально важных и личностно значимых качеств; формирование, обучение

четкому составу трудовых действий; обучение широкому спектру трудовых действий; коррекция и развитие личности в целом (Н.И. Агранина, Л.В. Мардахаев, А.В. Молчанова, П.В. Столяров, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).

Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование у будущего специалиста социальной работы обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе будущей профессиональной деятельности. Это является проблемой, т. к. сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска [1; 2].

Особую проблему составляет построение у будущего социального работника смысловой картины мира профессионала (В.И. Жуков, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.). По мнению гуманистических психологов, основная задача образования -не передача знаний, а формирование способности находить уникальные смыслы. Профессиональное самосознание - это представление о себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний, эмоциональных отношений к себе как профессионалу. Именно эта структура, будучи сформированной уже на ранних этапах профессионализации, позволяет социальному работнику превратить недовольство собой в личностнопрофессиональное развитие и рост.

В последние годы встал серьезный вопрос о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке - это формирование у будущих специалистов социальной работы правильного отношения к труду как к потребности, привычной и любимой части жизнедеятельности.

Профессиональная подготовка социального работника, которая затрагивает указанные аспекты формирования его профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств позволит ему более эффективно и качественно решать самые сложные и разнообразные профессиональные задачи, а именно: адаптации клиентов в общество, формирования их активной жизненной позиции в решении своих проблем; создания условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп; диагностики соци-

альных и личностных проблем; социальной профилактики; социальной помощи и социального обеспечения нуждающихся; консультирования; социальной реабилитации и терапии; социального надзора и попечительства и др. [2].

Ведущую роль в проблеме подготовки специалиста - социального работника в вузе играет личностно-ориентированный подход, который позволяет более эффективно формировать его профессиональную компетентность.

Достижения современного специалиста в профессиональном, должностном, социальном планах могут быть обеспечены активным личностным и профессиональным развитием, предпосылки которого следует закладывать уже на этапе его профессиональной подготовки в вузе (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин и др.).

Вслед за В.Г. Зазыкиным под личностнопрофессиональным развитием современного специалиста мы понимаем процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [3]. Мы считаем, что такое понимание правомерно отнести и к профессионально-образовательному процессу подготовки студентов - будущих специалистов социальной работы в вузе, где закладываются основы их успешной самореализации в будущей профессии. Причем их профессиональная подготовка должна иметь прогрессивный характер и проявляться в обеспечении: изменения мотивационной сферы личности, роста ее общечеловеческих ценностей; развития ее интеллектуальных умений; самоорганизации; более объективного оценивания своих сильных и слабых сторон и др.

Согласно результатам психологических исследований, прогрессивное личностнопрофессиональное развитие должно идти по следующим направлениям: изменение характеристик направленности (расширение круга интересов, актуализация мотивов профессиональных достижений, повышение креативности личности, возрастание потребности в самореализации); увеличение опыта и повышение квалификации; развитие сложных

частных способностей; развитие профессионально важных и личностно деловых качеств; повышение психологической готовности к контакту с людьми различных возрастных, профессиональных, социальных, национальных, конфессиональных групп; развитие инвариантов профессионализма личности и деятельности (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Н.В. Кузьмина и др.). Для этого в ходе профессиональной подготовки социальных работников в вузе у них должны быть сформированы заложенные в профессиональном стандарте умения: выслушать других с пониманием и целенаправленностью; выявлять информацию и собирать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации; умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы; активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия; обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз; разрабатывать новаторские решения проблем подопечных; выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; умение обеспечивать межинституциональ-ные связи; интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующие фонды, органы общественности, в законодательные институты [4].

Важно отметить, что, несмотря на дифференциацию образования, расширение вариативности и гибкости содержания, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, информатизации содержания, преемственности вуза с другими уровнями образования, актуальной остается проблема эффективного содержательно-технологического обеспечения данного процесса и выявления факторов и условий, способствующих / препятствующих изучаемому процессу.

Принципиальные изменения в образовательной политике требуют изменений в су-

ществующей системе профессиональной подготовки специалистов различных профилей в вузе. Научно-практический анализ актуальных исследований подтверждает, что несмотря на имеющиеся прогрессивные изменения, данная система все еще остается недостаточно эффективной в решении вопросов оптимизации процесса личностнопрофессионального становления будущего специалиста социальной работы: содержание образования по-прежнему жестко стандартизировано и направлено на формирование системы специально-профессиональных

компетентностей; технологическое обеспечение привержено традиционным технологиям, формам и методам обучения, когда основное воздействие оказывается на когнитивные структуры личности студента, обучение ведется скорее на подличностном уровне; практически отсутствуют ситуации выбора содержания, форм и методов обучения, когда студент не воспринимает себя в должной степени субъектом собственного личностно-профессионального развития; лишь незначительное количество преподавателей имеют соответствующий уровень профессионально-педагогической культуры; по-прежнему отсутствует психолого-акмеоло-гическая среда, способная стимулировать личностный рост участников образовательного процесса; преобладает тенденция реализации компетентностного подхода без должного учета развивающих возможностей личностного, деятельностного, акмеологиче-ского и других подходов (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, В. А. Сластенин и др.) [5-7].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что важные и интересные вопросы методологического, содержательного, технологического обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов социальной работы в вузе еще требуют специальной, более глубокой проработки и рассмотрения.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2006.

3. Акмеология / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб., 2003.

4. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2009.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании: авторская версия. М., 2004.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2010.

Поступила в редакцию 15.10.2012 г.

UDC 36:378.2

ACTUAL ISSUES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKER AT UNIVERSITY Pyotr Aleksandrovich KOBYLINSKIY, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Candidate for Master’s Degree of Mathematical Faculty, e-mail: urfenjuse@mail.ru

The available in domestic pedagogy and psychology approaches to study of problems of preparation a modern specialist at the stage of professional training at university is presented. Specificity of the existing system of vocational training of specialists is shown; perspective directions of their personal and professional development at the stage of university studies are identified.

Key words: vocational training; professional abilities; personal and professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.