Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ПРИРОДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРАВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ПРИРОДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"ЦИФРОВИЗАЦИЯ" / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / АБСОЛЮТНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочнева Анастасия Александровна

В статье исследуется цифровое направление в праве, рассмотрены некоторые примеры абсолютных цифровых правоотношений, реализуемых в разных сферах развития индустриального компьютеризированного общества, выделены противоречивые подходы к признанию абсолютной природы правоотношений по реализации цифровых и информационных прав. Автором предпринята попытка анализа степени соблюдения абсолютного права на неприкосновенность частной жизни в рамках «цифровизации» государственных и общественных процессов на примере действующего международного и российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF RECOGNITION OF THE ABSOLUTE NATURE OF LEGAL RELATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL RIGHTS

The article examines the digital direction in law, considers some examples of absolute digital legal relations implemented in various areas of development of industrial computer-based society, and highlights contradictory approaches to recognizing the absolute nature of legal relations for the implementation of digital and information rights. The author attempts to analyze the degree of compliance with the absolute right to privacy in the framework of "digitalization" of state and public processes on the example of current international and Russian legislation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ПРИРОДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРАВ»

Кочнева Анастасия Александровна

адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России

Kochneva Anastasia Aleksandrovna

postgraduate student of the Nlzhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

E-mail: aakochneval8@gmaiI.com

Актуальные вопросы признания абсолютной природы правоотношений

по реализации цифровых прав

Topical issues of recognition of the absolute nature of legal relations for the implementation of digital rights

Аннотация. В статье исследуется цифровое направление в праве, рассмотрены некоторые примеры абсолютных цифровых правоотношений, реализуемых в разных сферах развития индустриального компьютеризированного общества, выделены противоречивые подходы к признанию абсолютной природы правоотношений по реализации цифровых и информационных прав. Автором предпринята попытка анализа степени соблюдения абсолютного права на неприкосновенность частной жизни в рамках «цифровизации» государственных и общественных процессов на примере действующего международного и российского законодательства.

Ключевые слова: «цифровизация», информационные и цифровые правоотношения, абсолютные цифровые права, информационно-коммуникационные технологии в правовом регулировании.

Annotation. The article examines the digital direction in law, considers some examples of absolute digital legal relations implemented in various areas of development of industrial computer-based society, and highlights contradictory approaches to recognizing the absolute nature of legal relations for the implementation of digital and information rights. The author attempts to analyze the degree of compliance with the absolute right to privacy in the framework of "digitalization" of state and public processes on the example of current international and Russian legislation.

Keywords: "digitalization", information and digital legal relations, absolute digital rights, information and communication technologies In legal regulation.

«Цифровизация» государственных и общественных процессов предопределяет объектами данного воздействия само право и реализуемые в рамках него правовые отношения. Популяризация цифровых технологий отражается на механизмах формирования и осуществления правоотношений, а также влияет на методику разработки моделей их правового регулирования, на процессы обеспечения охраны и защиты реализуемых в рамках них субъективных прав. Благодаря появлению цифровых инноваций и системы средств, созданных на основе искусственного интеллекта и технологий больших данных, зарождаются правовые связи, существенно новые по юридическому содержанию и качественно-смысловой направленности.

В подтверждение доводов о концептуально новом цифровом направлении в праве профессор Т.Я. Хабриева в своем докладе обозначает возникновение некоторых видов отношений, в частности: 1) субъектами которых являются виртуальные или цифровые «личности»; 2) связанных с юридически значимой идентификацией личности в виртуальном пространстве; 3) возникающих в связи с реализацией прав человека в виртуальном пространстве (право на доступ в Интернет, право на забвение, право на «цифровую смерть» и др.); 4} сопряженных с совершением действий в виртуальном пространстве, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений, реализацию прав и исполнение обязанностей, образующих их юридическое содержание1. Такого рода отношения порождают необходимость пересмотра их содержания, а также выделения новых особенностей и характеристик природы субъектов — их участников, а также реализуемых ими субъективных прав.

1 Хабриева Т.Я. Право перед вызовом правовой реальности: доклад. — URL: https://lzak.ru/imgLcontent/pdf/npaBO%20 пе-ред%20вызовами%20цифровой%20реальности.pdf (дата обращения: 17.09.2020).

В целях более четкого обозначения институциональных черт цифрового права и возникающих на его основе цифровых правоотношений стоит отметить, что они представляют собой одно из направлений дифференциации информационного права, в частности самостоятельную подсистему. Через указанную систему цифрового права осуществляется трансляция основных потребностей представителей технотронного цифрового общества нового поколения, а также специфика и методика регулирования законности их удовлетворения. Кроме того, основным предметом правового регулирования информационных правоотношений (в том числе, цифровых отношений) выступает информация. Важным её свойством является субъективная направленность и обязательная принадлежность к внешнему источнику, поскольку «информация представляет собой систему идеальных (субъективных) образов объектов, процессов и явлений окружающего нас мира в сознании человека, а также множество признаков, присущих материи и формирующих идеальные образы»1. Всеобщая доступность к разного рода информации предзнаменует количественно неопределенный круг её пользователей, что придает абсолютную направленность возникающим информационным и цифровым правоотношениям.

Рассмотрим подробнее позиции отождествления правовых отношений в сфере информации с абсолютными. В.А. Дозорцев распространяет на необщедоступную информацию абсолютные права и определяет их вид как исключительные2. Автор отождествляет право на информацию с квазиабсолютным, так как, по его мнению, представляется возможным обеспечить его защиту с помощью средств, применяемых для защиты абсолютных прав. Более того, неоднократно такими научными деятелями, как В.А. Копылов, И.Л. Бачило, A.A. Антопольский выдвигались мнения о двуличной природе информации. Речь в данном случае идет о документарной информации, которая может быть одновременно объектом права собственности и объектом интеллектуальных правоотношений. Таким образом, информация может выступать объектом и абсолютных, и относительных правовых отношений. Их внутреннее качество будет определяться из институциональной природы самой информации. Что качается недокументированной информации, то, по мнению Сидоровой О.Ю., она также выступает объектом абсолютных правоотношений. Однако такие правовые связи встречаются редко, причиной тому служат возникающие неудобства дальнейшего использования такого рода информации, определения ее происхождения, удостоверения и персонификации. Также автор отмечает, что абсолютные правоотношения могут возникать по поводу различных видов информации (личная, семейная, государственная, служебная, профессиональная). Исключением не является открытая и общедоступная информация, а также имеющая обособление и упорядочение в информационных ресурсах3. Сидоровой О.Ю. отмечается возможность одновременного возникновения и реализации абсолютных правоотношений, объектом которых является тождественная по содержанию информация.

На сегодняшний день одним из средств реализации информационных и цифровых прав выступает Интернет. Само право на доступ к Интернету не получило пока всеобщего признания на национальном и международно-правовом уровне и регулируется точечно4. Указанное право конституционно закреплено в таких странах, как Португалия, Греция, Эстония, Испания, признается всеобщим и неотъемлемым, а также обеспечивается и гарантируется со стороны данных государств. На данный момент ведется усиленная международная политика по существенному расширению свободного доступа к информационным технологиям, в том числе созданию условий для беспрерывного и качественного доступа к сети Интернет. Соответственно, прослеживается тенденция институционального закрепления цифрового права на доступ к Интернету в качестве абсолютного, присущего всем и каждому. Основной детерминантой этому выступает всеобщая глобализация и «цифровизация» общественных процессов и явлений. Тенденция абсолютизации также подтверждается на уровне международного законодательства, в частности, Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. В соответствии с её положениями Конституционный суд Франции признал право на доступ к сети Интернет одним из наиболее необходимых способов реализации ценного права человека на свободу распространения идей и мнений.

Прослеживаемая конституционная направленность реализуемых прав в рамках цифровых правоотношений приводит к коллизионной тенденции признания данных правовых связей в качестве абсолютных. Существует несколько противоречивых концептуальных мнений о природе цифрового права в целом. Например, согласно размышлениям профессоров И.А. Умновой-Конюховой и Д.А. Ловцова социальная активность в Интернете детерминирует необходимость защиты права личности на неприкосно-

1 Алиев А.Р. Международно-правовое регулирование в сфере информационного противоборства. Москва. 2017. С. 8.

2 Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права II Дело и Право. 1996. №4. С.28.

3 Сидорова О.Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград. 2003. С.110

"Умнова-Конюхова И.А., Ловцов Д.А. Государство и право в новой цифровой реальности : монография I под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. И.А. Умновой-Конюховой и д-ра техн. наук, проф. Д.А. Ловцова. М.: РАН. ИНИОН, 2020. С.65.

венность частной жизни, однако указанные права, реализуемые в рамках цифрового приватного пространства не признаются абсолютными1. В противовес данной позиции следует отметить популяризацию использования информационно-коммуникационных технологий в сфере оказания государственных услуг. Данная ситуация предполагает широкомасштабное использование персональных данных, в том числе их поиск, сбор, хранение, запись, обработку, передачу разными способами. Соответственно, цифровая сфера не становится исключением для обеспечения неотъемлемости абсолютного права на неприкосновенность частной жизни.

Следует также отметить, что модернизация информационного общества провоцирует появление новых видов и способов посягательств на частную жизнь, в качестве закономерной реакции общества формируется новое понимание права на неприкосновенность частной жизни («прайвеси»), сопровождаемое поиском новых средств правовой защиты частной жизни2. На сегодняшний день прослеживается дифференциация такого субъективного абсолютного права по сферам его нарушений: ^посягательства на неприкосновенность частной жизни в рамках масс-медийного пространства и общества; 2) нарушения на уровне компьютерной обработки персональных данных, соответственно, в условиях компьютерного информационного общества; 3} посягательства на международном уровне, при обработке персональных данных в международных телекоммуникационно-компьютерных сетях, в рамках компьютерного сетевого общества3. Рассмотрим особенности правоотношений, возникающих на каждом из данных представленных этапов развития индустриального информационного общества.

Основным объективным свойством правоотношений в сфере масс-медийного пространства является их общедоступность, а также их непосредственная возможность влиять на идеологию общества, на специфику его функционирования. Посредством публичного обсуждения различных интимных фактов о конкретной личности проводится ограничение субъективной способности управомо-ченного лица скрывать сведения, касающиеся сферы «прайвеси». Таким образом, со стороны противопоставленного субъекта (СМИ) прослеживается нарушение пассивной юридической обязанности на неприкосновенность частной жизни, выраженное в форме искажения персональных данных либо их несанкционированного разглашения. Посредством столкновения противоположных интересов индивида, выступающего за сохранность сведений о себе, и социума, стремящегося к всеобщей гласности и открытости, возникают материальные и процессуальные деликтные правоотношения, в которых основным объектом выступает неотъемлемое и абсолютное право субъекта на частную неприкосновенность4.

Политика компьютерного информационного общества строится на основе тенденции всеобщей свободы доступа к определенным данным, в том числе, персональным. Согласно действующим Стратегиям развития информационного общества и развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации одним из определяющих принципов функционирования информационного общества выступает обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях5. Указанный принцип исходит из соответствующих начал минимизации сбора данных, а также обязательности их целевого ограничения, что предполагает адекватность при определении степени достаточности полученных сведений и их логичной связи с заявленными целями. Данные правовые тенденции находят свое отражение в позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой «осуществляя регулирование правового статуса личности, федеральный законодатель должен соблюдать критерии возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, производные от предписаний статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и не допускающие искажения самого существа этих прав и свобод; цели вводимых им ограничений должны быть не только юридически, но и социально оправданными, а сами ограничения — сопоставимыми с этими целями и отвечающими требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы могут оправдывать право-

1 Умнова-Конюхова И.А.; Ловцов Д.А. Государство и право в новой цифровой реальности : монография / под общ. ред. д-ра юрид. наук; проф. И.А. Умновой-Конюховой и д-ра техн. наук, проф. Д.А. Ловцова. М.: РАН. ИНИОН. 2020. С.65. С.117.

2 Иванский В. П. Становление правового института информационной безопасности сферы частной жизни: учебник. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во. 2001. С.41-58.

3 Иванский В.П. Право на частную жизнь и научно-технический прогресс // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12): в 3-х ч. Ч. II. С. 57-59.

4 Гражданское право: учебник: в 2 т. Том 1/под общ. ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2020.400 с.

5 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг., утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203: Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.

вые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения эквивалентны социально необходимому результату»1.

Ярким примером реализации абсолютных цифровых связей в рамках компьютеризированного общества выступает формирование банков больших данных, необходимых для мониторинга за наемными работниками в условиях трудовых правоотношений. На современном этапе благодаря телекоммуникационным технологиям объем имеющейся информации у работодателя о сотрудниках достигает колоссальных объемов. Это подтверждается возможностями получить сведения о физическом и моральном здоровье работников, их местонахождении, передвижениях по территории организации и за ее пределами, продолжительности общения с коллегами по работе (службе) либо в социальных сетях. Представленный перечень не является исчерпывающим, в связи с чем возникает тенденция минимизации или полной потери конфиденциальности (личной) информации о сотруднике на период работы в конкретной организации.

Компьютерная обработка персональных данных также имеет место быть в рамках института электронной демократии и электронного голосования. Абсолютизм данных компьютеризированных правоотношений состоит в выражении народом своей власти через институты свободных выборов и референдума, то есть реализации неотъемлемых избирательных прав. Электронное голосование предполагает дистанционное участие граждан, соответственно, сопровождается идентификацией участников посредством обработки их персональных данных. Согласно имеющемуся международному опыту можно выделить ряд устанавливаемых ограничений для граждан, желающих принять участие в электронном (дистанционном) голосовании. На территории Франции такой способ участия в избирательном процессе был доступен исключительно гражданам, которые проживали в момент проведения выборов за границей, все остальные граждане обязаны были голосовать традиционно на своих избирательных участках2. В Швейцарии для реализации права на электронное голосование необходимо получение специального разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти Федеральным советом Швейцарии3. Таким образом, возможно вести речь о некоторых ограничительных процедурах в отношении абсолютного и неотъемлемого избирательного права личности. Однако международная политика исходит из принципа сохранения возможности традиционного участия граждан в свободных выборах. Соответственно, на сегодняшний день правоотношения в сфере электронной демократии (в рамках электронного демократического информирования, консультирования и сотрудничества) характеризуются дуализмом и предопределяют необходимость их более эффективной и качественной проработки с позиции конституционности.

Обработка персональных данных в международных телекоммуникационно-компьютерных сетях характеризуется противоречием двух сторон: 1) заинтересованностью государства обеспечить максимальную свободу международного обмена информацией, выступающей основным средством для эффективного управления международными финансово-политическими делами, внешними торгово-промышленными отношениями; 2)правовой гарантией экстерриториальной защиты персональных данных. Указанная сфера правоотношений имеет непосредственную связь со всей национальной безопасностью государства, так как обрабатываемые на указанном уровне сведения координируют состояние защищенности государственной власти в целом, суверенитета государства, его территориальной целостности, уровня социально-экономического и культурного развития.

В рамках эволюции международного телекоммуникационного общества также возможно говорить о реализации абсолютных правоотношений по поводу репутации публичного образования, то есть самого государства. Репутация государства, по мнению Малеиной М.Н., есть «нематериальное благо в виде совокупности качеств, свойств, характеристик, которое сформировано гражданами, юридическими лицами, международными организациями, иностранными государствами в результате оценки деятельности публичного образования во внутренних и внешних отношениях»4, в том числе посредством функционирования телекоммуникационно-компьютерных средств при международном взаимодействии и сотрудничестве.

Актуальной целью развивающихся абсолютных правоотношений в рамках индустриального цифрового общества и пространства является ориентация нормативно-правового регулирования на индивидуальные (субъективные) особенности каждой конкретной личности при их количественно неограниченном

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 N 11-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2017.

2 Данные с официального сайта посольства Франции в Москве. URL: https://ru.ambafrance.org/Francuzskie-grazhdane-za-rubezhom-Aprobaciya-elektronnogo golosovaniya-na (дата обращения: 23.09.2020).

3 Данные с официального сайта Бюро по демократическим институтам и правам человека. URL: https://www.osce.org/odihr/elections (дата обращения: 23.09.2020).

4 Малеина М.Н. Право государства (публичного образования) на репутацию // Государство и право. Москва. №5. 2013. С.100-104.

составе. Посредством этого все больше развивается тенденция персонализации действующего законодательства. Благодаря такой парадигме достигаются положительная динамика, касающаяся дифференциации большого объема информационных данных, а также повышения продуктивности их использования. Соответственно, бытовому потребителю на сегодняшний день предоставляется возможность выбора сведений, полезных и необходимых для удовлетворения именно его потребностей. Однако излишняя персонализация порождает некоторые негативные моменты, связанные с утратой конфиденциальности частной жизни граждан, а также излишним ограничением абсолютных субъективных прав. Примером может послужить структура «социального кредита», действующая в Китае. Такая дуалистическая картина провоцирует вывод о необходимости пересмотра институциональной природа информационных (цифровых) правоотношений в целях обеспечения гарантий защиты неотъемлемых прав личности, а также создания условий для всеобщего исполнения пассивной юридической обязанности по недопущению нарушений указанных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.