Административное право; административный процеес
УДК 342; 343 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-204-208
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Евгений Александрович ЛОГИНОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры публичного права международно-правового факультета МГИМО МИД России [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Сергей Викторович КУЗЯКИН,
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права международно-правового факультета МГИМО МИД России [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа действующего административного и таможенного законодательства, а также судебной практики рассмотрены актуальные вопросы применения мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Ключевые слова: таможенные органы, административные правонарушения, нарушения таможенных правил, меры обеспечения, таможенный контроль.
Annotation. Based on the analysis of the current administrative and customs legislation, as well as judicial practice, the article considers topical issues of the application of measures to ensure the production of administrative offenses in the field of customs.
Keywords: customs authorities, administrative offenses, violations of customs rules, security measures, customs control.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения должностное лицо таможенного органа вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении1.
Следует заметить, что законодатель не отграничивает меры пресечения от мер процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Действительно, применение мер пресекательного характера в дальнейшем позволяет создать возможность для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности (например, административное задержание). Исходя из это-
го ряд ученых-административистов справедливо утверждают, что меры, обеспечивающие производство по делу, являются разновидностью пресекательных мер2.
Пресечение обладает всеми признаками принуждения, но в то же время имеет ряд особенностей.
Во-первых, цель пресечения — прекратить противоправные деяния и / или не допустить новые, устранить связанные с ними вредные последствия и создать «оптимальные условия для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности»3.
Во-вторых, административное пресечение осуществляется, как правило, в условиях дефицита данных о характере противоправного деяния.
Меры пресечения применяются и для прекращения объективно противоправных дей-
№ 1/2021
ствий, совершаемых конкретными лицами. Например, в указанных случаях таможенное законодательство Российской Федерации предоставляет право должностным лицам таможенных органов применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак4.
Перечень мер пресечения, указанных в законодательстве, не является исчерпывающим. Так, должностные лица таможенных органов вправе использовать такой вид общих мер пре-секательного характера, как приостановление разного рода деятельности (финансовой, посреднической, транспортной). Например, Федеральная таможенная служба вправе приостанавливать операции по счетам плательщиков, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей; вправе исключать из реестра таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и иных представителей таможенной ин-фраструктуры5.
К числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых непосредственно должностными лицами таможенных органов, относится: доставление, административное задержание, личный досмотр, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров и транспортных средств и иных вещей6.
Некоторые из перечисленных мер аналогичны отдельным формам таможенного контроля, но применяются в иных целях7.
Доставление осуществляется должностными лицами таможенных органов в служебное помещение таможенного органа (ч. 1, пункты 10, 10.1 ст. 27.2 КоАП РФ). Основная цель доставления заключается в составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, закон указывает, что доставление необходимо также в целях пресечения правонарушения, установления личности нарушителя при отсутствии у него удостоверяющих личность документов, установления принадлежности транспортных средств и перевозимых грузов при отсутствии необходимых документов. Изучение практики показало, что должностные лица таможенных органов, применяя данную меру принуждения при выявлении нарушения таможенных правил и препровождении физического лица в служебное помещение таможенного орга-
на, как правило, не фиксируют это установленным образом8.
Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт9. Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда другие меры воздействия в отношении правонарушителя исчерпаны. Данная мера принуждения может применяться не только с целью пресечения, но и в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личности нарушителя, составления протокола при невозможности составить его на месте совершения правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.
При выявлении нарушений таможенных правил административное задержание нарушителя осуществляется должностными лицами таможенных органов (ч. 1, п. 6 ст. 27.3 КоАП РФ). Согласно приказу Федеральной таможенной службы России таким правом обладают должностные лица, непосредственно обнаружившие правонарушение10.
Важной представляется позиция законодателя, выражающаяся в гом, что административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. В случае отсутствия состава правонарушения физическое лицо не может быть задержано.
Общий срок административного задержания не должен превышать три часа с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ). Однако в законе выделяются случаи, когда срок административного задержания может быть увеличен. К ним, в числе иных, относится ведение производства по делу о нарушении таможенного законодательства, когда лицо, совершившее правонарушение, может быть задержано на срок не более 48 часов11.
Административному задержанию не подлежат совершившие нарушение таможенных правил иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку, а также депутаты, прокуроры и судьи. Положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.
№ 1/2021
установлено, что личность дипломатического агента неприкосновенна12.
Двоякий характер носят и такие меры обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр помещений юридического лица или индивидуального предпринимателя, досмотр транспортных средств.
Например, законодатель наделяет должностных лиц таможенных органов правом применять такие меры не только в процессе привлечения лица к административной ответственности за правонарушение, но и в целях предупреждения совершения противоправных деяний и осуществления контроля за лицами, пересекающими таможенную границу13.
К числу мер, которые законодатель относит к мерам, обеспечивающим производство по делу об административном правонарушении, относится осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ). Осмотр производится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (части 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
В отличие от личного досмотра об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется отдельный протокол с указанием идентификационных признаков вещей, вида и реквизитов документов.
Досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ) — это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонару-шения14.
Досмотр транспортного средства осуществляется должностными лицами таможенных органов, наделенных правом производить такие процессуальные действия, как доставление и административное задержание. Досмотр проводится в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется должностными лицами таможенного органа, имеющими право составлять протоколы о таможенном правонарушении, в присутствии двух понятых15.
К наиболее часто используемым мерам обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил относится арест товаров, транспортных средств и иных вещей — орудий или предметов правонарушения. В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.
Изъятие и арест орудий или предметов нарушения таможенных правил следует отличать от аналогичных мер, принимаемых по результатам таможенной ревизии как формы таможенного контроля16.
В качестве одного из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела предусмотрен временный запрет деятельности. Должностное лицо таможенного органа, возбудившее дело в целях обеспечения производства по нему, принимает решение о временном запрете деятельности юридического лица17.
Временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности должностное лицо таможенного органа составляет протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства
№ 1/2021
по делу об административном правонарушении. После составления протокола об административном правонарушении и о временном запрете деятельности дело направляется для рассмотрения судье немедленно.
В заключение следует отметить, что в качестве проблемных вопросов при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела следует выделить:
■ отсутствие в таможенных органах учета применения административно-процессуальных мер принуждения, ограничивающих права и свободы граждан;
■ определенные сложности при применении административно-правовых мер принуждения за нарушения таможенных правил, вызванные отсутствием механизма их реализации;
■ неопределенности, связанные с неоднозначным толкованием отдельных норм административного и таможенного законодательства, регулирующих порядок применения административно-правовых мер принуждения за нарушения таможенных правил.
В связи с этим чрезвычайно актуальна разработка практических рекомендаций и предложений по применению административно-правовых мер принуждения за нарушения таможенных правил, механизма их административно-правового регулирования.
Существенным недостатком регулирования порядка применения административно-правовых мер принуждения за нарушения таможенных правил является отсутствие прямого указания в гл. 27 КоАП РФ на возможность обжалования применения отдельной меры принуждения, что очевидно является ограничением процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. По этой причине представляется назревшей необходимость внесения изменений в КоАП РФ с целью устранения указанного пробела.
Таким образом, мы приходим к выводу, что исследуемая тема является актуальной как для сотрудников таможенных органов, так и для работников других правоохранительных органов, и поэтому вопрос о дальнейшем исследовании проблем, возникающих в сфере применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, остается открытым.
1 Более подр. см.: ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 г.) // http:// www.consultant.ru
2 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2015. С. 47.
3 Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. СПб., 2015. С. 49.
4 См.: главу 47 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г.) // http://www.consultant.ru
5 Более подр. см.: статьи 403, 413 и т.д. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза на уровне глав государств от 11 апреля 2017 г.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/
6 Сургутскова A.B. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил. Юж.-Ур. гос. ун-т. Омск, 2015. С. 23.
7 Логинов ЕА. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Вестник Моск. гуманитарно-экономического ун-та. 2016. № 3. С. 27.
8 Логинов ЕА., Черевко B.B. Теория и практика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Монография. М.: МГЭУ, 2017. С. 73.
9 Лорткипанидзе T.B. О правовой основе административной юрисдикции таможенных органов в России // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 3. С. 190.
10 См.: Приказ ФТС России от 10.08.2011 г. № 1635 (ред. от 02.04.2012 г.) «Об утверждении типовых положений о подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, подразделении организации дознания, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни» // http://www.consultant.ru
11 См.: Часть 2 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях ...
12 См.: Венскую конвенции о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961 г.) // http:// www.consultant.ru
13 Хомяков Л.Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: Учеб. пособие / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карпеченков, Е.И. Сидоров. М.: Изд-во РТА, 2016. С. 32.
14 Костин A.A. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учеб. пособие. М.: Изд-во РТА, 2015. С. 39.
15 Карпов ЕА., Сидоров Е.И. Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок // Вестник Рос. таможенной академии. 2018. № 1. С. 32.
16 Логинов ЕА. Указ. соч. С. 29.
17 См.: Пункт 12 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
№ 1/2021
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза на уровне глав государств от 11 апреля 2017 г.) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961 г.) // http://www.consultant.ru
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 г.) // http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г.) // http:// www.consultant.ru
5. Приказ ФТС России от 10.08.2011 г. № 1635 (ред. от 02.04.2012 г.) «Об утверждении типовых положений о подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, подразделении организации дознания, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни» // http:// www.consultant.ru
6. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2015.
7. Карпов ЕЛ, Сидоров Е.И. Задержание транспортного средства как мера обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок // Вестник Рос. таможенной академии. 2018. № 1.
8. Костин АА. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учеб. пособие. М.: Изд-во РТА, 2015.
9. Логинов ЕА. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Вестник Моск. гуманитарно-экономического ун-та. 2016. № 3.
10. Логинов ЕА., Черевко В.В. Теория и практика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Монография. М.: МГЭУ, 2017.
11. Лорткипанидзе Т.В. О правовой основе административной юрисдикции таможенных органов в России // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 3.
12. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. СПб., 2015.
13. Сургутскова А.В. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил. Юж.-Ур. гос. ун-т. Омск, 2015.
14. Хомяков ЛЛ. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: Учеб. пособие / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карпеченков, Е.И. Сидоров. М.: Изд-во РТА, 2016.
№ 1/2021