Научная статья на тему 'Актуальные вопросы при допросе несовершеннолетних'

Актуальные вопросы при допросе несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1984
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДОПРОС / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Надежда Вячеславовна

В статье рассматривается перспектива осуществления проекта ювенальной юстиции в России, в системе которой стадия предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних играет важную роль. В настоящее время при расследовании дел с участием подростков имеется ряд законодательных пробелов и недочетов, именно поэтому предлагаются некоторые решения для его совершенствования на примере допроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы при допросе несовершеннолетних»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

БОРИСОВА Надежда Вячеславовна

Аннотация: В статье рассматривается перспектива осуществления проекта ювенальной юстиции в России, в системе которой стадия предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних играет важную роль. В настоящее время при расследовании дел с участием подростков имеется ряд законодательных пробелов и недочетов, именно поэтому предлагаются некоторые решения для его совершенствования на примере допроса.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, молодежь, преступность несовершеннолетних, допрос, ювенальная юстиция.

На сегодняшний день, производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних считается законодательно неурегулированным. Основная причина заключается в отсутствии четких критериев и особенностей, которыми должен обладать данный вид судопроизводства.

Низкий уровень проведения предварительного расследования, проведение судебного разбирательства ненадлежащим образом, а также постоянный рост подростковой преступности -данные факторы влекут противоречия между международно-правовыми нормами и российским уголовно-процессуальным законодательством, а также практикой их применения.

Стандартный минимум, касающийся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних закреплен в «Пекинских правилах» 1985 г. \ В основу данных правил легли принципы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Отличительная особенность «Пекинских правил» заключается в том, что именно в этом документе основные акценты расставлены на решении вопросов о создании достойных условий жизни и воспитания для детей и подростков, что является главным средством профилактики преступности несовершеннолетних.

«Пекинские правила» включают в себя основные положения о несовершеннолетних, о совершаемых ими правонарушениях, об уголовной ответственности, наказаниях. В данном документе находит свое отражение и концепция судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в уголовном процессе.

Основываясь на положении указанного документа, следует сделать вывод о том, что

1 См.: Афанасьев Н.П., Афонина Е.Е. Ювенальная юстиция в России? Да! : сб. междунар. стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М. 1998.

судопроизводство по делам несовершеннолетних должно представлять собой особую систему правосудия - ювенальную юстицию.

Для воплощения ювенальной юстиции в российской правовой системе, требуется обратить внимание на стадию предварительного расследования по делам несовершеннолетних, где и закладываются начала справедливого и законного рассмотрения дела в суде.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в гл. 50 конкретно определяет порядок производства дел в отношении несовершеннолетних. Законодателем определены особые условия для расследования дел по обвинению подростков, так как данной группе лиц необходима максимальная защита прав и интересов 2.

Согласно УПК РФ, время допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого ограничено, т.е. следователь или дознаватель не имеет права продолжать данное процессуальное действие без перерыва более двух часов. Общая продолжительность допроса не может превышать четырех часов в день 3. Исходя из данного правила, следует вывод о невозможности длительного многочасового допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а значит, данный фактор исключает возможность подписания незаконно написанных протоколов ввиду переутомления подростка.

При рассмотрении данного вопроса с другой стороны возникает некоторое противоречие. Ограничение продолжительности допро-

2 Синицина С.В. Актуальные проблемы предварительного расследования по делам несовершеннолетних // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. № 5. С. 227-233.

3 Особый порядок судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Закон // Интернет-журнал ассоциации юристов Приморья. URL : http://law.vl.ru/analit/ show_a.php?id=616& pub_name=%CE%F1%EE%E1%FB%E9+% EF %EE%F0%FF%E4%EE%EA+%F1%F3%E4%EE%EF%F0%EE %E8%E7%E2%EE%E4%F1%F2%E2 (дата обращения: 02.05.2016).

сов несовершеннолетних введено только лишь в отношении обвиняемых и подозреваемых, однако о допросах относительно несовершеннолетних свидетелей и потерпевших не сказано ни слова. Именно поэтому данный факт следует воспринять как пробел закона, который следует устранить в кратчайшие сроки, а данное правило распространить на всех несовершеннолетних участников процесса.

Также ч. 3 ст. 425 УПК РФ требует участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, который на момент производства следственного действия не достиг 16-летнего возраста либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.

На наш взгляд, законодатель не раскрыл в достаточном объеме процессуальное положение педагога (психолога), в связи с чем возникают некоторые вопросы. Во-первых, кто может быть приглашен в качестве психолога или педагога? В законе данная проблема не находит своего решения. Можно предположить, что следователь вправе пригласить любого педагога (психолога). Однако, будет ли польза от участия при допросе незнакомого для несовершеннолетнего человека? Как показывает практика, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) учится в образовательном заведении, то в данном учреждении есть педагог, знающий несовершеннолетнего. В иных случаях, когда несовершеннолетний не учится, разумнее будет пригласить его бывшего педагога или психолога, который когда-либо поддерживал с подростком контакт.

Данное правило должно быть закреплено в законе. Также следует указать, что в качестве педагога или психолога стоит приглашать дипломированных специалистов, лично знакомых с подростком. Благодаря соблюдению этого условия можно установить хороший психологический контакт, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе и достичь лучшего результата при расследовании уголовного дела. В исключительных случаях, когда по независящим от следователя обстоятельствам невозможно выполнить данное условие, приглашается иной независимый педагог (психолог).

Из вышесказанного следует вывод о том, что в УПК РФ следует добавить норму, регламентирующую процессуальное положение педагога и (или) психолога, так как данные лица привлекаются к проведению следственных

действий (в нашем случае допроса), а также не исключается их участие при проведении очных ставок между несовершеннолетними обвиняемыми и взрослыми соучастниками. Педагог (психолог), который участвует в следственных действиях с участием несовершеннолетнего подозреваемого (потерпевшего, свидетеля, обвиняемого), имеет все основания существовать в уголовном процессе в виде самостоятельного участника.

Главный принцип ювенальной юстиции -это максимальная индивидуализация судебного производства. Этот принцип означает, что личность несовершеннолетних и причины их правонарушений составляют основу судебного процесса. Учитывая это, важно отметить, что личность подростка, участвующего в уголовном деле, и причины преступления должны быть изучены в максимальной степени на стадии предварительного расследования, при производстве следственных действий, а именно допросе. Именно поэтому следовало бы ввести в следственную практику дачу особых поручений соответствующим органам и о полном и подробном обследовании воспитания и условий жизни несовершеннолетнего, совершившего преступление, с последующим составлением акта данного обследования для приобщения к уголовному делу.

Рассматривая ст. 11 УПК РФ, можно наблюдать требования о необходимости принятия мер безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников при наличии достаточных данных о том, что им угрожают применением насилия, убийством, уничтожением или повреждением их имущества или другими опасными противоправными деяниями. Несмотря на это, УПК РФ не выделяет каких-либо норм о мерах безопасности относительно производства по делам с участием несовершеннолетних. По нашему мнению, нормы безопасности, определенные законом, обязаны применяться и в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых, а именно в случаях оказания на них давления и угроз со стороны взрослых соучастников.

Наиболее целесообразно было бы предложить разработать собственную систему мер безопасности для производства по делам несовершеннолетних, которая бы максимально защищала права и интересы как обвиняемых и подозреваемых, так и потерпевших и свидетелей.

Теория ювенальной юстиции предполагает неформальный и упрощенный характер су-

допроизводства по делам несовершеннолетних по сравнению с судопроизводством в общем порядке, которое имеет особую и регламентированную систему. Однако на сегодняшний день каких-либо норм, имеющих упрощенный, неформальный характер для расследования и судебного рассмотрения дел по обвинению несовершеннолетних, закон пока не содержит.

Примером неформального характера мог бы послужить допрос несовершеннолетнего обвиняемого на месте преступления при отсутствии положенного законом протокола, а с использованием негласной видеосъемки. Либо же допрос должен происходить в форме неформальной беседы в естественных условиях

(школа, дом, место происшествия), где от несовершеннолетних участников судопроизводства (свидетелей, потерпевших) можно получить более правдивые показания.

Из вышесказанного следует вывод о том, что фундамент ювенальной юстиции закладывается на стадии предварительного расследования, именно поэтому создание системы юве-нальной юстиции должно включать в первую очередь реформу данной стадии производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Для этого следует совершенствовать уголовно-процессуальное законодательство путем внесения изменений и дополнений в его нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.