Научная статья на тему 'Актуальные вопросы правового регулирования финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации'

Актуальные вопросы правового регулирования финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1036
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ РАСХОДОВ НА ОБОРОНУ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарчук Ирина Александровна

В статье анализируются некоторые актуальные вопросы правового регулирования финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации, на основе анализа норм действующего законодательства выявлены отдельные коллизии и пробелы нормативно-правовой основы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, сформулированы предложения по их устранению в интересах повышения эффективности расходования средств, выделяемых на национальную оборону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарчук Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы правового регулирования финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации»

УДК 340

Назарчук Ирина Александровна

кандидат юридических наук, докторан.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

profkbsu@mail .ru

Irina A. Nazarchuk

Candidate of Law Sciences, докторан.

Military university of the Ministry of Defence of the Russian Federation [email protected]

Актуальные вопросы правового регулирования финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации

Topical issues of legal regulation of financial control in the Armed Forces of

the Russian Federation

Аннотация: В статье анализируются некоторые актуальные вопросы правового регулирования финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации, на основе анализа норм действующего законодательства выявлены отдельные коллизии и пробелы нормативно-правовой основы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, сформулированы предложения по их устранению в интересах повышения эффективности расходования средств, выделяемых на национальную оборону.

Ключевые слова: Контроль расходов на оборону, финансовый контроль, внутренний государственный финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, ведомственный контроль.

Summary: In article some topical issues of legal regulation of financial control in the Armed Forces of the Russian Federation are analyzed, on the basis of the analysis of regulations of the current legislation separate collisions and gaps of the standard legal basis of internal financial control and internal financial audit are revealed, offers on their elimination for the benefit of increase in efficiency of an expenditure of the funds allocated for a national defense are formulated.

Keywords: Expense control on defense, financial control, internal state financial control, internal financial control, internal financial audit, departmental control.

Увеличение ассигнований, выделяемых на нужды обороны в последние годы, в том числе, и предусмотренных в 2016 году по разделу «Национальная оборона» Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"[1], требует принятия эффективных и действенных мер по повышению результативности их расходования, важнейшей из которых

является функционирование действенной системы контроля за их использованием. Вместе с тем, недостатки финансового контроля в Министерстве обороны Российской Федерации отмечались неоднократно и предопределены, не в последнюю очередь, недостаточно проработанной нормативной правовой базой и организационной основой финансового контроля как в целом в Российской Федерации, так и в ее Вооруженных Силах Российской Федерации в особенности.

Осуществление финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет свои особенности, объясняемые особым их предназначением и в связи с этим их особой организационной структурой и формами управления. С помощью финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации органы государственного управления получают достоверную информацию о финансовом обеспечении Вооруженных Сил. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Вооруженных Силах, производят оценку эффективности деятельности различных звеньев оборонного ведомства по использованию средств федерального бюджета и внебюджетных средств. [2]

В настоящее время система финансового контроля за финансовой деятельностью в Вооруженных Силах Российской Федерации представлена государственным финансовым контролем (внешним и внутренним), а также внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом.

Нормами главы 26 «Основы государственного (муниципального) финансового контроля», включенной в раздел IX «Государственный финансовый контроль» Бюджетного Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ) установлено деление государственного финансового контроля на такие виды, как внешний и внутренний [3].

В ст. 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определено, что внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (цит. дословно - авт.).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований). Следовательно, органами, осуществляющими этот вид контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Вооруженных Сил

Российской Федерации, после расформирования Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзора) и передачи ее функций в части контроля в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству, является Федеральное казначейство.

Статья 268.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, которые, по сути, дублируют нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 года №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».[4]

Статья 267.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что методами осуществления государственного финансового контроля являются: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Особо следует выделять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, не входящий в систему государственного финансового контроля, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений -получателей бюджетных средств (казенных учреждений), составляющих большинство военных учреждений, подведомственных Министерству обороны.

Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года[5], а Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд - Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года[6] , что, естественно, не позволило разработать и внедрить в практику контрольной деятельности соответствующие регламенты администраторам средств федерального бюджета до 1 января 2014 года, как это предусматривалось первоначально.

При этом обязательность проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлена нормой ст. 160.2-1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, на основании чего Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В соответствии с вышеуказанными Правилами внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями

(заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (внутренние бюджетные процедуры). Этот вид контроля осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия

В системе внутреннего финансового контроля особо выделен ведомственный контроль. Согласно Методическим рекомендациям Минфина России по осуществлению внутреннего финансового контроля руководитель (заместитель руководителя), должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляют контроль по уровню подведомственности путем проведения в соответствии с картой внутреннего финансового контроля проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Помимо внутреннего финансового контроля администратор расходов бюджета организует систему внутреннего финансового аудита, который осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета (далее — субъект внутреннего финансового аудита).

Сущностным признаком аудита является его независимость. Для обоснования его наличия применительно к внутреннему аудиту, осуществляемому работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета в отношении структурных подразделений и подведомственных получателей бюджетных средств использован термин «функциональная независимость», означающий, что субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, что, по мнению разработчика Правил, является достаточным условием независимой и объективной контрольной деятельности должностного лица государственного органа (главного администратора (администратора) средств федерального бюджета) в отношении структурных подразделений этого государственного органа и подведомственных ему государственных учреждений (получателей бюджетных средств).

Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего

финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

Что касается организации внутреннего финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации, то к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится осуществление контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время значительное число органов военного управления наделено контрольными либо квазиконтрольными полномочиями (аудит, анализ, оценка и т.д.) в сфере расходования бюджетных средств, выделяемых на нужды обороны. Такого рода задачи в отдельных областях военно-финансовой и военно-экономической деятельности содержатся, к примеру, в положениях о следующих органах военного управления: Управление военно-экономического анализа государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа; Штаб материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных Сил Российской Федерации; Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации; Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации; Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации; Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации; и др.

Контрольными полномочиями наделен еще целый ряд органов военного управления, что свидетельствует, с одной стороны, о наличии стремления урегулировать и обеспечить контроль во всех сферах финансово -экономической деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации, а, с другой, - о возможности пересечения полномочий указанных органов.

Органом внутреннего финансового контроля, осуществляющим специальные полномочия в по осуществлению контроля по подведомственности (ведомственного контроля) в Министерстве обороны Российской Федерации как администраторе бюджетных расходов, является Контрольно-финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации [7]. Предназначением Инспекции является организация и осуществление контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. В своей деятельности Инспекция основывается на Положении о Контрольно -финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра Обороны Российской Федерации № 1800 от 14.10.2011 г.

Представляется возможным и обоснованным сформулировать следующие выводы. Во-первых, о возрастающем понимании значимости роли финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации свидетельствует значительное число органов контроля, а также расширение их полномочий. Однако, очевидна необходимость систематизации их деятельности, правовое урегулирование функций и задач. Во-вторых, необходимость формирования адекватной современным потребностям

эффективного контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на нужды обороны, в условиях перехода к программному принципу формирования бюджета, новой системы государственных закупок, предопределяет значимость системной переработки и совершенствования нормативной базы финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Литература:

1. Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".// Российская газета - Федеральный выпуск №6856 (285).

2. Землин А.И. Актуальные вопросы правового обеспечения финансовой деятельности в ВС РФ // Актуальные проблемы правовой работы в период формирования нового облика ВС РФ Материалы межвуз. научно-практ. конференции. - М.: ВУ, 2009.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с поспл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1649.

5. Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 // Собрание Законодательства Российской Федерации 2014. № 12. Ст. 1290.

6. Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (с изменениями на 17 марта 2014 года). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 // СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 683.

7. Положение о Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра Обороны РФ № 1800 от 14.10.2011 г.

Literature:

1. The federal law of December 14, 2015 No. 359-FZ "About the federal budget for 2016".//The Russian newspaper - Federal release No. 6856 (285).

2. Zemlin A. I. Topical issues of legal support of financial activities on Sunday the Russian Federation/Urgent problems of legal work during forming of new image of Russian Armed Forces Materials interhigher education institution. scientific практ. conferences. - M.: VU, 2009.

3. The budget code of the Russian Federation (with поспл. amendment and additional)//Russian Federation Code. 1998. No. 31.

4. The federal law of April 5, 2013 No. 41-FZ "About Audit Chamber of the Russian Federation"//the Russian Federation Code. 2013. No. 14. Art. 1649.

5. Rules of implementation by the main managers (managers) of means of the federal budget, chief managers (administrators) of the income of the federal budget, chief managers (administrators) of sources of financing of federal budget deficit of internal financial control and internal financial audit. Are approved by the Order of the Government of the Russian Federation of March 17, 2014 No. 193//the Russian Federation Code of 2014. No. 12. Art. 1290.

6. Rules of implementation of departmental control in the sphere of purchases for ensuring federal needs (with changes for March 17, 2014). SZ Russian Federation are approved by the Order of the Government of the Russian Federation of February 10, 2014 No. 89//. 2014. No. 7. Art. 683.

7. Regulations on Control and financial inspection of Defense agency of the Russian Federation, No. 1800 approved by the order of the Minister of Defence of the Russian Federation of 14.10.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.