Научная статья на тему 'Актуальные вопросы практической реализации физкультурного образования в вузе'

Актуальные вопросы практической реализации физкультурного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / PHYSICAL TRAINING EDUCATION / TEACHING / EDUCATIONAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигов Николай Дмитриевич, Ивахненко Геннадий Александрович

В статье сформулированы задачи физической подготовки специалистов-таможенников. После окончания обучения в таможенном вузе выпускники должны знать методику организации проведения занятий по физической культуре, уметь правильно оформлять документацию, необходимую для проведения мероприятий по физической подготовке, организовать занятия по физической подготовке в таможенном подразделении и иметь необходимые практические навыки для самостоятельной подготовки.The tasks of physical training offered to the customs officers are defined. Upon graduation from the customs higher education institution graduates should possess the knowledge of the methods of physical training organisation, be able to prepare correctly the documents necessary for carrying out the physical training acivities, organize the physical training activities in the customs subdivisions and obtain required practical skills for individual training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы практической реализации физкультурного образования в вузе»

3 а

ьн ^

Е о

Р Л

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ^ Е

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ О 3

А >

Сигов Н. Д. > W

д сг

Ивахненко Г. А. > ^

у Ш

4 и

В статье сформулированы задачи физической подготовки специалистов- О Т

таможенников. После окончания обучения в таможенном вузе выпускники должны знать та о

методику организации проведения занятий по физической культуре, уметь правильно Е Д

оформлять документацию, необходимую для проведения мероприятий по физической В ^

подготовке, организовать занятия по физической подготовке в таможенном подразделении у О

и иметь необходимые практические навыки для самостоятельной подготовки. Ж О

The tasks ofphysical training offered to the customs officers are defined. Upon graduation from ^ the customs higher education institution graduates should possess the knowledge of the methods of SO physical training organisation, be able to prepare correctly the documents necessary for carrying

О s

out the physical training acivities, organize the physical training activities in the customs subdivi- Е Н sions and obtain required practical skills for individual training. М А

У

Ключевые слова: физкультурное образование, методика проведения занятий по

физической культутре, физическая подготовка. Я Д

Key words: physical training education, teaching, educational methods. О °

г г

Развитие образовательного комплекса страны на современном этапе потребовало поиска новых эффективных решений, способных обеспечить ^ ° выход на принципиально новый уровень его функционирования. Решение О Б поставленной задачи потребовало принятия организационных решений, К А что послужило основанием разработки концепции федеральной целевой И 3 программы развития образования. Принятая распоряжением Правитель- к о ства РФ, определила в качестве стратегической цели обеспечение условий для удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда в ка- Р д чественном образовании. Реализация этого предполагает создание новых 0 И институциональных механизмов регулирования в сфере образования, об-

В >

новления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Достижение этого должно обеспечиваться направленной работой по совершенствованию структуры и содержания системы образования, поиском и внедрением высокоэффективных технологий, развитием системы обеспечения образовательных услуг, повышением эффективности управления, а также совершенствованием экономических механизмов в сфере образования.

Проводимая работа по совершенствованию системы образования в стране не могла не коснуться физической культуры. На сегодняшний день

физическая культура является обязательной дисциплиной государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В сфере ее функционирования рассматривается комплекс задач по гармонизации духовных и физических сил, формированию важных общечеловеческих ценностей (физическое и психическое здоровье, физическое развитие, физическое совершенство и т.д.), формированию личности, обеспечению подготовки высококвалифицированных специалистов.

Модернизация системы российского образования потребовала поиска принципиально новых подходов к повышению эффективности физической культуры в вузах страны. Это обстоятельство актуализировало проблему физкультурного образования в вузах, как альтернативы широко применяемого физического воспитания. В основу этого был положен тезис о том, что физкультурное образование обеспечивает решение задач на принципиально новом уровне и посредством применения высокотехнологичных подходов. Физкультурное образование на сегодняшний день представляет собой, по сути, единственный путь расширения возможностей личности. Это позволит выпускникам нашего филиала соответствовать званию специалиста таможенных органов, способного организовать проведение занятий по физической подготовке во вверенном ему подразделении. Вместе с тем, необходимо отметить, что практическая реализация реформы системы высшего образования выявила ряд направлений, требующих дополнительной и тщательной доработки. Так, опыт практической работы показывает, что проблема реформирования образования в сфере физической культуры представляет собой одну из наиболее трудноразрешимых. Это диктуется тем, что существующие подходы реализации физической культуры в вузах страны выступают в качестве диаметрально противоположных в отношении физкультурного образования. Дело в том, что на протяжении многих десятилетий принятое в качестве физической культуры в вузах физическое воспитание решало задачи преимущественного развития двигательного компонента. Движение в этом направлении ограничивало образовательный процесс рамками сообщения вербализованных, зачастую не связанных с реальной деятельностью, знаний абстрактным развитием физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость), формированием набора умений и навыков. Приходится констатировать, что такой подход оставлял вне поля зрения самую важную задачу - задачу формирования физической культуры личности обучаемых.

По мнению исследователей, современный этап развития образовательного комплекса обусловил необходимость трансформации физического воспитания обучаемых вузов, решающего в основном задачи физической подготовки, в сторону интеллектуализации в интересах повышения общего уровня образованности. Результатами многочисленных исследований показано, что имеющая место физкультурная практика не направлена на формирование ценностного отношения студентов к физической культуре, обеспечение инициативы и творческого подхода. По мнению авторов, современный процесс в вузах, посредством перехода к физическому образованию, должен способствовать вовлечению обучаемых в педагогическую деятельность,

посредством направленной реализации самообразования, индивидуализации активной позиции обучаемых. Результатом этого должно стать достижение высокого уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки, которые и должны наполнить физкультурное образование. В этом отношении приходиться отмечать явно не достаточную теоретическую разработанность и экспериментальную обоснованность существующих подходов.

В качестве результатов внедрения в практику вузовской физической культуры рассматривается приобщение каждого конкретного обучаемого к ценностям физической культуры. Это предполагает их вооружение современными физкультурными знаниями, способами их практической реализации на всех этапах онтогенеза. Движение в этом направлении призвано на практике обеспечить формирование способностей у каждого обучаемого творчески применять полученные знания в интересах обеспечения оптимального уровня физической подготовленности, поддержания работоспособности, оптимизации состояний организма, укрепления здоровья. Все это должно эффективно обеспечиваться в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и физическом самосовершенствовании на протяжении всей жизни, а базой (теоретической, методической и практической) должно стать физкультурное образование.

Нельзя не остановиться на философско-культурологических основах физической культуры, которые определяют место и роль физкультурного образования, его степень взаимовлияния и системного взаимоотношения с позиции научного понимания. По данным исследователей, физкультурное образование в вузе, обоснованное и содержательно оправданное, несет в себе большой культурный потенциал, способствующий осознанию человеком, обществом всего богатства этого социального явления. Вместе с тем, авторами отмечается, что степень реализации этого потенциала в значительной степени детерминирована со стороны факторов социальной природы. Так, уровень практической реализации культурного потенциала физкультурного образования в вузе обусловлен пониманием и отношением к проблеме повышения уровня образованности выпускников вуза. Общество должно понять неизбежность своего дальнейшего развития посредством максимального развития каждой конкретной личности в индивидуальных, генетически обусловленных границах.

В свете сказанного нельзя не отметить отдельно то, что обусловленный принятием физкультурного образования в вузах инновационный подход к формированию физической культуры личности обучаемых требует пересмотра содержательных аспектов. Пересмотр содержания физической культуры как самостоятельной дисциплины предполагает не столько внесение корректив, сколько коренной пересмотр образовательной информации. Движение в этом направлении должно обеспечить изменение качества преподавания за счет научности, абстрактности, способов ее представления, хранения, поиска. Проводимая в этом направлении работа призвана обеспечить кардинальные преобразования традиционно применяемого педагогического процесса в вузах за счет направленного принятия новаций.

Активная работа, проводимая исследователями в последнее время, позволила детализировать отдельные аспекты проблемы практической

реализации физкультурного образования в вузах. Полученные результаты и сделанные выводы позволили практикам приступить к внедрению в педагогический процесс. Также следует отметить, что в интересах обеспечения обоснованных подходов в настоящее время разработаны на федеральном уровне примерные программы по физической культуре. Отмеченные программы носят концептуальный характер, хотя не являются обязательными, а носят рекомендательный характер. Они призваны сориентировать вузовское педагогическое звено на самостоятельный поиск оптимального содержания физической культуры. Предполагается, что такой вариант решения будет способствовать оптимизации работы по подбору форм, средств, методов физической культуры, наиболее адекватных особенностям педагогического процесса и материальной базе вуза.

Также следует отметить, что принятие отмеченных программ призвано решать задачу по внедрению физкультурного образования в педагогический процесс вузов, что является приоритетом в отношении остальных задач. Значит, их применение призвано повысить качество работы практиков в деле становления физической культуры личности обучаемых вузов. Опыт применения имеющихся разработок, помимо продвижения в деле решения стоящих задач, обусловил и выявление аспектов, требующих активной работы исследователей и практиков. И здесь следует особенно отметить, что реализация физкультурного образования требует от исследователей обоснования подходов, обеспечивающих качественное формирование в отношении обучаемых, физической культуры личности. В отношении же педагогов предполагается формирование необходимого объема знаний и умений в отношении развития когнитивной сферы обучаемых, творческого стиля мышления, духовно-ценностного познания физической культуры.

Таким образом, можно констатировать сложившие ся к настоящему времени противоречия, требующие коренного пересмотра подходов к преподаванию физической культуры в вузах. В качестве основных, рассматриваются противоречия между уровнем и накопленным объемом социального опыта в сфере физкультурной деятельности, призванной обеспечить физкультурное образование личности, и степени реализации этого потенциала в практике вузовской физической культуры. Также нельзя не отметить противоречия выражающегося в признании приоритетов гуманитарного мышления в системе образования, с одной стороны, и недостатком научных представлений о его реализации в физкультурном образовании обучаемых вузов, с другой. Нельзя отдельно не остановиться и на противоречии между социально обусловленными требованиями системы высшего профессионального образования к профессиональной подготовленности специалистов физической культуры и существующей практикой в вузе, не обеспечивающей научно-педагогические знания обучаемых.

Разрешение отмеченных противоречий предполагает работу в нескольких направлениях. Так, требуют своего направленного разрешения вопросы уточнения сущности и содержания неспециального физкультурного образования у обучаемых вузов с учетом специфики предстоящей профессиональной

деятельности. Своей детальной разработки требуют вопросы, определяющие теоретические основы формирования физкультурного образования обучаемых вузов на различных этапах обучения. Нельзя не отметить значимости направленной работы по анализу уже имеющегося опыта практической реализации физкультурного образования в различных вузах. Также детализации требуют вопросы учета или неучета специфики предстоящей профессиональной деятельности в отношении содержания физкультурного образования.

Видится обоснованным и востребованным детальное рассмотрение теоретических основ физкультурного образования в вузах, что и определяет цель нашей работы. С этих позиций в качестве объекта исследования видится физкультурное образование обучаемых вузов, а предметом - теоретические основы формирования физкультурного образования обучаемых вузов.

Важной отправной точкой в деле исследования теоретических основ физкультурного образования обучаемых вузов видится правильное понимание его появления и осмысление исторического опыта. В этом отношении следует отметить, что приоритет в обосновании физкультурного образования принадлежит великому русскому педагогу и физиологу П. Ф. Лесгафту. Историческое значение его наследия в области функционального направления в анатомии, создания науки о физическом воспитании трудно переоценить и в наши дни. Петром Францевичем были сформулированы и нашли практическое воплощение подходы по подготовке кадров на стройной научной основе физического воспитания и образования.

Рассматривая исторические корни появления физкультурного образования как стройной системы подготовки кадров, следует начать с того, что уже в 1872 г. П. Ф. Лесгафтом организуются курсы лекций по анатомии, в которых вопросы физического развития автор рассматривал в строгой привязке к вопросам физического воспитания и развития, а также образования. В дальнейшем работа исследователя получила развитие, и в 1896 г. им открываются курсы при обществе содействия физическому развитию. Многолетняя работа ученого была обобщена, что позволило ему сформулировать и всесторонне научно обосновать основы «физического» образования. В дальнейшем оно получило название физкультурного образования.

П. Ф. Лесгафтом на основе кропотливой исследовательской работы по изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта впервые была показана сущность физкультурного образования. Важно отметить, что взгляды авторов позволили ему детально обосновать физкультурное образование как стройную систему, предполагающую физическое развитие обучаемых наравне с умственным. Автор показывает системную взаимосвязь выполнения физических упражнений, сообщения теоретических знаний и формирования методических умений и навыков в интересах обеспечения физкультурного образования. Он утверждает, что физические упражнения должны выполняться осознанно и с образовательной направленностью.

Во всех трудах П. Ф. Лесгафта прослеживается направленность на обязательность осмысленного применения физических упражнений в интересах обеспечения образования обучаемых. Он указывал, что «...задача физического

образования состоит в том, чтобы в полной гармонии с умственным развитием приучить молодого человека сознательно относиться к своим действиям и производить свою работу с возможно меньшею тратой». П. Ф. Лесгафтом детально и на высоком (даже в отношении к сегодняшнему дню) научном уровне проанализированы проблемы физического образования.

Автор указывал на существующие недостатки образования и наметил пути его улучшения. Он высоко оценивал общественное значение педагогического процесса, считая период жизни сопряженный с обучением, лучшим в жизни молодого человека. П. Ф. Лесгафт говорил о том, что именно в процессе обучения приобретается умение мыслить и рассуждать, человек учится проверять свои мысли, постигать научные истины, управлять своими поступками и своим телом.

Важной вехой в развитии физкультурного образования является работа «О физическом образовании в школе», где П. Ф. Лесгафт рассматривает воспитание, обучение и образование как основные три фактора в развитии личности. Под воспитанием он предложил понимать совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него образуется известный запас энергии, необходимый для деятельности. Ученый разделяет воспитание на физическое и нравственное, отделяет его от образования, что считает принципиальным. Он указывает на то, что задача учения - это простое наполнение знаний, усвоение наибольшего количества фактов, «вбитых» наукой. Задачу образования он видел в необходимости выработки сознательного отношения к своим действиям, ограничения произвола и развития стремления к совершенствованию путем постепенного приближения к идеалу. Из этого становится понятной необходимость строгой дифференциации понятий «образование» и «учение», т.к. учение должно быть только одним из средств, способствующих достижению образовательных целей.

Дальнейшая работа позволила сформулировать основу понимания физкультурного образования. Так, П. Ф. Лесгафтом отмечается, что привнесение в педагогический процесс необходимого объема знаний должно обеспечить формирование у обучаемых умений отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и истины, а затем действовать сообразно этим общим положениям. Это автор и предлагал рассматривать в качестве цели образования. П. Ф. Лесгафт пишет, что физкультурное образование должно точно так же, как и умственное, способствовать сознательному отношению к своим действиям, умению действовать настойчиво, с возрастающим напряжением справляться с пространственными отношениями и распределять свою работу по времени.

Можно заключить, что П. Ф. Лесгафт видел в умственном и физическом образовании главную цель любого педагогического процесса. Целеустремленно и в соответствии с педагогическими требованиями осуществленное умственное и физическое образование приводит к нравственному и эстетическому развитию молодежи, помогает ей выбрать профессию. С учетом проблем современной системы образования и качества подготовки выпускников трудно переоценить научно-методическое наследие великого ученого, как источника огромных возможностей в деле решения стоящих задач.

Далее нужно отметить, что в начале прошлого столетия и особенно в 20-30-е годы актуальным стало направление, предполагающее применение потенциала физической культуры в интересах формирования двигательных навыков и развития физических способностей, диктуемых практикой подготовки населения к труду и обороне. Это обусловило приоритетное положение физического воспитания, как эффективного средства решения утилитарных задач. Следует отметить, что сложившаяся теория физического воспитания в стране и система физического воспитания в учебных заведениях на тот момент достаточно эффективно обеспечивали запросы государства. Это и обусловило многолетнее доминирующее положение физического воспитания как основного и по сути единственного предмета в системе образования. Такой подход определил некоторую подмену обучения в вузе на направленное развитие физических качеств и формирование значимых в отношении предстоящей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, к концу двадцатого столетия общество ощутило нехватку потенциала физического воспитания в отношении стоящих задач, что потребовало поиска эффективных решений на всех уровнях. Исходя из того, что обучение и развитие, вышедшие на первый план на современном этапе, не обеспечиваются в рамках традиционного воспитания, произошло осознание значимости в этом деле образования.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается активное смещение акцентов в вузовском сегменте с таких направлений как «физическое воспитание» и «физическая подготовка» на физкультурное образование. В основе этого лежало то обстоятельство, что в рамках физкультурного образования наибольшим образом происходит вооружение знаниями по основным направлениям физической культуры. Вместе с тем реализация физкультурного образования в вузе не теоретизирует процесс, не уводит в сторону от практики. Физкультурное образование не менее эффективно в деле развития физических качеств и формирования двигательных навыков, нежели физическое воспитание. Вместе с тем, необходимо отметить, что до сих пор в вузовской практике физкультурное образование реализуется в качестве пилотных проектов.

В последнее время в целом ряде исследований обоснованы пути решения этой задачи как в отношении теоретико-методологических основ, так и в отношении путей практической реализации. В результате этой работы должны быть обоснованы содержательные основы и подходы к практическому внедрению физкультурного образования в практику вузов. Движение в этом направлении предполагает детализацию таких вопросов как формирование ценностей, определение целей и развития способностей обучаемых в рамках физического образования. Подобное решение должно обеспечить формирование сознательного и активного деятеля в отношении физической культуры, способного и желающего организовывать и на практике реализовывать самостоятельные и не только, занятия физическими упражнениями.

В результате реализации физкультурного образования в вузе, человек должен быть в состоянии обеспечить на достаточном методическом уровне занятия по физической культуре вопросами своей физической подготовленности,

физического развития и здорового образа жизни сообразно меняющимся условиям и этапам онтогенеза.

По мнению исследователей, современное физкультурное образование в вузе должно определять характер жизнедеятельности человека на всех последующих этапах его жизни. Под жизнедеятельностью предлагается рассматривать реальный жизненный процесс социального субъекта, происходящий в конкретно-исторических условиях и характеризующийся определенной системой видов и форм деятельности как человеческого способа освоения и преобразования действительности. Физкультурное образование включает в себя формирование особых интеллектуальных способностей, обеспечивающих объективную оценку собственного состояния и формирования адекватных ему и потребностям решений.

Исходя из анализа существующей на сегодня физкультурной практики, физкультурное образование должно основываться на освоении двигательной деятельности, как результате исторически обусловленных и методически отработанных образцов и средств (физических упражнений, двигательных действий, отдельных движений и т.д.). Такая работа должна, в качестве результата, обеспечить формирование способности и навыков управления (специфического сознания, представления, знания, мировоззрения) процессом своего совершенствования. Технология физкультурного образования предполагает взаимовлияние двигательной деятельности на формирование способности к принятию управленческих решений, а новый уровень обученности определяет применение новых видов двигательной активности. Данное усложнение происходит посредством обеспечения двигательной деятельности компонентами более высокого содержательного уровня. Это относится и к компонентам операционного характера, что определяет процесс освоения двигательного опыта, когнитивного свойства, обуславливающего познавательные процессы, и личностного содержания, включающего эмоционально-мотивационные детерминанты, разновидности образцов «я», рефлексию и осознание собственного развития.

Такое видение обусловливает принципиально новое содержание физической культуры в вузе. Современная наука говорит о том, что внедрение физкультурного образования в практику вуза рассматривается как наиболее оптимальный путь решения этой задачи. Принятие этого предполагает преобразование двигательной деятельности каждого конкретного обучаемого в интересах формирования «внутренней» посредством реализации его потребности в активной творческой жизнедеятельности. Трудно переоценить значение физкультурного образования в деле формирования образа жизни обучаемых, особых интеллектуальных и двигательных способностей, научного мировоззрения в сфере физической культуры. В основе этого лежит овладение средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, возможностью направленно использовать приобретенные знания и организационно-методические умения и навыки в интересах собственного духовного, социального, физического и умственного развития.

Физкультурное образование направлено на формирование умений применять различные системы физических упражнений в самостоятельных

занятиях, проводимых для расширения адаптационных и функциональных возможностей организма. Также в качестве важной составляющей рассматривается обогащение двигательного опыта посредством овладения базовыми средствами двигательной деятельности и основами избранного вида спортивной специализации. Нельзя не остановиться на том, что физкультурное образование в вузе призвано обеспечить развитие основных физических процессов и индивидуальных свойств личности каждого конкретного обучаемого посредством активного их включения в преобразовательный процесс двигательной деятельности. Не менее значимым видится его значение в формировании интереса к педагогической деятельности в сфере физической культуры, непрерывным расширением объемных знаний, их уточнением в области педагогики, теории и методики физической культуры.

Сказанное позволяет правильно оценить требования к теоретической подготовке, методической грамотности, двигательному опыту и физической подготовке. С позиции реализации физкультурного образования в вузе теоретическая подготовка характеризуется наличием определенного объема социально-политических, психолого-педагогических и специальных знаний в интересах формирования учебно-педагогического мышления. Под методической грамотностью рассматривается система методических знаний, навыков и умений, что диктуется содержанием самого процесса обучения в вузе. Результатом выступает понимание обучаемыми знаковых систем, применяемых для описания различных областей физической культуры и спорта, а также наличие навыка использования средств физической культуры в стандартных ситуациях (например, обучение отдельному упражнению, проведение части занятий и т.д.)

Отдельно следует остановиться на таком аспекте как валеологическая грамотность обучаемых вуза. Основываясь на том, что в процессе обучения в вузе обучаемые получают физкультурное образование, валеологическая составляющая должна обеспечивать формирование знаний, навыков для использования физических упражнений, систем оздоровительных упражнений с целью формирования здорового стиля деятельности будущего специалиста. С этих позиций необходимо отметить, что двигательный опыт должен рассматриваться как овладение базовыми средствами двигательной деятельности и базовыми основами избранного вида спортивной специализации на основе расширения адаптационных и функциональных возможностей, воспитания основных физических качеств, общей и специальной физической подготовки.

С позиций всего сказанного, «физическая культура» должна выступать как полноценная общеобразовательная дисциплина. Ее формируют потенциал теоретических и методических занятий, определяющих объем знаний, умений и навыков по организации и содержанию различных видов двигательной активности и ее влияния на организм. Также, важной составляющей выступает потенциал практических занятий с их тренирующей или рекреационно-оздоровительной направленностью. Важным аспектом является то, что все, без исключения, занятия организуются с учетом и в соответствии с возрастно-половыми особенностями, а также в строгом соответствии с индивидуальными

возможностями каждого конкретного обучаемого, его способностями и интересами, образованием (теоретический и методический аспект).

Учитывая все выше сказанное, нами была предпринята попытка разработать концептуальную модель физкультурного образования для вузов ФТС. В основу модели положен многоуровневый подход, предполагающий возможность оптимизации организационных и содержательных основ педагогического процесса вуза. Она предполагает три основных этапа, что соответствует выводам исследователей, предлагающих условно делить учебный процесс в вузе на отдельные части, обладающие собственной направленностью. В свою очередь реализуемая направленность обуславливается с одной стороны, возрастно-половыми особенностями обучаемых, с другой - стоящими задачами перед педагогическим процессом, а также потенциалом физической культуры как самостоятельной полноценной общеобразовательной дисциплины.

Первый этап физкультурного образования в вузе по нашему мнению должен обеспечить решение задач, диктуемых начальным этапом. Это обуславливает направленное решение комплекса специальных задач по восстановлению и систематизации у обучаемых научных основ, определяющих дальнейшее обучение в области физической культуры. Также в качестве основных задач первого этапа рассматривается ознакомление обучаемых с основными понятиями в этой сфере, структурой дисциплины, ее содержанием в вузе, а также формированием первоначальных учебных навыков, интереса к учебной деятельности и со специфическими требованиями предстоящей профессиональной деятельности.

Основными задачами в отношении практической части обучения рассматриваются общеразвивающая, развивающая и оздоровительная направленность. В отношении содержания физкультурного образования следует отметить, что оно на начальном этапе обучения в вузе должно быть ориентированно на формирование сознательного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями, гигиенических навыков, правил поведения во время занятий. Также на начальном этапе должны направленно формироваться потребности в постоянных самостоятельных занятиях физическими упражнениями, вырабатываться правильное отношение к здоровью, сообщаться подходы к реализации требований личной гигиены, здорового образа жизни, месте физической культуры в жизни человека и общества.

На начальном этапе в видится обоснованным рассматривать практические учебные занятия - сообщение теоретических сведений из разделов о правилах поведения в процессе занятий физическими упражнениями, гигиене, здоровом образе жизни, технике безопасности, а также по истории физической культуры - так как, по мнению исследователей, такой подход наиболее полно соответствует специфике решаемых задач и особенностям обучаемых.

Сведения о технике выполнения упражнений должно осуществляться в процессе практических занятий. Основным же содержанием практических занятий должны быть упражнения на выносливость (как базовое качество) и силу. Важно отметить и то, что в рамках практических занятий должно осуществляться обучение наиболее доступным и жизненно важным двигательным

действиям. Также на первом этапе в качестве наиболее эффективных, рассматриваются игры и эстафеты и применение соревновательного метода. Целенаправленное развитие физических качеств не должно ставиться во главу угла, а их развитие должно осуществляться в качестве обеспечивающего, так сказать, сопутствующего направления.

В отношении теоретических занятий следует отметить их необходимость, но только в оправданном требованиями педагогического процесса объеме. Видится оправданным в рамках первого этапа проведение двух или трех теоретических занятий в виде лекций. Они должны обеспечить сообщение вводных данных и общей информации о предмете, его содержании и предстоящем педагогическом процессе. Инструкторско-методические занятия в чистом виде проводить на начальном этапе обучения в вузе не представляется оправданным. Это диктуется особенностями обучаемых, уровнем их теоретической подготовленности и методической обученности.

Второй этап физкультурного образования должен охватывать период с начала второго семестра обучения до окончания второго курса обучения в вузе и преследует целью завершение основного курса. Этот период сопряжен с тем, что у обучаемых в полном объеме формируются профессиональные цели, профессиональные намерения, а также уясняется специфика предстоящей профессиональной деятельности. В этом периоде обучения заканчивают формирование механизмы самоорганизации и становления личности, способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания. С этих позиций видится необходимым целенаправленное формирование активного отношения к решаемым задачам и собственному развитию. По мнению авторов, это этап инициации, предполагающий освоение норм и ценностей, культурных традиций, в том числе и в отношении физической культуры. Они должны быть осознаны и усвоены не как данность, а как результат длительного исторического развития, а также как результат системного процесса обучения в вузе.

В рамках второго этапа содержание образовательной деятельности в отношении физкультурного образования предполагает существенное расширение познавательных аспектов, характеризующих закономерности жизнедеятельности организма под влиянием физических упражнений, активное разъяснение губительного влияния на организм вредных привычек, неблагоприятных факторов жизнедеятельности. В процессе учебных занятий должно формироваться системное представление о ценностях физической культуры как социального явления, элементах физической культуры личности и критериях их сформи-рованности, освоение методики разработки индивидуальных программ по физическому самосовершенствованию.

Физкультурное образование на втором этапе должно обеспечиваться в рамках всех видов занятий. В то же время, следует отметить, что в рамках этапа видится оправданным проведение не менее пятнадцати учебных занятий теоретического плана. Периодичность самих занятий по предмету регламентирована и составляет два занятия в неделю. Будет логичным, если все без исключения практические занятия будут проводиться в виде инструкторско-методических. В рамках второго этапа должны направленно сообщаться и формироваться:

- знания о культурно-исторических, психолого-педагогических и медико-биологических основах физической культуры;

- знания о закономерностях функционирования и способах целесообразного воздействия на организм в интересах его совершенствования;

- знания реакции физиологических систем на оправданную двигательную нагрузку;

- знания о здоровье, ценностном отношении к нему и об основах здорового образа жизни.

Наряду с этим в рамках второго этапа направленному решению должны подлежать такие вопросы как:

- удовлетворение индивидуальных познавательных интересов;

- формирование экологического мышления, умений самостоятельно выполнять физические упражнения, функционально направленные на профилактику здоровья, коррекцию телосложения, культуры движений;

- внедрение домашних заданий с подробным инструктированием и систематическим контролем качества их выполнения;

- предупреждение травматизма, формирование теоретических знаний и практических умений для оказания первой помощи при травмах, утоплениях.

В рамках практических занятий должны решаться следующие задачи:

- выявление и развитие общих и специальных, индивидуальных физических возможностей обучаемых;

- формирование и совершенствование жизненно и профессионально значимых двигательных умений и навыков с сопряженным развитием физических качеств;

- воспитание самостоятельности в использовании средств физической культуры, инициативы, вовлечение в активную практическую физкультурно-спортивную деятельность;

- освоение правил и методики страховки, самостраховки, помощи и взаимопомощи при выполнении физических упражнений;

- сообщение сведений о видах спорта, истории их развития, правил и основ судейства.

Также занятия, приобретаемые обучаемыми в вузах в рамках второго этапа, должны способствовать расширению кругозора в сфере физической культуры, привлечению к активной практической физкультурно-спортивной деятельности как важной предпосылке и непременном условии успешного формирования физической культуры личности и здорового образа жизни.

Третий этап призван решать задачи по обеспечению полного высшего физкультурного образования и охватывает третий и четвертый курсы обучения в вузе. По мнению исследователей, этот этап призван обеспечить выход уровня обученности в двигательном и теоретическом планах за рамки предмета. Это не может быть во всех аспектах, а предполагается в избранных направлениях на основе глубоких и всесторонних знаний, приобретенных умений и навыков, а также развитых в процессе их формирования физических качеств. В мировоззренческом плане - это этап трансценденции (от лат. йашсе^о - «выхожу за пределы»). Также третий этап предполагает формирование целостной

мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций, необходимых для успешного проектирования своего будущего, путей достижения личных целей, осознания себя гражданином общества, участником его научно-технического и социального прогресса.

Третий этап должен обеспечить переход преимущественно к рационально-логическому восприятию мира с осознанием идей социального равенства, духовного самоусовершенствования и др. В рамках этапа у обучаемых должно быть сформировано стремление к самореализации в процессе и в результате активной общественной жизни. Также должны быть сформированы навыки и умения сознательного саморегулирования и способности готовить себя в соответствии с требованиями предстоящей профессиональной деятельности. На этом этапе направленному формированию подлежат способности реальной оценки своих возможностей в отношении учебы и предстоящей профессии. Обучаемые вследствие прохождения этого этапа должны приобрести навыки дальнейшего самообразования и профессионального самоопределения.

Для третьего этапа физкультурного образования в вузе характерны вариативность структуры, дифференциация, учет жизненных планов и интересов каждого конкретного обучаемого. Поэтому обучение (особенно в практическом плане) должно строиться на основе дифференциации обучаемых, посредством разработки и реализации мелкогрупповых и даже индивидуально ориентированных программ. Содержание образовательной деятельности в сфере физической культуры в рамках третьего этапа должно быть направлено на формирование целостного представления о ней как об одном из наиболее востребованных с позиции современного человека социальных явлений.

На этом этапе должно осуществляться глубокое дифференцированное обучение на основе индивидуальных интересов и потребностей учащихся в сфере физической культуры. В этот период даже может быть реализовано начальное обучение несложным профессиям в сфере физической культуры на строгом индивидуальном учете. Важно отметить, что такого рода профильная подготовка не подменяет собой профессионального образования.

В отношении организационных особенностей третьего этапа следует отметить, что учебные занятия на третьем и четвертом курсе в вузе планируются по одному в неделю. Это значительно повышает роль факультативов и самостоятельных тренировочных занятий. Основу этому, несомненно, должны составить знания и опыт, приобретенные на предыдущих этапах обучения. Реализация физкультурного образования должна предполагать проведение в этот период не менее пяти учебных занятий теоретического плана на каждый учебный год, а всех остальных инструкторско-методического содержания с активной практической частью.

Теоретические занятия на третьем этапе должны быть посвящены вопросам организации и специфики практической реализации самостоятельных занятий по различным видам двигательной активности, методам контроля и самоконтроля, а также связанным с ними знаний по физиологии двигательной активности, анатомии, медицине, социологии, биомеханике, биохимии и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Они должны служить также обобщению и закреплению знаний, полученных на предыдущих этапах образовательного процесса.

Занятия инструкторско-методического свойства должны быть направлены на ознакомление с особенностями проведения частей и занятий в целом по различным разделам физической подготовки, обучению отдельным упражнениям, практической реализации современных систем физических упражнений, педагогических технологий, методиками развития физических качеств.

Трудно переоценить значение сообщаемых знаний в рамках третьего этапа, а также формирования навыков и умений в этом направлении, связанных с организацией самостоятельных занятий. Важны знания в отношении отличительных особенностей организации занятий физическими упражнениями с оздоровительной и спортивно-тренировочной направленностью, а также знания и умения, связанные с особенностями организации физического воспитания на различных этапах онтогенеза.

Проведение инструкторско-методических занятий с активной практической частью должно решать задачи по расширению объема знаний о разнообразных формах физкультурной и соревновательной деятельности. Также важен вопрос формирования умений в деле практического применения физических упражнений использования в интересах совершенствования индивидуальных двигательных возможностей. Не менее значимы вопросы формирования умений обучения отдельным упражнениям, осуществления занятий, направленных на формирование культуры движений, красивого телосложения, обеспечения и поддержания оптимального состояния организма. Такие занятия должны обеспечивать не только решение актуальных вопросов, но и соответствовать интересам обучаемых. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям обучаемых, а также учитывать склонности и предпочтения обучаемых, способствовать реализации их потребностей в занятиях избранным видом двигательной активности.

В целом содержание образования на данном этапе должно быть направлено на обеспечение условий для целенаправленного и систематического использования средств физической культуры в последующие периоды жизнедеятельности. Реализация такого подхода предполагает наличие у обучаемых определенной физкультурной образованности в отношении профессионально-прикладной направленности физической культуры с учетом предстоящей профессиональной деятельности. Это предполагает обучение их на предыдущих этапах профессиональными умениями и навыками, достаточными для организации ими в будущем самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом специфики профессиональной деятельности, а также для эффективной организации физического воспитания ими своих подчиненных.

Важнейшим следствием реализации физкультурного образования в вузе должны явиться сформированные у обучаемых умения осуществлять мониторинг собственного здоровья, оценивать состояние своего организма, его динамику под влиянием применения физических упражнений и на этой основе самостоятельно вносить коррективы в их использование в зависимости от тех или иных условий индивидуальной жизнедеятельности. Именно в этом фено-

мене физкультурного образования и состоят главный смысл и непреходящее значение в решении задач по укреплению здоровья и повышению двигательной подготовленности. И эту проблему, по нашему мнению, вполне реально решить в процессе обучения в вузе с учетом временного бюджета выделяемого на дисциплину «Физическая культура» государственными образовательными стандартами. Важнейшая роль здесь принадлежит обоснованному и оптимальному наполнению его соответствующим содержанием и разработке соответствующих подлинно образовательных (не по названию, а по сути) технологий его реализации.

Наряду с этим надежды добиться непосредственного эффекта в решении задач укрепления здоровья и физического развития за счет двигательной активности на занятиях физической культуры не имеют под собой никаких достаточно веских оснований. Самым убедительным подтверждением справедливости такого мнения являются результаты продолжающихся уже многие годы совершенно безрезультатных попыток реализации такого подхода и многочисленные удручающие данные о неуклонном ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения и населения страны в целом.

При этом главной причиной неудач является не бездарность ученых или нерадивость специалистов-практиков, бьющихся над этой проблемой уже многие десятилетия, а объективно обусловленная принципиальная невозможность ее решения в рамках традиционных подходов к физической культуре. В ее основе лежит целый ряд обстоятельств, главными из которых являются такие как недостаточность времени воздействия, которого бы не хватило для успешного решения проблемы даже в условиях ежедневных занятий (здесь уместно напомнить о норме организованной двигательной активности учащихся, которая должна составлять не менее 12-16 часов в неделю, а также привести известное высказывание Н. А. Семашко о том, что здоровьем надо заниматься 24 часа в сутки). Также следует отметить неприспособленность традиционно применяемых схем занятий и содержания к решению задач оздоровительного и тренировочного характера.

Наше видение данной проблемы основано на убежденности в том, что достижение желаемого результата в укреплении здоровья, повышении уровня двигательной обученности и физической подготовленности может быть только следствием целенаправленной системной работы, кумулятивного эффекта от разносторонних воздействий, формирующих отношение человека к окружающему миру, образу жизни, самому себе. И в этом процессе трудно переоценить значение полноценного общего физкультурного образования.

Настало время для более глубокого осознания и понимания этих аксиом, что могло бы избавить нас в дальнейшем от бесполезных затрат интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, позволило бы направить исследовательскую и практическую деятельность по модернизации системы общего физкультурного образования в более конструктивное русло.

Приведенные в работе данные и сделанные на их основе выводы и заключения показывают значимость и практическую безальтернативность физкультурного образования в отношении педагогического процесса вузов на

современном этапе развития общества. Авторы пытались определить пути, обеспечивающие оптимальность работы по внедрению физкультурного образования в процесс подготовки специалистов.

Следует отметить нашу убежденность в том, что решение всего комплекса задач, стоящих перед высшей школой на современном этапе возможно только посредством активного внедрения физкультурного образования. Достижение необходимых уровней физического развития и подготовленности, двигательной обученности в профессиональном аспекте, укреплении здоровья, повышении уровня работоспособности в условиях жесткого дефицита учебного времени может быть только следствием направленного применения физкультурного образования в педагогическом процессе вузов.

Само же физкультурное образование представляется в качестве целенаправленной системной работы, призванной обеспечить кумулятивный эффект разносторонних воздействий, формирующих отношение человека к окружающему миру, образу жизни, самому себе. И в этом отношении невозможно переоценить значение и потенциал полноценного физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.