Научная статья на тему 'Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды'

Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / повышение квалификации / цифровые технологии / педагогическая деятельность / информационно-коммуникационная компетентность / интерактивные компьютерные технологии / дистанционное обучение / digitalization / advanced training / digital technologies / teaching activities / informational and communicative competence / interactive computer technologies / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновская Галина Самойловна

Рассматриваются актуальные проблемы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Высказывается мнение, что в современном мире повышение квалификации преподавателя служит ключевым условием сохранения его профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке высококвалифицированных кадров. Утверждается, что в условиях цифровизации науки и образования важным направлением повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов является совершенствование инновационных информационно-коммуникационных компетенций. Выдвигается предложение организовать сетевое образовательное сообщество с целью адаптировать систему повышения квалификации педагогов к изменяющимся условиям и требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновская Галина Самойловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of advanced training of higher school lecturers in the conditions of educational environment digitalization

The author deals with the topical problems of advanced training of the teaching staff of universities. It is suggested that in the modern world, advanced training of a lecturer is a key condition for maintaining his/her professional competence and competitiveness in the market of highly qualified personnel. It is argued that amidst the digitalisation of science and education, improving innovation informational and communicative competencies is an important trend of professional development for university teaching staff. It has been proposed to organize a networked learning community in order to adapt the lecturers’ career development system to changing conditions and requirements.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 182—187.

Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 182—187.

Научная статья

УДК 378.1:001

doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-182-187

Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды

Г. С. Яновская

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

popovski2003@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Высказывается мнение, что в современном мире повышение квалификации преподавателя служит ключевым условием сохранения его профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке высококвалифицированных кадров. Утверждается, что в условиях цифровизации науки и образования важным направлением повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов является совершенствование инновационных информационно-коммуникационных компетенций. Выдвигается предложение организовать сетевое образовательное сообщество с целью адаптировать систему повышения квалификации педагогов к изменяющимся условиям и требованиям.

Ключевые слова: цифровизация, повышение квалификации, цифровые технологии, педагогическая деятельность, информационно-коммуникационная компетентность, интерактивные компьютерные технологии, дистанционное обучение

Для цитирования: Яновская Г. С. Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 182—187. https:// doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-182-187

Original article

Topical issues of advanced training of higher school lecturers in the conditions of educational environment digitalization

G. S. Yanovskaya

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia popovski2003@mail.ru

© Яновская Г. С.

Abstract. The author deals with the topical problems of advanced training of the teaching staff of universities. It is suggested that in the modern world, advanced training of a lecturer is a key condition for maintaining his/her professional competence and competitiveness in the market of highly qualified personnel. It is argued that amidst the digitalisation of science and education, improving innovation informational and communicative competencies is an important trend of professional development for university teaching staff. It has been proposed to organize a networked learning community in order to adapt the lecturers' career development system to changing conditions and requirements.

Keywords: digitalization, advanced training, digital technologies, teaching activities, informational and communicative competence, interactive computer technologies, distance learning

For citation: Yanovskaya G. S. "Topical Issues ofAdvanced Training of Higher School Lecturers in the Conditions of Educational Environment Digitalization". Economic and Social Research 1 (37) (2023): 182-187. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-l-182-187

Введение

Цифровизация стала основной причиной и фактором создания полноценной виртуальной среды открытых знаний, цифровых образовательных систем и порталов в системе образования, сформировала предпосылки для дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся в рамках онлайн-курсов, обеспечила доступность образовательных материалов ведущих мировых университетов [1; 2; 3].

Одно из ключевых условий, определяющих цели, императивы и направления повышения квалификации кадров высшей школы, — изменение перечня профессиональных обязанностей педагогических работников и требований к картам их профессиональной компетентности. В эпоху стремительных изменений всех сфер жизни общества и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), баз данных, робототехники, самообучающихся нейронных сетей и т. д., особое значение приобретает способность преподавателей работать в ситуации информационной неопределенности и адаптироваться к изменению информационно-коммуникационной среды. Это определяет социально значимую задачу для системы повышения квалификации работников высшей школы — выстроить учебный процесс с учетом тенденций развития общества, чтобы систематически внедрять новые

технологии, создавать соответствующую образовательную среду учебного процесса.

Информационно-коммуникационная среда университета как условие и фактор повышения квалификации преподавателей

Анализ стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в европейском высшем образовании показывает, что основная деятельность научно-педагогического работника современного университета должна быть направлена на создание и использование качественных технологий и контента электронной образовательной среды [2; 3]. Важно, чтобы преподаватели вуза, прошедшие повышение квалификации, не только осознавали необходимость внедрения инноваций, но и могли организовать обучение по своей дисциплине в соответствии с образовательными требованиями современных студентов.

Информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность) преподавателя должна повышаться регулярно, в рамках модели обучения в течение всей жизни, поскольку содержание ИК-компетент-ности многоуровнево и включает в себя:

• понимание роли ИКТ в образовании и науке;

• использование ИКТ в образовательном процессе, воспитательной работе, научно-исследовательской деятельности;

• способность к самообучению, саморазвитию и повышению квалификации в электронной образовательной среде. Сегодня большинство преподавателей осознали или осознают, что современное образование немыслимо без ИКТ. Однако по поводу его роли в образовательном процессе нет единства мнений и подходов; в полной мере деятельностно не отражена и роль преподавателя в новом пространстве образования. Все практики наблюдают, что подавляющее большинство студентов чаще пользуются интернет-библиотеками и базами данных, чем университетскими библиотечными фондами. Обращает на себя внимание и следующая тенденция: студенты, как правило, используют коммерческие поисковые системы, такие как Google, и избегают трудностей обработки печатных источников даже из интернет-библиотек. В ответ на этот вызов со стороны новой информационной реальности и адаптируясь к этой тенденции, девять из десяти преподавателей просят студентов использовать конкретные интернет-ресурсы, которые они считают наиболее подходящими для конкретной задачи, и формулируют задачи, требующие использования более широкого спектра источников информации.

Большинство преподавателей не без оснований беспокоятся и о последствиях чрезмерной зависимости обучающихся от поисковых систем, отсутствия возможности оценивать качество онлайн-информации, снижения общего уровня грамотности, истощения навыков тайм-менеджмента, потенциального снижения способностей к критическому мышлению, плагиата. Кроме того, педагоги высшей школы сходятся во мнении, что приоритетная задача современного образования — обучение студентов навыкам оценивания качества информации в Интернете. Они также осознают, что важная часть образовательного процесса, существенно влияющая на его эффективность и, соответственно, на оценку качества работы преподавателя, — это разработка учебных курсов в соответствии с требованиями студентов в отношении интерактивности, организация

и проведение дистанционного или смешанного обучения, в том числе с использованием сервисов Web 2.0.

Одним из факторов обеспечения новых стандартов качества образования выступает политика образовательного учреждения. В большинстве российских университетов (во всех ведущих вузах страны) уже много лет существует внутренняя информационно-образовательная среда, которая открывает широкий спектр возможностей в реализации индивидуальных образовательных траекторий как для преподавателей, так и для студентов. В большинстве университетов такие системы позволяют решать множество взаимосвязанных задач. Реализация инновационных подходов к организации информационно-образовательной среды вуза в конечном итоге положительно влияет на качество организации учебного процесса и эффективность горизонтальных и вертикальных коммуникаций: между преподавателями, студентами и руководством вуза; между студентами и подразделениями организации учебного процесса, коммуникаций групп со старостами и др. Быстрое развитие и пополнение контентной среды и ее многогранное применение значительно повышают и качество образования, положительно влияя как на общий рейтинг университетов, так и на культуру внутренних процессов. Однако разработанные техническими командами программистов сервисы используются не в полной мере. В период пандемии 2020—2021 гг. сотрудники отделов поддержки академических и информационно-коммуникационных инфраструктур объединяли усилия, чтобы дорабатывать сервисы и проводить циклы обучающих семинаров для преподавателей и ответственных сотрудников кафедр, помогая им оперативно осваивать технологии дистанционного обучения.

Действительно, во время пандемии задачи перевода учебного процесса в режим онлайн в большинстве образовательных организаций были оперативно решены. Но сегодня основными пользователями инф ормационно - коммуникационной ср еды университетов, как правило, остаются

преимущественно сотрудники отделов методического и организационного сопровождения учебного процесса, а также студенты, которые через эти сервисы получают информацию о расписании занятий, о домашних заданиях или контактные данные. Тогда как процесс насыщения ИК-пространств инновационным образовательным контентом идет недостаточно интенсивно для того, чтобы считать текущее состояние информационно-образовательной среды университетов отвечающим вызовам времени.

В условиях распространения СОУГО-19 некоторые преподаватели прошли курсы повышения квалификации и приобрели базовые навыки разработки учебных онлайн-курсов. Но на сегодня лишь небольшая часть преподавателей разработали курсы электронного обучения и регулярно пользуются одной из платформ. Мы провели выборочное интервьюирование коллег, задавая вопрос, почему они не разрабатывают и не применяют в своей работе курсы электронного обучения. Большая часть опрошенных (более 50 %) сослались на нехватку времени. Действительно, процесс разработки даже одного дистанционного курса отнимает много времени. Но ответы на другие вопросы показали, что большинство коллег существенно недооценивают важность использования новых подходов и технологий обучения в своей педагогической практике в вузе. Соответственно, мы полагаем, что программа повышения квалификации преподавателей должна включать в себя разработку инновационного образовательного контента.

Похожая ситуация сложилась с регистрацией преподавателей в наукометрических базах данных. В большинстве университетов страны была проведена работа по систематизации учетных записей вуза и группы его ученых в наукометрических базах данных. Результатом этой работы стало значительное увеличение публикаций преподавателей в базе данных РИНЦ. Однако лишь немногие из преподавателей пытаются администрировать свои аккаунты и вносить в них необходимые изменения (при смене названия вуза, аффилиаций и др.).

Таким образом, создания в университетах информационно-образовательной среды и расширения ее функциональности оказалось недостаточно для того, чтобы мотивировать преподавателей к повышению ИК-компетентности, активности и уровня инновационной культуры. В связи с этим требуется разработка системы дополнительных стимулов для научно-педагогического и профессорско-преподавательского состава университетов, с тем чтобы работники высшего образования смогли ответить на вызов времени. Нам представляются три возможных направления решения этой проблемы.

1. Административное решение посредством корректировки эффективных контрактов преподавателей с руководством вуза. Например, эффективный контракт может предусматривать некоторое сокращение академических часов, если (или после того как) преподаватель разработает, сертифицирует и внедрит в практику сетевой учебный курс; могут быть также предусмотрены баллы и бонусы в балльно-рейтинго-вых системах вузов.

2. К разработке контента онлайн-кур-сов можно привлекать более авторитетных преподавателей, а техническую часть возлагать на менее загруженных аудиторной работой сотрудников кафедр. Такой командный подход поможет создать «критическую массу» специалистов, вовлеченных в создание и обновление инновационного образовательного контента.

Благодаря интеграции в сеть увеличится объем уже размещенного в ней инновационного контента, что позволит ученым (профессорам) быстрее обновлять, обрабатывать, дополнять его. Народная мудрость гласит: «Лиха беда начало», вместе с тем с началом этой работы у преподавателей появятся новые возможности для самовыражения, реализации научных интересов, научного поиска, возможность создать и продвинуть в цифровой среде свой инновационный «бренд исследователя», который станет стратегическим инструментом в исследовательской деятельности.

3. Дополнительным стимулом к саморазвитию и повышению квалификации может послужить открытие преподавателем для самого себя новых каналов академической коммуникации и мобильности. Традиционными академическими каналами коммуникации служат: национальный журнал; специализированное научное мероприятие, конгресс, конференция, симпозиум, семинар; программа академического обмена, стажировка, повышение квалификации; конкурс на получение гранта. Новыми каналами, связанными с академической деятельностью в виртуальной инфокоммуника-ционной среде, для преподавателей станут: электронный научный журнал; социальная и профессиональная сеть, форум, блог в Интернете; академический онлайн-сервис (К^еагсИегГО, ОЯСГО); открытые онлайн-курсы (участие в качестве автора или слушателя) и др.

Таким образом, на пересечении потребностей всех участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде уже оформилась зона эффективного академического взаимодействия и сотрудничества. Однако основной способ достижения преподавателями вузов высокого уровня владения ИКТ — регулярное прохождение курсов повышения квалификации и обучающих семинаров. Помимо технологий работы в ИК-среде, на курсах повышения квалификации преподаватели должны освоить владение вспомогательными инструментами инновационной академической деятельности.

К ним относятся:

1) ресурсный блок — это совокупность информационных и технических средств, необходимых для учебно-исследовательской деятельности, которые могут быть использованы в инновационной деятельности преподавателя для получения конкретного профессионального результата;

2) деятельностный блок — сформированные умения и навыки проведения серии действий, операций и деятельность в целом, направленная на решение

профессиональных задач, создание конкретного информационного продукта, удовлетворение потребностей студентов и преподавателей в генерации, передаче и синтезе новых знаний;

3) творческий блок или «мягкие навыки» — комплекс компетенций, которые формируются на основе ресурсного и дея-тельностного блоков, мотивации и способности преподавателей к творческой деятельности и проявятся только в дальнейшем, когда преподаватель будет самостоятельно использовать ИКТ в профессиональном росте и развитии. Овладев этим уровнем навыков, преподаватель сможет при желании сам генерировать новые методы и технологии обучения и самообразования.

Выводы

Если не основу, то неотъемлемую часть профессиональной компетентности педагогов сегодня составляет компетентность в области разработки и применения цифровых образовательных ресурсов — внедрения онлайн-образования, цифрового учебного оборудования, — позволяющая решать задачи обучения и воспитания. Изучение инновационных процессов в профессиональном педагогическом образовании получило широкое отражение в педагогической теории и практике [4; 5; 7]. Данные изменения были определены в Профессиональном стандарте педагога, который предусматривает владение ИК-компетенциями и применение ИК-технологий в процессе образования [6]. Соответственно, сегодня основным среди направлений повышения профессиональной квалификации педагога становится повышение его ИК-компетентности.

Список литературы и источников

1. Белозерцев Е. П. Образование = Education: историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 880 с.

2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus: электрон. науч.-публицист. журн. 2019. № 1 (6). Ст. 6. URL: http://journal. homocyberus.ru/1-2019 (дата обращения: 18.03.2023). EDN: YJYUHG.

3. Каракозов С. Д., Уваров А. Ю., Рыжова Н. И. На пути к модели цифровой школы // Информатика и образование. 2018. № 7 (296). C. 4-15. EDN: YKXBDV.

4. Колыхматов В. И. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 8 (162). С. 82-87. EDN: XZTPKX.

5. Копытова Н. Е., Макарова Л. Н. Повышение квалификации преподавателей вуза: состояние и проблемы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 108-117. EDN: OWXXQV.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» // ГАРАНТ: правовой портал [электронный ресурс]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 11.02.2023).

7. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 3-16. EDN: SQWADW.

References

1. Belozertsev E. P. Education: Historical and Cultural Phenomenon. St. Petersburg: Izd-vo R. Aslanova "Yuridicheskiy tsentr Press", 2004. 880 p. (In Russian).

2. Verbitsky A. A. "Digital Learning: Problems, Risks and Prospects". Homo Cyberus 1 (6) (2019): 6. (In Russian). Web. 18 March 2023. <http://journal.homocyberus.ru/1-2019>. EDN: YJYUHG.

3. Karakozov S. D., Uvarov A. Yu., Ryzhova N. I. "On the Way to a Model of Digital School". In-formatika i obrazovaniye = Informatics and Education 7 (296) (2018): 4-15. (In Russian). EDN: YKXBDV.

4. Kolykhmatov Vladimir I. "Main Directions of General Education Development in Conditions of the Digital Economy". Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta 8 (162) (2018): 82-87. (In Russian). EDN: XZTPKX.

5. Kopytova Natalya Ye., Makarova Lyudmila N. "Upgrade Qualifications of University Lecturers: Condition and Problems". Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki = Tambov University Review: Series Humanities 4 (108) (2012): 108-117. (In Russian). EDN: OWXXQV.

6. "About Approval of Destination Model of Digital Educational Environment: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of Dec. 02, 2019 No. 649". GARANT. Cop. 2023. (In Russian). Web. 11 Feb. 2023. <https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73235976/>.

7. Robert Irena V. "Digital Transformation of Education: Challenges and Opportunities for Improvement". Informatizatsiya obrazovaniya i nauki = Informatization of Education and Science 3 (47) (2020): 3-16. (In Russian). EDN: SQWADW.

Информация об авторе Яновская Галина Самойловна — старший преподаватель кафедры И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Россия, 125993, г. Москва, Волоколамское ш.,

д. 4).

Information about the author

Galina S. Yanovskaya — Head teacher at Department I-11 "Foreign Language for Aerospace Specialities", Moscow Aviation Institute (National Research University) (Russia, 125993, Moscow, Volokolamskoe highway, 4).

Статья поступила в редакцию 30.03.2023.

The article was submitted 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.