Актуальные вопросы понимания термина «источники бюджетного права»
Крохина Юлия Александровна,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский экономический университет им. Плеханова, jkrokhina@mail.ru
Правовое регулирование бюджетных отношений, складывающихся в процессе формирования централизованных фондов денежных средств публичного предназначения, требует комплексного подхода к изучению в аспекте источников права. Предлагаемый подход является системным по своему содержанию, охватывает множество различных по своей природе самостоятельных юридических факторов, интегрирует различные правовые явления, диалектическое единство, целостные правовые образования. В статье проведен анализ различных концепций понимания термина «источник права», показано их влияние на формирование термина «источник бюджетного права». Проведен анализ соотношения категорий «источник бюджетного права» и «форма бюджетного права», предложены модели их взаимодействия.
Ключевые слова: источник права; источник бюджетного права; форма права; бюджетное законодательство.
X 2 о
0 сч сч
01
Понятие «источник права» - одно из самых сложных и дискуссионных в правоведении. Не являются исключением вопросы определения содержания термина «источник бюджетного права». Вместе с тем от четкого понимания сущности, состава, системы и иерархии, а также функций источников бюджетного права во многом зависят эффективность функционирования правовой системы общества, совершенствования финансово-правовой практики, укрепление законности и правопорядка в финансовой деятельности государства. Изучение термина «источник бюджетного права» актуально не только в период нарастающих социально-экономических противоречий в государстве, но и в период поиска совершенствования уже сложившихся бюджетных отношений, а также совершенствованием бюджетного процесса в целом.
Анализ научных источников позволяет сделать вывод, что в большем числе концепций источники права определяются в качестве системы факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Как справедливо отмечает А.А. Васильев, большинство юристов источники права понимают как силы, творящие право (1).
Источник права различными, но присущими только этому правовому явлению способами, реализуется в общественной практике, общественных отношениях, отражающих определенную модель правосознания и получающих нормативное закрепление (2) . В этой связи следует считать обоснованной позицию М.В. Кузнецовой, считающей источником права правотворческую деятельность, а нормативные правовые акты - формами выражения такой деятельности (3).
Изучение различных научных концепций и подходов к установлению содержания термина «источник права» позволяет вычленить из рассмотренных позиций общее (синтезированное) представление об источнике права, которое интегрирует материальное и формальное содержание данного понятия. На наш взгляд, при изучении сущности термина «источник права» следует присоединиться к позиции тех авторов, которые на первый план выдвигали специально-юридический подход (4). Названный способ изучения термина «источник права» позволяет акцентировать внимание на внешней форме выражения юридических норм, т.е. на нормативно-законодательной сущности. При таком подходе источники права - это много-
численные и разнообразные средства документально-формальной фиксации объективного права.
В этой связи некоторые авторы предлагают заменить термин «источник права» категорией «форма права» (5). В частности, А.Ф. Шебанов полагает, что правильнее применять термин «форма права», т.к. он отвечает на вопросы: какова внутренняя организация нормативно-волевого содержания права; каково его внешнее выражение; в каком конкретном проявлении выступают характерные для этого содержания определяющие элементы. По мнению названного автора, законы, правительственные постановления и другие акты государства, именуемые в литературе «формальным источником права», сами по себе права не создают: как форма его выражения эти акты не могут быть источником своего содержания (6).
Однако большинство ученых не согласны с такой позицией и аргументируют свои доводы тем, что форма права - более широкая и емкая категория, имеющая внутреннюю и внешнюю стороны. В первом случае она характеризует систему юридических норм, структуру права. Во втором случае -форму выражения нормативной государственной воли (7). Так, С.Л. Зивс, обосновывая правомерность использования термина «источник права», предложил, по его мнению, более точное название - «источник норм права» (8).
Вместе с тем, среди представителей теории индивидуализации термина «источник права», не отождествления его с понятием «форма права», нет единства мнений относительно его юридического содержания. Некоторые ученые характеризуют его как «сосуд», «резервуар», в который заключены юридические нормы (9). Иными учеными обоснована концепция, согласно которой источники права - формы существования юридических норм (10). Имеется точка зрения понимания источников права как метода, способа познания права (11). Например, С.А. Голунский и М.С. Строго-вич под «источником права в юридическом смысле» понимали «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью обязательная сила» (12). Другие авторы, развивая концепцию С.Ф. Кечекьяна (13), доказывали, что «формальный (юридический) источник права... является по существу формой участия государства (или) других институтов в правообразовании» (14).
Не смотря на различные подходы к пониманию термина «источник права», в научной юридической литературе обосновывали позицию либо о силе, которая создает право, и называли ее источником права в материальном смысле, либо о форме, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер, и называли ее источником права в формальном (юридическом) смысле (15).
В современных условиях необходимость изучения источников права как общетеоретической категории, так и как элемента механизма бюджетно-правового регулирования, обусловлена тем, что система, иерархия источников права в государ-
стве, их системные связи, непосредственно оказывают сильное влияние на формирование приоритетных представлений о том, что следует считать правом в стране (16). Такое воззрение выдвигает на первый план значение правового источника в системе регулирования общественных отношений.
Современное государство — итог длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, — государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. На любом этапе исторического развития общества всегда существуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Статья 7 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 (17) (далее — Конституция) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные функции государство способно финансировать, только опираясь на мощную и стабильную бюджетную систему, в силу чего существует объективная необходимость правового регулирования бюджетных отношений (18).
Несмотря на несомненную значимость вопроса об источниках бюджетного права, следует отметить, ни российским законодательством, ни юридической наукой не решены окончательно вопросы определения понятия «источники бюджетного права», соотношения юридической силы различных источников между собой, отграничения нормативных правовых актов как основной формы бюджетного права от иных, сходных с ними, документов. Подобное состояние можно объяснить тем, что в науке финансового права, чьей подотраслью является бюджетное право, также нет единого подхода к пониманию сущности, содержания и структуры источников правового регулирования. Как справедливо отмечает С.В. За-польский в науке финансового права пока не сложилась теория его источников (19).
Вместе с тем вопросы проблематики источников бюджетного права выходят далеко за рамки финансового права, в силу специфики правовых форм регулирования общественных отношений являются основополагающими для всей правовой науки, и имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, в отсутствие научно обоснованного подхода к построению единой системы источников права затруднительным представляется не только обеспечение на практике эффективного функционирования всей системы, но и ее отдельных элементов (20).
Справедливо отметить, что недостаточная научная проработанность понимания и взаимо-
5
-С
т С К А а
Н А У
действия источников бюджетного и финансового права обусловлена в числе иных причин, дискус-сионностью вопроса об источниках и формах права в общей теории права.
Следует согласиться с позицией А.И. Рябко и О.Н. Василенко, которые обосновано приходят к выводу, что поскольку проблема форм и источников права многоаспектна, то есть имеет не только терминологическую, семантическую, но и содержательную грани, то она продолжает оставаться актуальной (21).
Так, А.Х. Саидов и А.С. Пиголкин определяют источники права как действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения (22). Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют форму права как способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения (23). По мнению В.М. Сырых способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права (24). В.С. Нерсесянц обосновывает позицию, согласно которой источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права (25).
Известный ученый в области теории права М.Н. Марченко отмечает существование в юриспруденции два противоположных подхода к пониманию термина «источник права» и его соотношения со смежными категориями. Смысл и сущность первого варианта заключается в использовании терминов «источник права» и «форма права» как полностью совпадающих, тождественных и равных по содержанию. Второй вариант предполагает отношение к терминам «источник права» и «форма права» как к диаметрально разным, полярным и несовпадающим понятиям. Далее названный ученый предлагает в целях недопонимания в подобных случаях при рассмотрении формы права, после написания данного термина «форма права», как правило, в скобках, в виде констатации тождественности и равнозначности искомых терминов следует употребить термин «источник права» (26). М.С. Студеникина предлагает считать источниками права формы, посредством которых государственная воля приобретает вид и свойства юридической нормы (27). Аналогичная позиция обосновывается в работах А.В. Малько (28).
Интересная концепция обоснована в работах К.А. Алимжан, согласно которой «форма права» является более широкой категорией чем «источник права». Структурными элементами категории «форма права», в отличие от термина «источник х права», выступают специфический понятийный 2 аппарат, выраженные особым юридическим язы-о> ком, особая система и (или) подсистема права, о строго организованную систему и иерархию источников права, а также другие юридические средства 2 и обстоятельства, которые в совокупности обу-
славливают границы существования и внутренней организации правовой материи, а также специфическое понимание права. В правовой системе любого общества взаимодействуют несколько форм права, однако одна из них будет выступать преобладающей, но имеющей в своей структуре отдельные элементы иных форм права (29).
Рассмотренная концепция является, на наш взгляд, продолжением дискуссии о понимании источников права в широком и узком аспектах (30). Представители первого подхода к источникам права относят общественные отношения, объективная потребность в урегулировании которых возникает в жизни конкретного общества и должна быть осознана законодателем, то есть, пройти через его правосознание посредством применения приемов юридической техники. Широкий подход понимания источников права относит к числу таковых не только правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах, но и естественное право, правовую доктрину, правовую культуру, правосознание и т.п. (31). Представители узкого понимания источников права относят к таковым только внешнюю форму проявления правотворческой деятельности государства, посредством которой государственная воля оформляется в правовые нормы, которые систематизируются в нормативных правовых актах. После соблюдения необходимых процедур введения в действия нормативные правовые акты приобретают общеобязательную силу (32).
Кроме диаметрально различных концепций в понимании соотношения источника права и его формы, в науке высказана так называемая «примирительная» позиция, согласно которой содержание терминов «форма права» и «источник права» может совпадать, но только в единственном случае: когда источники права одновременно рассматриваются в строго юридическом, то есть формальном аспекте, а также с позиций их внешнего выражения. Сторонники подобного соотношения полагают обоснованным в такой ситуации использовать формулировку «источники (формы выражения) права» (33).
Анализируя различные подходы ученых к определению понятия «источник права», выделяя общее и проводя различия в имеющихся определениях, М.Н. Марченко отметил, что в конечном итоге все источники права в рамках той или иной правовой системы выражают нечто единое, целое, формирующее данную правовую систему и наполняющее ее конкретным нормативным содержанием (34).
Проведенный обзор различных научных позиций позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единого мнения относительно определения термина «источник права», его соотношения с понятием «форма права». Имеющиеся концепции по данному вопросу можно объединить в три группы. Преобладающей является концепция ученых, считающих термин «источник права» самостоятельным элементом механизма правового регулирования (35). Другие исследователи пред-
лагают заменить термин «источник права» на иной - «форма права» (36). Представители третьего направления изучения источников права совмещают это понятие с категорией «форма права» или используют их как синонимы. Так, Л.А. Морозова употребляет сочетание «форма (источник) права» (37). Е.С. Кананыкина, напротив, применяет термин «источник (форма) права» (38).
Среди специалистов в области финансового и бюджетного права также не наблюдается единого подхода к определению источников названных правовых образований. Н.И. Химичева определяет источники финансового права как правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права (39). К.С. Бель-ский понимает под источником финансового права форму, в которой нормы финансового права выражаются и доводятся до сведения общества (40). Аналогичная позиция содержится в работах М.В. Карасевой, которая определяет источники финансового права в качестве способа внешнего выражения правовых норм (41). С.Г. Еремин обосновывает позицию, согласно которой источники финансового права представляют собой способы (формы) внешнего выражения и закрепления (а также изменения и отмены) финансово-правовых норм (42).
На наш взгляд под источниками финансового права следует понимать внешние конкретные формы его выражения, то есть правовые акты представительных и исполнительных органов государственных органов власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. В системе источников финансового права особо следует выделить судебные акты как самостоятельное и перспективное направление научного исследования (43).
О.А.Дмитрик определяет источники финансового права как разнообразные формы установления и выражения норм по поводу мобилизации, распределения и использования средств публичных фондов, которые издаются компетентными органами от имени государства, составляют определенную систему, имеют общеобязательный, нормативный, общеизвестный, иерархический характер (44).
Среди специалистов в области бюджетного права также доминирует позиция о том, что источниками является форма установления и существования во вне правовой нормы, регулирующей бюджетные отношения. Так, И.И. Кучеров к источникам бюджетного права относит нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения (45). На наш взгляд, к пониманию источников бюджетного права следует подходить расширительно, включив в их систему международные декларации и договоры, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ и Конституционных (уставных) судов субъектов РФ (46).
Как видим, не смотря на различные научные подходы и позиции, представители финансово-правовой науки понимают источники финансового
и бюджетного права через форму их существования. Следует согласиться с С.Г. Ереминым, что современное понимание источника права многостороннее, а универсального определения этого понятия, которое бы охватывало все грани этой сложной категории, не существует (47).
Проведенный анализ научных концепций в сфере теории права, финансового и бюджетного права позволяет сделать вывод, что в современной правовой науке термины «источники права» и «форма права» употребляются в одном и том же значении - внешняя форма объективизации, выражение права или нормативной государственной воли. При этом в учебной и научной юридической литературе термины «источник права» и «форма права» используются как синонимы, их различным смысловым оттенкам не придается особого значения, и они почти всеми авторами случаях рассматриваются как идентичные.
Полагаем, что термин «источник права», несмотря на его условность, является более удобным в употреблении и традиционным для мировой юриспруденции, а термин «форма права» менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку он синтезирует несколько разноплановых понятий, не является моноструктурным. На наш взгляд, более обоснованной является позиция ученых, определяющих источник права в юридическом смысле слова как объективированную форму выражения (существования) нормы права. Такое понимание источника права способствует более точному определению сущности, содержания и структуры источников отраслей права, в том числе и такой подотрасли финансового права как бюджетное права. Понимание источника бюджетного права в юридическом аспекте через внешний вид существования нормы бюджетного права гарантирует правовую определенность и конкретность положения субъектов бюджетного права, упорядоченность финансовой деятельности государства, что исключает произвол и злоупотребление властью в процессе планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных публичных фондов денежных средств.
Литература
1 Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2012. N 2. С. 46.
2. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул. 2007. С. 32.
3. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права // История государства и права. 2014. N 12. С. 15-18.
4. Шебанов А.Ф. Форма советского права. М. 1968. С. 39; Зивс Л.С. Источники права. М. 1981. С. 22.
5. Шебанов А.Ф. Форма советского права. М. 1968. С. 43.
6. Шебанов А.Ф. О понятиях источника права и формы права // Советское государство и право. 1965. N 4.
5
-С
m С К А а
Н А У
7. Явич Л.С. Право и общественные отношения. М. 1971. С. 47 - 50.
8. Более подробно см.: Зивс С.Л. Источники права. М. 1981. С. 23.
9. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 1. М. 1981. С. 195; Бельский К.С. Источники финансового права / в кн. Финансовое право: учебник / К.С. Бельский и др.; под ред. С.В. Запольского. -М. Эксмо, 2006.- с. 67.
10. Денисов А.И. Теория государства и права. М. 1948. С. 173.
11. Коркунов Н.М. Лекции общей теории права. 7-е изд. СПб. 1907. С. 283.
12. См.: Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права: Учебник. М. 1940. С. 173.
13. С.Ф. Кечекьян к такого рода источникам права относил «особые формы выражения воли, придающие тем или иным правилам значение норм права» / Кечекьян С.Ф. Указ соч. С. 5.
14. Сюкияйнен Л.Р. Система, источники и форма права // Право в странах социалистической ориентации. М. 1979. С. 60.
15. См. подробнее: Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992.N 2. С. 23 - 30.
16. Явич Л.С. Общая теория права. Л. 1976. С. 115.
17. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
18. Крохина Ю.А. Бюджетное законодательство и льготы военнослужащим: некоторые аспекты взаимодействия // Финансовое право. № 4, 2004. С. 22-26.
19. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М., 2007. С. 154.
20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: учеб. пособие. В 2-х томах. Т. 2. М., 1995. С. 5.
21. Рябко А.И., Василенко О.Н. Актуальные проблемы онтологии форм права. Философия права. Ростов н/Д. 2000. N 2. С. 60.
22. Теория государства и права: Учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - с. 407.
23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - с. 288.
24. Сырвх В.М. Теория государства и права: учебник. М., Былина, 1998. С. 96.
25. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. М.: Норма, 2001. - с. 400.
26. Марченко М.Н. Источники права. М. 2005. С.
55.
27. Студеникина М.С. Некоторые аспекты проблемы источников права в Российской Федерации // Проблемы законотворчества в Российской Федерации. Труды ИЗиСП. 1993. Вып. 53. С. 32.
28. Малько А.В. Краткий юридический словарь. М. 2007. С. 75.
х 29. Алимжан К.А. Обычное право как форма
<2 права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Алматы.
о> 1999. С. 3.
5 30. Гурова Т. В Актуальные проблемы теории источников права : автореф. дис. ... канд. юрид.
Ц наук. Самара, 2000 С. 8-9; Муравский В. А. О раз-
личии между источником и формой права // Рос. юрид. журнал. 2013. № 5. С. 63-73; Бошно С. В. Форма права: Теоретико-правовое исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Его же. Соотношение понятий «источник» и «форма права» // Юрист. 2001. № 10. С. 19; Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие. М., 2005. С. 13, 29; Ромашов Р. А. Источники права // Теория государства и права : учебник. СПб. : Юрид. центр «Пресс», 2005. С. 215; Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
31. Кузьмин А. В., Пашкевич М. Ю. Правотворческая воля в структуре идеальных источников права // История гос-ва и права. 2008. № 9. С. 22; Русакова О. В. КС РФ и иные высшие судебные инстанции как источники налогового права по НДС // НДС: проблемы и решения. 2012. № 12. С. 5660; Калинин А. Ю., Комаров С. А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. 2000. № 6. С. 3.
32. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. С. 315; Кечекьян С. Ф. О понятии источников права // Уч. зап. МГУ : тр. юрид. фак-та. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946. С. 5; Александров Н. Г. Понятие источника права // Уч. тр. ВИЮН. М., 1946. Вып. VIII. С. 53.
33. Сац Д.В. Источники права в Римской правовой традиции и их современное развитие: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2006. С. 7.
34. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М. 2005. С.52.
35. Муромцев И.Г. Источники права (теоретические аспекты проблемы) //Правоведение. 1992. № 2; Актуальные проблемы теории государства и права: учебпособие / отв.ред. Р.В. Шагиева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011, с. 258; Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул. 2007. С. 32.
36. Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968; Рябко А.И., Василенко О.Н. Актуальные проблемы онтологии форм права // Философия права. 2000. № 2; Студеникина М.С. Некоторые аспекты проблемы источников права в Российской Федерации // Проблемы законотворчества в Российской Федерации. Труды ИЗиСП. 1993. Вып. 53. С. 32; Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права // История государства и права. 2014. N 12. С. 15-18.
37. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М., 2002. С. 217.
38. Кананыкина Е.С. Филосовские традиции анализа источников (форм) права // Право и политика. 2004. № 10. С. 10-19.
39. Химичева Н.И. Система и источники финансового права / в кн. Финансовое право: учебник / отв.ред. Н.И. Химичева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2012. - с. 60.
40. Бельский К.С. Источники финансового права / в кн. Финансовое право: учебник / К.С. Бель-ский и др.; под ред. С.В. Запольского. - М. Эксмо, 2006.- с. 67.
41. Карасева М.В. Источники финансового права / в кн. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв.ред. М.В. карасева - М.: Юристъ. 2002. - с. 91.
42. Еремин С.Г. Теоретические подходы к пониманию источников финансового права Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 4. С. 2 - 4.
43. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб.для вузов / Ю.А. Крохина. - 6-е изд., перера-би доп. М.: Норма, 2016. - с. 72.
44. Дмитрик О.А. Современные представления
0 понятии и признаках источников финансового права / в кн. Очерки финансово-правовой науки современности: монография / под общ.ред. Л.К. Вороновой и Н.И. Химичевой.- Москва -Харьков: Право, 2011. - с. 148.
45. Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. - М.: АО «Центр ЮрИнроР», 2002, с. 55.
46. Бюджетное право России: учебник / Ю.А. Крохина. - М.: Изд.Юрайт, 2010. - с. 75-76; Крохи-на Ю.А. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность // Журнал Российского права. 2002. № 2. С. 36.
47. Еремин С.Г. Теоретические аспекты к пониманию источника финансового права // Российская юстиция. 2010. № 2.
Topical issues of understanding the term "sources of budget
law" Krokhina Yu.A.
Russian Economic University
Legal regulation of budgetary relations emerging in the process of forming centralized funds for public funds requires an integrated approach. To study in the aspect of sources of law. The proposed approach is systemic in its content, covers a variety of independent legal factors of different nature, integrates various legal phenomena, dialectical unity, and integral legal entities. The article analyzes the various concepts of understanding the term "source of law", shows their influence on the formation of the term "source of budget law". The analysis of the relationship between the categories "source of budget law" and "form of budget law" was carried out, and models of their interaction were proposed.
Keywords: source of law; source of budget law; form of law; budget legislation.
References
1 Vasiliev A.A. Legal doctrine as a source of law // Public law stud-
ies: electron. journals 2012. N 2. S. 46.
2. Vasiliev A.A. Legal doctrine as a source of law: historical and
theoretical questions: Dis. ... Cand. legal sciences. Barnaul. 2007. p. 32.
3. Kuznetsova M.V. The concept and essence of the sources of law
// History of State and Law. 2014. N 12. S. 15-18.
4. Shebanov A.F. The form of Soviet law. M. 1968. P. 39; Zivs L.S.
Sources of law. M. 1981. p. 22.
5. Shebanov A.F. The form of Soviet law. M. 1968. S. 43.
6. Shebanov A.F. On the concepts of the source of law and the
form of law // Soviet state and law. 1965. N 4.
7. Yavich L.S. Law and public relations. M. 1971. S. 47 - 50.
8. For more details, see: S. Zivs. Sources of law. M. 1981. p. 23.
9. Alekseev S.S. The general theory of law: In 2 tons. T. 1. M. 1981.
P. 195; Belsky K.S. Sources of financial law / in the book. Financial law: textbook / K.S. Belsky et al .; by ed. S.V. Zapolsky. - M. Eksmo, 2006.- p. 67.
10. Denisov A.I. Theory of State and Law. M. 1948. p. 173.
11. N. Korkunov. Lectures of the general theory of law. 7th ed. SPb. 1907. p. 283.
12. See: S.A. Golunsky, M.S. Strogovich. Theory of State and Law: Textbook. M. 1940. p. 173.
13. S.F. Kechekian referred to such sources of law as "special forms of expression of the will, giving to one or another rule the significance of the norms of law" / S. Kechekyan. Decree op. S. 5.
14. Syukiyainen L.R. The system, sources and forms of law // Law in the countries of socialist orientation. M. 1979. p. 60.
15. See in more detail: Muromtsev G.I. Sources of law (theoretical aspects of the problem) // Jurisprudence. 1992. N 2. P. 23 - 30.
16. Yavich L.S. The general theory of law. L. 1976. S. 115.
17. The Constitution of the Russian Federation // SZ RF. 2014. № 9. Art. 851.
18. Krokhina, Yu.A. Budget legislation and benefits for military personnel: some aspects of interaction // Financial Law. Number 4,
2004. pp. 22-26.
19. Zapolsky S.V. Debatable questions of the theory of financial law. M., 2007. p. 154.
20. Shershenevich G.F. General theory of law: studies. allowance. In 2 volumes. T. 2. M., 1995. p. 5.
21. Ryabko A.I., Vasilenko O.N. Actual problems of the ontology of forms of law. Philosophy of law. Rostov n / a. 2000. N 2. S. 60.
22. Theory of State and Law: Textbook / ed. A.S. Pigolkina. - M .: Yurayt-Izdat, 2005. - p. 407.
23. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: Textbook. -M .: Lawyer, 2001. - p. 288.
24. Syrvh V.M. Theory of State and Law: a textbook. M., Bylina, 1998. p. 96.
25. Nersesyants V.S. The general theory of law and the state. Textbook. M .: Norma, 2001. - p. 400
26. Marchenko, M.N. Sources of law. M. 2005. S. 55.
27. Studenikina M.S. Some aspects of the problem of sources of law in the Russian Federation // Problems of lawmaking in the Russian Federation. Proceedings of iZiSP. 1993. Vol. 53. p. 32.
28. Malko A.V. Short legal dictionary. M. 2007. S. 75.
29. Alimzhan K.A. Customary law as a form of law: Author. dis. ... Cand. legal sciences. Almaty 1999. p. 3.
30. Gurova T. In Actual problems of the theory of sources of law: author. dis. ... Cand. legal sciences. Samara, 2000 pp. 8-9; Mu-ravsky, V.A., On the Difference Between the Source and the Form of Law, Ros. legal magazine. 2013 № 5. P. 63-73; Bosh-no S.V. Form of law: Theoretical and legal research: author. dis. ... Dr. Juridical sciences. M., 2005; Him. The ratio of the concepts of "source" and "form of law" // Lawyer. 2001. № 10. S. 19; Marchenko, M. N. Sources of law: studies. allowance. M.,
2005. p. 13, 29; Romashov R. A. Sources of Law // Theory of State and rights: a textbook. SPb. : Legal. Center Press, 2005. p. 215; Melekhin A.V. Theory of State and Law: Textbook. 2nd ed., Pererab. and add. // ATP ConsultantPlus. 2009
31. Kuzmin A.V., Pashkevich M.Yu. The law-making will in the structure of ideal sources of law // History of state and law. 2008. № 9. S. 22; Rusakova O.V. The Constitutional Court of the Russian Federation and other higher courts as sources of tax law on VAT // VAT: problems and solutions. 2012. № 12. P. 56-60; Kalinin A. Yu., Komarov S. A. The form (source) of law as a category in the theory of state and law // Jurisprudence. 2000. № 6. S. 3.
32. Alekseev SS. The general theory of law. M., 1981. p. 315; Kechekian SF On the concept of sources of law // Uch. zap MSU: tr. legal fact. Issue 116. Book. 2. M., 1946. S. 5; Aleksan-drov NG. The concept of the source of law // Uch. tr. VIYUN. M., 1946. Vol. Viii. P. 53.
33. Sats, D.V. Sources of law in the Roman legal tradition and their modern development: Author. dis. ... Cand. legal sciences. M.
2006. p. 7.
34. Marchenko, M.N. Sources of law: Textbook. allowance. M. 2005. S. 52.
35. Muromtsev I.G. Sources of law (theoretical aspects of the problem) // Jurisprudence. 1992. № 2; Actual problems of the theory of state and law: study guide / ed. R.V. Shagiev. - M .: Norma: INFRA-M, 2011, p. 258; Vasiliev A.A. Legal doctrine as a source of law: historical and theoretical questions: Dis. ... Cand. legal sciences. Barnaul. 2007. p. 32.
36. Shebanov A.F. The form of Soviet law. M., 1968; Ryabko A.I., Vasilenko O.N. Actual problems of the ontology of forms of law // Philosophy of Law. 2000. № 2; Studenikina M.S. Some aspects of the problem of sources of law in the Russian Federation // Problems of lawmaking in the Russian Federation. Proceedings of iZiSP. 1993. Vol. 53. p. 32; Kuznetsova M.V. The concept and essence of the sources of law // History of State and Law. 2014. N 12. S. 15-18.
5
-C
m С К А a
Н А У
43. Krokhina, Yu.A. Financial Law of Russia: textbooks for universities / Yu.A. Krokhin. - 6th ed., Perabi additional. M .: Norma, 2016. - p. 72
44. Dmitrik O.A. Modern ideas about the concept and features of the sources of financial law / in the book. Essays on the financial and legal science of our time: monograph / ed. L.K. Voro-nova and N.I. Khimicheva. Moscow-Kharkov: Pravo, 2011. - p. 148.
45. Kucherov I.I. Budget Law of Russia: Course of lectures. - M .: JurlnroR Center JSC, 2002, p. 55.
46. Budget Law of Russia: textbook / Yu.A. Krokhin. - M .: Ed.Yurayt, 2010. - p. 75-76; Krokhina Yu.A. Basic categories of budget law: doctrine and reality // Journal of Russian Law. 2002. № 2. S. 36.
47. Eremin S.G. Theoretical aspects of understanding the source of financial law // Russian Justice. 2010. No. 2.
law. 2013. N 4. P. 2 - 4.
X
<2 <j>
0 cs cs
01
37. Morozova L.A. Theory of State and Law: a textbook. M., 2002. p. 217.
38. Kananykina E.S. Philosophy traditions of the analysis of sources (forms) of law // Law and Politics. 2004. № 10. P. 1019.
39. Khimicheva N.I. The system and sources of financial law / in the book. Financial Law: textbook / ed. N.I. Khimicheva. - 5th ed., Pererab. and add. - M .: Norma, 2012. - p. 60
40. Belsky K.S. Sources of financial law / in the book. Financial law: textbook / K.S. Belsky et al .; by ed. S.V. Zapolsky. - M. Eksmo, 2006.- p. 67.
41. Karaseva M.V. Sources of financial law / in the book. Financial Law of the Russian Federation: Textbook / Ed. Mv Karaseva -M .: Yurist. 2002. - p. 91.
42. Eremin S.G. Theoretical approaches to understanding the sources of financial law of the Russian Federation // Financial