УДК 343.98.068 Б01: 10.24412/2071-6184-2022-2-54-63
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ
И.В. Латышов, Е.С. Чумакова
Выделены характерные особенности подготовки специалистов для экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на транспорте. Отмечено, что природу этих особенностей, по большей части, определяют объекты обслуживания органов внутренних дел на транспорте - собственно сам транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), а также транспортная инфраструктура (здания, сооружения, прилегающая территория в зоне ответственности транспортных организаций). Рассмотрен опыт Управления на транспорте по Северо-Западному федеральному округу в организации специальных криминалистических полигонов, их использования в процессе подготовки специалистов. Проведение учебных занятий на таких криминалистических полигонах обеспечивает реализацию ситуативного моделирования материальной обстановки на месте транспортного происшествия, формирования учебных следственно-оперативных групп, выбора наиболее эффективных криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов (следы рук, обуви, следы биологического происхождения и др.). По мнению авторов, криминалистический полигон должен быть технологически мобилен, что обеспечивается возможностью построения на его модульной площадке материальных или виртуальных инсталляций места происшествия. Внесено предложение по пополнению экспертных кадров выпускниками гражданских образовательных организаций высшего образования, прошедших курс обучения по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза». В контексте вопросов подготовки специалистов дана положительная оценка практике проведения в Экспертно-криминалистическом центре Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Северо-Западному федеральному округу просветительской практико-ориентированной деятельности, направленной на популяризацию профессии судебного эксперта.
Ключные слова: подготовка специалистов, транспорт, криминалистический полигон.
Подготовка специалистов является одним из важных направлений, обеспечивающих деятельность органов внутренних дел (далее - ОВД) по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Об этом можно судить по широкому спектру научных работ, рассмотренных отечественными [1, с. 66-69; 2, с. 50-57; 3, с. 130-133; 4, с. 147-149] и зарубежными учеными-криминалистами и судебными экспертами [5, с.233-255; 6, с. 1187-1208; 7, с. 19-25].
Вместе с тем, с учетом общего характера высказанных в работах рекомендаций их перенос в плоскость задач подготовки специалистов для экспертно-криминалистических подразделений (далее - ЭКП) Министерства внутренних дел (далее - МВД) России на транспорте проблематичен. Это позволяет говорить об определенном пробеле в этом вопросе, делает актуальной задачу выделения характерных особенности подготовки
специалистов для названной области экспертно-криминалистической деятельности, выделения перспективных направлений ее развития.
Постановку проблемы подготовки специалистов для данной области практической экспертно-криминалистической деятельности определяет тот факт, что объектами обслуживания органов внутренних дел на транспорте является непосредственно сам транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), а также транспортная инфраструктура (здания, сооружения, прилегающая территория в зоне ответственности транспортных организаций) [8, с. 193-196].
Это, в свою очередь, создает предпосылки для выделения характерных особенностей процесса подготовки специалистов, осваиваемых обучаемыми профессиональных компетенций.
Отметим, что организационно-правовые и учебно-методические вопросы подготовки специалистов для ЭКП МВД России на транспорте находятся в общем векторе реализуемого в МВД России образовательного подхода. С учетом этого процесс подготовки сотрудников, по факту, включает в себя два этапа обучения.
На первом из них идет освоение базового объема знаний, умений и навыков, необходимых судебному эксперту (специализация -криминалистические экспертизы; инженерно-технические экспертизы и др.). Это проходит в рамках очной формы обучения курсантов и слушателей на базе образовательных организаций МВД России (специальность 40.05.03 - Судебная экспертиза) либо в форме дополнительного профессионального образования по избранной специализации лицами, имеющими высшее образование (инженеры, педагоги и др.).
Второй этап проводится на базе ЭКП МВД России на транспорте. Он включает в себя: получение криминалистически значимых сведений о некоторых объектах экспертного исследования (колесные пары железнодорожных вагонов, элементы конструкции силовых агрегатов подвижного состава и др.), освоение методик их экспертного исследования, изучение особенностей участия специалиста в производстве следственных действий (осмотра места происшествия и пр.), обеспечении оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, совершаемых на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.
Мероприятия второго этапа проводятся в форме повышения квалификации сотрудников (стажировок), занятий по профессиональной подготовке. При этом, определенная часть учебных занятий проходит на криминалистических полигонах, что нацелено на выделение особенностей действия специалистов на объектах транспорта.
Как показывает практика, в образовательных организациях МВД России, территориальных экспертно-криминалистических подразделениях МВД России криминалистические полигоны давно стали привычным атрибутом
образовательного процесса. Их роль и целесообразность использования не подлежит сомнению.
Однако при такой положительной оценке криминалистических полигонов диссонансом можно считать отсутствие в науке и практике серьезной полемики по их структуре и функциональным возможностям в контексте современных достижений научно-технического прогресса. Представленные же в литературе учеными-криминалистами результаты исследований, в своем большинстве, касаются частных случаев российского [9, с. 3-7] или зарубежного [10, с. 172175] опыта использования криминалистических полигонов при подготовке специалистов. В условиях современных требований к эффективности научно-методического обеспечения раскрытия и расследования преступлений этого явно недостаточно.
Одним из путей развития названного направления деятельности является специализация криминалистических полигонов с учетом основного направления экспертно-криминалистической деятельности подразделения. При этом важна не только инсталляция материальной обстановки различных видов места происшествия, но и технологический потенциал полигона. Некоторые наработки по этому вопросу нами были представлены ранее [11, с. 193-196].
Определенный опыт создания специализированных криминалистических полигонов накоплен и в Экспертно-криминалистическом центре Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Северо-Западному федеральному округу (далее - ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО). Так, на учебно-материальной базе центра создано несколько криминалистических полигонов, среди которых «Отрезок железнодорожного пути», «Вагон-купе» (рис. 1).
Рис. 1. Криминалистический полигон «Вагон-купе»
На этих специализированных криминалистических полигонах обучаемые осваивают особенности работы специалиста на объектах транспортной инфраструктуры, повышают уровень знаний, умений и навыков в обеспечении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, совершенствуют практику поиска, выявления, фиксации и изъятия следов (рук, обуви, орудий взлома и др.) с учетом учебной установочной фабулы.
Особенностью целевой установки учебных занятий является ситуативный подход в вопросах моделирования материальной обстановки на месте происшествия с учетом вида совершенного преступления, формирования учебных следственно-оперативных групп, выбора наиболее эффективных для конкретной ситуации криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов (следы рук, обуви, стреляные гильзы патронов со следами огнестрельного оружия, следы выстрела, следы биологического происхождения и др.).
В этом вопросе положительное влияние оказывает также личный опыт практической экспертной деятельности сотрудников ЭКП - организаторов учебных занятий. При этом, обучаемым даются рекомендации по выбору наиболее перспективных мест обнаружения следов, приемам их выявления, увязке следов с другими элементами материальной обстановки места происшествия.
С учетом специфики совершаемых преступлений на транспорте и объектах его инфраструктуры на учебном занятии отрабатываются вопросы взаимодействия специалиста с другими участниками следственно-оперативной группы, иными сотрудниками правоохранительных органов, представителями транспортных организаций по направлениям обеспечения безопасности при проведении следственных действий, учета работы объектов транспорта и др.
Отметим, что специализация криминалистических полигонов под задачи, решаемые органами внутренних дел на транспорте, изначально ориентирует обучаемых на учет обстоятельств, отражающих механизм и особенности совершаемых на объектах транспорта и его инфраструктуры преступлений, отмечаемых транспортных происшествий.
Учебное моделирование многих происшествий на транспорте без соответствующего дидактического сопровождения проблематично. Сам же криминалистический полигон, как представляется, должен быть технологически мобилен. Это обеспечивается возможностью построения на его модульной площадке материальных или виртуальных инсталляций места происшествия. Последнее же обеспечивается использованием современной проекционной техники в построении визуального ряда, отражающего криминалистически значимые стороны материальной обстановки места происшествия.
В контексте рассматриваемых вопросов подготовки специалистов требует также обсуждения реализуемый в ЭКП МВД России подход к их комплектации
экспертными кадрами. Типичный пример реализации такого подхода иллюстрирует сложившаяся практика комплектования личного состава ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО. Ее определяет прием на должности:
- выпускников образовательных организаций МВД России, прошедших обучение по специальности 40.05.03 - Судебная экспертиза (специализация -криминалистические экспертизы),
- лиц, имеющих высшее образование в других областях научных знаний (инженеров, педагогов и др.).
Отметим, что приоритет в приеме по специализации -криминалистические экспертизы отдан выпускникам образовательных организаций МВД России (Санкт-Петербургского университета МВД России, Волгоградской академии МВД России и др.), что объясняется их полной готовностью к выполнению профессиональных обязанностей сотрудников ЭКП МВД России.
Однако немалую часть сотрудников ЭКП на транспорте составляют лица, имеющие высшее образование, полученное ими в ходе обучения в непрофильных вузах. При оценке плюсов и минусов такой комплектации важно принять во внимание, что процесс полноценного замещения должностей для этих сотрудников, по факту, растянут на многие месяцы, а то и годы. На начальном этапе службы сначала они, в отрыве от основного вида деятельности, осваивают основы профессии полицейского, а далее, в том же формате, проходят переподготовку в образовательных организациях МВД России для получения права на самостоятельное производство судебных экспертиз. В зависимости от потребности подразделении в конкретных специалистах в области трасологической, судебно-баллистической и иных видов криминалистических экспертиз направление сотрудника на переподготовку, обычно, не бывает однократным. То есть, до полной профессиональной готовности данных сотрудников на тот момент еще далеко, а кадровый вопрос, по факту, надолго «подвисает» в воздухе.
Эта аргументация представляется значимой в вопросах выбора эффективных и «бюджетных» форм подготовки специалистов, принятия управленческого решения о приеме кандидата на должность эксперта в экспертно-криминалистическое подразделение. Однако сегодня кадровые потребности ЭКП МВД России в полном объеме не обеспечиваются только лишь выпускниками образовательных организаций МВД России, прошедшими обучение по специальности «Судебная экспертиза». Соответственно, все это оставляет актуальным вопрос комплектации ЭКП специалистами, поиск новых источников пополнения экспертных кадров.
В этом контексте следует указать на некоторые преимущества практики принятия на должности сотрудников ЭКП МВД России выпускников гражданских образовательных организаций, обучающихся по специальности 40.05.03 - Судебная экспертиза. В их числе, например, выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, прошедшие
обучение по названной специальности (специализация - инженерно-технические экспертизы).
Безусловно, перспективы их приема на должности экспертов отделов и отделений специальных видов исследований, по факту, ограничены небольшим количеством этих должностей в ЭКП, чего, например, не скажешь о потребностях подразделений в экспертах-криминалистах. И здесь проблема комплектования кадров могла бы решаться более эффективно, так как выпускники вуза имеют необходимый объем знаний в области теории и научных основ судебной экспертизы, освоили методики производства отдельных инженерно-технических и криминалистических экспертиз, получили набор необходимых знаний, умений и навыков в вопросе участия специалиста -криминалиста в производстве следственных действий. Это, как представляется, можно отнести на счет явных конкурентных преимуществ данной группы кандидатов на занимаемые должности.
Следует сказать, что в условиях кадровых проблем комплектования экспертно-криминалистических подразделений последние, по нашему мнению, не должны занимать роль стороннего наблюдателя. Работа по поиску кандидатов требует поиска новых эффективных форм решения проблемы. В этом вопросе следует еще раз сослаться на положительный опыт ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО.
Так, по согласованию между руководством Управления на транспорте по Северо-Западному федеральному округу и Высшей школы юриспруденции и инженерно-технической экспертизы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО регулярно проводятся дни открытых дверей. В их ходе студенты университета, обучающиеся по специальности «Судебная экспертиза», знакомятся с профильными экспертными лабораториями (рис. 2), участвуют во встречах с
Рис. 2. День открытых дверей в ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО для студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
В рамках мероприятий, направленных на профессиональное ориентирование обучаемых на службу в органах внутренних дел, практически всегда планируется демонстрация сотрудниками ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО действий специалиста на месте происшествия на специализированных криминалистических полигонах.
Мероприятия дня открытых дверей руководство и сотрудники ЭКЦ УТ МВД России по СЗФО организуются также для студентов «Петровского колледжа», обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность» (рис. 3), учеников средних общеобразовательных школ и суворовцев «Санкт-Петербургского суворовского училища МВД России».
Рис. 3. Ознакомительная экскурсия для студентов Петровского колледжа
Положительные результаты таких мероприятий определяет то, что будущие судебные эксперты из первых рук получают необходимые сведения об организации деятельности экспертно-криминалистического центра, решаемых им задачах, «вживую» знакомятся с современными образцами криминалистической техники и оборудования, что в нужном ключе соотносится с ожиданиями педагогических коллективов в высоком качестве подготовки специалистов.
В свою очередь, для ЭКП плюсом является знакомство с будущими кандидатами на должности судебных экспертов. Важен и получаемый сотрудниками практических подразделений опыт такой просветительской практико-ориентированной деятельности, понимание ее роли в процессе
становления будущих судебных экспертов, получения ими необходимых профессиональных компетенций.
Нам представляется, что такая форма взаимодействия образовательных организаций и экспертной практики имеет неплохие перспективы развития, что важно в общем контексте задач, решаемых правоохранительными органами России.
Подготовка специалистов для ЭКП ОВД на транспорте имеет свои характерные особенности, которые, по большей части, определяются объектами обслуживания органов внутренних дел на транспорте - транспортом и объектами его инфраструктуры (здания, сооружения, прилегающая территория в зоне ответственности транспортных организаций). Данное обстоятельство делает необходимым учет этих особенностей при организации подготовки специалистов в ЭКП МВД России на транспорте. Это касается вопросов освоения обучаемыми новых экспертных методик, участия специалиста при проведении следственных действий, обеспечения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, совершенных на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.
Внесенные предложения по использованию специализированных криминалистических полигонов, комплектации ЭКП на транспорте экспертными кадрами, проведению просветительской практико-ориентированной деятельности среди студентов и учащихся образовательных организаций направлены, в конечном счете, на совершенствование деятельности этих подразделений, повышение их эффективности в обеспечении раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.
Список литературы
1. Хрусталев В.Н. Некоторые проблемы повышения качества подготовки экспертов-криминалистов // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции по криминалистике и судебной экспертизе 1-3 марта 2004 г. Том 1. М., 2004. С. 66-69.
2. Кокин А.В. Проблемы подготовки экспертных кадров // Теория и практика судебной экспертизы. № 2(18). 2010. С. 50-57.
3. Латышов И.В. Подготовка будущих экспертов -криминалистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности // Судебная экспертиза. № 4 (28). 2011. С. 130-133.
4. Фролычев Е.А. Судебная экспертиза. Особенности подготовки экспертных кадров в России и зарубежных странах // Вестник Удмурдского университета. Экономикаиправо. 2017. Т. 27. Вып. 4. С. 147-149.
5. Cole S.A. Forensics without Uniqueness, Conclusions without Individualization: The New Epistemology of Forensic // Identification Law, Probability and Risk. 2009. Vol. 8. №. 3. P. 233-255.
6. Koehler J.J., Saks M.J. Individualization Claims in Forensic Science: Still Unwarranted // Brooklyn Law Rev. 2010. Vol. 75. P. 1187-1208.
7. Дильбарханова Ж.Р., Приходько И.С.Компетентностный подход в подготовке специалистов-криминалистов как основа формирования криминалистического мышления // Криминалисты Казахстана на службе правосудия: матер. междунар. науч.-практ. конф. (Караганда, 26 февраля 2019 г.) / Карагандинская академия МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова. Караганда, 2019. С. 19-25.
8.Латышов И.В., Чумакова Е.С. Актуальные вопросы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на транспорте // Судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14-15 мая 2020 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. С. 193-196.
9. Амельчаков И.Ф. О повышении практической направленности обучения в Белгородском юридическом институте МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С. 3-7.
10. Шань Д., Зайцева Е.А., Андреев А.Г. Особенности организации учебного процесса в Китайском университете уголовной полиции Министерства общественной безопасности КНР // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 3 (18). С. 172-175.
11. Латышов И.В. Проблемы совершенствования учебно-материальной базы образовательных организаций системы МВД России при подготовке экспертов-криминалистов // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 193-196.
Латышов Игорь Владимирович, д-р юрид. наук, доц., профессор кафедры, latyshov@gmail. com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет МВД России; профессор кафедры, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Чумакова Екатерина Сергеевна, главный эксперт, e4ymakova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Экспертно-криминалистический центр управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу; ассистент кафедры, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
TOPICAL ISSUES OF TRAINING SPECIALISTS FOR EXPERT AND FORENSIC DEPARTMENTS OF THE INTERNAL AFFAIRS IN TRANSPORT
I. V. Latyshov, E.S. Chumakovа
The article highlights the characteristic features of the training of specialists for the forensic departments of the internal affairs bodies in transport. It is noted that the nature of these features, for the most part, is determined by the objects of service of the internal affairs bodies in transport -the transport itself (railway, water, air), as well as transport infrastructure (buildings, structures, adjacent territory in the area of responsibility of transport organizations).The experience of the Department of Transport in the North-Western Federal District in the organization of special forensic testing grounds, their use in the process of training specialists is considered. Conducting training sessions at such forensic training grounds ensures the implementation of situational modeling of the material situation at the scene of a transport accident, the formation of training investigative teams, the choice of the most effective forensic tools and methods for detecting, fixing and removing traces (traces of hands, shoes, traces of biological origin, etc.).According to the authors, the forensic testing ground should be technologically mobile, which is ensured by the possibility of building material or virtual installations of the scene on its modular site. A proposal has been made to replenish the expert staff with graduates of civil educational institutions of higher education who have completed a course in the specialty 40.05.03 ««Forensic examination». In the context of issues of training specialists, a positive assessment was given to the practice of conducting educational practice-oriented activities in the Forensic Center of the Department of Transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the North-Western Federal District aimed at popularizing the profession of a forensic expert.
Key words: training of specialists, transport, forensic testing ground.
Latyshov Igor Vladimirovich, Doctor of Law Scie., Ass. Prof., Professor of the Department, latyshov@gmail. com, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Professor of the Department, Russia, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,
Chumakova Ekaterina Sergeevna, chief expert, e4ymakova@mail. ru, Russia, St. Petersburg, Forensic Control Center for Transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the NorthWestern Federal District; Аssistant of the Department,Russia, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University