Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки школьников к основному государственному экзамену по географии: предметные и метапредметные образовательные результаты'

Актуальные вопросы подготовки школьников к основному государственному экзамену по географии: предметные и метапредметные образовательные результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. Н. Горбатова, О. В. Отто

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки школьников к основному государственному экзамену по географии: предметные и метапредметные образовательные результаты»

ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TECHNOLOGY OF ♦ ENVIRONMENTAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ГЕОГРАФИИ: ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 2 ОН. Горбатова ,О.В. Отто

'Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, Барнаул,

E-mail: gorbatovaon@rambler.ru 2Алтайский государственный университет, Барнаул, E-mail: otto.olga@mail.ru

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация в девятых классах представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися программы основного общего образования [1]. Требование проверки и оценки образовательных результатов учеников обеспечивается средствами государственной итоговой аттестации в 9 классах в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Основной государственный экзамен по географии в Алтайском крае проводится с 2014 г. Традиционно предмет география, как экзамен по выбору, сдавало незначительное количество учащихся. В 2014 г. - 39, в 2015 г. - 10 школьников. В 2016 г. более 5,6 тыс. девятиклассников пришли на экзамен по географии, что составило 26 % от выпускников этого года. Такое количество участников экзамена позволяет сделать корректные выводы о результатах учебного процесса по сравнению с предыдущим периодом [2].

Согласно «Спецификации КИМ для проведения в 2017 г. ОГЭ по географии» основной государственный экзамен осуществляется «в соответствии с обязательным минимумом содержания

основных образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии» [3]. В соответствии с требованиями выше названного документа, контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки степени усвоения учащимися предметного содержания географического образования. В то же время в Спецификации обозначено, что в «ОГЭ наибольшее внимание уделяется достижению обучающимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений», а также «важной для ОГЭ является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ)» [3]. Идея составителей КИМов понятна, ведь в условиях реализации ФГОС ООО происходит смещение акцентов с проверки предметных знаний на диагностику, в т.ч. и мета-предметных образовательных результатов. Поэтому в КИМах ОГЭ появляются задания, при выполнении которых школьник должен произвести универ-

Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2017. (44)

сальные учебные действия. Рассмотрим задания демонстрационного варианта ОГЭ за 2016 г. [4] (задания с развернутым ответом) с точки зрения необходимости выполнения универсальных учебных действий при их решении. В КИМ

представлено три вопроса, требующих развернутого ответа. Задания 15 и 23 были высокого уровня сложности, а 20 - повышенного [5], их характеристика отражена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика заданий с развернутым ответом в демонстрационном варианте ОГЭ-2016 по географии*

Номер задания и проверяемые элементы содержания**

Контролируемые виды деятельно-стии ***

Требования к уровню подготовки выпускников*

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

15. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана.

20. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

23. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно -ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов; география отраслей промышленности

уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

специфика географического положения и административно-

территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно -хозяйственных зон и районов_

объяснять существенные признаки гео-графических объектов и явлений

решение практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию

Примечание: * - задания с развернутым ответом демонстрационного варианта ОГЭ за 2017 г. не претерпели существенных изменений; ** - кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии, 2016 [5]; *** - спецификация КИМ для проведения в 2016 г. ОГЭ по географии [3].

15. В конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55 км у побережья Чили, в 115 км к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами погибло более 500 человек. Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения зафиксирован в 116 км восточнее города Икике. Его очаг находился на глубине 99 км. Сведений о жертвах и разрушениях не поступало. Почему в Чили часто происходят землетрясения? Ответ запишите на отдельном листе или бланке, сначала указав номер задания.

20. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего

отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Ответ за-

пишите на отдельном листе или бланке, сначала указав номер задания.

23. Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству клееного бруса и балок необходимым сырьем? Ответ запишите на отдельном листе или бланке, сначала указав номер задания.

В Спецификации к экзаменационной работе в п. 6 указаны основные умения и способы действий (относительно всех заданий КИМ), которые должен продемонстрировать выпускник: знать/понимать (доля максимального первичного балла 40,6 %), уметь (доля максимального первичного балла 46,9 %), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (доля максимального первичного балла 12,5 %) [3]. Первые два раздела ориентированы в основном на предметные умения и способы действий (суммарно 87,5 %), и лишь содержание третьего раздела требует от школьников сфор-мированности отдельных универсальных учебных действий (табл. 2).

Таблица 2

УУД, которые должен совершить школьник при выполнении заданий КИМ с развернутым ответом

Познавательные

Регулятивные

Личностные

15

20

23

Выделять главные, существенные признаки явлений, определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, искать и отбирать информацию в тексте, выделять факты в тексте, составлять логической цепочки. Создавать объяснительные тексты

Выделять главные, существенные признаки, сравнивать объекты по заданным критериям, осуществлять выбор, классифицировать по заданным признакам, производить анализ и оценку, выделять главную мысль в тексте, давать качественное и количественное описание объектов, высказывать суждения, подтверждая их фактами. Создавать объяснительные тексты

Выбирать необходимую информацию из разных источников, выделять главные, существенные признаки, высказывать суждения, подтверждая их фактами, вести отбор факторов. Создавать объяснительные тексты

планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей

планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей

планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей

сопереживание людям, оказавшимся в зоне природной катастрофы

понимание значимости труда другого человека, понимание потребностей другого человека: осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку

ВиШПп АВ RGS [Izvestiya АО RGO]. 2017. N01 (44)

Как показывает анализ таблицы 2, для того, чтобы выполнить задания с развернутым ответом, школьникам необходимо произвести, в основном, разные виды познавательных универсальных учебных действий. Рассмотрим результаты выполнения заданий с развернутым ответом школьниками Алтайского края (табл. 3).

Из трех заданий с развернутым ответом девятиклассники успешнее справились с заданием № 20. Более половины учащихся смогли выделить главные, существенные признаки сравниваемых участков, определить критерии для сравнения и высказать суждения об их пригодности для разных типов использования, подтверждая свои рассуждения фактами. Более сложным для школьников оказалось задание № 15. При его выполнении кроме умений искать и отбирать информацию в тексте, составлять логической цепочки и объяснительные тексты школьники должны были продемонстрировать достаточно глубокие предметные знания, в первую очередь, о причинно-следственных связях между природными компонентами.

Задание № 23 направлено на выявление знаний школьников об особенностях основных отраслей хозяйства и природно-хозяйственных районах России, а также на выявление умений выделять главные, существенные признаки, высказывать суждения, подтверждая их фактами. Несмотря на то, что источником информации является географическая карта, которая помогает найти подтверждения для обоснования решения, только 15 % участников экзамена продемонстрировали эти знания и уме-

ния. Более половины девятиклассников не приступали к его выполнению, что на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что они не смогли подобрать необходимые карты в атласе для решения данной задачи, т.е. не показали умения искать информацию и ее анализировать, вести отбор фактов, работать в соответствии с поставленной задачей. Таким образом, нами выявлено, что для того, чтобы успешно выполнить задания с развернутым ответом, школьники должны совершить универсальные учебные действия. Этот факт необходимо учитывать при подготовке школьников к ОГЭ.

Для повышения качества предметного образования и решения выше названных проблем отделением краевого учебно-методического объединения по естественнонаучным дисциплинам (КУМО по ЕНД) реализуется проект «Готовимся к экзамену». Разработка проекта ведется специалистами КГБУ ДПО АКИПКРО, ФГБОУ ВО «АлтГУ» (географический факультет), методистами отделения краевого учебно-методического объединения по естественнонаучным дисциплинам. Продуктом проекта является короткий видеоролик, смысловыми частями которого являются: объяснение содержания одной из тем, изучение алгоритма решения сложных задач по этой теме, обсуждение необходимых для решения задачи УУД, разбор заданий из вариантов ОГЭ и ЕГЭ, домашнее задание с подобными задачами, справочные материалы. Видеоролики размещены на страничке отделения КУМО по ЕНД [6].

Таблица 3

Результаты выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом школьниками Алтайского края, 2016 г.

Номер за- Максимальный балл Выполнения задания, % Результаты выполнения заданий,%

дания не приступал 0 баллов 1 балл 2 балла

15 2 24 41 22 26 11

20 2 52 21 11 31 36

23 1 15 51 33 15 -

Достаточно высокий уровень школьников, правильно выполнивших задание № 20 (работа с планом местности), мы связываем со своевременностью размещения в сети видеоролика «Способы изображения неровностей земной поверхности на плане местности».

Для сбора отзывов и предложений, обмена опытом, на форуме отделения создана тема «Готовимся к экзамену по географии». Отзывы свидетельствуют, что учителя не только скачивают ролики для проведения занятий по подготовке к экзаменам, но и дают ссылки школьникам для самостоятельного изучения материала. В рамках проекта «Готовимся к экзамену» разработаны сетевые консультации, подготовлены методические рекомендации для успешной

сдачи ЕГЭ и ОГЭ по географии, проводятся вебинары, разработан учебный дистанционный курс «Подготовка к ОГЭ учащихся 9 классов по географии». Новизна представленного подхода заключается в том, что странички сайта отделения становятся площадкой не только для повышения компетентности педагогов в части подготовки к ГИА, но и важным образовательным ресурсом для школьников.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения заданий ОГЭ с точки зрения ме-тапредметности и подтверждает необходимость формирования универсальных учебных действий у школьников для достижения высоких результатов на экзаменах по географии.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.iu/document/cons_doc_LAW_140174.

2. Отто О.В., Праздникова Н.Н. Использование результатов основного государственного экзамена для оценки уровня географического образования школьников Алтайского края // География и природопользование Сибири: сб. науч. ст. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - Вып. 22. - С. 89-99.

3. Спецификация КИМ для проведения в 2016 г. ОГЭ по географии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

4. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 г. основного государственного экзамена по географии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

6. http://www.akipkro.ru/kpop-main/end.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.