Научная статья на тему 'Актуальные вопросы оценки ресурсного потенциала предприятий'

Актуальные вопросы оценки ресурсного потенциала предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА / ЦЕННОСТИ ТОВАРОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / COMPETITION / RESOURCE POTENTIAL / EXPERT EVALUATION / RAPID ASSESSMENT / THE VALUE OF GOODS / HUMAN RESOURCES / PHYSICAL RESOURCES / THE RESOURCES OF INTANGIBLE AND FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Александра Владимировна, Гончарова Светлана Николаевна

В статье рассмотрена оценка качественных параметров ресурсного потенциала организаций агропромышленного комплекса. Отображена группировка методических подходов и сформирована матрица системы показателей оценки ресурсного потенциала. Предложены возможные варианты оценки использования ресурсов предприятия с помощью характеристик продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Александра Владимировна, Гончарова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation pressing questions resource potential of the enterprises

This article considers the estimation of quality parameters re-sursnogo capacity of agro-industrial complex. Displayed group of methodological approaches and formed a matrix of indicators to assess the resource potential. Proposed options for evaluating the use of enterprise resources in terms of characteristics of productivity.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы оценки ресурсного потенциала предприятий»

Педагогика

УДК 504 (7)

Несговорова Наталья Павловна

Natalia Nesgovorova

Савельев Василий Григорьевич

Vassily Savelyev

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE FORMATION OF THE COGNITIVE COMPONENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS' ECOLOGICAL CULTURE IN THE PROCESS OF PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ACTIVITIES

Формирование когнитивного компонента экологической культуры студентов вуза происходит более эффективно в процессе практико-ориен-тированной образовательной экологической деятельности, под которой следует понимать один из важнейших видов деятельности, в процессе которой личность, познавая окружающий мир, взаимодействует со средой, воздействует на нее, преобразует

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая деятельность, практико-ориентированная образовательная деятельность

The formation of the cognitive component of the high school students’ ecological culture goes on more effectively in the process of practice-oriented educational ecological activity, which should be viewed as one of the most important types of activity, in the process of which the individual, while perceiving the outside world, interacts with the environment, influences and transforms it

Key words: ecological culture, ecological activity, practice-oriented educational activities

Формирование экологической культуры социума - одна из актуальнейших задач современности, обусловленная состоянием взаимоотношений в системе «чело-век-общество-природа». По мнению Н.Ф. Рей-мерса, экологическая культура - это «этап и

составная часть развития общечеловеческой культуры, характеризуемые острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества» [4]. В рамках деятельностного подхода экологическая культура вы-

ступает как способ, мера и результат деятельности человека и общества; это тот механизм, который регулирует взаимоотношения человека и социоприродной среды, являясь при этом и системой ценностей, и уровнем овладения ими. Поэтому экологическую культуру целесообразно рассматривать как сложное и динамическое образование, отражающее процесс и результат человеческой деятельности.

С нашей точки зрения, экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социальной средой. Она проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (природосообразную) деятельность, реализуется во всех ее видах и результатах, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества, в поведении человека [2].

На основании изложенного приходим к выводу о том, что экологическая культура является интегральной характеристикой, вбирающей множество показателей, объединяемых нами в когнитивно-операциональный, аксиологический, результативно-деятельностный компоненты.

В настоящей статье мы останавливаемся на когнитивно-операциональном компоненте, формируемом в процессе практикоориентированной образовательной деятельности студентов вуза.

С позиции родового понятия «практика» -это деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его [1]. В рамках практики экодеятельность следует рассматривать как специфическую человеческую форму отношения к биосфере в процессе ее преобразования. В структуре экодеятельности нами выделены два компонента:

1) деятельность по познанию окружающего мира;

2) практико-ориентированная деятельность в адрес среды.

Учитывая, что под деятельностью принято понимать занятие, труд [1], под практикоориентированной экологической деятельностью следует понимать вид занятий, в котором личность воздействует на окружающую среду, преобразуя ее. Практико-

ориентированная деятельность может быть направлена на сохранение, восстановление, благоустройство социально-природной и природной среды, на пользование природными ресурсами.

Формирование когнитивно-операционального компонента экологической культуры в процессе практико-ориентированной образовательной деятельности предполагает освоение экологизированного содержания, уровень которого можно оценить по полноте, научности, системности и осознанности знаний, а также формирование комплекса умений переноса знаний в новые условия, проектирования и анализа собственной экологически направленной деятельности.

Критериальная шкала оценки сформи-рованности данного компонента в структуре экологической культуры студента имеет трехуровневое построение (низкий, средний, высокий).

При низком уровне объем экологических знаний ниже требований стандарта, их научность проявляется в знакомстве с экологическими понятиями, не связанными с практикой. Что касается системности знаний, то между терминами и понятиями отсутствует взаимосвязь. Полученные знания не осознаются, используются по образцу, перенос их на практику не осуществляется либо осуществляется с грубыми ошибками. Проектирование практикоориентированной экодеятельности не осуществляется, она реализуется по образцу. Умения анализировать деятельность не развиты.

На среднем уровне объем знаний соответствует нижней планке образовательного стандарта, научность проявляется в оперировании понятиями, теориями и законами, подкрепленными примерами из практики, четкой картины мира в сознании не сформировано.

Умение переносить знания в плоскость прак-тико-ориентированной деятельности развито слабо. Использование знаний осуществляется в рамках одного предмета. Отмечается умение проектировать деятельность по образцу, способность к разработке нескольких альтернативных вариантов, умение обосновывать и выбирать наиболее оптимальный. В то же время на данном уровне не сформированы умения выделять существенные признаки основных компонентов самой деятельности, проведения ее анализа.

При высоком уровне отмечается полное соответствие объема знаний требованиям образовательного стандарта, научность проявляется в формулировании гипотез, составлении экологических проектов, знания упорядочены, взаимосвязаны, объединены в научную картину мира. Осознанность полученных знаний проявляется в способности к объяснению взаимосвязей и взаимоотношений в природе и обществе. Умения использовать знания на практике настолько прочны, что не утрачиваются, даже если знания практически не применяются. Наблюдается хорошо сформированное умение самостоятельно переносить научные знания экологического характера в плоскость практико-ориентированной деятельности, обобщать, использовать знания из других предметов. Сформировано умение включать элементы экологизации в деятельность, разрабатывать несколько вариантов проектов, выбирать оптимальный, нестандартный вариант, доказывать правильность выбора. Отмечается умение анализировать деятельность, заключающуюся в самостоятельном выделении существенных признаков основных компонентов, установлении причинно-следственных связей, определении основных признаков неудач. Результаты теоретического исследования нами подтверждены эмпирическими данными, полученными в процессе наблюдений в деятельности. Для этого нами проведено исследование, в рамках которого изучалась динамика формирования экологической культуры у студентов вуза в процессе практико-

ориентированной образовательной деятельности. Базой экспериментальной работы являлся факультет естественных наук, участниками опытно-экспериментальной работы - студенты специальности «Экология».

Наблюдение за процессом формирования когнитивно-операционального компонента экологической культуры в структуре личности студента осуществлялось в процессе полевого практикума, организуемого в различной форме. В контрольной группе практика проводилась в традиционной, фронтальной форме, обозначенной инструкцией по проведению полевых практик и программой учебного предмета, по строго определенному расписанию, с частичным использованием элементов самостоятельной работы, относящихся по своему характеру к реконструктивно-вариативным (по классификации П.И. Пидкасистого). Данный вид работы требует переноса известного способа (усвоенных умений в процессе лабораторно-практических занятий) с некоторой его модификацией в необычную (полевые условия) ситуацию.

Экспериментальные группы участвовали в комплексном экологическом практикуме, включавшем учебную практику студентов первого, третьего курсов, производственную практику студентов четвертого курса. Такая практика организуется в виде самостоятельной работы на межпредметном уровне с использованием частично-поисковых и исследовательских самостоятельных работ. Практико-ориентиро-ванная деятельность студентов, комплексная по своему характеру, по способу организации -в форме временных творческих коллективов, в состав которых входило 3...4 чел. В каждой микрогруппе руководителем был студент 4 курса.

Комплексная полевая практика выводит процесс обучения на высокий уровень трудности, он становится развивающим, осуществляется более быстрыми темпами, способствует обеспечению комплексной ведущей роли теории в сочетании с формированием умений прикладного характера, учете особенностей всех обучаемых.

Динамика формирования когнитивного компонента экологической культуры студентов, %

Характеристика когнитивнооперационального компонента Контрольная группа Экспериментальная группа

1 2 3 1 2 3

Полнота познания До практики 41,4 58,6 0,0 40,0 60,0 0,0

После практики 30,1 61,5 8,4 6,7 53,3 40,0

Научность До практики 38,4 43,4 18,2 26,7 53,3 20,0

После практики 20,0 60,0 20,0 0,0 33,3 66,7

Системность До практики 32,8 64,3 2,9 6,3 87,5 6,3

После практики 20,0 60,0 20,0 0,0 56,3 43,8

Осознанность До практики 35,3 36,4 28,3 6,3 62,5 31,3

После практики 25,3 42,1 32,6 0,0 31,3 68,8

Умение переноса знаний* До практики 15,3 56,4 28,3 6,3 62,5 31,3

После практики 10,6 45,9 43,5 0,0 12,5 87,5

Умение проектировать деятельность** До практики 32,4 67,6 0,0 21,5 47,3 31,3

После практики 0,0 100,0 0,0 0,0 13,3 86,7

Умение анализировать деятельность*** До практики 27,4 54,8 17,8 0,0 60,6 39,4

После практики 6,7 73,3 20,0 0,0 50,0 50,0

Примечание: *умение переносить знания экологического характера в плоскость практикоориентированной деятельности; ** умение проектировать практико-ориентированную деятельность; *** умение анализировать собственную практико-ориентированную деятельность

Анализ полученных эмпирических данных показал, что объем знаний у студентов экспериментальной и контрольной групп до начала полевой практики практически одинаков. Объем знаний, соответствующий лишь нижней планке образовательного стандарта, выявлен у 61,5 % студентов контрольной группы, в экспериментальной группе на 8,2 % меньше. Кроме того, уровень знаний, не соответствующий требованиям образовательного стандарта, выявлен у 30,1 % студентов контрольной и у 6,7 % студентов экспериментальной группы до начала практики. После практики примерно у 40 % студентов экспериментальной группы объем знаний стал соответствовать стандарту. Среди студентов контрольной группы этот показатель ниже на 31,6 %.

В контрольной группе в начале экспери-

мента у большинства студентов выявлена способность оперировать понятиями, теориями и законами, подкреплять их примерами из практики. После практики повысили способность к названному виду деятельности еще 16,6 % студентов. Незначительно выросло число студентов, которые могут сформулировать гипотезы, составлять экологические проекты.

В экспериментальной группе наблюдается значительное увеличение числа студентов с высоким уровнем знаний, способных свободно формулировать гипотезы и разрабатывать экологические проекты. У этих студентов после прохождения практики наблюдались изменения в мировоззрении. Произошло упорядочение, связывание знаний в единую картину мира, что наблюдается у большинства участников экспериментальной группы.

В контрольной группе результаты несколько ниже (рост на 17,1 %, в экспериментальной - на 37,5 %); 20 % студентов контрольной группы и после практики не способны провести взаимосвязь между терминами и понятиями, законами, научная картина мира у них так и осталось не сформированной.

В экспериментальной группе таких студентов не оказалось. Следовательно, комплексная практика способствует связыванию знаний в систему, в научную картину мира.

Полученные результаты могут быть объяснены тем, что объединение практик по нескольким предметам способствует соединению разрозненных знаний в единое целое, чего не наблюдается при проведении практик по отдельно взятым предметам.

Наши предположения подтверждаются результатами изучения уровня осознанности знаний. Среди студентов контрольной группы до полевой практики 35,3 % используют знания только в знакомой ситуации, еще 36,4 % переносят знания в меж- и внутрипредметную среду, 28,3 % способны к объяснению взаимосвязей и взаимоотношений в природе и обществе. В экспериментальной группе лишь 6,3 % студентов используют знания только в знакомой ситуации, 62,5 % переносят знания в меж- и внутрипредметную среду, 31,3 % способны к объяснению взаимосвязей.

После практики наблюдается снижение количества студентов, использующих знания по образцу. В экспериментальной группе таких студентов нет. В этой группе отмечен значительный рост числа студентов, объясняющих взаимосвязи в природе и обществе. В контрольной группе количество студентов, переносящих знания в меж- и внутрипредметную среду и способных к объяснению взаимосвязей, возросло на 5,7 и 4,3 % соответственно.

Выявленная динамика получила дополнительное подтверждение при рассмотрении способности переносить знания из теории в практику. До практики часть студентов не умели осуществлять такой перенос либо осуществляли его с грубыми ошибками. В контрольной

группе их больше на 9 %. После практики в экспериментальной группе студентов с данными затруднениями не выявлено, в контрольной группе их количество составило 10,6 %.

У студентов обеих групп умение переносить знания в плоскость практико-ориенти-рованной деятельности до практики развито слабо. Число студентов с таким умением на 6,1 % больше в экспериментальной группе до практики, а после практики разница составляет 33,4 %.

До полевой практики число студентов, умеющих самостоятельно переносить научные знания экологического характера в плоскость практико-ориентированной деятельности, обобщать, использовать знания из других предметов, в экспериментальной группе на 3 % больше, после практики - на 44 %.

Студентов, не владеющих умением проектировать практико-ориентированную деятельность либо владеющих им в недостаточной степени, до практики на 10,9 % в контрольной группе больше, чем в экспериментальной. После прохождения практики в контрольной группе 100 % студентов демонстрируют умение проектировать деятельность по образцу. В экспериментальной группе лишь 13,3 % студентов проектируют ее по образцу.

Умением включать элементы экологизации в практико-ориентированную деятельность владеют 20 % студентов контрольной группы и 60,6 % экспериментальной группы до прохождения практики. В экспериментальной группе после прохождения полевой практики 86,7 % студентов умеют включать элементы экологизации в практико-ориентированную деятельность. Рост числа студентов, умеющих переносить экологические знания в плоскость практико-ориентированной деятельности, в экспериментальной группе происходит более интенсивно.

В процессе комплексной полевой практики число студентов, не умеющих выделять существенные признаки основных компонентов практико-ориентированной деятельности и проводить анализ их роли в получении результата, и тех, кто самостоятельно выделяет эти

признаки и может определить основные признаки неудач практико-ориентированной деятельности, становится равным. В контрольной группе преобладают студенты, не умеющие выделить существенные признаки практикоориентированной деятельности и проводить анализ их роли в получении результата. В этой же группе незначительно увеличивается процент студентов, умеющих определить основные признаки неудач практико-ориентирован-ной деятельности.

В процессе проведенного исследования и обработки полученных данных можно сделать следующие выводы:

- в начале эксперимента существенных различий между уровнем сформированности когнитивно-операционального компонента экологической культуры у студентов обеих групп по выделенным показателям практически не существует;

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2004. -1200 с.

2. Несговорова Н.П. Экологическое образование. Введение в предмет / Н.П. Несговорова. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 163 с.

3. Несговорова Н.П. Формирование готов-

Коротко об авторах_________________________________

Несговорова Н.П., канд. пед. наук, доцент, Курганский государственный университет (КГУ)

1\^доуогоуа @уапЬех.ги

Научные интересы: экология, экологическое образование

- проведение практики в форме комплексного практикума способствует повышению эффективности решения задач обучения, формирования профессионально важных качеств личности студентов. Доказательством тому служат более высокие показатели уровня знаний, сформированности основных умений, формируемых в процессе активной самостоятельной практической деятельности;

- комплексное проведение практики способствует более эффективному формированию изучаемых показателей когнитивнооперационного компонента экологической культуры у студентов;

- организация и проведение полевых практик с большой долей самостоятельности и научности повышает эффективность формирования более высокого уровня направленности экодеятельности.

__________________________________Литература

ности педагогов-экологов. Вопросы теории и практики / Н.П. Несговорова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 228 с.

4. Экологическое образование в России. -М.: РЭФИА, 1995.

______________________Briefly about the authors

N. Nesgovorova, Candidate Of Pedagogics, Associate Professor, Kurgansk State University

Areas of expertise: ecology, ecological education

Савельев В.Г., ассистент, Курганский государственный V. Savelyev, Assistant, Kurgansk State University

университет(КГУ)

Nesgovorova @yandex.ru

Научные интересы: экология, экологическое образова- Areas of expertise: ecology, ecological education ние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.