Научная статья на тему 'Актуальные вопросы оценки предпринимательской культуры студенческой молодежи'

Актуальные вопросы оценки предпринимательской культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ENTREPRENEURIAL CULTURE / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / UNIVERSITY ENVIRONMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ENTREPRENEURIAL ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенкин Анатолий Викторович, Иванова Анастасия Владимировна

В статье рассматривается предпринимательская культура студенческой молодежи как один из наиболее значимых факторов развития предпринимательской экосистемы университета. Уровень развитости предпринимательской культуры в университетской среде авторы предлагают оценивать по показателям, базирующимся на результатах мониторинга отношения студентов к предпринимательству. Представлены эмпирические данные, полученные в результате опроса студентов ведущих университетов города Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенкин Анатолий Викторович, Иванова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Evaluation of the Entrepreneurial Culture of Student Youth

The article discusses the entrepreneurial culture of student youth as one of the most important factors in the development of University entrepreneurial ecosystem. The authors propose to estimate the level of entrepreneurial culture development in the university environment according to the indicators based on the results of monitoring student's attitude towards entrepreneurship. They present empirical data received as a result of a survey conducted among the students of the leading universities in Yekaterinburg.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы оценки предпринимательской культуры студенческой молодежи»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Гребенкин А.В.1, Иванова А.В.1

1 Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Актуальные вопросы оценки предпринимательской культуры студенческой молодежи

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается предпринимательская культура студенческой молодежи как один из наиболее значимых факторов развития предпринимательской экосистемы университета. Уровень развитости предпринимательской культуры в университетской среде авторы предлагают оценивать по показателям, базирующимся на результатах мониторинга отношения студентов к предпринимательству. Представлены эмпирические данные, полученные в результате опроса студентов ведущих университетов города Екатеринбурга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежное предпринимательство, предпринимательская культура, университетская среда, предпринимательская экосистема

JEL: L26, M14, I23

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Гребенкин А.В., Иванова А.В. Актуальные вопросы оценки предпринимательской культуры студенческой молодежи // Креативная экономика. — 2015. — № 2 (98). — с. 207-216. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/120/

Гребенкин Анатолий Викторович, д-р экон. наук, профессор кафедры теории управления и инноваций Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург ([email protected])

Иванова Анастасия Владимировна, канд. экон. наук, ассистент кафедры теории управления и инноваций Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 09.09.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 27.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/120/ (с) Гребенкин А.В., Иванова А.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/120/

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 13-32-1015 «Исследование межсекторного взаимодействия науки, образования и бизнеса...»

Усиление роли сектора малого предпринимательства в настоящее время становится одним из приоритетных направлений развития экономики РФ. Малый бизнес является более адаптивным, быстрее реагирует на изменения динамичной внешней среды, активно способствует развитию инновационного потенциала экономики, осуществлению коммерциализации научных исследований и внедрению инновационных технологий. Зарубежный опыт демонстрирует, что ведущую роль в генерации предпринимательства играют университеты как место сосредоточения науки, образования и энергии молодежи.

Молодежь является наиболее активной и креативной частью общества, способной с наибольшей отдачей участвовать в экономической жизни страны и региона, с лёгкостью воспринимать всё новое и с большей степенью готовности брать на себя риски. В западных университетах студент как потенциальный предприниматель является связующим звеном между учеными и инвесторами. Понимание необходимости развития малого бизнеса в университетах пришло и в Россию, что повлекло за собой создание соответствующих институтов. Интеграция образования, науки и бизнеса главным образом способствует научно-техническому прогрессу, а устойчивые взаимосвязи малого, среднего и крупного бизнеса являются основой развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Эти тенденции наиболее ярко проявляются в инновационно развитых регионах России, в которых усиливается роль университетов как фактора развития сектора молодежного предпринимательства.

Указанные тенденции актуализируют проблему развития молодежного предпринимательства в университетской среде как источнике его эффективного функционирования в экономике региона. В настоящее время развитие молодежного предпринимательства в российских университетах только начинается. Лишь недавно отечественные ученые начали уделять внимание процессу формирования молодежного предпринимательства в университетской среде, а описания действенных механизмов и методик его развития практически нет.

Авторами исследован феномен молодежного предпринимательства, под которым ими понимается динамический процесс создания новой ценности бизнеса, основанный на целесообразной, осуществляемой на свой риск деятельности предпринимателя в возрасте от 16 до 35 лет (или предпринимательской команды, в состав которой входит не менее 70% участников в возрасте от 16 до 35 лет), который эффективно объединяет ресурсы для использования имеющихся возможностей по удовлетворению существующих или создаваемых потребностей. Практически все студенты университетов (бакалавриат очного отделения и магистратура) относятся к категории молодежи, соответственно, молодежное предпринимательство может быть рассмотрено на примере студенческого предпринимательства.

Одним из основополагающих условий развития молодежного предпринимательства является наличие сформированной предпринимательской экосистемы в университетской среде. Зарубежные исследователи1 подчеркивают, что та предпринимательская экосистема эффективна, где барьеры между организациями и отдельными лицами разбиты, где происходит сотрудничество в разных областях и секторах, где существует предпринимательская культура, которая учит студентов рисковать, терпеть неудачу и праздновать успех. Такие составляющие экосистемы, как сеть и культура - менее конкретны и измеримы, но являются важнейшими компонентами.

Анализ теоретических подходов к определению понятия предпринимательской культуры позволяет сказать, что предпринимательская культура как понятие не имеет однозначной трактовки. Согласно одной точке зрения, акцентирующей внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательства - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры. При этом авторы указывают, что культура предпринимательской деятельности в широком смысле слова выступает средством идентификации предпринимателя с предпринимательской

1 Adrienne J. Burke. How to build an innovation ecosystem? // The New York Academy of Sciences Magazine. - 2011. - URL: http://www.nyas.org/publications/DetaiLaspx?cid=da1b8e1d-ed2d-4da4-826d-00c987f63c82 (дата обращения: 10.10.2012).

средой. Она определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности

«_» 9

предпринимателей 2

Необходимо усиливать стремления студента стать предпринимателем, активно участвовать в деловых мероприятиях, его позитивное отношение к данному роду деятельности, желание работать в одной команде, формируя уникальную комбинацию научных, технических и предпринимательских способностей.

Зарубежные исследователи определяют индивидуальные характеристики личности в качестве одной из основных детерминант активности молодого предпринимателя. Они подчеркивают высокую значимость предпринимательских свойств личности в формировании поведенческого стиля, а также роль, которую личность, мотивация и склонность к предпринимательству играют в воздействии на академическое предпринимательство3. Некоторые исследования используют психологические модели для объяснения создания компаний при университетах.

Центральным принципом одного из исследовательских течений в области создания молодежного предпринимательства при университетах является то, что университетская бизнес-активность - это отражение институционального поведения4- Это исследовательское направление разделяет общее мнение, что предпринимательское поведение является отражением действий индивида и поэтому сильно связано с личностью, квалификацией и готовностью индивида перенимать предпринимательский стиль поведения.

Существует предположение о том, что именно предпринимательский дух студентов в будущем может трансформироваться в создание и функционирование успешных предпринимательских фирм5- Современные исследователи отмечают, что

2 Орлов, В.Б. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия / В.Б. Орлов, О.Г. Мизерова, Е.В. Орлова // Вестник Югорского государственного университета. - 2009. - № 4 (15). - С. 21.

3 Oosterbeek, H. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and motivation / H. Oosterbeek, M. Praag, A. Ijsselstein // European Economic Review. - 2010. - N 54. -P. 442-454.

4 Rory O'Shea. Determinants and consequences of university spin-off activity: a conceptual framework // Understanding entrepreneurship. -Northampton: Edward Elgar Publishing, Inc, 2007. -p.47

5 Brenkert, G. G. Innovation, rule breaking and the ethics of entrepreneurship / G. G. Brenkert // Journal of Business Venturing. - 2009. - N 24. - P. 448-464.

социальные нормы, культура и ожидания университета являются ключевой детерминантной предпринимательской деятельности. Университеты, которые обладают предпринимательской культурой, будут иметь более высокие уровни коммерциализации и высокий процент предпринимательской активности.

Чтобы создать предпринимательскую атмосферу внутри университетов, руководители университетов должны фокусироваться на пяти организационных и управленческих факторах:

1) системе вознаграждения для трансфера технологий из университета в бизнес;

2) практике студентов в центрах трансфера технологий (ЦТТ);

3) политике университетов по развитию предпринимательства;

4) росте числа ресурсов для развития ЦТТ;

5) стремлении устранить культурные и информационные барьеры6-

Основываясь на существующих методических подходах, авторы предлагают оценить уровень развития предпринимательской культуры в университете (УПК). Для его оценки необходимо провести мониторинг отношения студентов к предпринимательству, включающий в себя несколько оценочных блоков. По мнению авторов, уровень развития предпринимательской культуры можно определить следующими индикаторами.

1. Уровень ценностных ориентиров (доля студентов, ценности предпринимательства для которых связаны с нематериальными благами (самореализацией, независимостью, свободой и престижем деятельности):

Кцен

ПК —

У1 = К ,

где

К - общее число (количество) опрошенных студентов;

Кц - число студентов, связывающих создание своего дела с духовными ценностями

6 Bathelt, H. A knowledge-based typology of university spin-offs in the context of regional economic development / H. Bathelt, D. F. Kogler, A. K. Munro // Technovation. - 2010/ - N 30. - P. 527.

2. Уровень предпринимательски ориентированных студентов характеризует долю студентов, имеющих положительное отношение к предпринимательству:

Кориент

ПК -

У 2 = К ,

где

К - общее число опрошенных студентов;

Кориент - число студентов, имеющих положительное отношение к предпринимательству.

3. Уровень предпринимательской энергии характеризует долю студентов, активно участвующих в предпринимательских проектах и конкурсах:

Кэнерг

ПК -

У3 = К ,

где

К - общее число опрошенных студентов;

Кэнерг - число студентов, участвующих не менее чем в трех предпринимательских проектах/конкурсах за последний год.

4. Уровень предпринимательской зрелости характеризует долю студентов, готовых к созданию своего бизнеса в течение года:

Кзрел

ПК Тг

У 4 = К ,

где

К - общее число опрошенных студентов;

Кзрел - число студентов, готовых к созданию своего бизнеса во время обучения в университете.

5. Уровень предпринимательской активности характеризует долю студентов, имеющих свой бизнес:

Кактив

ПК -

У5 = К ,

где

К - общее число опрошенных студентов;

Кактив - число студентов, имеющих свой бизнес.

Итак, уровень развитости предпринимательской культуры университета можно оценить как:

Кцен Кориент Кэнерг Кзрел Кактив

УПК= + К + К +"+ К =

Кцен + Кориент + Кэнерг + Кзрел + Кактив

= К

X УПК

0 < УПК = 1 < 5 (2)

ПК ПК ПК

Максимальное значение каждого из показателей У1 , У2 , У3 ,

ПК ПК

У4 , У5 может составлять единицу, т.к. число студентов, характеризующее тот или иной показатель, не может превышать общее число студентов в выборке. При этом максимальное значение оценки уровня развитости предпринимательской культуры может быть равно 5, поскольку один студент может одновременно учитываться в разных показателях.

Для оценки уровня развитости предпринимательской культуры молодежи авторами было проведено исследование, включающее в себя опрос студентов университета г. Екатеринбурга: Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) (опрос был проведен во всех Институтах УрФУ); Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) (были опрошены студенты лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов); Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) (был проведен опрос преимущественно в Институте экономики и управления, а также в Институте электроэнергетики и информатики и Институте искусств) и Уральского государственного горно-геологического университета (УГГУ) (были опрошены студенты, обучающиеся на инженерно-экономическом факультете, факультете гражданской защиты геологии и геофизики, горно-механическом факультете).

На основе проведенного мониторинга отношения студентов к предпринимательству для определения уровня развития предпринимательской культуры были определены следующие показатели (см. табл. 1).

Таблица 1. Показатели, характеризующие предпринимательскую культуру

Показатель УрФУ УГМУ УГГУ РГППУ

Общее число опрошенных студентов 917 236 290 176

Число студентов, связывающих создание своего дела с духовными ценностями (потенциал роста, независимость, свобода, престиж деятельности) 544 140 119 118

Число студентов, имеющих положительное отношение к предпринимательству 681 161 240 128

Число студентов, участвующих не менее чем в трех предпринимательских проектах/конкурсах за последний год 96 16 17 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число студентов, готовых к созданию своего бизнеса во время обучения в университете 47 8 31 11

Число студентов, имеющих свой бизнес 26 0 0 2

Оценка уровня развития предпринимательской культуры осуществляется по формуле

Кцен Кориент Кэнерг Кзрел Кактив

УПК= К + К + К + К + К и приведена в таблице 2.

Из данных, рассчитанных в таблице 2, видно, что уровень предпринимательской культуры студенческой молодежи г. Екатеринбурга достаточно низок. При этом наиболее высокие значения уровня предпринимательской культуры отмечены в УрФУ и РГППУ, наименьшее значение - в УГМУ.

Таблица 2. Оценка уровня предпринимательской культуры

№ Индикатор УрФУ УГМУ УГГУ РГППУ Макс. Значение

1 Уровень ценностных ориентиров 0,59 0,59 0,41 0,67 1

2 Уровень предпринимательски ориентированных студентов 0,74 0,68 0,83 0,73 1

3 Уровень предпринимательской энергии 0,1 0,07 0,06 0,07 1

4 Уровень предпринимательской зрелости 0,05 0,03 0,11 0,06 1

5 Уровень предпринимательской активности 0,03 0 0 0,01 1

Уровень развитости предпринимательской культуры 1,52 1,37 1,41 1,54 5

При достаточно высоком уровне предпринимательски ориентированных студентов (значение индикатора больше 0,7 во всех университетах) и средних значениях уровня ценностных ориентиров (в интервале от 0,4 до 0,7) крайне низки значения уровня предпринимательской энергии, зрелости и активности.

Если потребность в увеличении уровня предпринимательской активности студентов может быть оспоримой, поскольку предпринимательская деятельность и обучение в университете не всегда могут дополнять друг друга, то усиление уровня предпринимательской энергии студентов - необходимо, поскольку позволяет овладеть им дополнительными компетенциями в области развития креативности и предприимчивости, что важно в любой сфере профессиональной деятельности будущего специалиста.

Высокий уровень второго и четвертого индикаторов создает предпосылки для роста уровня предпринимательской активности. Для этого в университете необходимо развивать систему обучения и поддержки предпринимательства, усиливать проектную составляющую

и число деловых мероприятий, развивать предпринимательскую инфраструктуру.

Результаты

Предложенный инструментарий оценки предпринимательской культуры позволяет определить направления совершенствования предпринимательской экосистемы университета и подготовить практические предложения по повышению эффективности системы формирования молодежного предпринимательства в университетской среде.

ИСТОЧНИКИ:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р

«О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009) [Электронный ресурс].

2. Burke A. J. How to build an innovation ecosystem? // The New York Academy of Sciences

Magazine. — 2011. — http://www.nyas.org/publications/Detail.aspx?cid=da1b8e1d-ed2d-4da4-826d-00c987f63c82.

3. Орлов В.Б. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия /

В.Б. Орлов, О.Г. Мизерова, Е.В. Орлова // Вестник Югорского государственного университета. — 2009. — № 4 (15). — С. 21.

4. Oosterbeek H. The impact of entrepreneurship education on entrepreneurship skills and

motivation / H. Oosterbeek, M. Praag, A. Ijsselstein // European Economic Review. — 2010. — № 54. — P. 442-454. —

http://igup.urfu.ru/docs/Bank%20English_Transleted%20Articles/English/Enterprenurs hip/The%20impact%20of%20entrepreneurship%20education.pdf.

5. O'Shea R. P. Determinants and consequences of university spin-off activity: a conceptual

framework // Understanding entrepreneurship. — Northampton: Edward Elgar Publishing, Inc, 2007. — P. 47.

6. Brenkert G. G. Innovation, rule breaking and the ethics of entrepreneurship // Journal of

Business Venturing. — 2009. — № 24. — P. 448-464. — http://igup.urfu.ru/docs/Bank%20English_Transleted%20Articles/English/Enterprenurs hip/Innovation,%20rule%20breaking%20and%20the%20ethics%20of%20entrepreneurs hip.pdf.

7. Bathelt H. A knowledge-based typology of university spin-offs in the context of regional

economic development / H. Bathelt, D. F. Kogler, A. K. Munro // Technovation. — 2010. — № 30. — P. 527. —

http://igup.urfu.ru/docs/Bank%20English_Transleted%20Articles/English/Enterprenurs hip/A%20knowledge-basedtypologyofuniversityspin-offs.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.