Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации противоэпидемической готовности субъекта Российской Федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, в современных условиях. Сообщение 2. Приоритетные направления противоэпидемической готовности'

Актуальные вопросы организации противоэпидемической готовности субъекта Российской Федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, в современных условиях. Сообщение 2. Приоритетные направления противоэпидемической готовности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ОПАСНАЯ ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ANTI-EPIDEMIC READINESS / DANGEROUS DISEASE / EMERGENCY SITUATION / EPIDEMIOLOGICAL RISK / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Носков Алексей Кимович, Вишняков Владимир Александрович, Чеснокова Маргарита Валентиновна

Целью данной работы является определение приоритетных направлений противоэпидемической готовности субъекта Российской Федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, на современном этапе. Готовность субъекта РФ к возникновению чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения (противоэпидемическая готовность), подразумевает наличие комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, закрепленного соответствующими управленческими решениями на уровне субъекта и направленного на обеспечение безопасности населения, проживающего (временно находящегося) в условиях воздействия эпидемиологических рисков. Противоэпидемическая готовность обеспечивается путем адресного распределения материальнотехнического, кадрового, научно-методического, информационного ресурсов системы общественного здравоохранения субъекта, учитывающего приоритет организации профилактики тех инфекционных болезней, которые определяют доминирующий в конкретном муниципальном районе эпидемиологический риск. Эффективное использование ресурсов невозможно без соответствующего административно-правового и рационального финансового обеспечения. По итогам проведенного исследования сформулированы приоритетные направления противоэпидемической готовности субъекта РФ к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, сучетом доминирующих эпидемиологических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Носков Алексей Кимович, Вишняков Владимир Александрович, Чеснокова Маргарита Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of anti-epidemic readiness of a Russian Federation region for emergency situations associated with infectious diseases dangerous for humans. Report 2. Priority directions of anti-epidemic readiness

The purpose of this study was to determine priority directions of anti-epidemic readiness of the Russian Federation Region for emergency situations associated with infectious diseases dangerous for humans, at the present stage. Readiness of the Russian Federation region for emergency situations associated with infectious diseases dangerous for humans (anti-epidemic readiness) implies a set of preventive and anti-epidemic measures, implementation of relevant management decisions at the Regional level, which aim to ensure the safety of people living (temporarily located) in conditions of epidemiological risks. Anti-epidemic readiness is provided through targeted distribution of logistics, human resources, scientific methods, and informational resources of public health of the region, taking into account the priority of the organization of preventive measures especially for those infectious diseases that define dominant epidemiological risk in a particular municipality. Efficient use of resources is not possible without administrative, legal and financial support. As the result of the research priority directions of anti-epidemic readiness of the Russian Federation region for emergency situations associated with infectious diseases dangerousfor humans, taking into account the dominant epidemiological risks, are formulated.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации противоэпидемической готовности субъекта Российской Федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, в современных условиях. Сообщение 2. Приоритетные направления противоэпидемической готовности»

профилактическая медицина

УДК 614.44+616.9-036

А.к. носков, В.А. Вишняков, м.В. Меснокова

актуальные вопросы организации противоэпидемической готовности субъекта российской федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, в современных условиях. сообщение 2. приоритетные направления противоэпидемической

готовности

ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека (Иркутск)

Целью данной работы является определение приоритетных направлений противоэпидемической готовности субъекта Российской Федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, на современном этапе.

Готовность субъекта РФ к возникновению чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения (противоэпидемическая готовность), подразумевает наличие комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, закрепленного соответствующими управленческими решениями на уровне субъекта и направленного на обеспечение безопасности населения, проживающего (временно находящегося) в условиях воздействия эпидемиологических рисков.

Противоэпидемическая готовность обеспечивается путем адресного распределения материальнотехнического, кадрового, научно-методического, информационного ресурсов системы общественного здравоохранения субъекта, учитывающего приоритет организации профилактики тех инфекционных болезней, которые определяют доминирующий в конкретном муниципальном районе эпидемиологический риск. Эффективное использование ресурсов невозможно без соответствующего административно-правового и рационального финансового обеспечения.

По итогам проведенного исследования сформулированы приоритетные направления противоэпидемической готовности субъекта РФ к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, сучетом доминирующих эпидемиологических рисков. Ключевые слова: эпидемиологический риск, опасная инфекционная болезнь, чрезвычайная ситуация, общественное здравоохранение, противоэпидемическая готовность

current issuEs of ANTi-EpiDEMiC READINEss of a Russian federation region for emergency situations associated with infectious diseases dangerous for humans. report 2. priority directions of anti-epidemic readiness

A.K. Noskov, V.A. Vishnyakov, M.V. Chesnokova

Irkutsk Antiplague Research Institute of Siberia and Far East, Irkutsk

The purpose of this study was to determine priority directions of anti-epidemic readiness of the Russian Federation Region for emergency situations associated with infectious diseases dangerous for humans, at the present stage. Readiness of the Russian Federation region for emergency situations associated with infectious diseases dangerous for humans (anti-epidemic readiness) implies a set of preventive and anti-epidemic measures, implementation of relevant management decisions at the Regional level, which aim to ensure the safety of people living (temporarily located) in conditions of epidemiological risks.

Anti-epidemic readiness is provided through targeted distribution of logistics, human resources, scientific methods, and informational resources of public health of the region, taking into account the priority of the organization of preventive measures especially for those infectious diseases that define dominant epidemiological risk in a particular municipality. Efficient use of resources is not possible without administrative, legal and financial support.

As the result of the research priority directions of anti-epidemic readiness of the Russian Federation region for emergency situations associated with infectious diseases dangerousfor humans, taking into account the dominant epidemiological risks, are formulated.

Key words: anti-epidemic readiness, dangerous disease, emergency situation, epidemiological risk, public health

Вероятность реализации внешнего и внутреннего онными болезнями, представляющими опасность для

эпидемиологических рисков, обусловленных инфекци- населения, неодинакова как для различных субъектов

Российской Федерации (РФ), так и для отдельных муниципальных районов одного субъекта. Оценить эту вероятность для каждого муниципального района позволяет дифференциация субъекта РФ по эпидемиологическим рискам возникновения чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с болезнями, представляющими опасность для населения [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Итогом проведения дифференциации является определение кодов доминирующих эпидемиологических рисков для каждого из муниципальных районов субъекта. Код - это буквенно-цифровой шифр, позволяющий выделить доминирующие эпидемиологические риски и оценить их опасность для населения данного муниципалитета (рис. 1). По своей сути код является прогнозом развития эпидемиологической ситуации по инфекционным болезням, представляющим опасность для населения, на конкретной территории. На основании такого прогноза разрабатываются комплекс профилактических мероприятий и приоритетные направления противоэпидемической готовности в муниципальном районе в отношении конкретных нозологических форм.

Цель работы: определить приоритетные направления противоэпидемической готовности

субъекта Российской Федерации к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, на современном этапе.

Противоэпидемическая готовность основывается на эпидемиологическом анализе выявленных доминирующих рисков. Целью анализа является установление возможных источников и путей распространения инфекционных болезней, вероятность проявления которых в муниципальном районе наиболее высока (рис. 1).

Изучаются особенности транспортной инфраструктуры и миграции населения, способствующие завозу на территорию субъекта инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории. Проводится ретроспективный и оперативный анализ каждого завозного случая. Осуществляется мониторинг циркуляции в объектах окружающей среды возбудителей опасных инфекционных болезней, формирующих доминирующий внутренний эпидемиологический риск в соответствии с типом территории («А», «В», «С») [1]. Особое внимание необходимо уделять мониторингу соответствия биологически опасных объектов тре-

рис. 1. Приоритетные направления обеспечения противоэпидемической готовности субъекта Российской Федерации к возникновению ЧС, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения.

бованиям биологической безопасности при работе с ПБА 1-1У групп патогенности.

Готовность субъекта РФ к возникновению чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения (противоэпидемическая готовность), подразумевает наличие комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, закрепленного соответствующими управленческими решениями на уровне субъекта и направленного на обеспечение безопасности населения, проживающего (временно находящегося) в условиях воздействия эпидемиологических рисков.

Противоэпидемическая готовность обеспечивается путем рационального распределения ресурсов (сил и средств) системы общественного здравоохранения субъекта при наличии соответствующего административного и финансового обеспечения.

1. Материально-технический ресурс подразумевает:

а) набор помещений для развертывания специализированных лечебных учреждений (инфекционного и провизорного госпиталей, изолятора, обсерватора) в случае выявления больных (подозрительных) опасными инфекционными болезнями, в отношении которых необходимы ограничительные мероприятия (болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории, сибирская язва и др.), а также наличие необходимого коечного фонда для госпитализации больных (подозрительных) инфекционными болезнями, имеющими значение в региональной патологии;

б) модернизацию лабораторной сети с приоритетами на обеспечение адресной лабораторной диагностики, прежде всего, тех инфекционных болезней, риск возникновения которых в конкретном муниципальных районе наиболее высок, и на внедрение современных, высокоэффективных и малозатратных методов диагностики. Предусматривается перепрофилирование лабораторий муниципального района в базы для индикации возбудителей 11—1У групп патогенности при угрозе реализации внешнего и внутреннего эпидемиологических рисков;

в) разработку региональных целевых программ по обеспечению лечебно-профилактических организаций медицинским и лабораторным оборудованием, лекарственными, диагностическими препаратами, средствами индивидуальной защиты, специализированными укладками и автотранспортом в объемах, соответствующих вероятности реализации доминирующих эпидемиологических рисков в конкретном муниципальном районе.

2. Кадровый ресурс подразумевает:

а) расчет и обоснование необходимого количества и профиля медицинских и немедицинских специалистов, привлечение которых планируется при проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больных (подозрительных) опасными инфекционными болезнями, в отношении которых необходимы ограничительные мероприятия;

б) разработку плана привлечения недостающих кадров, в том числе немедицинского профиля, из других муниципальных районов субъекта;

в) профессиональную подготовку и усовершенствование медицинских специалистов всех уровней, в том числе кадрового резерва, с ориентацией на клиническую и лабораторную диагностику инфекционных болезней, формирующих доминирующие эпидемиологические риски.

3. Научно-методический ресурс подразумевает:

а) разработку программного обеспечения и информационно-аналитических систем, позволяющих оценить опасность, спрогнозировать вероятный сценарий развития эпидемиологической ситуации и предложить рациональный алгоритм действий должностных лиц всех уровней общественного здравоохранения субъекта в конкретной эпидемиологической обстановке;

б) научно-методическое обоснование и разработку алгоритмов клинической и лабораторной диагностики, а также организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий для отдельных нозологических форм, формирующих доминирующие эпидемиологические риски на конкретных территориях;

в) внедрение этих алгоритмов на региональном и дифференцированное (адресное) их применение на муниципальном уровнях в соответствии с доминирующими эпидемиологическими рисками.

4. Информационный ресурс подразумевает:

а) формирование системы сбора, передачи и взаимного обмена информацией между заинтересованными службами и ведомствами о случаях выявления больных людей, животных и изоляции из объектов внешней среды возбудителей опасных инфекционных болезней и болезней, имеющих значение в региональной патологии;

б) доведение до заинтересованных территориальных служб и ведомств муниципальных районов информации об управленческих решениях, принятых на уровне субъекта и сведений о неблагоприятных изменениях эпидемиологической ситуации, способствующих формированию чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения.

Противоэпидемическая готовность субъекта РФ основывается на адресном распределении, как правило, ограниченных ресурсных возможностей для организации профилактики прежде всего тех инфекционных болезней, которые определяют доминирующий в конкретном муниципальном районе эпидемиологический риск.

Эффективное использование ресурсов невозможно без соответствующего административноправового и рационального финансового обеспечения. Административно-правовое обеспечение заключается в создании соответствующей нормативной базы для правового регулирования ответственности как служб и ведомств, так и отдельных должностных лиц по обеспечению готовности сил и средств системы общественного здравоохранения

субъекта к возникновению чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения. Необходимым условием финансового обеспечения противоэпидемической готовности субъекта РФ является адресное финансирование муниципальных районов с целью диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней, формирующих доминирующие внешние и внутренние эпидемиологические риски.

Таким образом, нами определены приоритетные направления противоэпидемической готовности субъекта РФ к возникновению чрезвычайных ситуаций, ассоциированных с инфекционными болезнями, представляющими опасность для населения, с учетом доминирующих эпидемиологических рисков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишняков В.А., Носков А.К. Санитарная охрана территории субъекта Российской Федерации. Сообще-

ние 1. Принципы дифференцированного подхода к организации мероприятий по санитарной охране территории на уровне муниципальных районов // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. — 2012. — № 5 (87), Ч. 1. — С. 360—362.

2. Изменения и дополнения № 1 к санитарноэпидемиологическим правилам «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.231808». Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.4.2366-08. — М., 2008.

3. Международные медико-санитарные правила (2005 г.). — ВОЗ, Женева, 2006.

4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.

5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.

6. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.4.2318-08. — М., 2008.

7. Черкасский Б.Л. Риск в эпидемиологии. — М.: Практическая медицина, 2007. — 480 с.

Сведения об авторах

Носков Алексей Кимович - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела эпидемиологии ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (664047, г. Иркутск, ул. Трилиссера, 78; тел.: 8 (3952) 22-01-43; e-mail: noskov-epid@mail.ru)

Вишняков Владимир Александрович - младший научный сотрудник отдела эпидемиологии ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Чеснокова Маргарита Валентиновна - доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной и противоэпидемической работе ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.