Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации мониторинга наркоситуации на современном этапе'

Актуальные вопросы организации мониторинга наркоситуации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОСИТУАЦИЯ / МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DRUG SITUATION / MONITORING THE DRUG SITUATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ANTI - DRUG ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич

В статье рассмотрены правовые и научные основы мониторинга наркоситуации, дана оценка наркоситуации в Российской Федерации, определены критерии и параметры наркоситуации в Сибирском федеральном округе за 2012 г., с учетом результатов социологических исследований сформулированы рекомендации по организации и проведению мониторинга наркоситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE ORGANIZATION OF MONITORING DRUG SITUATION AT THE PRESENT STAGE

The article considers the legal and scientific basis for monitoring the drug situation; assessment of drug situation in the Russian Federation is given. The author defines criteria and characteristics of drug situation in the Siberian Federal District in 2012, as well as recommendations on organization and implementation of drug situation monitoring taking into account the results of the sociological research.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации мониторинга наркоситуации на современном этапе»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ

УДК 343.9

Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,

заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск) по научной работе, доктор социологических наук, профессор

onrio@sibli.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

TOPICAL ISSUES OF THE ORGANIZATION OF MONITORING DRUG SITUATION AT THE PRESENT STAGE

В статье рассмотрены правовые и научные основы мониторинга наркоситуации, дана оценка наркоситуации в Российской Федерации, определены критерии и параметры наркоситуации в Сибирском федеральном округе за 2012 г., с учетом результатов социологических исследований сформулированы рекомендации по организации и проведению мониторинга наркоситуации.

The article considers the legal and scientific basis for monitoring the drug situation; assessment of drug situation in the Russian Federation is given. The author defines criteria and characteristics of drug situation in the Siberian Federal District in 2012, as well as recommendations on organization and implementation of drug situation monitoring taking into account the results of the sociological research.

Ключевые слова: наркоситуация, мониторинг наркоситуации, социологические исследования, антинаркотическая деятельность.

Keywords: drug situation, monitoring the drug situation, sociological research, anti - drug activity.

О

дним из приоритетных направлений формирования и реализации

Разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в России выступает одной из основных задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года1. В контексте реализации данной задачи, с учетом требований пп. "г" п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию

государственной антинаркотической политики выступает мониторинг наркоситуации, качественное проведение которого позволяет выявить подлинные масштабы известной проблемы, дать адекватную оценку наркоситуации и определить направления, формы и методы её эффективной профилактики.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 24, ст. 3015.

незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"1, Государственным антинаркотическим комитетом разработаны Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах (первый пересмотр), утверждены п. 3.1. протокола № 18 заседания Государственной антинаркотической комиссии России от 12 декабря 2013 г. (далее - Методика). Определенное место вопросам организации мониторинга отводится и в государственной программе Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 294-р.2

Необходимо отметить, что под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией. Положительную оценку практической значимости проведения мониторинга наркоситуации отмечает как научная общественность, так и представители правоохранительных органов. В частности, заместитель директора ФСКН России Н.Б. Цветков в выступлении на одном из межрегиональных антинаркотических совещаний отметил, что проведение мониторинга позволило дать адекватную оценку динамики уменьшения оборота де-зоморфина.3 Этот наркотик (известный также под названием "Крокодил") некоторое время назад был настоящим бедствием для населения страны.

Мониторинг имеет активный характер, поскольку ориентирован на создание информационной основы влияния на состояние и динамику наркоситуации, на выработку предложений различным субъектам

антинаркотической деятельности по противодействию наркомании и формированию антинаркотической культуры поведения и здорового образа жизни у населения. Сопоставление результатов мониторинга с желаемым или необходимым значением может являться и конечной целью (при оценке результативности реализации конкретных программ), и промежуточным результатом функционирования систем мониторинга (при анализе соответствия инструментария, технологий, получаемых данных мониторинга его задачам и т.п.).

Активная роль мониторинга как социального явления обоснована и связана с тем, что на каждом этапе проявления наркоситуации существуют не только положительные, но и отрицательные факторы внутреннего и внешнего воздействия, которые недостаточно только выявить и классифицировать. В процессе проведения мониторинга появляется возможность на основе обобщения информации получить адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития наркоситуации, ее детерминантах и на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или предотвратить отрицательное воздействие наркомании в обществе.

Анализ наркоситуации в Российской Федерации и динамики ее развития на основе мониторинга свидетельствует о наличии некоторых положительных тенденций, а именно о снижении количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также численности зарегистрированных наркопотребителей (рис. 1).

Количество зарегистрированных правоохранительными органами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих и ядовитых веществ, на 100 тысяч населения

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 43, ст. 5167.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 10, ст. 1062.

3 URL: http://fedpress.ru/expertsovet/expert_mnenie/s-narkomaniei-dolzhny-borotsya-i-gosudarstvo-i-obshchestvennost.

Количество выявленных в Российской Федерации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

222564

_218974

215214

й

2009 2010 2011

2012

Динамика численности выявленных наркопотребителей

700000

690000

680000

670000

660000

650000

640000

630000

♦654923

2010

2011

2012

Рис. 1. Отдельные положительные тенденции наркоситуации в Российской Федерации

в 2012 г. составило 152,8 (темпы роста к аналогичному периоду прошлого года (АППГ) - 1,7%), в 2011 г. - 150,4, в 2010 г.

- 155,8, в 2009 г. - 168,1, в 2008 г. -163, 9 человека.

Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих и ядовитых веществ, на 100 тысяч населения в 2012 г. составило 80,4 (темп роста к АППГ - 5,6%), в 2011 г. - 76,3, в 2010 г.

- 78,5, в 2009 г. - 77,5, в 2008 г. - 73,2.

Удельный вес зарегистрированных правоохранительными органами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих и ядовитых веществ, в общем количе-

стве зарегистрированных правоохранительными органами преступлений в 2012 г. составил 8,1% при абсолютном количестве таких преступлений 218974 (темп роста к АППГ - 1,7%), в 2011 г. - 8,9%, в 2010 г. - 8,5%, в 2009 г. - 8,6%, в 2008 г. -7,2%.

Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем количестве осужденных лиц в 2012 г. -14,39%, в 2011 г. - 13,24%, в 2010 г. -12,67%, 2009 г. - 12,03%.

Удельный вес несовершеннолетних в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в 2012 г. - 1,74%, в 2011 г. - 1,76%, в 2010 г. - 2,13%, в 2009 г. - 2,38%.

Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы, в 2012 г. соста-

1 Тезисы доклада директора ФСКН России В.П. Иванова на итоговой коллегии ФСКН России. URL: http:/ /www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_last/2013/0312/164322865/detail.shtml.

вила 5,5 на 100 тысяч населения, что почти на 20% выше по сравнению с 2011 г.

Дать адекватную оценку наркоугрозам и масштабам наркоагрессии и создать эффективную систему мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и контроля их легального оборота позволяют научно обоснованные критерии измерения наркоситуации, что можно продемонстрировать на примере Сибирского федерального округа.

По показателю "Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков (на 100 тысяч населения)" наркоситуация в Сибирском федеральном округе улучшилась и в целом оценивается как предкризисная (493,7), в то время как в 2011 г. ситуация по данному показателю оценивалась как кризисная (501,1). Наибольшее значение среди регионов округа с кризисной ситуацией - в Республике Тыва (1297,0).

По показателю "Криминальная пора-женность" наркоситуация в округе оценивается как кризисная (157,0), что аналогично 2011 г. Наибольшее значение показателя "Криминальная пораженность" в рамках округа - в Республике Тыва (443,7).

По показателю "Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний" наркоситуация в округе оценивается как тяжелая (9,4%), что аналогично показателю 2011 г. Наибольшее значение показателя - в Республике Тыва (20,6%).

По показателю "Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений в общем числе осужденных лиц" наркоситуация в округе в 2012 г. в целом оценивается как тяжелая (15,6%). Такая же оценка наркоситуации была дана и в 2011 г. Как предкризисная по данному показателю оценивается наркоситуация в Республике Бурятия (25,9%), как кризисная - в Республике Тыва (22,2%).

По показателю "Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за со-

вершение наркопреступлений" наркоситуация в округе оценивается как тяжелая (47,5%), что на уровне 2011 г.(49,9%).

По показателю "Распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности (на 100 тысяч населения)" в целом наркоситуация в округе оценивается как кризисная (2233,5). Обращает на себя внимание значение данного показателя в Красноярском крае (5243,8).

По показателю "Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (на 100 тысяч населения)" наркоситуация в округе в целом оценивается как тяжелая 483,5, это лучше предыдущего года, когда по данному показателю наркоситуация оценивалась как предкризисная (516,1, что превышало среднероссийский на 13,8%).

По показателю "Первичная заболеваемость наркологическими расстройствами, связанными с немедицинским потреблением наркотиков (на 100 тысяч населения)" наркоситуация оценивается как напряженная (19,4, что почти в три раза ниже показателя 2011 г. (62,6)). Наибольшее значение - в Алтайском крае (33,5).

Состояние наркоситуации по показателю "Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы (на 100 тысяч населения)" оценивается в округе как предкризисная (7,8). В 2011 г. по этому показателю наркоситуация оценивалась как кризисная. В Кемеровской области величина показателя более чем в 3 раза превышает величину окружного показателя (24,2).

Оценка наркоситуации в целом по округу в соответствии с указанными критериями позволяет сделать следующие выводы:

- по двум показателям, характеризующим масштаб незаконного оборота наркотиков, - "Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков" и "Криминальная пора-женность" - наркоситуация определяется как предкризисная и кризисная соответственно, что предполагает не только нали-

чие в округе высокого уровня предложения наркотиков, но и активную работу правоохранительных органов по пресечению наркопреступлений и выявлению наркопотребителей;

- по трем другим показателям - "Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний", "Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц" и "Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений" -наркоситуация определяется как тяжелая;

- по показателю "Распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности" - кризисная;

- по показателю "Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями" наркоситуация улучшилась и оценивается как тяжелая, также произошло улучшение по показателю "Первичная заболеваемость наркологическими расстройствами, связанными с немедицинским потреблением наркотиков", согласно которому ситуация оценена как напряженная;

- по показателю "Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы" наркоситуация оценивается как предкризисная.

Анализ наркоситуации за 2012 г. свидетельствует о том, что обстановка в Сибирском федеральном округе по сравнению с 2011 г. улучшилась по четырем из девяти показателей, по остальным, кроме показателя "Распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности", осталась на прежнем уровне (рис. 2).

Таким образом, в Российской Федерации наркоситуция оценивается как тяжелая, в округе - как предкризисная.

Проведение мониторинговых исследований наркоситуации в масштабе как России, так и округа показало, что основные трудности организации подобных исследований связаны не с их методическим обеспечением и правовым сопровождением, а с организационной стороной изучения наркоситуации. Более того, очевидным является тезис о том, что оценка наркоситуации коррелирует с уровнем эффективности работы всех субъектов мониторинговых исследований, которые должны проводиться в нормативном порядке и на основе научно обоснованных принципов. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации"1 определен перечень государственных органов, предоставляющих информацию в состав единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. В Методике закреплены участники мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации (рис. 3).

Директор ФСКН России В.П. Иванов указывал: "...Принятая система мониторинга за наркоситуацией на сегодняшний день базируется как на данных министерства здравоохранения и отечественной наркологии, так и на социальных опросах."2. Вместе с тем органы - участники мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации сталкиваются с проблемами существования латентной составляющей наркоситуации (например, неполная осведомленность Министерства здравоохранения Российской Федерации о числе лиц, умерших от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами), дублирования собираемой и обрабатывае-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 26, ст. 3808.

2 Вступление председателя ГАК, директора ФСКН России В.П.Иванова на первом совещании межведомственной рабочей группы по разработке проекта государственной программы "Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ" 27 декабря 2012 г.; Интервью председателя ГАК директора ФСКН России В.П.Иванова на радиостации "Эхо Москвы" 25 февраля 2013 г. // В будущее с надеждой : выступления директора ФСКН России В.П.Иванова (декабрь 2012 г. - февраль 2013 г.). М.: ФСКН России, 2013. С.11.

№ п/п Показатель Оценка

2011 2012

1. Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков Кризисная Предкризисная

2. Криминальная пораженность Кризисная Кризисная

3. Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний Тяжелая Тяжелая

4. Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц Тяжелая Тяжелая

5. Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений Тяжелая Тяжелая

6. Распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности Напряженная Кризисная

7. Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями Предкризисная Тяжелая

8. Первичная заболеваемость наркологическими расстройствами, связанными с немедицинским потреблением наркотиков Тяжелая Напряженная

9. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы Кризисная Предкризисная

Рис. 2. Оценка наркоситуации в Сибирском федеральном округе

Территориальные органы:

•ФСКН России; •МВД России; •ФСБ России; •ФСИН России; •ФТС России;

•Росстата; •ФМС России;

• Роспотребнадзора;

• Россел ьхознадзора; •Росздравнадзора

Органы исполнительной власти в сфере:

•здравоохранения; •образования и науки; •труда,занятости и социальной защиты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

населения; •физкультуры, спорта, туризма и молодежной политики; • культуры;

•СМИ и массовых коммуникаций; •сельского хозяйства

Управления (отделы) Судебного департамента

Военные комиссариаты

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные учреждения

Рис. 3. Участники мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации

Алкоголизм Качество дорог Безработица Нехватка жилья Состояние жилищно-коммунальной сферы Наркомания

Качество медицинского обслуживания Преступность Другое

■ 2,68%

67,58° 58,22%

I 55,38%

I 35,57%

32

I 31,0

I 43,51%

12% 84% 2%

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Рис. 4. Рейтинг социальных проблем - 10 -

мониторинга наркоситуации

мой информации, отсутствия четкой координации взаимодействия при предоставлении и обработке поступающей информации (например, неполная информированность Росстата о посевных площадях и валовых сборов конопли и дальнейшее искажение информации), несоответствия структуры докладов Методике, направления доклада в Государственный антинаркотический комитет должностными лицами, не входящими в состав антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, отсутствия информации о проведении социологических исследований. На данном этапе проведения мониторинга можно наблюдать сложную и не всегда адекватную реальному состоянию картину наркоситуации, а это неоправданно ущемляет возможности мониторинга.

В подтверждение вышеотмеченного можно привести результаты обобщения социологических исследований в рамках ежегодного мониторинга наркоситуции в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа, в которых учитывались региональные особенности и уровень актуализации этих проблем населением. На первом месте среди острых проблем региона жители отмечают алкоголизм. Проблема наркомании, по общему суммарному суждению респондентов, занимает 6 место среди всех предложенных вариантов ответов. Более 57% населения округа полагают, что проблема наркомании распространена, но не более, чем везде, и уровень её состояния не является кризисным (рис. 4).

Основные причины распространения наркомании в регионе население видит в:

1) моральной деградации общества и вседозволенности - 43,8%;

2) неудовлетворенности жизнью и социальном неблагополучии - 42,3%;

3) излишней свободе и незанятости молодежи - 39,1%;

4) влиянии наркобизнеса и доступности наркотиков - 37,2%.

В целом у населения сформировано отрицательное восприятие наркомании -

82,9%. Однако 3,8%, а это около 690 тысяч человек, относятся к наркомании положительно или скорее положительно. Следовательно, данная категория косвенно принадлежит к группе риска.

Подтверждением фактора социального неблагополучия выступает то обстоятельство, что инициаторами первичной пробы наркотиков выступают люди из близкого окружения наркопотребителя. Более того, выяснение основных мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения показало, что риск возникновения наркозависимости в оценках респондентов скорее зависит от внешних факторов, нежели от собственного рискованного поведения наркопотребителя (доминирование экстернального локуса контроля).

Поступало предложение попробовать наркотики 27,6% населения. При этом в случае предложения им наркотиков могут попробовать в зависимости от ситуации, настроения или вида наркотика 6,9% граждан. Опыт же пробы наркотиков имеют около 7% населения. Учитывая, что 71,6% населения не общаются с лицами, употребляющими наркотики, можно предположить, что указанные данные о предложении попробовать наркотики носят достаточно репрезентативный характер.

С учетом латентной составляющей население округа, входящее в группу риска, составляет 8,3%, а это почти 1,5 миллионов человек. Группу риска составляют лица:

1) употребляющие наркотики регулярно;

2) употребляющие наркотики периодически;

3) не употребляющие наркотики на период исследования, но имеющие такой опыт;

4) имеющие на момент исследования желание попробовать наркотики;

5) не употребляющие наркотики, но признавшиеся при исследовании о возникающем интересе к их употреблению.

Проведенные исследования позволили выделить некоторые особенности наркоситуации. В частности, опыт первичной пробы лица, употребляющие наркотики, получают в основном в возрасте 15-20 лет

(42,1%). В возрасте до 15 лет наркотики пробовали 33,1% от общего количества лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Основным способом употребления наркотиков является курение, внутривенно вводят наркотики 5,2%.

Считают, что сегодня сравнительно легко достать наркотики в регионе, 41,3% населения, а 22,5% - что даже очень легко. При этом легче всего достать наркотики на дискотеке, на "квартирах" и в ночных клубах. Среднемесячная сумма затрат на приобретение наркотиков варьируется от 500 до 15000 рублей.

Относительно эффективности антинаркотической профилактической работы исследования показали, что чаще всего в последние два года антинаркотическая профилактика в округе реализовывалась через распространение открыток, плакатов, через антинаркотическую рекламу на телевидении, радио, в прессе, а также путем проведения лекций и бесед в учебных заведениях. Давая низкую оценку практически всем профилактическим мероприятиям, граждане тем не менее полагают, что наиболее эффективны тематические программы и фильмы на телевидении, выступления в средствах массовой информации специалистов - медиков, сотрудников полиции, представителей органов наркоконтроля, лекции и беседы в учебных заведениях.

Таким образом, эффективность антинаркотической работы население связывает с непосредственной работой конкретных представителей профилактики наркомании.

Одной из проблем мониторинговых исследований выступает использование аналитических методов, которые позволили бы вскрыть латентную составляющую наркоситуации и обеспечили бы трансляцию её действительного состояния, поэтому для достижения полноты и достоверности мониторинговых исследований требуется строгое следование требованиям Методики, в связи с чем необходимо обратиться к реальному качеству проводимых исследований.

Так, в Республике Алтай, Алтайском крае, Иркутской и Кемеровской областях анкетирование проводилось специалистами строго в соответствии с требованиями Методики. В этих субъектах соблюдены основные требования по выборке, по всем вопросам проведен опрос, имеется всесторонний анализ ответов на поставленные вопросы, использован корреляционный анализ.

В Республике Бурятия и Республике Тыва, а также Омской области исследования проведены практически на том же уровне, но с неполным соблюдением требований по выборке и требований, предъявляемых к подготовке итогового отчета.

К сожалению, в Республике Хакасия и Новосибирской области сложно всесторонне оценить уровень проведенного социологического исследования из-за отказа исполнителя предоставить полностью все материалы исследования. Из этих субъектов представлены только краткие отчеты о проведенном опросе в данных регионах, согласно которым сложно выявить полную и достоверную картину общественного мнения по наркоситуации.

Частично по рекомендуемой анкете и только среди учащейся молодежи при неполной выборке проведено исследование в Томской области.

По самостоятельно разработанным анкетам социологический опрос проведен в Забайкальском и Красноярском краях, что исключает возможность учета результатов такого исследования при обобщении материала.

Анализ проведенных социологических опросов свидетельствует о необходимости совершенствования их организации, поскольку назрела необходимость дальнейшего развития методологии и организации социологических исследований по рассматриваемой проблеме.

В связи с этим можно сформулировать ряд предложений, касающихся оптимизации проведения мониторинга.

1. При организации социологических исследований необходимо:

- устанавливать единые сроки проведения социологических исследований в период до трех месяцев в конце календарного года (сентябрь-ноябрь);

- вырабатывать унифицированную структуру аналитического отчета;

- устанавливать определенный срок предоставления отчета по проведенному социологическому исследованию, как это определено Методикой для предоставления статистических данных для первой части;

- предоставлять возможность проведения социологического исследования только компетентным организациям или лицам, имеющими опыт проведения и обобщения социологических опросов);

- территориальным органам ФСКН России осуществлять постоянный контроль за качеством проведения в субъектах Российской Федерации социологических исследований;

- не допускать внесения изменений и дополнений в действующую Методику в течение хотя бы 3-5 лет;

- антинаркотическим комиссиям субъектов Российской Федерации осуществлять постоянный контроль использования результатов мониторинга в антинаркотической работе.

2. При проведении социологических исследований в обязательном порядке следует:

- соблюдать положения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения таких исследований;

- использовать единую базовую социологическую анкету;

- включать в опросный лист все рекомендованные Методикой вопросы, приведенные в образце рекомендуемой анкеты;

- не включать в анкету иные вопросы, кроме предусмотренных Методикой;

- разрабатывать единую программу и план социологического исследования;

- применять единую информационную программу для обработки результатов социологических исследований (например, SPSS);

- не допускать в анкетах изъятия вопросов, предусмотренных Методикой;

- неукоснительно следовать Методике по определению и конкретизации выборочной совокупности, а именно: по полу, возрасту, образованию и другим критериям;

- разрабатывать инструкцию по проведению анкетирования для лиц, осуществляющих социологические опросы.

Реализация отмеченных предложений позволит мониторинговым исследованиям стать действительно эффективным инструментом для изучения состояния и тенденций развития наркоситуации, а использование их результатов в планировании и разработке региональных и муниципальных антинаркотических программ, в профилактической работе, несомненно, будет способствовать достижению успеха в антинаркотической деятельности.

и Л Вестник Сибирского юридического

института ФСКН России

Библиографический список

1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690.

2. О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту : постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 31.

3. Противодействие незаконному обороту наркотиков : Программа Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 №294-р.

4. Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от

5. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах (первый пересмотр) : утв. п. 3.1. протокола № 18 заседания Государственной антинаркотической комиссии России от 12.12.2013.

6. Теоретико-методологические основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации : отчет по теме НИР (заключ.), № гос. регистрации 01201351068 / СибЮИ ФСКН России ; рук. авт. кол. Д.Д. Невирко, исп. В.Е.Шинкевич, Т.В. Куприянчик. - Красноярск, 2013.

7. Организация и проведение мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа : отчет по теме НИР (заключ.) / СибЮИ ФСКН России ; рук. авт. кол. Д.Д. Невирко. - Красноярск, 2013.

20.06.2011 № 485.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.