УДК 340
Лозовский Денис Николаевич
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университет МВД России [email protected]
Ульянова Ирина Рачиковна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного процесса
Краснодарского университета МВД России [email protected]
Denis N. Lozovsky
doctor of jurisprudence, associate professor, professor of department of criminal procedure Krasnodar Ministry of Internal Affairs university of Russia [email protected]
Irina R. Ulyanova
Candidate of Law Sciences, associate professor, deputy chief of department of criminal procedure of the Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Актуальные вопросы
обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства уголовно-процессуальными мерами в досудебном производстве
Topical issues of
safety of participants of criminal proceedings criminal procedure measures in pre-trial proceedings
Аннотация. В статье авторами рассмотрены отдельные аспекты государственной защиты участников уголовного производства в досудебном производстве. Проанализированы меры, предусмотренные в действующем законодательстве, выявлены отдельные проблемные аспекты и пути их решения.
Ключевые слова: государственная защита участников уголовного судопроизводства, свидетель, потерпевший, псевдоним, предъявление для опознания, досудебное производство.
Annotation. In the article authors considers some aspects of state protection of parties to criminal proceedings in pre-trial proceedings. Analysed the measures contained in the legislation identified certain problematic aspects and ways of their solution.
Keywords: state protection of participants in criminal proceedings, a witness, a victim, a pseudonym, submission for identification, pretrial proceedings.
Создание эффективных механизмов противодействия преступности на современном этапе требует новых научных исследований,
направленных на совершенствование имеющих-
средств государственной защиты лиц, оказывающих содействие правосудию.
Государственная защита свидетелей и других
участников уголовного судопроизводства, содей, -
сительно новых и еще не в полной мере разработанных направлений современной уголовно-процессуальной науки [1].
Определённым итогом законотворческой деятельности в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве можно назвать введение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [2] (далее - УПК РФ) нормы, определяющей перечень мер безопасности, применяемых в отношении определённых участников уголовного
судопроизводства: потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников [3].
Так, в ч. 3 ст. 11 УПК РФ закрепляется, что при достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении названных лиц следующие меры безопасности:
1)
потерпевшего, его представителя, свидетеля, их ,
, -
коле следственного действия, в котором участ-, -
детель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с
согласия начальника органа дознания выносит
,
принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с . -верт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа, начальника .
следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя -начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
2) при угрозе совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении названных лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при его отсутствии - на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
3) в целях обеспечения безопасности опознающего лицо для опознания по решению следователя может быть предъявлено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающе-
. -дятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
4) для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постановления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ);
5) при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе допросить его в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
С учетом следственной практики, мнения ученых можно выделить две группы проблем, возникающих при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства уголовно-процес-.
К первой группе можно отнести организационные
,
связано с материальным обеспечением, уров-
нем организации взаимодействия между следователем и подразделениями государственной
защиты, человеческим фактором. Это, в частно,
ответственности следователя в безопасности участника уголовного судопроизводства, неприменение им процессуальных способов обеспе-
, ,
не принятие мер для установления реальности угрозы и формализм при вынесении постановления о применении мер безопасности, несвоевременное извещение следователем о производстве следственного действия сотрудников, осуществляющих охрану защищаемого лица, и как следствие - невозможность подготовится к возможным угрозам и спрогнозировать послед.
принятие решение об отмене мер безопасности, отсутствие комнат для проведения опознания, исключающего визуальный контакт, отсутствие специальных помещений для защищаемых лиц .
Ко второй группе можно отнести проблемы неурегулированности некоторых вопросов действующим законодательством, либо конкуренцию и противоречие некоторых норм.
В первую очередь - это сложность сохранения в тайне сведений о защищаемом лице в рамках производства по уголовному делу, отсутствие четких критериев реальности возникающих угроз в действующем законодательстве, неурегулированность в УПК РФ вопросов разграничения компетенции и ответственности следователя и сотрудника подразделения государственной защиты, и отсутствие ведомственного нормативно, -
.
Для решения проблем первой группы рекомендуется, в первую очередь, организовать взаимодействие между следователем и подразделениями государственной защиты. Взаимодействие может осуществляться и в различных формах.
Проведение следователем процессуальных действий с защищаемым лицом в соответствии с рекомендациями подразделений государствен. ,
мера безопасности в виде помещение в без, -
стия в следственном действии с участием обви-( )
место, где временно проживает защищаемый. Поэтому вызов должен осуществляться через сотрудника подразделения государственной защиты. В случае применения псевдонима, следователь должен сообщить сотрудникам подразделений государственной защиты настоящие сведения о лице, подлежащем защите. Иначе им будет затруднительно выполнять свои функции.
Включение сотрудников подразделений государственной защиты в состав следственно-опера-. -ка подразделений государственной защиты в следственно-оперативную группу решит проблему допуска их к материалам уголовного дела,
которые необходимым для формирования дел оперативного учёта.
Проведения совместных совещаний, согласованное планирование производства процессуальных действий и применения мер безопасности к защищаемому лицу. Для участия в таких ( ) -
шаться защищаемое лицо.
Привлечение сотрудников подразделений государственной защиты к производству отдельных след.
производится с участием, как защищаемого лица, так и возможного угрозоносителя. Например, предъявление для опознания, очная ставка. Возможен контакт данных лиц и в судебном заседа-.
действиям должна сопровождаться обязательным согласованием процедуры их проведения с сотрудником подразделения государственной защиты. В практике имею место случаи, когда при производстве следственного действия с защищаемым ,
охрана, защитник обвиняемого (подозреваемого) ходатайствует о внесении в протокол следственного действия данных сотрудников обеспечивающих реализацию меры безопасности «личная охрана» Такое требования защитника направлено на рассекречивание данных о применении мер безопасности. В соответствии с требованиями УПК РФ, следователь обязан рассмотреть ходатайство, заявленное в ходе следственного действия. Следователь вправе вынести постановление об отказе в удовлетворении данного ходатайства, так как внесению в протокол подлежат только непосредственные участники следственного действия. А так как лица, осуществляющие «Личную охрану», не принимают участия в следственном действии, то их данные и не подлежит занесению в протокол. Прямого запрета на нахождение иных лиц в месте производства следственного действия УПК РФ не содержит.
Литература:
1. Зайцев ЕЮ. Государственная защита анонимного свидетеля в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва., 2016. С. 3.
2. -
Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016). СПС Консультант плюс. Ш1_: http://www.consultant.ru/ дата обращения -1.11.2016.
3. . . -
:
// : история и современность. 2015. № 1. С. 91-104.
Взаимодействие может осуществляться со стороны следователя посредством составления процессуальных документов (поручения, постановления, ), -
ственной защиты - оперативно-етужебных документов (рапорта, докладной записки, справки, хо-) .
Остается актуальным вопрос государственной защиты участников уголовного судопроизводства на стадии возбуждения уголовного дела. Согласно норм действующего законодательства, следователь вправе обеспечить конфиденциальность сведений о заявителе. Однако заявление о совершенном преступлении к нему поступает уже после регист рации в КУСП. Вместе с тем, законодательство не предусматривает возможности осуществления сотрудником дежурной - -
сти заявителя. По нашему мнению, выходом из сложившейся ситуации является необходимость внесения изменений в действующий порядок по регистрации заявлений о преступлении и наделении сотрудников дежурной части соответствующими полномочиями.
Несмотря на существование института безопасности участников уголовного судопроизводства,
,
находится на этапе становления и развития. Эффективной реализа ции норм данного института препятствует отсутствие четкого ме ханизма обеспечивающего безопасность участников уголовного судо производства, а также определен,
права.
Результативность производ ства по уголовным делам в определенной степени зависит от создания единой системы гарантий обеспечения
безопасности лиц, содейст вующих правосудию,
,
тельств заинтересованных лиц.
Literature:
1. Hares E.O. Gosudartvennaya protection of the anonymous witness in the sphere of a criminal sduoproizvodstvo of the Russian Federation and foreign countries: comparative and legal research : abstract dissertation ... candidate juridical science. Moscow. 2016. P. 3.
2. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation from 12/18/2001 No. 174-FZ (an edition from 7/6/2016). Union of Right Forces of Konsul-shtant plus. URL: http://www.consultant.ru/ date of the address - 11/1/2016.
3. Kondrat I.N. Safety of participants of criminal legal proceedings: Russian experience and modern problems // Jurisprudence: history and present. 2015. № 1. P. 91-104.