Научная статья на тему 'Актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современном обществе: постановка проблемы'

Актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современном обществе: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1390
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / MORAL EDUCATION / DEVIANT TEENAGERS / MODERN PROBLEMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Н. А., Жигинас Н. В.

Рассматриваются проблемы нравственного воспитания в современном обществе в ракурсе исследования подходов социально-педагогического сопровождения девиантных подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зверева Н. А., Жигинас Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF MORAL EDUCATION OF DEVIANT ADOLESCENTS IN MODERN SOCIETY: DEFINITION OF THE PROBLEM

The article considers the problems of moral education in modern society from the perspective of studies of approaches of social and pedagogical support of deviant teenagers.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современном обществе: постановка проблемы»

УДК 377.4

Н. А. Зверева, Н. В. Жигинас

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматриваются проблемы нравственного воспитания в современном обществе в ракурсе исследования подходов социально-педагогического сопровождения девиантных подростков

Ключевые слова: нравственность, воспитание, девиантные подростки, современные проблемы образования.

Современные проблемы нравственного воспитания в контексте социализации связаны с тем, что в многогранном процессе социализации личности важным направлением является выработка в процессе освоения социального опыта ценностно-нормативных ориентаций. В настоящее время исследования нравственного воспитания личности занимают свое законное место в образовательных и общественных проектах во всем мире [1].

Непреложным представляется тезис о необходимости нравственного совершенствования отдельной личности и социальных групп как предпосылки и условия выживания нашего общества, а по большому счету и всей человеческой цивилизации; позитивным, обнадеживающим фактом правильности выбранного пути реформ и преобразований является широкая поддержка мировым сообществом новых смелых начинаний россиян, признаваемых одним из самых заметных явлений последнего времени. Факторов, вовлекаемых в сложный, трудноуловимый процесс нравственного усовершенствования, роста физической и духовной сущности личности, - великое множество, они с трудом поддаются объективному анализу, однако следует хотя бы определять тенденции подобной динамики. Как правило, она развивается в нескольких взаимно пересекающихся полях - культурологическом, политическом, информационном и пр. и имеет целью всестороннее усложнение новой биопсихосоциаль-ной структуры личности (homo noeticus), достижение неизбежного торжества разума над социальным злом и невежеством [2].

Современные реалии окончательно разрушили мифы прошлого, однако предельно запутали и давнюю и недавнюю историю страны. В период быстрых перемен старые оценки всех совершившихся событий и явлений очень скоро устаревают или приобретают в новом контексте совершенно иное значение: поэтому столь важен исторический подход к личности, соблюдение ее суверенитета и целостности.

Относительно проблемы девиантных подростков подобный ракурс обсуждения имеет особый смысл. Нравственность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет определяющую роль в процессе социализации (В. В. Столин, А. С. Кочарян).

Затруднения в осознании и переживании индивидом позиции я по отношению к эталонам общества является тонким индикатором в сфере воспитания, адаптации и социализации, порождая различные паттерны отклоняющегося поведения.

«Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» [3]. Начиная с подросткового возраста вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют нравственные характеристики личности [4]. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования нравственных стереотипов. Все это говорит об актуальности проблемы нравственного воспитания и необходимости разработки современных подходов к его реализации.

Нравственные потребности развивающейся личности начинаются, во-первых, с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Во-вторых, с нравственной установки, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». В-третьих, способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Бурные процессы в сфере социальных и техногенных преобразований существенно отразились на сознании современного подростка, который по уровню знаний и умений, по мировоззренческим представлениям, чувству причастности к происходящим в стране и мире событиям, широте взглядов и способностей становится моделью совершенствования человека будущего, ноэтического (Каб-рин В. И., 2000). Вместе с тем несомненен и негативный аспект мощного процесса компьютеризации (одной из сторон которого становится интернет-зависимость) [5]. Неостановимый поток информации, быстроменяющиеся условия социаль-

ной жизни с ее ускоренными темпами и непредсказуемостью, социальные катаклизмы на конфессиональной основе, межэтнические споры и др. служат источником формирования сверхстрессовых воздействий, приводящим к различным отклонениям в поведении подростков [6].

Иллюстрацией служат данные собственных исследований, представленные ниже.

У несовершеннолетних осужденных в возрасте 14-18 лет достаточно сильно выражена эмоциональная депривация, в частности вследствие отсутствия систематического общения с родственниками и близкими людьми, недостатка внимания со стороны взрослых людей. Особенности криминальной субкультуры, являясь образом для жизнедеятельности подростка, проявляющиеся в стратификации подростков в уголовной иерархии, регламенте жизни в преступных группировках, уголовном жаргоне, традициях и ритуалах, откладывают существенный отпечаток на формирующуюся личность подростка. Среда, в которой подростки пребывают долгое время, производит необратимые процессы в их нормально-нравственном облике, что отражено в данных педагогического обследования, основанных на исследованиях аналитического отдела УФСИН.

В табл. 1 представлен характер нарушений девиантных подростков, отражающий глубокую безнравственность того образа жизни, который вели подростки: практически все алкоголизированы и употребляли психоактивные вещества (82 %), практически половина не обучались и убегали из дома (45 и 47 %), более трети бродяжничали (37 %), имели такие жизненные перверзии, как сексуальные эксцессы и суицид.

Проблема нравственного воспитания девиантных подростков лежит также и в плоскости наследственной и экзогенно-органической отягощенности, в табл. 2 представлены данные, свидетельствующие о том, что 75 % девиантных подростков родились в асоциальных семьях, к тому же отягощены такими наследственными патологиями, как психические

расстройства - 15 %; патохарактерологические девиации - 30 %; имели патологию рождения 14 %. Велика роль экзогенно-органических факторов: инфекционные заболевания и интоксикации (в основном связанные с алкоголизацией и употреблением психоактивных веществ) - 32 %; черепно-мозговые травмы (ЧМТ) - 25 %, тяжелые заболевания - 22 %, что не может не отразиться как на нравственном облике, так и на проблемах воспитания и коррекции поведения этой категории подростков.

В табл. 3 отражены данные микросоциума, в которых проживали девиантные подростки: только 5 % находились в нормальных социальных условиях, 52 % жили в неполных семьях, 45 % - в конфликтных, 31 % воспитывались в условиях безнадзорности и 43 % практически не чувствовали семейной заботы.

Все эти показатели говорят о том, что безнравственность прежде всего микросоциальная проблема, берущая исток в первую очередь из семьи.

Девиантный подросток - это прежде всего обычный подросток. На развитие агрессивности несовершеннолетнего влияют и природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Согласно данным исследования, на приобретение подростком аморальных качеств, особенности нравственной позиции и ее выраженность в поведении оказывает воздействие их социальное окружение.

Изучение различных теоретических подходов к проблеме нравственного воспитания и эмпирические результаты исследования подростков с отклоняющимся поведением, полученные на экспериментальной выборке, показали, что различные формы и виды отклоняющегося поведения как следствие неблагоприятных условий среды у девиантных подростков могут трансформироваться и влиять на те действия, которые выходят за пределы нравственных нормативов, принятых в обществе [7]. Тенден-

Таблица 1

Характер нарушений поведения подростков до заключения

Побеги из дома Бродяжничество Употребление алкоголя и психоактивных веществ Уклонение от учебы и труда Сексуальные эксцессы Суицидальное поведение

45 % 37 % 82 % 47 % 10 % 8 %

Таблица 2

Данные генетических и экзогенно-органических факторов

Наследственная отягощенность Экзогенно-органические факторы

Психические болезни Патология характера Алкоголизм Патология беременности и родов Инфекции и интоксикации ЧМТ Тяжелые соматогении

15 % 30 % 75 % 14 % 32 % 25 % 22 %

Таблица 3

Микросоциальные условия проживания до заключения

Неполная семья Конфликты в семье Нормальные условия Гипоопека Безнадзорность Гиперопека

52 % 45 % 5 % 43 % 31 % 10 %

ция криминализации поведения подростка является следствием множества причин, включая влияние групп сверстников, ошибок и упущений в воспитании, социального научения и социального контроля, биологических и ситуационных факторов.

Современное развитие общества с его высокотехнологической индустриализацией привело к актуальной потребности в осмыслении реалий становления человека «нашего времени», в определении новых стратегических направлений и перспектив в направлении обучения и нравственного воспитания подростков.

Применительно к проблемам нравственного воспитания можно выделить две стратегии социально-педагогических воздействий: популяцион-

ную (направленную на позитивное преобразование образа жизни и окружающей среды населения с целью снижения факторов риска девиантного поведения) и высокого риска (выявление лиц с риском формирования и развития хронической патологии развития личности с целью осуществления своевременных превентивных мер). В рамках этих стратегий возможно осуществление превентивных мероприятий на разных уровнях. Вполне естественно, приоритет должен быть отдан первичной профилактике, т. е. совокупности мер по устранению или ослаблению повреждающего действия факторов риска: их реализация предусматривает снижение вероятности развития криминальной, социально опасной личности.

Список литературы

1. Жигинас Н. В. Гендерные особенности социализации (на примере девиантных подростков): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2002. 24 с.

2. Семке В. Я. Психогении современного общества. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 408 с.

3. Селиванов Б. В. Этика: теоретический курс авторизованного изложения. Новосибирск: НГУ, 2010. 110 с.

4. Витрук Е. Е. Психолого-педагогические основания нравственного развития личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State

Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2. С. 39-47.

5. Петрусевич Д. Ф.Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6. С. 195-198.

6. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 288 с.

7. Жигинас Н. В., Аксёнов М. М. Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса // Вестн.

Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 1. С. 77- 82.

Жигинас Н. В., доктор психологических наук, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: zhiginas@mail.ru

Зверева Н. А., ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: zv-nadejda@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 28.02.2013.

N. V Ziginas, N. A. Zvereva

TOPICAL ISSUES OF MORAL EDUCATION OF DEVIANT ADOLESCENTS IN MODERN SOCIETY:

DEFINITION OF THE PROBLEM

The article considers the problems of moral education in modem society from the perspective of studies of approaches of social and pedagogical support of deviant teenagers.

Key words: moral education, deviant teenagers, modern problems of education.

Ziginas N. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: zhiginas@mail.ru

Zvereva N. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: zv-nadejda@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.