Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
муниципальная служба / гражданское общество / Конституция / государственная власть / местное самоуправление / права человека / государственные полномочия / разделение властей. / municipal service / civil society / Constitution / state power / local government / human rights / state powers / separation of powers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каллагов Таймураз Эльбрусович

В статье автор делает вывод о том, что местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствии с действующими правилами. Идеи настоящей статьи состоят в том, чтобы, во-первых, правовые нормы, регламентирующие организацию государственной гражданской и муниципальной службы дать в сравнении и их последующим сравнительном анализе и, во-вторых, проследить нормативно-правовую трансформацию положений федерального законодательства в региональное законодательство и законодательство муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF MUNICIPAL SERVICE AS A TYPE OF PUBLIC SERVICE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the author concludes that local self-government, like the entire Russian political system, accumulates positive experience of functioning as a full-fledged institution and at the same time requires further development and improvement. It is clear that local government must be fully self-sufficient to perform all functions assigned to it under current rules. The ideas of this article are that, firstly, the legal norms governing the organization of the state civil and municipal service should be given in comparison and their subsequent comparative analysis and, secondly, trace the regulatory and legal transformation of the provisions of federal legislation into regional legislation and the legislation of the municipality.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-79-81 NIION: 2018-0076-1/24-15 MOSURED: 77/27-023-2024-1-15

КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета

ФГБОУ ВПО ГГАУ, e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье автор делает вывод о том, что местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствии с действующими правилами. Идеи настоящей статьи состоят в том, чтобы, во-первых, правовые нормы, регламентирующие организацию государственной гражданской и муниципальной службы дать в сравнении и их последующим сравнительном анализе и, во-вторых, проследить нормативно-правовую трансформацию положений федерального законодательства в региональное законодательство и законодательство муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальная служба, гражданское общество, Конституция, государственная власть, местное самоуправление, права человека, государственные полномочия, разделение властей.

KALLAGOV Taymuraz Elbrusovich,

PhD in Law, associate professor, dean of Law Department FGBOU VPO GGAU

TOPICAL ISSUES OF MUNICIPAL SERVICE AS A TYPE OF PUBLIC SERVICE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In the article, the author concludes that local self-government, like the entire Russian political system, accumulates positive experience of functioning as a full-fledged institution and at the same time requires further development and improvement. It is clear that local government must be fully self-sufficient to perform all functions assigned to it under current rules. The ideas of this article are that, firstly, the legal norms governing the organization of the state civil and municipal service should be given in comparison and their subsequent comparative analysis and, secondly, trace the regulatory and legal transformation of the provisions of federal legislation into regional legislation and the legislation of the municipality.

Key words: municipal service, civil society, Constitution, state power, local government, human rights, state powers, separation of powers.

В соответствии с ч. 1.1 Конституции РФ органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом (выделено нами. Т.К.).

Становление института местного самоуправления - объективно обусловленный процесс. В Конституции РФ и Федеральном законе от 6

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены основные принципы российской модели местной власти. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, многие идеи и положения которой заложены законодателями в основу концепции построения системы местного самоуправления в нашей стране [3].

Основными признаками органов местного самоуправления являются:

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

а) формирование их путем избрания населением и (или) учреждения представительным органом муниципального образования;

б) включение в структуру органов местного самоуправления и регламентация в уставе муниципального образования;

в) наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

г) невключенность и неподконтрольность органов местного самоуправления государственным органам и их должностным лицам (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий).

Таким образом, орган местного самоуправления - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть системы местного самоуправления муниципального образования, наделенная соответствующей компетенцией.1 Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования). Таким образом, система государственных и муниципальных органов характеризуется многообразием, отражающим специфику управляющего воздействия [5]. Государственная служба Российской Федерации состоит из государственной гражданской, военной и правоохранительной службы.

Муниципальная служба в систему государственной службы не входит. В связи с недоурегу-лированностью государственно-служебных отношений не все виды государственной службы имеют необходимую правовую основу, не установлена взаимосвязь между видами государственной службы, законодательство содержит регулирование отдельных видов государственно-служебной деятельности, не включенных в систему государственной службы [4]. Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» категория «муниципальная служба» определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Регламентация служебных обязанностей обеспечивает понимание служащим своего места в системе принятия государственных и муниципальных решений. Под юридической ответственностью государственных и муниципальных служащих следует понимать меры принудительного

1 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным или муниципальным служащим своих служебных и должностных обязанностей.

Периодически государственные и муниципальные служащие проходят аттестацию с целью определения соответствия замещаемой должности. Для обеспечения стабильности кадрового состава государственных органов, а также с целью стимулирования профессионального роста государственных и муниципальных служащих в государственных и муниципальных органах формируется кадровый резерв. Для повышения профессионализма служащих, а также снижения коррупционных рисков в отношении отдельных служащих может быть использован механизм ротации.

Наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент Российской Федерации. Он подписывает законы, издает указы по вопросам государственной службы, в которых выражается проводимая им кадровая политика; утверждает Реестр государственных должностей государственной службы РФ; присваивает квалификационные разряды и воинские звания высших рангов; награждает государственными наградами. Им единолично принимаются решения о назначении на должности и освобождении от них многих руководящих должностных лиц государства.

Важнейшую роль при этом играет подразделение Администрации Президента - Управление по вопросам государственной службы (наименование и полномочия которого часто меняются) [2].

Своеобразным третьим центром принятия решений в системе управления государственной службой является Министерство здравоохранения Российской Федерации, получившее ряд полномочий по управлению государственной службы в качестве правопреемника Министерства здравоохранения и социального развития (с 2012 г.) и Министерства труда и социального развития (с 2004 г.). Еще в 2008 г. в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (правопреемником которого является Министерство здравоохранения Российской Федерации) был создан Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы, к ведению которого отнесены вопросы координации управления государственной службой в исполнительных органах власти (впредь до создания федерального органа по управлению государственной службой), социальных гарантий (вопросы регламентирования гарантий и их мето-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

дическое сопровождение; функции денежного обеспечения социальных гарантий отнесены к ведению Министерства финансов России), вопросы дополнительного профессионального образования государственных служащих (вопросы подготовки к государственной службе отнесены к ведению Министерства образования и науки России, сопровождения зарубежных программ -Администрации Президента России).

Роль «локомотива реформ» в системе государственной службы, административной сфере в целом с начала 2000 г. была отведена Министерству экономического развития России. Именно это министерство отвечало и продолжает отвечать за координацию проводимых реформ (применительно к реформе 2009-2013 гг. - совместно с Администрацией Президента России).

На уровне субъекта Российской Федерации созданы государственные органы по вопросам государственной службы субъекта РФ. Такие органы созданы в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ. В одних субъектах Федерации статус органа управления государственной службой определяется региональным законом (например, в Нижегородской области, Пермском крае), в других - нормативным правовым актом главы субъекта Федерации (например, во Владимирской области), а в-третьих, - актами регионального правительства (например, в Мурманской области). Таким образом, на уровне субъектов Российской Федерации созданы самостоятельные органы управления государственной службой [1].

Гражданская и муниципальная служба во многом похожи, но есть и свои отличия, связанные с источником финансирования, круга решаемых вопросов и т.п. Первоочередной задачей развития любого государства становится необходимость привлечения нового, компетентного поколения управленцев, способных сформировать профессионально-культурное ядро системы государ-

ственного управления и выступить в роли кадровой опоры высшего политического руководства в реализации концепции долгосрочного развития конкретной территории.

Список литературы:

[1] Каллагов Т.Э. Цель, задачи и функции муниципальной службы // Образование и право. 2021. № 1. С. 63.

[2] Карев Д.А. Принципы муниципальной службы: подходы к классификации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5(102). С. 53-54.

[3] Петроградская А.А. Реализация конституционных принципов муниципальной службы // Образование и право. 2019. № 2. С. 42.

[4] Пресняков М. В., Чаннов С.Е. Реформирование законодательства о муниципальной службе как составная часть административной реформы // Трудовое право. - 2007. -№ 4. - С. 89.

[5] Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. — М.: Юрид. лит., 1974. 231 с.

Spisok literatury:

[1] Kallagov T.E. Cel', zadachi i funkcii munici-pal'noj sluzhby // Obrazovanie i pravo. 2021. № 1. S. 63.

[2] Karev D.A. Principy municipal'noj sluzhby: podhody k klassifikacii // Aktual'nye problemy rossi-jskogo prava. 2019. № 5(102). S. 53-54.

[3] Petrogradskaya A.A. Realizaciya kon-stitucionnyh principov municipal'noj sluzhby // Obra-zovanie i pravo. 2019. № 2. S. 42.

[4] Presnyakov M. V., CHannov S.E. Reform-irovanie zakonodatel'stva o municipal'noj sluzhbe kak sostavnaya chast' administrativnoj reformy // Tru-dovoe pravo. - 2007. - № 4. - S. 89.

[5] YAkovlev G.S. Apparat upravleniya: principy organizacii. — M.: YUrid. lit., 1974. 231 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.