Научная статья на тему 'Актуальные вопросы мотивации персонала в условиях рынка'

Актуальные вопросы мотивации персонала в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1346
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация персонала / материальная мотивация / повышение мотивации / стимулирование сотрудников / персонал. / staff motivation / material motivation / increase motivation / employee incentives / staff.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Еранцева

Вопрос мотивации персонала предприятия относится к числу тех, к решению которых руководитель уделяет много внимания. На сегодняшний день, в качестве мотивации, руководитель использует в основном материальное стимулирование. И оно действительно считается одним из самых эффективных. Но в статье, помимо материальной мотивации сотрудников, будут рассмотрены нематериальные направления, которые смогут способствовать усилению мотивации сотрудников и повышению производительности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О А. Еранцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PERSONNEL MOTIVATION IN THE CONDITIONS OF THE MARKET

The issue of motivation of the personnel of the enterprise is one of those to the solution of which the manager pays a lot of attention. Today, as a motivation, the leader uses mainly material incentives. And it really is considered one of the most effective. But in the article, in addition to the material motivation of employees, non-material areas will be considered that can help strengthen employee motivation and increase labor productivity.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы мотивации персонала в условиях рынка»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ РЫНКА О.А. Еранцева, магистрант

Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11228

Аннотация. Вопрос мотивации персонала предприятия относится к числу тех, к решению которых руководитель уделяет много внимания. На сегодняшний день, в качестве мотивации, руководитель использует в основном материальное стимулирование. И оно действительно считается одним из самых эффективных. Но в статье, помимо материальной мотивации сотрудников, будут рассмотрены нематериальные направления, которые смогут способствовать усилению мотивации сотрудников и повышению производительности труда.

Ключевые слова: мотивация персонала, материальная мотивация, повышение мотивации, стимулирование сотрудников, персонал.

Вопрос мотивации персонала предприятия относится к числу тех, к решению которых руководитель уделяет много внимания. В общем виде мотивация - это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации

Рассмотрим понятие «мотивация» в трудах современных и зарубежных учёных:

- Мотивация (М. Альберт, Ф. Хедоури) - процесс стимулирования себя и других на деятельность, направленный на достижение индивидуальных и общих целей организации [2].

- Мотивация (В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов) - стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности [3].

- Мотивация (В.И. Подлесных) - процесс активизации работы людей и побуждения их к эффективному труду для достижения целей организации как средства удовлетворения их собственного желания [4].

При создании систем мотивации необходима целостность в подходах. То есть, необходимо взаимоувязать цели организации с критериями оценки деятельности сотрудников и ее результативности. Моти-вационная программа, в таком случае, должна быть понятна и проста для всех

сотрудников, так каждый человек должен понимать, каких критериев ему необходимо достичь для получения вознаграждения, и задуматься, что он может еще сделать для получения более высокого вознаграждения.

Работа программы мотивации сотрудников будет видна тогда, когда мы увидим, что она меняет поведение персонала. Для того, чтоб получить вознаграждение, при понятной системе мотивации, люди сами меняют свою работу, вносят какие-то улучшения, работают более эффективно. Все это приводит к экономическому росту каждого отдельного сотрудника все организации. Если произойдет разрыв цепочки «цель - критерии достижения - мотиваци-онная программа», то вся программа мотивации превращается в выплаты, которые понимаются работниками как обязательные, которые больше не мотивируют. Сотрудники по инерции получают денежные выплаты, руководители по инерции «осваивают бюджет», компания стоит на месте.

Можно выделить следующие основные направления усиления мотивации сотрудников и повышения производительности труда:

1. В системе мотивации и стимулирования работника важным является выплата вознаграждения, а именно денежного вознаграждения, за выполненную работу. Для

современного предприятия необходимым будет установление гибкой, но обоснованной системы материального вознаграждения персонала. На конец 2018 года можно утверждать, что пик кризиса еще не пройден и поэтому материальное вознаграждение для работника очень важно. При внедрении хорошей системы оплаты труда квалифицированного работника удержать гораздо проще. Под хорошей системой оплаты принято понимать не столько выплату больших окладов, сколько различные премии и бонусы за отличия в работе.

2. Уверенность в завтрашнем дне, стабильность. Можно с уверенностью сказать, что тот работник, который выполняет показатели производства, не нарушает установленные правила внутреннего трудового распорядка и инструкций охраны труда, будет работать в организации. В условиях кризиса все чаще возникает явление сокращения численности производственного персонала, но даже в этом случае работник, указанный выше, будет оставлен на своем рабочем месте, так как в первую очередь попадут под сокращение штата сотрудники-нарушители. Работник, который уверен в том, что завтра не окажется на улице (не будет сокращен), проявляет больше лояльности к организации, в которой работает.

3. Возможность карьерного роста, как вертикального, так и горизонтального. Каждый человек, устраивающийся на работу, мечтает о своем скорейшем повышении, даже если пройдет несколько лет. Как бы не хотелось работнику продвинуться вверх по карьерной лестнице, для начала он должен полностью изучить фронт своей работы, получить определенные знания и навыки. Если работа в организации предполагает отсутствие роста как вверх, так и горизонтально, это приводит к нежеланию долгосрочного сотрудничества с данной организацией у работника.

4. При выборе работодателя для сотрудника важным оказывается предоставление социального пакета или льгот на пользование оборудованием предприятия. К социальному пакету принято относить:

- расширенную медицинскую страховку;

- различные дополнительные выплаты: выплаты на праздники, на юбилейные даты (как по возрасту сотрудника, так и ко дню рождения завода), к отпуску и другие;

- пользование спортивным залом, обустроенным непосредственно в самой организации или оплаченных абонементов в фитнесс-центры;

- предоставление работнику в пользование автомобиля организации;

- путевки в санатории и детские лагеря полностью и частично-оплаченные организацией;

- для иногородних сотрудников предоставление ведомственного жилья и другое.

5. Знания. Сотрудник, который стремится подняться по карьерной лестнице, будет рад посетить различные семинары, тренинги и курсы повышения квалификации. В настоящее время все понимают, что знания и навыки являются обязательным условием для хорошего сотрудника, соответственно, чем больше вы знаете, тем больше вы ценитесь.

6. Следующим пунктом в системе мотивации персонала является командная работа. На рынке труда бывают ситуации, когда сотрудники одной бригады или отдела уходят или, наоборот, продолжают работать в организации всей своей командой. Это происходит по причине того, что их сработанность и слаженность действий дают максимальный результатов производстве и комфорт в работе.

7. Немаловажным пунктом в системе мотивации сотрудников являет признание (признание, как результатов работы, так и ценности как человека). Так, например, можно проводить конкурсы или соревнования, в которых сотрудники должны наилучшим образом выразить себя или свою работу и, следовательно, получить заслуженное уважение руководства и коллег. Известны случаи, когда всего лишь устная похвала может стать решающей и заставить работника почувствовать себя необходимым и важным звеном в команде, которая общими усилиями достигает поставленных целей. Конечно в увеличении ло-

яльности сотрудника к своей организации будет играть большую роль выплаты денежных премий или ценные призы, однако даже грамота или фото на доске почета (в газете) организации являются поощрением и способом мотивировать сотрудников организации.

Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что уровень развития конкуренции и ее динамичный рост одни из главных факторов, для осуществления правильной стратегии эффективной деятельности предприятия, придавая первоначальное значение кадровой политике и ее управлению. Руководитель организации должен непрерывно вырабатывать новые

модели мотивации сотрудников. Так как для любого коммерческого предприятия главной целью является максимальное получение прибыли, можно сделать вывод, что в рамках осуществления кадровой политики, кроме материальной мотивации персонала, организация также должна стремиться к внедрению инновационных моделей мотивации. Новые модели будут способствовать повышению уровня вовлеченности сотрудников на работе, удовлетворять нематериальные потребности сотрудников. Все это способствует эффективному осуществлению деятельности организации и получению максимальной прибыли.

Библиографический список

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. С англ. - М.: «Дело», 1992. - 369 с.

2. Альберт, М. Основы менеджмента / М. Альберт, Ф. Хедоури // Пер. с английского. -М.: Дело, 2008. - 318 с.

3. Дятлов, В.А. Экономика труда / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов. - М.: Приор, 2012. -315 с.

4. Подлесных, В.И. Менеджмент: учебное пособие для ВУЗов. - СПб: изд. Дом «Бизнес пресса», 2014. - 211 с.

TOPICAL ISSUES OF PERSONNEL MOTIVATION IN THE CONDITIONS OF THE

MARKET

O.A. Erantseva, Graduate Student

St. Petersburg University of Aerospace Instrumentation

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The issue of motivation of the personnel of the enterprise is one of those to the solution of which the manager pays a lot of attention. Today, as a motivation, the leader uses mainly material incentives. And it really is considered one of the most effective. But in the article, in addition to the material motivation of employees, non-material areas will be considered that can help strengthen employee motivation and increase labor productivity.

Keywords: staff motivation, material motivation, increase motivation, employee incentives, staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.