Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Валентина Витальевна

Рост количества иностранных студентов в российских вузах требует поиска и разработки новых путей оптимизации их образовательного процесса в учебных заведениях нашей страны. Важным элементом обучения в российских вузах является физическое воспитание студентов, обеспечивающее сохранение их здоровья и поддержание оптимального функционального состояния и работоспособности. Физическое воспитание студентов вуза реализуется на учебных занятиях по физической культуре. Низкая мотивация иностранных студентов к занятиям физической культурой требует использования в учебном процессе инновационных подходов. Одним из таких подходов является применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов. В связи с этим актуализируются вопросы мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе на основе использования балльно-рейтинговой системы оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Валентина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF MOTIVATION OF FOREIGN STUDENTS TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY BASED ON THE USE OF A POINT-RATING ASSESSMENT SYSTEM

The growing number of foreign students in Russian universities requires the search and development of new ways to optimize their educational process in educational institutions of our country. An important element of training in Russian universities is the physical education of students, ensuring the preservation of their health and maintaining an optimal functional state and working capacity. Physical education of university students is implemented in training classes on physical culture. The low motivation of foreign students to engage in physical culture requires the use of innovative approaches in the educational process. One of these approaches is the use of a point-rating system for monitoring and evaluating students’ knowledge, skills and abilities. In this regard, the issues of motivation of foreign students to engage in physical culture at the university are updated on the basis of the use of a point-rating assessment system.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (41). С. 105-114 Pedagogical Review. 2022, vol. 1 (41), pp. 105-114

Научная статья УДК 378. 172+796. 011. 3

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-1-105-114

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Валентина Витальевна Кудрявцева

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, valentinakud_79@mail.ru

Аннотация

Рост количества иностранных студентов в российских вузах требует поиска и разработки новых путей оптимизации их образовательного процесса в учебных заведениях нашей страны.

Важным элементом обучения в российских вузах является физическое воспитание студентов, обеспечивающее сохранение их здоровья и поддержание оптимального функционального состояния и работоспособности. Физическое воспитание студентов вуза реализуется на учебных занятиях по физической культуре.

Низкая мотивация иностранных студентов к занятиям физической культурой требует использования в учебном процессе инновационных подходов. Одним из таких подходов является применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов. В связи с этим актуализируются вопросы мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе на основе использования балльно-рейтинговой системы оценивания.

Ключевые слова: иностранные студенты, физическое воспитание, занятия физической культурой, мотивация, инновационные методы, балльно-рейтинговая система

Для цитирования: Кудрявцева В. В. Актуальные вопросы мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе на основе использования балльно-рейтинговой системы оценивания // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 1 (61). С. 105-114. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-1-105-114

Original article

CURRENT ISSUES OF MOTIVATION OF FOREIGN STUDENTS TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY BASED ON THE USE OF A POINT-RATING ASSESSMENT SYSTEM

Valentina V. Kudryavtseva

Mari State University, Yoshkar-Ola, valentinakud_79@mail.ru

Abstract

The growing number of foreign students in Russian universities requires the search and development of new ways to optimize their educational process in educational institutions of our country.

An important element of training in Russian universities is the physical education of students, ensuring the preservation of their health and maintaining an optimal functional state and working capacity. Physical education of university students is implemented in training classes on physical culture.

The low motivation of foreign students to engage in physical culture requires the use of innovative approaches in the educational process. One of these approaches is the use of a point-rating system for monitoring and evaluating students' knowledge, skills and abilities. In this regard, the issues of motivation of foreign students to engage in physical culture at the university are updated on the basis of the use of a point-rating assessment system.

© В. В. Кудрявцева, 2022

Keywords: foreign students, physical education, physical culture classes, motivation, innovative methods, point-rating system

For citation: Kudryavtseva V. V. Current issues of motivation of foreign students to engage in physical culture at the university based on the use of a point-rating assessment system [Aktual'nyye voprosy motivatsii inostrannykh studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy v vuze na osnove ispol'zovaniya ball'no-reytingovoy sistemy otsenivaniya]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2022, vol. 1 (61), pp. 105-114. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-1-105-114

Неуклонный рост количества иностранных студентов в российских вузах приводит к необходимости формирования новых подходов к обучению, учитывающих специфичность многонационального и поликультурного состава лиц, обучающихся в высших учебных заведениях. Перечень учебных дисциплин, изучаемых в отечественных вузах, весьма разнообразен и определяется направленностью вуза или отдельных факультетов, но общим для всех российских вузов является проведение занятий по физической культуре на всех без исключения факультетах как основного средства физического воспитания студентов, способа приобщения их к здоровому образу жизни, поддержания их здоровья и работоспособности.

Занятия физической культурой в вузе обязательно включаются в учебные планы, проводятся по специально разработанным программам и имеют своей целью формирование физической культуры личности студентов, способствование их гармоничному физическому и личностному развитию, обеспечение физической готовности студентов к выполнению их будущей профессиональной деятельности. Но, как показывает практика, далеко не все студенты мотивированы к занятиям физической культурой в вузе. Прежде всего это касается иностранных студентов, поскольку российские студенты имеют опыт регулярных занятий физической культурой и сдачи контрольных нормативов в процессе обучения в школе и испытывают гораздо меньшие трудности к адаптации в вузе за счет используемого в отечественной системе образования принципа преемственности. В то же время у иностранных студентов может быть не сформировано представление о важности занятий физической культурой в силу имеющихся в их родных странах традиций воспитания и образования. Как показано в исследованиях И. А. Салатенко, В. В. Вербицкого и др., низкая мотивация иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе может быть связана с такими факторами, как:

- трудности в адаптации к новой культуре, новым условиям обучения;

- языковые трудности (сложности с пониманием речи преподавателя);

- низкий уровень физической подготовленности;

- специфический опыт и традиции преподавания физической культуры в родных странах иностранных студентов;

- религиозные и культурные факторы [1].

Как показали в своих исследованиях С. В. Тутов и С. В. Бульбанович [2], современные студенты (как иностранные, так и российские) отличаются низким уровнем мотивации к занятиям физической культурой, и чаще всего в проведенном данными авторами анкетировании студентов указывались такие факторы снижения мотивации, как наличие негативного предшествующего опыта занятий физической культурой и то, что студенты не видят необходимости в занятиях физической культурой в вузе.

Большая социальная и практическая значимость физической культуры в современном обществе требует пристального исследовательского внимания к проблеме формирования мотивации к занятиям физической культурой людей различных возрастных групп, в том числе студентов. Об этом говорится в работах И. А. Салатенко, В. В. Вербицкого [1], С. В. Тутова, С. В. Бульбанович [2], Д. Г. Арсеньева, А. В. Зинковского, М. А. Ивановой [3] и многих других.

Анализ научной и методической литературы в области психологии физического воспитания и спорта показал, что мотивация является важным элементом занятий физической культурой, поскольку сама по себе является побудителем деятельности (в данном случае - физкультурной) [3, 4]. Мотивация иностранных студентов связана прежде всего с осознанием ими важности занятий физической культурой для них лично. В отечественной психологии физического воспитания и спорта [2] было доказано, что на формирование внутренней мотивации студентов к занятиям физической культурой непосредственное влияние оказывают внешние воздействия:

- привлекательность для иностранных студентов тех или иных видов физических упражнений, основанная на их личностных свойствах, имеющемся опыте, уровне физической подготовленности, культурных традициях и т. п. Например, для девушек-студенток из мусульманских стран более привлекательными будут те физические упражнения, которые достаточно просты и выполнение которых возможно в типичной для их религиозной культуры закрытой одежде. В данном случае, как показал полученный в последние годы педагогический опыт, наиболее эффективны для этой категории студентов ритмические танцевальные движения, выполняемые под музыку [5];

- высокая активность занятий физкультурой и спортом окружающих - одногруппников, друзей, членов семьи. В данном случае целесообразным видится включение в группу иностранных студентов с высокими показателями физической подготовленности и физической активности, занимающихся различными видами спорта [6];

- разнообразие возможностей занятий физической культурой в условиях вуза - наличие различных секций физкультурно-спортивной направленности, доступных для занятий, в том числе иностранным студентам [7];

- проведение в вузе информационных кампаний по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни [4, 5];

- методически грамотная организация учебных занятий по физической культуре [4, 5].

Безусловно, все эти факторы оказывают благотворное влияние на формирование мотивации

иностранных студентов к занятиям физической культурой в вузе. Но постоянные динамические изменения в системе традиционного российского образования требуют поиска новых средств и методов повышения мотивации студентов (в том числе иностранных) к занятиям физической культурой в вузе.

Результаты педагогических наблюдений и анкетирования иностранных студентов в ряде российских вузов [1, 2, 8] показали, что от 49 до 68 % (по данным разных авторов) иностранных студентов первого курса российских вузов не считают необходимым проведение в вузе занятий по физической культуре. По данным анкетирования, иностранные студенты объясняют это тем, что в ряде стран занятия физкультурой не входят в обязательном порядке в учебные планы образовательных организаций, а также тем, что испытывают сложности с изучением большого количества учебных дисциплин теоретического характера, и занятия по физической культуре лишь увеличивают и без того большую учебную нагрузку.

Мотивация иностранных студентов к занятиям физической культурой является сложным психолого-педагогическим образованием и носит многоуровневый характер, учитывающий как индивидуальные возможности иностранных студентов, так и актуальные требования к физической подготовке студентов в условиях российского вуза [4]. На данном этапе развития системы отечественного высшего образования считается целесообразным внедрение в систему занятий физической культурой студентов в целом и их мотивации к физкультурным занятиям в частности инновационных технологий [9], одной из которых является балльно-рейтинговая система оценки. Именно эта система способна, с одной стороны, качественно и всесторонне оценить степень освоения знаний, умений и навыков студентов в результате их занятий физической культурой в вузе, а с другой стороны, стимулировать их занятия физической культурой, т. е. развивать мотивационный компонент [10].

Необходимость перехода к новым методам контроля и оценивания студентов на занятиях по физической культуре в вузе рассматривается в исследовании Е. А. Колькиной. Она утверждает, что традиционные методы контроля и оценивания знаний, умений и навыков студентов при изучении курса «Физическая культура» уже утратили свою актуальность в силу того, что сама традиционная система отечественного высшего образования переживает глобальные изменения: меняются педагогические ценности, педагогический процесс становится ориентированным прежде всего на личность студента, его индивидуальные особенности, возможности и образовательные потребности [11]. Это требует разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза в целом и в разработку и планирование учебного курса «Физическая культура» в частности активных средств и методов обучения, которые развивают у студентов мотивацию и стремление к самосовершенствованию, самостоятельному получению и усвоению знаний, умений и навыков по различным учебным дисциплинам, в том числе по физической культуре. Данный подход предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс вуза обновленных видов и форм контроля и оценки успеваемости студентов, одним из вариантов которого является использование балльно-рейтинговой системы [12]. Тем более что внедрение балль-но-рейтинговой системы для оценки успеваемости студентов в ряде вузов нашей страны показало, что такая система является эффективным средством повышения мотивации студентов к учебной деятельности. В настоящее время балльно-рейтинговая система признана одним из наиболее прогрессивных методов оценки и контроля знаний, умений и навыков студентов по различным дисциплинам [13].

В связи с изложенным выше была сформулирована цель исследования - изучить влияние использования балльно-рейтинговой системы на развитие мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре.

Для достижения поставленной в исследовании цели были использованы разнообразные методы, такие как анализ теоретических источников и передового педагогического опыта, накопленного в нашей стране в области использования балльно-рейтинговой системы как одного из средств мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре, педагогический эксперимент, анкетирование студентов, тестирование студентов, методы математико-статистической обработки и анализа полученных в педагогическом эксперименте количественных данных.

Изучение теоретических источников и передового педагогического опыта в области использования балльно-рейтинговой системы как одного из средств мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре показало, что данный вопрос достаточно актуален, но активно исследоваться в нашей стране начал лишь в последние 3-5 лет. Подобная ситуация, на наш взгляд, требует значительной активизации дополнительных исследовательских усилий, позволяя решить такие практические задачи, как:

- внедрение инновационных технологий в образовательный процесс вуза в соответствии с наиболее актуальными тенденциями;

- повышение эффективности процессов контроля и оценки результатов обучения иностранных студентов по курсу «Физическая культура»;

- дифференцированная оценка специфики физической подготовленности иностранных студентов на разных этапах обучения в вузе;

- выявление наиболее сильных и слабых сторон организации занятий по физической культуре с иностранными студентами в вузе;

- повышение осознанного отношения иностранных студентов к занятиям физической культурой;

- рост мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой и др.

Как показал накопленный в нашей стране и за рубежом педагогический опыт, внедрение в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценивания является более эффективным по сравнению с традиционными формами оценивания в силу того, что рейтинговый контроль стимулирует повседневную учебную активность студентов, развивает у студентов самостоятельность, требует от

студентов внимания ко всем разделам учебного процесса [14]. Кроме того, балльно-рейтинговая система контроля и оценки, по сравнению с традиционной системой оценивания, является более систематизированной и объективной [15].

Разработка балльно-рейтинговой системы контроля и оценивания в рамках курса «Физическая культура» позволяет поддерживать непрерывный мониторинг результатов прохождения иностранными студентами учебного курса «Физическая культура» и обеспечивает решение ряда задач:

- контроля и самоконтроля занятий студентов физической культурой;

- развития у студентов самоконтроля при изучении учебной дисциплины;

- стимулирования ответственности преподавателя физической культуры в рамках планирования и организации занятий [16].

При разработке балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения иностранных студентов по учебному курсу «Физическая культура» были соблюдены следующие педагогические условия:

- разработаны критерии оценки для различных показателей освоения курса «Физическая культура» иностранными студентами - теоретической и практической подготовки, активности студентов на занятиях, посещаемости студентами учебных занятий по физической культуре;

- учтены особенности изучения курса «Физическая культура» студентами основной и специальных медицинских групп;

- результаты рейтингового контроля соотнесены с традиционными оценками результатов изучения курса («зачтено», «отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») [17].

В процессе изучения курса «Физическая культура» иностранные студенты получали баллы в соответствии с результатами их активности на учебных занятиях, посещением занятий, результатами выполнения контрольных нормативов, ответами на теоретические вопросы [18]. Все баллы фиксировались в специальной ведомости. В конце семестра студентам были выставлены оценки в соответствии с набранными ими в рамках применения балльно-рейтинговой системы оценивания баллами. Принцип оценивания представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перевод баллов, начисленных студентам в соответствии с применением балльно-рейтинговой системы, в традиционные оценки

Количество набранных студентом баллов Традиционная оценка

Более 85 «Отлично»

От 84 до 71 «Хорошо»

От 70 до 55 «Удовлетворительно»

Менее 55 «Неудовлетворительно»

Для практического изучения вопроса о влиянии использования балльно-рейтинговой системы на развитие мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре был организован педагогический эксперимент, основное содержание которого изложено в табл. 2.

В начале проведения педагогического эксперимента, на первом его этапе, были получены данные о том, что 56 % иностранных студентов не считают необходимым посещение занятий по физической культуре в вузе, но при этом 82 % опрошенных иностранных студентов соглашались с тем, что занятия физической культурой важны для поддержания здоровья. По результатам проведения теста «Анкета для оценки личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом» на первом этапе педагогического эксперимента было показано, что на первом месте по частоте встречаемости в группе иностранных студентов находились развлекательные мотивы посещения занятий по физической культуре и мотивы получения положительных оценок, а также мотивы долженствования. При этом на наиболее низких позициях находились мотивы самосохранения здоровья, доминирования и получения положительных эмоций.

Таблица 2

Основное содержание этапов педагогического эксперимента

Этап Задачи Средства Время проведения

1 Определение исходного уровня мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре Анкетирование; тест «Анкета для оценки личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом» Сентябрь 2020 г.

2 Экспериментальная апробация использования балльно-рейтинговой системы оценивания в рамках изучения курса «Физическая культура» в вузе Внедрение в практику изучения курса «Физическая культура» балльно-рейтинговой системы оценивания Сентябрь 2020 г. -май 2021 г.

3 Изучение итогового уровня сформи-рованности мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре Анкетирование; тест «Анкета для оценки личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом» Май - июнь 2021 г.

4 Анализ динамики мотивации иностранных студентов к занятиям по физической культуре под влиянием внедрения в практику преподавания курса «Физическая культура» балльно-рейтинговой системы оценивания Короткие статистики; расчет /-критерия Стьюдента для связанных выборок Июнь - июль 2021 г.

В течение учебного года на занятиях по физической культуре в группе иностранных студентов была внедрена балльно-рейтинговая система контроля и оценивания. В начале семестра все студенты были ознакомлены с принципами начисления баллов, с количеством баллов, необходимым для получения зачета (в первом семестре) и итоговой оценки (во втором семестре). В течение учебного года студенты имели доступ к получению промежуточной информации о набранных ими баллах по дисциплине «Физическая культура». В результате после проведения на третьем этапе педагогического эксперимента повторного тестирования было определено, что произошел рост мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой. Это продемонстрировано в табл.3.

Таблица 3

Динамика роста различных мотивационных тенденций к занятиям физической культурой иностранных студентов на основе внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания (средние арифметические значения, в баллах)

Мотив 1-й этап 3-й этап

Самосохранение здоровья 3,8 7,9

Самосовершенствование 4,3 6,9

Двигательная активность 3,9 6,3

Долженствование (внутренний аспект) 4,9 7,3

Оценка окружающих (внешняя стимуляция) 5,8 7,5

Приобретение практических навыков 4,1 7,2

Общение 5 6,5

Доминирование 3,8 6,3

Физкультурно-спортивные интересы 4,3 5,6

Соперничество 4 6,3

Удовольствие от движений 4,2 6,4

Игра и развлечение 6,1 6,2

Подражание 4,4 6,7

Привычка 4,6 7,2

Положительные эмоции 3,5 6,8

После внедрения в практику преподавания курса «Физическая культура» в группе иностранных студентов балльно-рейтинговой системы контроля и оценивания произошел статистически до-

стоверный рост мотивации студентов к занятиям физической культурой (доказан путем применения статистического сравнения по ¿-критерию Стьюдента для связанных выборок).

Анализ результатов, проведенный на четвертом, заключительном, этапе педагогического эксперимента, позволил утверждать, что применение в течение учебного года балльно-рейтинговой системы контроля и оценки в рамках учебного курса «Физическая культура» способствовало росту мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особо заметен в данном случае рост таких мотивов иностранных студентов к занятиям физической культурой, как сохранение здоровья, получение положительных эмоций от занятий физической культурой, удовлетворение естественной потребности в двигательной активности и мотив долженствования. То есть в результате внедрения балльно-рейтинговой системы в процесс преподавания курса «Физическая культура» в группе иностранных студентов позволило сформировать у них стойкое представление о необходимости посещения занятий по физической культуре, осознать их оздоровительную ценность и научиться получать эмоциональное удовлетворение от реализации своей естественной потребности в двигательной активности, происходящей на занятиях физической культурой в вузе.

Таким образом, на основе проведенного анализа теоретических источников и передового педагогического опыта, который был накоплен в последние годы в нашей стране в области физического воспитания иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, показал, что имеется большая необходимость в обеспечении роста мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой. Было показано, что традиционные способы организации физического воспитания студентов в вузах не решают проблему повышения мотивации иностранных студентов к физкультурным занятиям.

В данной ситуации рядом отечественных авторов было предложено использование балльно-рейтинговой системы для контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов. В Марийском государственном университете был проведен педагогический эксперимент на группе иностранных студентов, в ходе которого была доказана эффективность использования балльно-рейтинговой системы оценивания как средства повышения мотивации иностранных студентов к занятиям физической культурой.

Список литературы

1. Салатенко И. А., Вербицкий В. В. Мотивация иностранных студентов к занятиям по физическому воспитанию в Сумском национальном аграрном университете // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4-3 (48). С. 174-179.

2. Тутов С. В., Бульбанович С. В. Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культурой // XXI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. 2017. С. 274-276.

3. Арсеньев Д. Г., Зинковский А. В., Иванова М. А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 160 с.

4. Сакун Э. И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. М.: Дашков и К, 2012. 205 с.

5. Девяткин В. Д., Кирилина А. Ю., Котова Г. В. Пономарева Г. В. Физическое воспитание иностранных студентов // Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояния и направления развития. М., 2016. С. 224-226.

6. Бартновская Л. А. К вопросу об эффективной организации занятий по физической культуре у иностранных студентов // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 120-126.

7. Павлов В. И., Камбурова И. Н. Оптимизация процесса воспитания физической культуры у студентов иностранных государств // Научные тенденции: педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. М., 2016. С. 6-8.

8. Шерин В. С., Шерина Е. А. Национальные педагогические традиции в преподавании физической культуры в зарубежных вузах: сопоставительный аспект // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 88-90.

9. Скоблева Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект. Астрахань: Астраханский университет, 2010. 280 с.

10. Домаренко Е. В., Домбровская А. Ю. Реализация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в российских вузах: состояние, проблемы, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 11 (ноябрь). С. 61-65.

11. Колькина Е. А. Рейтинговый контроль как один из способов повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой // Инновационные технологии в технике и образовании: VI Международная научно-практическая конференция. Чита, 2015. С. 167-171.

12. Солонин С. И. Проектирование и разработка балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов по дисциплинам ООП: методические указания для преподавателей. Екатеринбург: УрФУ, 2013. 49 с.

13. Сокунова С. Ф., Косихин В. П., Лобанов С. В. Балльно-рейтинговая система как фактор повышения физической и умственной работоспособности в процессе обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2020. № 8 (186). С. 264-267.

14. Наумов А. И. Рейтинговая система оценок подготовленности студентов по дисциплине «Физическая культура» // Вестник ЗабГУ 2014. № 4 (107). С. 51-57.

15. Колегова А.С. Внедрение автоматизированной балльно-рейтинговой системы в профессиональную подготовку учителей физической культуры // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 13 (13). С. 12-16.

16. Никулин И. Н., Воронков А. В., Филатов М. С., Малахов В. А. Особенности системы рейтингового контроля эффективности деятельности студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Атлетизм» в вузе // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи. Витебск, 2020. С. 192-195.

17. Докторович Л. В. Использование рейтинговой системы на уроках физического воспитания в вузе // ХХ Виш-няковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: материалы международной научно-практической конференции. Чита, 2017. С. 84-89.

18. Исакова М. А. Компоненты балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов по физическому воспитанию в вузе // Известия Чеченского государственного университета. 2021. № 1 (21). С. 137-142.

Referenсes

1. Salatenko I. A., Verbitskiy V. V Motivatsiya inostrannykh studentov k zanyatiyam po fizicheskomu vospitaniyu v Sumskom natsional'nom agrarnom universitete [Motivation of foreign students for physical education classes at the Sumy National Agrarian University]. Aktual'nyye nauchnyye issledovaniya v sovremennom mire, 2019, no. 4-3 (48), pp. 174-179 (in Russian).

2. Tutov S. V., Bulbanovich S. V. Prakticheskiye puti formirovaniya motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Practical ways of forming motivation for physical culture classes]. XXI Tsarskoselskiye chteniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [XXI Tsarskoye Selo readings. Materials of the international scientific conference]. Tsarskoye Selo, 2017. Pp. 274-276 (in Russian).

3. Arsen'yev D. G., Zinkovskiy A.V, Ivanova M. A. Sotsial'no-psikhologicheskiye i fiziologicheskiye problemy adaptatsii inostrannykh studentov [Socio-psychological and physiological problems of adaptation of foreign students]. Saint Petersburg, SPbGPU Publ., 2003. 160 p. (in Russian).

4. Sakun E. I. Postroyeniye uchebnogo protsessa po fizicheskomu vospitaniyu studentov v vuze [Building the educational process for physical education of students at the university]. Moscow, "Dashkov and K" Publ., 2012. 205 p. (in Russian).

5. Devyatkin V. D., Kirilina A. Yu., Kotova G. V. Ponomareva G. V. Fizicheskoye vospitaniye inostrannykh studentov [Physical education of foreign students]. Sovremennaya sistema vospitaniya studenta meditsinskogo vuza: sostoyaniya i napravleniya razvitiya [Modern system of education of a medical university student: conditions and directions of development]. Moscow, 2016. Pp. 224-226 (in Russian).

6. Bartnovskaya L. A. K voprosu ob effektivnoy organizatsii zanyatiy po fizicheskoy kul'ture u inostrannykh studentov [On the question of the effective organization of physical culture classes for foreign students]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii - Modern High Technologies, 2020, no. 8, pp. 120-126 (in Russian).

7. Pavlov V I., Kamburova I. N. Optimizatsiya protsessa vospitaniya fizicheskoy kul'tury u studentov inostrannykh

gosudarstv [Optimization of the process of physical culture education among students of foreign countries]. Nauchnyye tendentsii: pedagogika i psikhologiya. Sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Scientific trends: pedagogy and psychology. Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific conference]. Moscow, 2016. Pp. 6-8 (in Russian).

8. Sherin V S., Sherina E. A. Natsional'nyye pedagogicheskiye traditsii v prepodavanii fizicheskoy kul'tury v zarubezhnykh vuzakh: sopostavitel'nyy aspekt [National pedagogical traditions in the teaching of physical culture in foreign universities: a comparative aspect]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2016, no. 2, pp. 88-90 (in Russian).

9. Skobleva E. I.Modernizatsiyasistemy vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya: organizatsionno-ekonomicheskiy aspekt [Modernization of the system of higher professional education: organizational and economic aspect]. Astrakhan, Astrakhan University Publ., 2010. 280 p (in Russian).

10. Domarenko E. V, Dombrovskaya A. Yu. Realizatsiya ball'no-reytingovoy sistemy otsenki uspevayemosti studentov v rossiyskikh vuzakh: sostoyaniye, problemy, perspektivy [Implementation of a point-rating system for assessing student performance in Russian universities: state, problems, prospects]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept», 2013, no. 11, pp. 61-65 (in Russian).

11. Kol'kina E. A. Reytingovyy kontrol' kak odin iz sposobov povysheniya motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Rating control - as one of the ways to increase students' motivation for physical education]. Innovatsionnyye tekhnologii v tekhnike i obrazovanii. VIMezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Zabaykal 'skiy gosudarstvennyy universitet [Innovative technologies in engineering and education. VI International Scientific and Practical Conference. Zabaykalsky State University]. Chita, 2015. Pp. 167-171 (in Russian).

12. Solonin S. I. Proyektirovaniye i razrabotka ball'no-reytingovoy sistemy otsenki uchebnoy deyatel'nosti studentov po distsiplinam OOP: metodicheskiye ukazaniya dlya prepodavateley [Design and development of a point-rating system for evaluating students' educational activities in the disciplines of OOP: methodological guidelines for teachers]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2013. 49 p. (in Russian).

13. Sokunova S. F., Koshikhin V. P., Lobanov S. V. Ball'no-reytingovaya sistema kak faktor povysheniya fizicheskoy i umstvennoy rabotosposobnosti v protsesse obucheniya [Point-rating system as a factor of increasing physical and mental performance in the learning process]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2020, no. 8 (186), pp. 264-267 (in Russian).

14. Naumov A. I. Reytingovaya sistema otsenok podgotovlennosti studentov po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» [Rating system of assessments of students 'readiness for the discipline "Physical culture"]. Vestnik ZabGU -Transbaikal State University Journal, 2014, no. 4 (107), pp. 51-57 (in Russian).

15. Kolegova A. S. Vnedreniye avtomatizirovannoy ball'no-reytingovoy sistemy v professional'nuyu podgotovku uchiteley fizicheskoy kul'tury [Introduction of an automated point-rating system in the professional training of teachers of physical culture]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki, 2017, no. 13 (13), pp. 12-16 (in Russian).

16. Nikulin I. N., Voronkov A.V, Filatov M. S., Malakhov V. A. Osobennosti sistemy reytingovogo kontrolya effektivnosti deyatel'nosti studentov v protsesse izucheniya uchebnoy distsipliny «Atletizm» v vuze [Features of the system of rating control of the effectiveness of students' activities in the process of studying the academic discipline "Athleticism" at the university]. Innovatsionnyye formy i prakticheskiy opytfizicheskogo vospitaniya detey i uchashcheysya molodezhi [Innovative forms and practical experience of physical education of children and students]. Vitebsk, 2020. Pp. 192-195 (in Russian).

17. Doktorovich L. V. Ispol'zovaniye reytingovoy sistemy na urokakh fizicheskogo vospitaniya v vuze [The use of the rating system at the lessons of physical education at the university]. .XX Vishnyakovskiye chteniya. Vuzovskaya nauka: usloviya effektivnosti sotsial'no-ekonomicheskogo i kul 'turnogo razvitiya regiona. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [XX Vishnyakovsky readings. University science: conditions for the effectiveness of socio-economic and cultural development of the region. Materials of the international scientific and practical conference]. Chita, 2017. Pp. 84-89 (in Russian).

18. Isakova M. A. Komponenty ball'no-reytingovoy sistemy otsenki deyatel'nosti studentov po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Components of the point-rating system for evaluating the activity of students in physical education at the university]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 1 (21), pp. 137-142 (in Russian).

Информация об авторах

В. В. Кудрявцева, старший преподаватель, Марийский государственный университет (пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Россия, 424000).

Information about the authors

V. V. Kudryavtseva, Senior Lecturer, Mari State University (pl. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Russian Federation, 424000).

Статья поступила в редакцию 08.09.2021; принята к публикации 27.12.2021. The article was submitted 08.09.2021; accepted for publication 27.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.