УДК 347.73
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Коловайло С. А.
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Россия
Аннотация. Рассматривается механизм правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в бюджетной сфере в современных условиях, а также поиск путей его усовершенствования. В результате анализа нормативно-правовой базы, а также научной литературы сделан вывод, что развитие контрольно-надзорной деятельности в бюджетной сфере осуществляется по таким направлениям, как активное внедрение цифровых технологий в механизм его осуществления, формирование новых форматов предварительного контроля, позволяющих сместить акцент на предупреждение правонарушений в бюджетной сфере. Отмечается, что данные изменения предопределяют необходимость внесения изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: цифровая трансформация, бюджет, методы контроля, контроль, надзор.
CURRENT ISSUES OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES
IN THE BUDGETARY SPHERE
Kolovailo S. A.
Crimean Branch of the Russian State University of Justice, Simferopol, Russian Federation
Abstract. The purpose of the research is to analyze the mechanism of legal regulation of control and supervisory activities in the budgetary sphere in modern conditions, as well as to find ways to improve it. As a result of the analysis of the regulatory framework, as well as scientific literature, the author came to the conclusion that the development of control and supervisory activities in the budgetary sphere is carried out in such directions as the active introduction of digital technologies into the mechanism of its implementation, the formation of new formats of preliminary control, allowing to shift the focus on the prevention of offenses in the budgetary sphere. Keywords: digital transformation, budget, control methods, control, supervision.
В условиях преобразования социально-экономических отношений, которые характеризуются активным внедрением цифровых технологий в большинство сфер жизнедеятельности человека, становится актуальным рассмотрение вопросов
относительно совершенствования механизма нормативно-правового регулирования
осуществления контроля, в том числе в бюджетной сфере. Подтверждением активного внедрения цифровых технологий является то, что, несмотря на кризисные явления в экономике на протяжении 2020—2022 гг., которые характеризуются снижением объема производства в большинстве сфер, сокращением регистрации субъектов хозяйствования, ростом инфляции и др., сектор информационно-
телекоммуникационных услуг сохранял тенденцию к росту. Согласно данным экспертов, объем мирового рынка информационно-коммуникационных
технологий в 2021 г. достиг 4,24 трлн долл., что на 9 % превосходит показатель 2020 г.
Проявлением активного внедрения цифровых технологий в механизм осуществления контроля над расходованием бюджетных средств является размещение результатов работы органов государственного (муниципального) финансового контроля на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на официальном сайте Счетной палаты РФ1 и на официальном сайте Федерального казначейства2, а также официальных сайтах органов
государственного (муниципального)
финансового контроля субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, в целях
1 Аудит федерального бюджета // Счетная палата РФ : офиц. сайт. URL: https://ach.gov.ru/audit/
2 Федеральное казначейство : офиц. сайт Казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru/
осуществления государственного финансового контроля в бюджетной сфере используются такие информационные системы, как государственная интегрированная
информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — ИИС ЭБ), государственная информационная система «Официальный сайт Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного
(муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных
правоотношений» (далее — ГИС ЕСГФК), государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» и др. [5, с. 201].
Нормативно-правовой основой внедрения ИИС ЭБ стали Концепция создания и развития государственной интегрированной
информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»1, а также подпрограмма «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"»2, Государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», Положение о системе «Электронный бюджет»3. Следует отметить, что в полном объеме модуль начал функционировать в 2019 г., что отображено в докладе Федерального казначейства за 2019 г., как отмечено в докладе в связи с внесением поправок в Бюджетный кодекс РФ, позволяющих повысить эффективность
1 О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» : распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р (с изм. и доп.) / / Собр. законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4773.
2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 320 // Собр. законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2166.
3 О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами
«Электронный бюджет» : постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 658 // Собр. законодательства РФ. 2015. № 28. Ст. 4228.
управления публичными денежными фондами
[1, с. 267].
ГИС ЕСГФК является инструментом координации осуществления внешнего и внутреннего государственного
(муниципального) финансового аудита (контроля), а также проведения проверки и анализа эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты РФ. Данный портал состоит из двух частей — одна предназначена для общего доступа к информации о проведении контрольных мероприятий, другая — для размещения органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в установленном порядке информации о проведении контрольных мероприятий, а также для обеспечения авторизованного доступа государственных (муниципальных) органов и иных организаций к информации о планах и результатах контрольных мероприятий [1, с. 267].
Внедрение цифровых технологий в механизм осуществления бюджетного контроля позволяет обеспечить прозрачность бюджетного процесса, а также расходования бюджетных средств и др. Для достижения данных императивов необходимо
совершенствование его нормативно-правового регулирования [2, с. 58]. Вместе с тем следует согласиться с мнением ученых, которые отмечают, что темпы внедрения цифровых технологий в механизм государственного финансового контроля превышают темпы нормотворчества в данной сфере [4, с. 23].
Так, являются актуальными вопросы нормативно-правового урегулирования
взаимодействия информационных систем и содержащихся в них данных. Следует отметить, что в данном случае речь идет о взаимодействии не только информационных систем, созданных непосредственно с целью осуществления контроля в бюджетной сфере, но и смежных информационных систем, таких как ЕГР ЗАГС, систем, интегрирующих информацию об имуществе и др. В целях обеспечения данного взаимодействия в 2021 г. были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ4, в соответствии с которыми организации-
4 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации : федер.
владельцы или операторы информационных систем обязаны по запросу органов казначейства предоставлять информацию и доступ к данным информационных систем.
Данные изменения предопределили внесение изменений в Федеральный стандарт о правах и обязанностях органов контроля1. Однако на данный момент не закреплена норма, которая бы позволяла обеспечить для органов контроля доступ к информационным системам, владельцем, оператором,
пользователем которых является объект контроля, ввиду отсутствия закрепленного в законодательстве понятия «пользователь информационной системы», а также его прав и обязанностей. Данные пробелы в действующем законодательстве требуют внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2.
Анализ судебной практики
свидетельствует о необходимости
совершенствования действующего
законодательства в части урегулирования споров, связанных с привлечением к ответственности, в случае допущения технической ошибки, поскольку в законодательстве нет прямого указания на возможность подобных корректировок, а также не установлена форма решения об исправлении технической ошибки (опечатки), например, при осуществлении бюджетного контроля [3, с. 21].
Также тенденцией правового
регулирования действующего механизма бюджетного контроля является необходимость законодательного закрепления новых форматов предварительного контроля,
закон от 1 июля 2021 г. № 244-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собр. законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5072.
1 Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (с изм. и доп.) : постановление Правительства РФ от 6 февр. 2020 г. № 100 / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.
2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
финансово-бюджетного руллинга, которые бы позволили минимизировать взаимодействие объектов и субъектов контроля посредством бумажных носителей. Данные изменения позволят сместить акцент в контрольных мероприятиях на аналитическую, аудиторскую направленность.
Таким образом, обобщая
вышеизложенное, следует отметить
значительное влияние на развитие механизма бюджетного контроля внедрения
информационных технологий, что
предопределяет необходимость
законодательного закрепления вопросов взаимодействия информационных систем, понятия «пользователь информационной системы», его прав и обязанностей, а также новых форматов бюджетного контроля, позволяющих повысить эффективность контрольных мероприятий, обеспечить их прозрачность.
Список литературы
1. Актуальные проблемы административного права / Э. Э. Аблякимова [и др.]. Симферополь : Ариал, 2022. С. 267.
2. Анисимов А. Л. Информатизация деятельности в сфере финансового контроля : курс лекций. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. унта, 2020. 123 с.
3. Барашева Е. В., Власова Е. Л. Межбюджетные трансферты как инструмент бюджетного регулирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 33.
4. Овчарова Е. В. Способы обеспечения эффективности административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 19-28.
5. Пешкова Х. В., Пачкун В. В. Правоприменительная практика в области бюджета: теоретико-правовые и судебно-арбитражные аспекты : монография. М. : Инфра-М, 2022. С. 239.
Коловайло Светлана Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры
административного и финансового права, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Россия, e-mail: [email protected].
Kolovailo Svetlana Aleksandrovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Crimean Branch of the Russian State University of Justice, Simferopol, Russian Federation, e-mail: [email protected].