УДК 343.326+34.08 ББК Х408.131.11+Х04-7
DOI: 10.14529/law180118
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
С. А. Васильева, Э. З. Ягнакова
Челябинский государственный университет, г. Челябинск
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки кадров, осуществляющих профилактику экстремизма и терроризма в России. Авторы рассматривают несколько категорий граждан, занимающихся профилактической деятельностью: государственных и муниципальных служащих, школьных учителей и преподавателей вузов, журналистов, общественных и религиозных деятелей и др., исследуя вопрос приобретения ими и повышения уровня профессиональных навыков в сфере профилактики экстремизма и терроризма. Также особое внимание уделяется вопросу подготовки в вузах специалистов, получающих навыки работы в соответствующей сфере как в рамках реализации образовательных программ, так и в процессе внеучебной деятельности. Отдельно рассматривается проблема повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, которые являются основными субъектами профилактики экстремистской деятельности. Авторы выявляют ряд проблем в процессе подготовки кадров: отсутствие единых образовательных программ, нехватка преподавателей и учебно-методических материалов, отсутствие распределения полномочий между государственными и муниципальными служащими, а также острая нехватка ресурсов у местных органов власти. Теоретические выводы в статье иллюстрируются примерами профилактической деятельности и подготовки кадров в Челябинском государственном университете.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, государственные и муниципальные служащие, повышение квалификации.
Экстремизм и терроризм, являясь одними из глобальных угроз современности и с каждым днем расширяя свои масштабы, становятся объектом пристального внимания со стороны экспертов из различных областей. Даже самая активная работа правоохранительных органов далеко не всегда может обеспечить общественную безопасность (в качестве примера - волна акций по лжеминированию организаций в регионах России в сентябре-октябре 2017 года). Число экстремистских организаций неизменно растет (на сегодняшний день их уже насчитывают 62, как и количество запрещенных экстремистских материалов (по данным Минюста на 16 октября 2017 г. - 4 232 шт. Также за последние годы заметно увеличилось количество преступлений экстремистского и террористического характера.
Статистические данные подтверждаются и опросами общественного мнения, демонстрирующими рост опасений россиян в связи с распространением терроризма в России и в мире. По сравнению с результатами опроса 2000 года в 2016 году террористическая угро-
за стала пугать россиян значительно больше. Среди страхов в повседневной жизни страх перед терактом назвали 20 % респондентов (в 2000 году - 11 %). Отвечая на вопрос об угрозах в масштабах страны, рост терроризма выделили 19 % опрошенных (в 2000 году -12 %). Характеризуя ситуацию в мире, респонденты поместили угрозу международного терроризма на первое место - 35 %, что на 16 % больше, чем в 2000 году.
В такой обстановке нарастания напряженности в обществе и роста опасений населения страны становится особенно значимой профилактика экстремизма и терроризма, которая позволит снизить не только число граждан, вовлекаемых в преступную экстремистскую и террористическую деятельность, но и обеспечит чувство безопасности гражданам России.
Вопросы профилактики экстремизма и терроризма широко освещены в отечественной науке. Значительное внимание уделяется профилактике экстремизма среди молодежи в целом (П. А. Кисляков, Р. А. Бочаров и др.), а также работе в рамках высших учебных заве-
дений в частности (Н. М. Сажина, Т. Н. Сту-пенко, Т. Ц. Дугарова и др.). Освещаются правовые основы профилактической деятельности и противодействия терроризму (Ю. В. Сапронов, С. Д. Демчук, А. В. Роговая и др.). Отдельно рассматривается деятельность органов местного самоуправления в данном направлении, представляемая, чаще всего в виде развернутых отчетов конкретных муниципалитетов (Д. Л. Касютин, Е. В. Троицкая и др.). При этом крайне немногочисленны исследования, затрагивающие вопрос подготовки кадров (в том числе и государственных и муниципальных служащих) в сфере профилактики экстремизма (О. В. Маврин, П. Н. Ермаков, З. И. Брижак), что значительно актуализирует данную научную работу.
Субъекты профилактики экстремизма и терроризма.
О необходимости профилактики экстремизма и терроризма сегодня говорят повсеместно. Эксперты, как теоретики, так и практики, обсуждают самый разнообразный круг вопросов, начиная от идеологии экстремизма и терроризма и заканчивая конкретными методиками поиска экстремистского контента в информационных материалах. Однако зачастую из вида упускается такой немаловажный аспект как кадровое обеспечение профилактики экстремизма и терроризма.
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 5) субъектами профилактики экстремизма выступают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. В их обязанности входит организация профилактической, в том числе воспитательной и пропагандистской, деятельности в рассматриваемой сфере. Данные органы имеют право делегировать обязанности по осуществлению профилактики экстремизма и терроризма другим организациям, отвечающим за соответствующее направление работы. Например, воспитательной работой и профилактикой экстремизма среди молодежи занимаются образовательные учреждения всех уровней и типов (от общеобразовательных и спортивных школ до университетов), а пропагандистская работа возложена и на средства массовой информации.
В связи с данным распределением ответственности за осуществление профилактики
экстремизма и терроризма возникает серьезная проблема нехватки подготовленных кадров, способных качественно осуществлять подобную работу (а не готовить формальные отписки, как это происходит сейчас в большинстве случаев), а также выявлять и идентифицировать признаки экстремистской деятельности, оказывая помощь правоохранительным органам.
Подготовка кадров в сфере профилактики экстремизма и терроризма в вузах.
Основными проблемами подготовки кадров в данной сфере являются отсутствие единых образовательных программ, острая нехватка учебно-методических разработок, а также недостаточное количество специалистов соответствующего профиля, способных осуществлять подготовку кадров в сфере профилактики экстремизма и терроризма.
Рассматривая подготовку кадров соответствующего профиля в вузах России, отметим, что не приходится говорить о разработке каких-либо полноценных образовательных программ в рамках таких направлений подготовки, как «Муниципальное и государственное управление», «Правоохранительная деятельность», «Международные отношения» и т.д. Однако значительное число направлений подготовки содержат дисциплины и модули, направленные на формирование представлений о сущности экстремизма и терроризма, а также о способах их профилактики. На примере Челябинского государственного университета мы можем назвать значительное число образовательных программ всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура), в рамках которых осуществляется подготовка кадров, способных в дальнейшем заниматься профилактикой и противодействием экстремистской деятельности: «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Филологическое обеспечение экспертной деятельности» и др.
В рамках данных, а также других образовательных программ реализуются дисциплины, прямо или косвенно связанные с предоставлением информации о противодействии экстремизму и терроризму: «Основы международной безопасности», «Национальная безопасность», «Межкультурное взаимодействие», «Россиеведение», «Правовые формы борьбы с коррупцией, терроризмом и экстремизмом», «Введение в лингвокриминалисти-
ку», «Феномены языка и речи в экспертизе текста» и др.
Таким образом, в современных образовательных программах Челябинского государственного университете присутствует значительный компонент, направленный на подготовку будущих специалистов в сфере профилактики экстремизма и терроризма. Хотя это направление работы все еще требует совершенствования, например, внедрения соответствующих дисциплин на направлении подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Кроме того, студентов всех уровней и направлений подготовки охватывает и активная внеучебная работа, одной из задач которой можно назвать повышение уровня толерантности молодежи, профилактику экстремизма в молодежной среде.
Подготовка государственных и муниципальных служащих.
Сложнее дело обстоит с кадрами, уже находящимися при исполнении соответствующих служебных обязанностей. В первую очередь речь идет о государственных и муниципальных служащих, которые и должны осуществлять противодействие экстремистской деятельности и ее профилактику. Однако уже на стадии распределения полномочий между государственными и муниципальными органами власти в сфере противодействия экстремизму и его профилактики возникает серьезная проблема, так как ни в одном из соответствующих законов нет строгого разграничения.
Поскольку органы местного самоуправления в значительной степени ограничены при реализации функции противодействия экстремизму (ввиду отсутствия необходимых правовых механизмов), их основной задачей становится профилактическая деятельность. Этот тезис неоднократно повторяется в посвященных данному вопросу научных работах. Например, Д. Л. Касютин утверждает, что «органы местного самоуправления участвуют только в профилактике и предупреждении терроризма и экстремизма, так как для исполнения остальных составляющих не имеют ни полномочий, ни необходимых ресурсов» [2, с. 46]. В связи с этим одним из важнейших направлений работы муниципальных служащих является гармонизация межнациональных отношений на вверенной им территории.
В рамках реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2020 года был разработан план мероприятий, в который были включены следующие пункты, касающиеся профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, работающих в соответствующей сфере (Распоряжение от 15 июля 2013 г. № 1226-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 гг. Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г.»).
Повышение квалификации по данным направлениям осуществляется в рамках краткосрочных программ (до 72 часов), реализуемых различными вузами страны. Например, государственные и муниципальные служащие Челябинской области проходят подобные программы повышения квалификации в Челябинском филиале РАНХиГС, а Челябинский государственный университет 15 октября 2017 г. завершил дистанционную программу повышения квалификации для чиновников Тюменской области «Актуальные вопросы гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма».
Согласно федеральным законам о государственной и муниципальной службе такие программы повышения квалификации госслужащие должны проходить один раз в три года, что позволяет наряду с другими программами повышать уровень образования чиновников и в сфере профилактики экстремизма.
Однако в данный момент на рассмотрении находится законопроект о государственной службе, который содержит заметные изменения в системе повышения квалификации чиновников. Во-первых, необходимость повышения квалификации служащих будет определять работодатель, во-вторых, будут выдаваться сертификаты, позволяющие пройти курсы повышения квалификации не только в согласованных учреждениях и по согласованным программам, но и в частных организациях (в том числе и за рубежом) при согласовании с руководителем. Это, безусловно, может стать серьезной проблемой при реализации повышения уровня грамотности чиновников в сфере профилактики экстремизма и терроризма. С другой стороны, законопроект предусматривает признание и других форм по-
вышения квалификации госслужащих: обучающие мероприятия (семинары, тренинги, мастер-классы), мероприятия по обмену опытом (конференции, круглые столы, служебные стажировки) и адаптационные мероприятия (наставничество). Это позволит активнее привлекать госслужащих к научным дискуссиям, обсуждениям и т.д., но все же не сможет стать полноценной альтернативой курсам повышения квалификации.
Подготовка кадров в рамках институтов гражданского общества.
Другие институты гражданского общества, занимающиеся профилактикой экстремизма и терроризма, также должны активно привлекаться к мероприятиям в данной сфере (как научным, так и популярным и культурно-массовым). Чем больше и активнее в обществе будут работать различные дискуссионные площадки по обсуждению проблем в области профилактики терроризма и экстремизма, тем больше шансов препятствовать распространению экстремистских идей в обществе. Так, на базе факультета Евразии и Востока ЧелГУ с 2015 года регулярно совместно с Правительством Челябинской области и Общественной палатой Челябинской области проводится круглый стол, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом, с широким спектром вовлеченности экспертов различных профилей, одним из решений которого являлось создание научно-образовательного центра, призванного сопровождать деятельность в области профилактики экстремизма в Челябинской области (в 2016 году открыт Региональный научно-образовательный центр изучения проблем национальной безопасности). Также профилактике экстремистского поведения большое внимание уделяется в рамках развития имитационных технологий в области молодежной политики для студентов и школьников (моделирование работы международных организаций и объединений, таких как ШОС, БРИКС, СНГ, ЕАЭС и др.). Международные дипломатические игры для школьников из стран СНГ поддержаны Фондом публичной дипломатии А. Горчакова как площадка по подготовке дипломатических кадров, в будущем способных осуществлять противодействие экстремизму и терроризму на международном уровне.
Кроме того, рекомендуется разработка и реализация образовательных программ для
различных категорий граждан, осуществляющих профилактику экстремизма и терроризма: журналистов (например, особенности освещения экстремистских и террористических преступлений), учителей школ (специфика профилактики экстремизма среди подростков) и др. Особое внимание следует обратить на религиозные организации, которые могут стать как активными помощниками в этом направлении, так и источниками экстремистских идей.
Необходимость образовательной и организационной работы с лицами, осуществляющими профилактику экстремизма и терроризма, подтверждается проведенными исследованиями. В 2016 году Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет по поручению Ми-нобрнауки России был проведен анализ отчетов за 2013-2015 гг. из 71 субъекта Российской Федерации об исполнении образовательными учреждениями поручений в этой сфере. В результате проведенного исследования специалисты Центра выявили целый ряд недостатков и ошибок проведенной работы, значительно снижающих эффективность профилактических мероприятий. Среди проблем были выделены:
• нескоординированность действий образовательных организаций с другими ведомствами и, как следствие отсутствия единой стратегии;
• неправильный выбор целевой аудитории (далеко не всегда в нее попадали самые проблемные группы молодежи и группы риска);
• неэффективное информационное сопровождение профилактических мероприятий;
• недоступность для общественных институтов результатов мероприятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма;
• отсутствие оценки эффективности проводимых мероприятий [1, с. 30-32].
Все эти ошибки и недостатки и могут быть успешно устранены на основании выданных центром рекомендаций при условии проведения их распространения среди ответственных за проведение профилактики экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях и проведения для них специальных образовательных мероприятий (семинаров, мастер-классов и т.д.).
Таким образом, проблема подготовки кадров в сфере профилактики экстремизма и терроризма в России остается довольно острой. Нехватка кадров в этой сфере продолжает ощущаться на всех уровнях. Решение проблем должно идти как сверху в виде соответствующих программ и законопроектов, так и снизу в виде гражданских инициатив.
Литература 1. Быкадорова, А. С. Информационно-просветительская деятельность в образовательных учреждениях в профилактике распространения экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде / А. С. Быкадо-рова, К. М. Дружинина, С. А. Чурилов // Ка-
занский педагогический журнал. - 2017. -№ 3.- С. 28-34.
2. Касютин, Д. Л. Особенности участия органов местного самоуправления в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в Российской Федерации / Д. Л. Касютин // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. -С.45-46.
3. Страхи и тревоги. Что больше всего тревожит россиян в повседневной жизни, жизни страны и мира. Социологический опрос от 8 апреля 2016 г. // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Nastroeniya /12596.
Васильева Светлана Анатольевна - кандидат политических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии, Челябинский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Ягнакова Эльвина Зуфаровна - кандидат педагогических наук, декан факультета Евразии и Востока, Челябинский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2017 г.
DOI: 10.14529/law180118
TOPICAL ISSUES OF HUMAN RESOURCES IN THE SPHERE OF PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM
S. A. Vasilieva, E. Z. Yagnakova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia Federation
The article is devoted to the urgent problem of training personnel carrying out the prevention of extremism and terrorism in Russia. The authors consider several categories of citizens engaged in preventive activities: state and municipal employees, school teachers and university lecturers, journalists, public and religious figures, etc., exploring the acquisition and upgrading of professional skills in the field of prevention of extremism and terrorism. Special attention is also paid to the issue of training in higher education institutions for specialists who are skilled in the relevant field both within the framework of educational programs and in the process of extracurricular activities. The problem of upgrading the skills of state and municipal employees, which are the main subjects of the prevention of extremist activity, is considered separately. The authors identify a number of problems in the training process: the lack of unified educational programs, the shortage of teachers and teaching materials, the lack of distribution of powers between state and municipal employees, and an acute shortage of resources from local authorities. Theoretical conclusions in the article are illustrated by the examples of preventive activities and training of personnel in Chelyabinsk State University
Keywords: extremism, terrorism, prevention, state and municipal employees, advanced training.
References
1. Bykadorova A. S., Druzhinina K. M., Churilov S. A. [Information and educational activities in educational institutions in the prevention of the spread of extremism and the ideology of terrorism in the youth environment]. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2017, no. 3, pp. 28-34. (in Russ.)
2. Kasjutin D. L. [Features of participation of local self-government bodies in counter-terrorism and extremist activities in the Russian Federation]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation], 2008, no. 2, pp. 45-46. (in Russ.)
3. Strahi i trevogi. Chto bol'she vsego trevozhit rossijan v povse-dnevnoj zhizni, zhizni strany i mira. Sociologicheskij opros ot 8 aprelja 2016 g. [Fears and anxieties. What is most worried about Russians in everyday life, the life of the country and the world. The sociological survey of April 8, 2016]. Fond «Obshhestvennoe mnenie» [Fund "Public opinion"]. Available at: http://fom.ru/ Nastroeniya/12596.
Svetlana Anatolievna Vasilieva - Candidate of Political Science, Pre-Center of the Department of Foreign Regional Studies, Political Science and Oriental Philosophy, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia Federation. E-mail: [email protected].
Elvina Zufarovna Yagnakova - Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Eurasia and the East, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia Federation. E-mail: [email protected].
References 20 December 2017.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Васильева, С. А. Актуальные вопросы кадрового обеспечения в сфере профилактики экстремизма и терроризма / С. А. Васильева, Э. З. Ягнакова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2018. - Т. 18, № 1. -С. 104-109. БО!: 10.14529/^180118.
FOR CITATION
Vasilieva S. A., Yagnakova E. Z. Topical issues of human resources in the sphere of prevention of extremism and terrorism. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 104-109. (in Russ.) DOI: 10.14529/law180118.