УДК 316.022.4
doi: 10.18101/2305-753Х-2017-4-104-107
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БУРЯТСКОЙ ДИАСПОРЫ В КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Бурятского государственного университета в рамках научно-исследовательского проекта 2017г. №16-10-4401
© Хабдаева Аюна Константиновна
доктор философских наук, доцент кафедры английского языка и лингводидактики Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
Исследования в области изучения культуры компактной группы бурят, проживающих на территории автономного района Внутренняя Монголия КНР, представляют собой новое направление в китайской науке. В настоящее время число научных работ в этой области неуклонно растёт. Основным направлением научно-исследовательской работы является изучение культурных традиций шэнэхэнских бурят. Устойчивость культурных традиций, характерная для шэнэхэнского сообщества, интересна с точки зрения сохранения культурного наследия в условиях иносоциокультурной среды.
Ключевые слова: бурят-монголы, бурятская диаспора, традиционная культура, исследовательская работа в КНР, Шэнэхэн.
На протяжении длительного периода времени государственные границы между Китаем и Россией для шэнэхэнских бурят являлись реальной преградой, не позволявшей поддерживать отношения с материнским этносом. Ухудшение советско-китайских отношений в 50-ые годы привело почти к полному прекращению контактов между представителями одного народа, проживающими на территории двух стран. В 90-ые годы в связи с активизацией российско-китайских связей возобновляются контакты с Республикой Бурятия и Агинским национальным округом, часть шэнэхэнской диаспоры переезжает на историческую родину, бурятские студенты из Хулунбуира проходят обучение в вузах Бурятии, главным образом в Бурятском государственном университете.
Российскими учеными начиная с рубежа XX-XXI вв. проводится исследовательская работа преимущественно в следующих направлениях: лингвистика, фольклор, быт, обычаи и традиции. В начале 2000-ых годов был реализован ряд научно-исследовательских проектов, нацеленных на сбор и анализ данных о культуре шэнэхэнских бурят. На регулярной основе организуются летние экспедиционные работы, в ходе которых собирается этнографический, фольклорный, лингвистический материал. Исследователи вынуждены признать, что за столетие оторванности от основного этноса шэнэхэнские буряты сохранили многие элементы традиционной культуры лучше, чем собственно буряты этнической Бурятии [Абаева, С. 90-91].
Исследования в области изучения культуры компактной группы бурят, проживающих на территории автономного района Внутренняя Монголия КНР, представляют собой новое направление в китайской науке. Китайскими учёными долгие годы культура бурятской этнической группы Хулунбуира не воспринималась как объект научного исследования, поскольку буряты не обладают в КНР самостоятельным на-
циональным статусом. Однако самобытность культуры бурятского народа, культурная преемственность, которую в высокой степени демонстрируют буряты Хулунбуи-ра, устойчивость культурных универсалий на протяжении столетнего развития диаспоры в инокультурной среде привлекли внимание научного мира. К тому же проблема изучения культурного наследия малочисленных народов является на сегодня одним из приоритетных направлений развития китайской науки. По этим причинам в настоящий момент мы наблюдаем рост интереса к феномену бурятской диаспораль-ной группы АРВМ КНР. При государственной поддержке научно -исследовательскими центрами, институтами организуются экспедиции по сбору лингвистического, этнографического и иного материала в бурятских поселениях.
За последние несколько лет публикационная активность в области изучения культуры бурят КНР существенно возросла. Анализ работ современного этапа показывает, что основными направлениями исследования являются: а) свадебный обряд; б) национальный костюм; в) особенности хозяйственного уклада, др.
В 2010 году в «Вестнике Хулунбуирского института» вышла статья о культуре коня бурят-монголов Шэнэхэна [Сы Хань]. В статье говорится, что конь является неотъемлемым атрибутом кочевой монгольской культуры, сопровождавшим монгольский народ на всём протяжении развития его истории. Образ коня по сей день сохранился в легендах и преданиях, рассказываемых шэнэхэнскими бурятами. Автор описывает т.н. «шээнэхэнскую породу» лошадей, разводимую бурятами Хулунбуира.
Диссертационная работа У Чжаньхуна «Исследование костюма шэнэхэнских бурят-монголов» (2011 г.) посвящена анализу традиционной бурятской одежды [У Чжаньхун]. Автор отмечает, что форма национального костюма складывалась на всём протяжении развития бурятского народа и является отражением степной кочевой культуры. Эстетика бурятской одежды связана с природой, образом жизни народа, но при этом имеет и практическое назначение. Значение национального костюма, который бурятская группа Хулунбуира сумела донести в сохранности до современного этапа (известно, что, в отличие от Бурятии, дэгэл для шэнэхэнских бурят не является исключительно праздничной одеждой, а широко используется в повседневной жизни) велико для культуры народа.
Объектом исследования магистерской диссертации Баярмы «Анализ обычая «человек-год» шэнэхэнских бурят-монголов» (2012 г.) являются календарные обычаи бурят [Баярмаа]. Здесь также на основе собранного полевого материала автор работы анализирует традиции празднования нового года шэнэхэнских бурят (подготовительная работа к празднику, т.д.). Баярмаа приходит к выводу о специфичном характере праздничных обрядов бурятской общины, заключающемся в том, что буряты не только сохранили традиционные формы проведения праздников, но и дополнили их собственными элементами, сформировавшимися под влиянием новой социокультурной среды.
Исследование в рамках дипломной работы Чан Шивэя «Подношение подарков в современном свадебном обряде бурят-монголов Шэнэхэна» (2013г.) рассматривает особенности обмена дарами во время свадебного обряда [Чан Шивэй]. Собранные во время экспедиций данные позволили автору прийти к выводу, что дары со стороны жениха по большей части носят этикетно-церемониальный характер, а не представляют собой т.н. «выкуп» за невесту (калым). Сторона же невесты обычно готовит богатое приданое, в формировании которого большое участие принимает дядя невесты. В работе проанализированы и систематизированы данные об обряде подношения свадебных даров.
В статье Ба Лацзиня «Краткий анализ свадебных обычаев шэнэхэнских бурят-монголов» (2014 г.) говорится, что свадебная процедура шэнэхэнцев включает помолвку, сватовство, проводы невесты и т.д. [Ба Лацзинь]. Обряд сопровождается национальными песнями. Сама свадьба проходит в торжественной обстановке и представляет собой важнейший элемент кочевой культуры монгольских народов.
Исследования в области культуры бурятской диаспоры, проживающей в КНР, представляют собой достаточно новое направление китайской науки. Тем не менее, число научных работ, основывающихся на материале шэнэхэнской диаспоры в КНР, стремительно растёт. Заметим лишь, что в представленной статье мы рассмотрели малую толику опубликованных в КНР трудов по исследуемой проблематике, проводимых на современном этапе. Самобытные бурятские обычаи дополняют пёструю этнокультурную картину многонационального Китая. Устойчивость культурных традиций, характерная для шэнэхэнского сообщества, особенно интересна с точки зрения сопротивления глобализационным процессам и сохранения культурного наследия в условиях иносоциокультурной среды.
Вернувшись на историческую родину, буряты Шэнэхэна продолжают сохранять внутридиаспоральные связи, оказывать поддержку друг другу в решении финансовых и иных вопросов. Из среды вернувшихся на историческую родину шэнэхэнцев вышли известные бизнесмены, артисты, спортсмены. Международную известность получили певицы Бадма-Ханда Аюшеева, Сэсэгмаа Бабудоржийн, появляются новые звёзды бурятской эстрады из числа шэнхэнцев. В 2014 году силами диаспоры на территории дацана Хамбын-Хурэ на Верхней Берёзовке г. Улан-Удэ был воздвигнут су-бурган. Как и на заре ХХ века, когда группа бурятских кочевников уходила в Хулун-буир в поисках лучшей доли, сегодняшние шэнэхэнские буряты продолжают занимать активную общественную позицию и проявляют сознательную инициативу в выборе собственного жизненного пути.
Литература
1. Абаева Л. Л. Аксиологические доминанты бурятской диаспоры во Внутренней Монголии КНР // Власть. - Выпуск 8. - 2013, С. 90-93;
2. Ба Лацзинь. Краткий анализ свадебных обычаев шэнэхэнских бурят-монголов (ШйМФ
// Хэйлунцзянский исторический журнал. - Выпуск 5 . - 2014. - URL: http://www.xzbu.eom/4/view-6330044.htm. Дата обращения: 15.12.2017;
3. Баярмаа. Анализ обычая «человек-год» шэнэхэнских бурят-монголов (ШйМФЖЖ^Ш "ÄA^iiÄtt). Дис... магистра. - Педагогический университет Внутренней Монголии, Хух-Хото, 2012. URL: http://www.ixueshu.eom/doeument/17875383158f9012318947a18e7f9386.html#pdfpreview. Дата обращения: 10.12.2017г.;
4. Сы Хань. К вопросу о культуре коня бурят-монголов Шэнэхэна (^Щ^'М^ЖЖШШ'ёШ
// Вестник Хулунбуирского института. - 2010. - №18 (1). - С. 1-4;
5. У Чжаньхун (ÄI^I). Исследование костюма шэнэхэнских бурят-монголов (ШйМФЖ Ш^Ш^ШШШШЖ): Дис. магистра. - Центральный университет национальностей, 2011. - 91 с. - URL: http://www.doein.eom/p-999437061-f3.html. Дата обращения: 06.12.2017;
6. Чан Шивэй. Подношение подарков в современном свадебном обряде бурят-монголов Шэнэхэна Дис. магистра. - Педагогический университет Внутренней Монголии, Хух-Хото, 2013. - 57 с.
References
1. Abaeva L. L. Aksiologicheskie dominanty buryatskoi diaspory vo Vnutrennei Mongolii KNR // Vlast'. - Vypusk 8. - 2013, S. 90-93;
2. Ba Latszin'. Kratkii analiz svadebnykh obychaev shenekhenskikh buryat-mongolov (fS^M^
// Kheiluntszyanskii istoricheskii zhurnal. - Vypusk 5 . - 2014. - URL: http://www.xzbu.eom/4/view-6330044.htm. Data obrashcheniya: 15.12.2017;
3. Bayarmaa. Analiz obychaya «chelovek-god» shenekhenskikh buryat-mongolov (fS^M^IM ^^^A^i^Stt). Dis... magistra. - Pedagogicheskii universitet Vnutrennei Mongolii, Khukh-Khoto, 2012. URL: http://ww.ixueshu.com/document/17875383158f9012318947a18e7f9386.html#pdfpreview. Data obrashcheniya: 10.12.2017g.;
4. Sy Khan'. K voprosu o kul'ture konya buryat-mongolov Shenekhena (fyfS&M^IM^m^
// Vestnik Khulunbuirskogo instituta. - 2010. - №18 (1). - S. 1-4;
5. U Chzhan'khun Issledovanie kostyuma shenekhenskikh buryat-mongolov (fS^M^
Dis... magistra. - Tsentral'nyi universitet natsional'nostei, 2011. - 91 s. - URL: http://www.docin.com/p-999437061-f3.html. Data obrashcheniya: 06.12.2017;
6. Chan Shivei. Podnoshenie podarkov v sovremennom svadebnom obryade buryat-mongolov She-nekhena Dis. magistra. - Pedagogicheskii universitet Vnutrennei Mongolii, Khukh-Khoto, 2013. - 57 s.
TOPICAL QUESTIONS OF BURYAT DIASPORA CULTURE IN CHINA AT THE PRESENT STAGE
Ayuna K. Khabdaeva
DSc in History, Associate Professor
Buryat State University
E-mail: [email protected]
Research in the field of culture studies of compact groups of the Buryats, living on the territory of the Autonomous region of Inner Mongolia China, represent a new direction in Chinese science. Currently the number of scientific papers in this area is growing steadily. The main direction of research is to study the cultural traditions of the Shanahan Buryats. The sustainability of cultural traditions in the Shanahan community, interesting from the point of view of preserving cultural heritage in terms of insatiablenaynay environment. Keywords: Buryat-Mongol, Buryat Diaspora, traditional culture, research in China, Shana-han.