Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов'

Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ОВД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / TRAINING PROGRAMS / PROFESSIONAL COMPETENCE / EMPLOYEES OF ATS / PSYCHOLOGICAL TRAINING / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

В статье раскрываются специфика и актуальные вопросы организации психологической подготовки сотрудников спецподразделений с использованием интерактивных форм обучения, в частности тренинговых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF SOCIAL-PSIHOLOGICHESKOIH TRAINING IN THE ACTIVITIES OF POLICE

The article describes the specific and urgent issues of the organization of psychological training of law enforcement officers using interactive forms of education, including training programs.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИХ ТРЕНИНГОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Кочесокова ЗалинаХазраталиевна

канд. экон. наук, доцент кафедры СДCеверо-Кавказcкого иттитута

повышения квалификации (филиал) Кратодар^огоунивер^тета Ро^ии,

Россия, г. Нальчик Машекуашева Маргарита Хасанбиевна канд. псих. наук, старший преподаватель кафедры ОПДCеверо-Кавказcкого ижтитута повышения квалификации (филиал) Кратодар^огоунивер^тета

Ро^ии, Россия, г. Нальчик E-mail: mashekuasheva@mail. ru

CURRENT ISSUES OF SOCIAL-PSIHOLOGICHESKOIH TRAINING IN

THE ACTIVITIES OF POLICE

Kochesokova Zalina Hazratalievna

ph.D., assistant professor of DMNorth-Kavkazckogo of Institute of Advanced Studies

(branch) Kracnodarckogo univerciteta Roccii, Russia, Nalchik

Mashekuasheva Margarita Hasanbievna ph.D., senior lecturer in the HPDNorth-Kavkazckogo of Institute of Advanced Studies (branch) Kracnodarckogo univerciteta Roccii, Russia, Nalchik

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются специфика и актуальные вопросы организации психологической подготовки сотрудников спецподразделений с использованием интерактивных форм обучения, в частности тренинговых программ.

ABSTRACT

The article describes the specific and urgent issues of the organization of psychological training of law enforcement officers using interactive forms of education, including training programs.

Ключевые слова: тренинговые программы, профессиональная компетентность, сотрудники ОВД, психологическая подготовка, правоохранительные органы.

Keywords: training programs, professional competence, employees of ATS, psychological training, law enforcement agencies.

Значимость специальной психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов является актуальной независимо от специфики их деятельности, которая в первую очередь связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач.

В современных условиях деятельности правоохранительных органов психологическая компетентность специалистов все в большей мере приобретает значение профессионально важного качества.

Необходимость проведения мероприятий профессионального психологического отбора определяется:

• повышенными требованиями к индивидуально-психологическим качествам снайперов, включенных в сложные системы «человек — военная техника»;

• высокой ценой ошибок снайперов в процессе профессиональной деятельности;

• необходимостью снижения экономических потерь вследствие отчисления кандидатов в снайперы из учебных подразделений или отстранения их от занимаемых должностей по профессиональной непригодности.

Таким образом, обеспечивается предупреждение значительной части профессиональных ошибок и нервно -психических срывов в ходе боевых действий или специальных операций, развития в дальнейшем нервно -психических расстройств и заболеваний.

Изучить профессионально важные свойства личности, обеспечить математический расчет и анализ результатов тестирования кандидатов, унифицированные приемы обобщения диагностической информации можно только при разумном сочетании обоснованных и экспериментально проверенных методов и конкретных методик профессионального отбора, в основу применения которых должен быть положен системный подход и

стандартизированная схема получения данных о деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Целостное изучение проблем отбора, оценка профессиональной пригодности и прогнозирование возможности развития психических функций человека в дальнейшем предполагают широкое привлечение разнообразных методов добывания, обработки, анализа и обобщения научных данных.

В настоящее время целый ряд проблем профессионального психологического отбора по некоторым своим аспектам достаточно полно и глубоко разработаны, а проведение отбора на ряд профессий (пилоты, моряки и др.) продемонстрировало высокую его профессиональную эффективность [6] например, в органах пограничной службы Российской Федерации психологические задания сведены в унифицированный комплект тестов, который содержит пять психофизиологических тестов и три личностных опросника.

При оценке профессиональных способностей должна предусматриваться возможность их изменения, развития, поэтому [1] изучение состояния специальностей выступают:

избирательность на уничтожение командного состава, индивидуальная и самостоятельная работа в бою.

Качество деятельности на данной должности для успешного выполнения задачи подразделением имеет решающее значение. Кандидату на должность сотрудника спецподразделения, не имеющему соответствующего специального образования, для устойчивого овладения данной специальностью необходимо не менее 6 месяцев. Мастерство в значительной мере обусловлено постоянными тренировками.

Эмоциональная и нервно -психическая неустойчивость значительно влияют на качество деятельности.

Основные психические функции загружены в условиях выполнения поставленной задачи (по четырехбалльной шкале: 3 — сильно; 2 — средне; 1 — слабо; 0 — не загружено).

• ощущение 2

• восприятие 3

• внимание 3

• представление 3

• воображение 2

• память 3

• мышление 2

• речь 1

• эмоции 2

• волевые процессы 3

• психомоторика (координация движений) 3

Рассмотрим профессионально -важные качества снайпера, психические качества:

1. эмоциональная устойчивость,

2. решительность,

3. смелость,

4. хладнокровие,

5. умение сохранять работоспособность в условиях дефицита времени,

6. умение сохранять активность при малой загруженности. Психофизиологические качества:

1. умение принять решение в короткие сроки,

2. глазомер,

3. умение выделить в информации главное,

4. быстрая двигательная реакция на зрительный раздражитель,

5. длительное сохранение внимания,

6. оценка и сравнение размеров зрительного раздражителя. Перечисленные в профессиограмме требования выделены из

психологической характеристики профессии, составленной на основе анализа соответствующей литературы, наблюдений и бесед со специалистами, и не

могут рассматриваться в качестве критериев отбора до тех пор, пока не будут подвергнуты экспертной и экспериментальной проверке.

Как другой из вариантов изучения параметров структуры личности -кандидата можно использовать 16-ти факторный опросник Кеттела, по которому сотрудники вполне могут соответствовать психологическому портрету снайпера. Например:

№ 123110205 Адекватная самооценка на фоне высокой эмоциональной зрелости. Эмоционально устойчив, невозмутим. Спокойно относится к нерешенным эмоциональным проблемам. Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет хорошо адаптироваться при психологических расстройствах. Нормальный уровень интеллекта, абстрактное мышление, сообразительность, быстрая обучаемость. Склонен к обособленности, эмоциональной сдержанности, сухости. Скромный, послушный. Рассудительный, неторопливый, предусмотрительный. Самостоятельный, находчивый, предлагающий собственное мнение, решение. Обладает чувством ответственности, высоким самоконтролем, стойкими моральными принципами, обязателен, добросовестен, сознателен. Глубоко порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что не может поступать вопреки своим убеждениям. Стремится к утверждению общечеловеческих ценностей, сам себя считает носителем нравственных правил. Часто это носитель норм своей культуры, своей социальной группы. Смел в социальном и эмоциональном смысле, в физически опасных ситуациях. На него мало действует угроза. В социальном плане «толстокож». Хорошо переносит утомление. Суровый, может быть жестоким. Человек ответственный и независимый. Больше верит рассудку, чем чувствам. Не поддается обману. Достаточно консервативен. Лучше чувствует себя в ситуациях, характеризующихся стабильностью и предсказуемым исходом. Волевой. Настойчивый.

№ 1231103201 Высокая самооценка на фоне высокой эмоциональной зрелости. Эмоционально устойчив, невозмутим. Спокойно относится к нерешенным эмоциональным проблемам. Высокий уровень эмоциональной

устойчивости позволяет хорошо адаптироваться при психологических расстройствах. Может иметь место эмоциональная регидность с преобладанием процесса торможения. Обладает конкретным мышлением, невысоким интеллектуальным уровнем с низкой способностью к обучению. Добродушен, общителен. Независим, настойчив. Самостоятельный, находчивый, предлагающий собственное мнение, решение. Рассудительный, неторопливый, предусмотрительный. Обладает чувством ответственности, высоким самоконтролем, стойкими моральными принципами, обязателен, добросовестен, сознателен. Глубоко порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что не может поступать вопреки своим убеждениям. Стремится к утверждению общечеловеческих ценностей, сам себя считает носителем нравственных правил. Часто это носитель норм своей культуры, своей социальной группы. Смел в социальном и эмоциональном смысле, в физически опасных ситуациях. На него мало действует угроза. В социальном плане «толстокож». Хорошо переносит утомление. Эстет. Не любит «грубых людей» и «грубые профессии» крайне осторожен. Подозрительный, сомневающийся, упрямый, осмотрительный. Мало заботится об окружающих, плохо работает в группе. Самонадеян, чувство вины отсутствует. Достаточно консервативен. Лучше чувствует себя в ситуациях, характеризующихся стабильностью и предсказуемым исходом. Имеет тенденцию к сильному контролю эмоций. Проявляет самоуважение. Склонен к упрямству. Возбудим. Беспокоен, раздражителен, нетерпелив. Быстро утомляем, но не способен быть бездеятельным (!). Однако, имея высокий волевой и эмоциональный уровень устойчивости, вполне может справляться с этим недостатком. Полученные психологические характеристики вполне соответствуют, как портрету снайпера правоохранительных органов, так и портрету будущего киллера.

Таким образом, одним из основных критериев отбора, по мнению авторов, отличающих одно от другого должен стать достоверный способ определения таких характеристик как чувство долга, высокие моральные принципы, чувство

ответственности» честность, неподкупность, которые воспитываются с детских лет.

Психологическая практика показывает, что данные характеристики очень сложно отследить тестовым методом из -за их явной мотивационной направленности (т. е. «если мне это надо, то я напишу, что я хороший»). В этой ситуации может оказаться полезным биографический метод исследования, когда становление личности кандидата «отслеживается» чуть ли не со школьной скамьи. Где, когда родился, где учился, в какой семье воспитывался, кто родители, каково окружение и т. д. Также уместно было бы вспомнить и о таком понятии как «профессиональная культура». Имеется ещё одно замечание.

Тестирование на добровольной основе этой категории слушателей неуместно. Должно понять, что сотрудник состоит на особой службе, требующей от него принятия возможности вмешательства государства в его частную жизнь, т. е. жизни под подпиской, как это делается в специальных подразделениях за рубежом.

Список литературы:

1. Борисов В.Н. Социально -психологический тренинг межличностного общения: Учебно-метод. пособие. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995.

2. Дебольский М.Г. Проведение социально -психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие. М.: Академия МВД России, 1996.

3. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993.

4. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно -метод. пособие. Москва-Берлин: Институт повышения квалификации государственных служащих. Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998.

5. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

6. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1992.

7. Умаров М. Особенности психологической подготовки стрелка. М.: Физкультура и спорт, 1960.

8. Яковлев Т.С. Снайпер — профессия героическая. М.: Воениздат, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.