Научная статья на тему 'Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии'

Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2529
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии»

ОРГАНИЗАЦИЯ (СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. В. БУРАКОВ старший инспектор по особым поручениям отдела

нормативно-правового регулирования государственной службы и кадров управления кадров ФСИН России, полковник внутренней службы

Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку денежных средств к существованию, удовлетворению его основных жизненных потребностей.

Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы, установленной законом продолжительности. Учитывая особую значимость данной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, он предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия

за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой, как следует из ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П).

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» основным условием приобретения сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) права на пенсию за выслугу лет является наличие у него на день увольнения выслуги 20 лет и более.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 № 1-П по своему характеру стаж службы (выслуга лет) - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях

различной отраслевой принадлежности - как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников.

В частности, стаж службы продолжительностью 20 лет и более не только выступает условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет лица, проходившего службу в УИС, но и признается в качестве самостоятельного основания расторжения контракта и увольнения этого лица со службы (п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Соответственно, наличие стажа службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, предоставляет право сотруднику прекратить служебные правоотношения в установленном порядке.

Выслуга лет для назначения пенсии сотруднику УИС исчисляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление № 941).

Внесение изменений и дополнений в указанное постановление связано с другими изменениями действующего законодательства, и, следовательно, оценить их в должной мере необходимо, рассматривая каждое в неразрывной связи с законодательными актами, послужившими основаниями для внесения данных изменений и дополнений.

Так абзацем 2 п. 2 Постановления № 941 предусматривалось, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчиты-вается время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1469 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в указанный абзац внесены изменения, в соответствии с которыми слова «гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях» заменены словами «гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях».

Новая редакция породила в правоприменительной практике вопросы, связанные с расширительным толкованием понятия «профессиональные образовательные организации»: а следует ли из этого, что в выслугу лет для назначения пенсии необходимо включать время обучения в профессиональных (профессионально-технических) училищах (ПТУ)?

Для разрешения указанного вопроса необходимо исходить из того, что понятие профессиональной образовательной организации введено п. 3 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), который вступил в силу с 01.09.2013: профессиональная образовательная организация - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.

Согласно ранее действовавшему Закону Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» профессиональное обучение реализовывалось в рамках начального профессионального образования, которое имело целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

В соответствии с п. 2 ч. 1 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного закона, приравниваются к уровням образования, установленным данным законом. В частности, начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Как отметил Октябрьский районный суд г. Мурманска при рассмотрении иска о зачете времени обучения в ПТУ в выслугу лет для назначения пенсии (решение от 26.10.2015 по делу № 2-6542/15), указанные положения ст. 108 Федерального закона № 273-Ф3 отражают процедурные аспекты, направленные на решение задач поэтапного введения в действие отдельных инструментов и элементов системы образования. Закон не имеет обратной силы, программы начального профессионального образования, реализованные до момента его вступления в силу, не приравниваются к программам среднего профессионального образования.

Таким образом, правовых оснований для зачета в выслугу лет времени обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования (то есть в профессиональных, профессионально-технических) училищах) до 01.09.2013 не имеется. Засчиты-вается в выслугу лет для назначения пенсии может только время обучения в профессиональных образовательных организациях после 01.09.2013.

Следует отметить, что исчисление стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе станет предметом регулирования федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», проект которого в феврале 2016 года направлен Минюстом России в Правительство Российской Федерации.

В статье 38 указанного законопроекта перечисляются периоды службы, работы и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам УИС. К ним относится, в том числе, время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительную систему по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования,

исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

В некоторых территориальных органах ФСИН России возникли вопросы о правомерности зачета в выслугу лет для назначения пенсии работы по совместительству, по срочному трудовому договору (временной работе) и при работе на условиях неполного рабочего времени (на 0,5; 0,25; 0,75 ставки) в учреждениях, исполняющих наказания.

При рассмотрении указанного вопроса необходимо обратиться к законодательству, регулирующему как трудовые, так и государственно-служебные правоотношения.

В соответствии с абзацем 14 п. 1 Постановления № 941 в выслугу лет включается время работы до зачисления на службу в учреждения и органы УИС в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях.

Данная социальная гарантия персоналу указанных учреждений предоставляется на основании ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1).

Согласно положениям ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, при предоставлении социальных гарантий персоналу учреждений, исполняющих наказания, применимы положения Кодекса, устанавливающие порядок предоставления гарантий работникам в случае работы по совместительству, на условиях неполного рабочего времени и по срочному трудовому договору.

В соответствии со ст. 287 Кодекса гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предостав-

ляются работникам только по основному месту работы.

Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

На основании ст. 93 Кодекса работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Исходя из положений ст. 59 Кодекса срочный трудовой договор заключается на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также, по соглашению сторон, может заключаться с лицами, поступающими на работу по совместительству. При этом согласно ст. 58 Кодекса запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Таким образом, трудовое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений в предоставлении установленных Законом № 5473-1 социальных гарантий персоналу учреждений, исполняющих наказания, при работе по совместительству, работе по срочному трудовому договору (временной работе) и при работе на условиях неполного рабочего времени (на 0,5; 0,25; 0,75 ставки).

В связи с вышеизложенным, время работы в учреждениях, исполняющих наказания, при работе по совместительству, работе по срочному трудовому договору и при работе на условиях неполного рабочего времени засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии.

Также при решении вопросов зачета в выслугу лет для назначения пенсии работы в учреждениях, исполняющих наказания, необходимо исходить из того, что в абзаце 14 п. 1 Постановления № 941 приведен исчерпывающий перечень указанных учреждений, который расширительному толкованию не подлежит, в том числе и судебной практикой. Так предметом рассмотрения Ивдельского городского суда и Свердловского областного суда в 2013-2014 годах был зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода работы на

базе интендантского снабжения. В изложенной ситуации суды установили, что в список учреждений, исполняющих наказания, база интендантского снабжения не входит. Указанное обстоятельство не позволяет засчитать оспариваемый период работы в выслугу лет для назначения пенсии. Вступившими в силу судебными актами указанных судов была дана правовая оценка фактическим обстоятельствам рассматриваемой ситуации и истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Связанное с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков заставляет освежить некоторые вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии, связанные с прохождением службы в органах налоговой полиции и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Так в соответствии с ч. 4 ст. 13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 24.06.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчиты-валась указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.

На основании ч. 3 ст. 50 ранее действовавшего Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 № 4991-1, лицам, имевшим специальные звания налоговой полиции, включалось в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников

Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Однако, как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 № 6-КГ15-8, такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Вместе с тем ранее действовавшей Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21.05.1996 № 169, были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. В соответствии с подпунктом «е» п. 2.6 указанной Инструкции сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции:

в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий);

в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей;

в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17.12.1992, если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

В соответствии с ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые зако-

нодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчи-тывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

В соответствии с подпунктом «в» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки.

Таким образом законодатель предоставляет социальные гарантии сотрудникам при перемещении из упраздняемых федеральных органов исполнительной власти в федеральные органы исполнительной власти - их правопреемники.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, не все сотрудники упраздняемых федеральных органов исполнительной власти находят себе место в «правопреемниках», многие из них трудоустраиваются в учреждения и органы УИС. Однако лицам, проходившим службу в УИС, Постановлением № 941 зачет в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации не предусмотрен. Указанная правовая коллизия порождает отказ сотрудникам УИС, ранее

проходившим службу в органах налоговой полиции, в зачете периодов указанной работы и последующие обращение их в суды, которые возникшие спорные вопросы решают в пользу бывших сотрудников (в частности, решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 13.11.2015 и апелляционное определение Вологодского областного суда от 12.02.2016 по указанному вопросу).

К сожалению, остается открытым и вопрос отсутствия в законодательстве оснований включения в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам УИС периодов службы в таможенных органах Российской Федерации. В Постановлении № 941 не предусмотрена возможность зачета сотрудникам УИС в выслугу лет для назначения пенсии периодов их службы в таможенных органах. Указанная позиция подтверждена, в частности, решением Центрального районного суда г. Калининграда от 12.07.2013 по делу № 2-2646/2013, оставленным в силе апелляционным определением Калининградского областного суда от 30.10.2013.

В целях урегулирования данной проблемы ФСИН России в 2013 году был разработан и направлен на согласование в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий возможность зачета сотрудникам УИС в выслугу лет для назначения пенсии периодов их службы в таможенных органах. Однако данный проект не был поддержан и был возвращен.

В проекте федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах отнесена к периодам службы, включаемым в стаж службы (выслугу лет) в УИС. После вступления в силу указанного федерального закона данный вопрос будет окончательно разрешен.

Также продолжает быть актуальным вопрос зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах лицам, проходившим военную службу по призыву.

Пунктом 5 Постановления № 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений

действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон № 4328-1) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.10.2012 № АПЛ12-542, Закон № 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Условия единой системы правовой и социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, конкретизированы в других нормативных правовых актах.

Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2012 № АКПИ12-630, общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается

в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Аналогичная позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 23.03.2015 № 83-КГ14-14 относительно зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 16.07.2013 № 1068-0 также указал, что установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на контрактной основе либо по призыву, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.

На основании изложенного, период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и в ходе контртеррористических операций лицам, проходившим военную службу по призыву, должен засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

В завершении хотелось бы обратить внимание, что 14.01.2016 Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление № 1-П, которым признается право на сохранение гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), при том что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно.

В настоящее время готовятся соответствующие изменения в Закон № 4468-1. Данным законопроектом предусматривается, что в случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, выявленной по истечении трех лет с момента назначения пенсии, пенсионным органом при условии отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, являющейся для него единственным источником дохода, принимается решение о продолжении выплаты пенсии до возникновения права у пенсионера на получение пенсии в соответствии с Законом № 4468-1 либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. За пенсионером сохраняется размер пенсии, исчисленный в соответствии с Законом № 4468-1 на дату обнаружения ошибки. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на нее либо приобретением права на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. Сумма пенсии, выплаченная пенсионеру вследствие допущенной ошибки, удержанию не подлежит.

С учетом изложенного уполномоченным государством органам (кадровым и пенсионным подразделениям по последнему месту службы сотрудников УИС) следует обратить внимание на необходимость точного соблюдения норм законодательства Российской Федерации при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, поскольку ошибки в данном вопросе могут иметь необратимый характер. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.