МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
М. М. Тусупбекова
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Кафедра патологической анатомии и судебной медицины Карагандинской государственной медицинской академии
В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» особое внимание уделяется повышению качества подготовки молодых специалистов. Основными требованиями к специалистам на современном этапе образовательного процесса являются высокий уровень квалификации, конкурентоспособность и востребованность на международном рынке, соответствующие динамике и перспективам развития науки. Главой государства отмечено, что процесс глобализации и научно-технического прогресса, особенно в развитии новых информационных и телекоммуникационных технологий, представляет уникальные возможности для Казахстана. При этом важно понимать, что ничто не гарантируется, и необходимо добиваться полной интеграции современных технологий в общество, поддерживать научно-технические кадры [1, 2].
Приоритетными задачами государственной политики Республики Казахстан в области здравоохранения являются обеспечение непрерывности и преемственности медицинского образования с использованием современных технологий обучения, государственная поддержка научно-исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных систем при оказании медицинской помощи в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники.
Реализация программы действий, изложенных в Послании народу Казахстана, и основных положений законодательства о здравоохранении является неотъемлемым требованием в деле подготовки высококвалифицированных молодых специалистов. Активное внедрение новейших инновационных технологий в медицину особенно актуально в связи с созданием медицинских кластеров с привлечением ведущих специалистов, в том числе зарубежных. Основным требованием к формированию кластеров является обеспечение современной аппаратурой и технологиями мирового уровня, требующее подготовки высококвалифицированных специалистов не только высшего звена, но среднего и обслуживающего персонала для обеспечения высокого качества оказания медицинских услуг.
В последние годы отмечается активное внедрение современного направления, получившего название «телепатол-огия». Это направление дает возможность проводить дистанционный анализ патологических процессов, при котором
ход операции, макроскопическая картина и микроскопические изменения выводятся на монитор компьютера и могут передаваться на значительное расстояние с диагностической и консультативной целью.
Первые шаги в области телепатологии в России были сделаны в 1977 г. с отставанием на 10 лет от мировых лидеров в области медицинских телекоммуникаций. Сегодня в России успешно работают телемедицинские проекты в рамках Федеральной целевой программы «Дети Севера», утвержденной Правительством Российской Федерации. Программа осуществляется Российским центром здоровья детей Российской академии медицинских наук, Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова, Научно-медицинским центром «Дети Севера» совместно с другими центральными учреждениями, благодаря чему создана многоуровневая телемедицинская консультативно-диагностическая система для удаленных областей России [3].
В Казахстане телепатология получила свое развитие в последние годы в крупных научных медицинских центрах и высших учебных заведениях Алматы, Астаны и Караганды. Предполагая дальнейшее развитие телемедицинских технологий в мире и государствах СНГ, что диктуется временем, уже сегодня необходимо думать о разработке Государственной концепции развития телемедицинских технологий в Казахстане. При этом первоначально возможно создание локальной, городской или областной телепатологической сети на базе крупных научных медицинских центров, клинических больниц и медицинских академий для оказания высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи с последующим расширением и привлечением особенно отдаленных регионов республики, нуждающихся в такой помощи. Создание современной сети телекоммуникаций в области здравоохранения, безусловно, предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих определенными знаниями и навыками работы с современной компьютерной технологией.
Учитывая актуальность проблемы и современное состояние вопроса в Казахстане, в Карагандинской государственной медицинской академии осуществляется активное внедрение новейших инновационных технологий в учебный и лечебно-диагностический процесс с целью совершенствования и повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в последние годы при Карагандинской государственной медицинской академии организованы современные компьютерные классы, интернет-классы, которые могут использоваться как для текущего и итогового контроля уровня знаний студентов, так и для самоподготовки к практическим занятиям. Проводятся курсы обучения основам компьютерной грамотности как среди профессорско-преподавательского состава, так и среди студентов. Перспективной задачей являет-
Медицина и экология, 2007, 2
ся создание учебников и методических рекомендации, учебных тематических блоков на электронных носителях, что дает студентам возможность доступа к углубленному познанию изучаемой проблемы в процессе самоподготовки. В ближайшем будущем планируется открытие межкафедральных лабораторий, где будут сконцентрированы новейшие технологии и современная аппаратура, что сэкономит не только материальные ресурсы, но и сделает использование новых достижений науки и техники доступным для любого желающего при проведении научных изысканий. В последние годы клинические базы оснащаются современной аппаратурой, новыми микроскопами. Так, новые инновационные компьютерные технологии внедрены в учебный процесс при изучении курса патологической анатомии и клинической патоморфологии. Компьютерная микроскопия позволяет расширить горизонты морфологической дифференциальной диагностики различных патологических процессов, дать оценку прогноза болезни и изучить особенности клинико -морфологических проявлений.
Следует отметить, что велика практическая значимость современной компьютерной микроскопии для клиницистов, что позволяет им решить вопрос выбора метода лечения и коррекции терапии на основании морфологической верификации патологического процесса, особенно неоценима роль при дифференциальной диагностике предопухолевых и опухолевых состояний. Благодаря внедрению компьютерной микроскопии появляются новые перспективы и в профессиональной подготовке врачей-гистологов, цитологов, клинических патоморфологов и судебно-медицинских экспертов, которые могут оказывать консультативно-диагностическую помощь в режиме реального времени.
Аппаратный комплекс представлен современным монитором, процессором, микроскопом с большой разрешающей способностью и камерой для цифрового микрофотографирования с последующим созданием тематических фото-шоу, презентаций или подготовкой альбомов микрофотографий при различных патологических состояниях для учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. В будущем на базе Карагандинской медицинской академии возможно создание первого локального телекоммуникационного телепатологического консульта-
тивного центра с использованием компьютерной микроскопии, что позволит повысить качество морфологического диагностического процесса, обеспечить своевременность оказания квалифицированной медицинской помощи, избежать рутинных методов исследования, осуществлять архивирование материала.
Внедрение современных технологий в учебный процесс позволит кафедрам клинического профиля повысить уровень подготовки студентов, интернов, врачей-ординаторов и молодых специалистов как на местах, так и с помощью дистанционного обучения. В последние годы кафедры морфологического профиля: кафедра патологической анатомии и судебной медицины, гистологии с курсом топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической физиологии и микробиологии используют современные бинокулярные микроскопы для научно-исследовательских целей и монокулярные микроскопы для студентов. Оснащение кафедр микроскопами нового поколения позволило улучшить качество учебного процесса и уровень познания студентами структурных изменений тканей при различных патологических процессах и заболеваниях.
Следует полагать, что современные компьютерные технологии должны широко использоваться не только в учебном процессе, но и в практической медицине при проведении научно-тематических и клинико-патологоанатомических конференций, презентаций образовательных технологий в медицинских вузах по улучшению качества теоретической и клинической подготовки студентов и врачей на курсах повышения профессиональной квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н. А. Новый Казахстан в новом мире (Послание президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Народу Казахстана) //Казахстанская правда. - 1 марта 2007 г. -№33. - С. 5 - 8.
2. Назарбаев Н. А. Стратегия «Казахстан -2030» на новом этапе развития Казахстана. -Алма-ата, 1997. - 176 с.
3. Применение телепатологии для отдаленной патологоанатомической диагностики /Ю. А. Перов, Г. А. Франк, Ю. П. Грибунов, Л. С. Ходасевич //Арх. патологии. - 2003. - Т. 65, №6. - С. 32 - 36.
Поступила 23.04.07
M. M. Tusupbekova
ACTUAL QUESTIONS AND PERSPECTIVES OF INSTILLATION OF MODERN INNOVATION TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS
The author of the article thinks, that modern computer technologies have to be wide used not only in educational process for students, but in practical medicine during the scientific-thematical and clinical and pathologoanatomic conferences, high schools for the improvement of quality of theoretical and clinical preparing of students and doctors on the courses of professional qualification increasing.
М. М. Тустбекова
Б1Л1М БЕРУ ПРОЦЕС1НЕ ЖАКА ИННОВАЦИАЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ЕНГ1ЗУД1К МАКЫЗДЫ М6СЕЛЕЛЕР1 МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ
Макала авторы казiргi компьютер технологиясы тек кана студенттердщ оку процесiнде емес, соны-мен катар практикалык медицинада Fылыми-такырыптык жэне клинико-патологоанатомиялык конферен-циялар вткiзуде, сол сиякты медициналык оку орындарында студенттердщ теориялык жэне клиникалык даярлыFы мен дэр^ерлердщ кэсiби бiлiктiлiгiн арттыру курстарында ке^нен пайдаланылуы кажет деген ^арым жасайды.
Медицина и экология, 2007, 2