Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ТАДЖИКИСТАНА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МИКРОКЛИМАТ / ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ КРАНЫ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бабаев А.Б., Одинаева Л.Э., Хасанов Ф.Дж., Норматова С.И.

Изучив особенности условий труда машинистов строительных кранов нами установлено, что при работе в условиях климата Таджикистана в зависимости от сезона года они подвергаются влиянию дискомфортных микроклиматических условий, интенсивного шума и вибрации, которые вызывают значительное напряжение процессов терморегуляции, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Это может быть причиной повышенного уровня заболеваемости среди машинистов строительных кранов и диктует необходимость разработки мероприятий по оздоровлению условий их труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бабаев А.Б., Одинаева Л.Э., Хасанов Ф.Дж., Норматова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF OCCUPATIONAL HEALTH OF OPERATORS OF CONSTRUCTION CRANES IN THE CONDITIONS OF CLIMATE OF TAJIKISTAN

Having studied features of working conditions of operators of construction cranes, by us it is established that during the work on the conditions of climate of Tajikistan depending on a season of year they are exposed to influence of discomfortable microclimate conditions, intensive noise and vibration which cause the considerable tension of processes of thermal control, cardiovascular and central nervous systems. It can do a life by the reason of the raised incidence among operators of construction cranes and dictates need of development of actions for improvement of conditions of their work.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ТАДЖИКИСТАНА»

Сведения об авторах: Собиров Собирджон Исломиддинович - врач Согдийский областной кардиологический центр, e-mail: sobirov1212@mail.ru; Раджабов Музафар Эмомович - кандидат медицинских наук, врач Республиканского кардиологического центра, e-mail: cardio2008@mail.ru; Рафиев Хамдам Кутфиддинович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры эпидемиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибн Сино, e-mail: hamdam_rafi@mail.ru;

Information about the authors: Sobirov Sobirjon Islomovich - a doctor, Sogd regional cardiologic center; Rajabov Muzafar Emomovich - candidate of medical sciences, a doctor of the republican cardiologic center; Rafiev Khamdam Kutfiddinovich - doctor of medical sciences, professor of epidemiological department Tajik state medical university named after Avicenna

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ТАДЖИКИСТАНА

Бабаев А.Б., Одинаева Л. Э., Хасанов Ф.Дж., Норматова С.И.

Кафедра гигиены и экологии ТГМУ имени Абуали ибни Сино

Актуальность. Интенсивное строительство новых жилых комплексов и других объектов хозяйственного значения в Республике Таджикистан предполагает наличие достаточно большого количества рабочих различных специальностей. При строительстве любого многоэтажного здания используются высокопроизводительные строительные машины. Среди используемых в строительстве подъемно-переносных механизмов наибольший удельный вес приходится на строительные краны [1].

Климатические условия республики обусловлены влиянием в тёплые сезоны нагревающего, а в холодный период времени - охлаждающего микроклимата и характеризуются жарким летом, умеренно холодной зимой, недостаточной влажностью. Работа крановщиков в экстремальных климатических условиях связана с пребыванием работников в течение всей рабочей смены на большой высоте и в условиях нагревающего или охлаждающего микроклимата в разные сезоны года. В медицине труда проблема профессиональной патологии строительных рабочих относится к первоочередной. Для разных отраслей промышленности характерны специфические особенности в структуре и ранговом распределении ведущих форм профессиональной патологии [2, 3].

В последние годы проявляется тенденция к росту числа профессиональных заболеваний с преобладанием тяжелых форм и ранней инвалидизацией. Неудовлетворительные условия труда являются причиной специфических и неспецифических нарушений здоровья работающих [4].

Воздействие профессиональных факторов даже при непродолжительной экспозиции приводит к формированию разнообразных отклонений в деятельности функциональных систем организма, являющихся переходными состояниями между приспособительными реакциями и патологическими процессами.

Результаты исследований А.Б.Бабаева с соавторами, проведенных на различных производствах, показывают, что работа на открытой территории при температуре 35-36°С и более вызывает напряжение всех функциональных систем организма и в большей степени терморегуляторной и сердечно-сосудистой систем [5, 6].

В связи с этим изучение особенностей условий и характера труда машинистов современных строительных кранов, в частности в условиях жаркого климата, является актуальной задачей в общей проблеме охраны здоровья строителей.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является изучение особенностей условий и характера труда, функционального состояния организма и состояния здоровья машинистов современных строительных кранов и разработка мероприятий по оптимизации труда, сохранению здоровья и работоспособности в условиях жаркого климата Таджикистана.

Материалы и методы. Нами изучены условия труда машинистов строительных кранов на их основных рабочих местах: в кабинах башенных (БК), пневмо-гусеничных (ПГК) и автомобильных (АК) кранов.

Выполнено 68 хронометражных наблюдений рабочего дня машинистов в теплый и холодный периоды 2011-2014 годов. Исследованы гигиенические особенности рабочего места машинистов, которые включали изучение параметров микроклимата (температуры, влажности и скорости движения воздуха), температуры ограждений и оборудования, воздуха рабочей зоны на содержание химических соединений, шума, вибрации и освещения. Выполнено свыше 4500 измерений параметров микроклимата в кабине и наружных метеорологических условий, около 3900 измерений температуры внутренней поверхности кабин. Воздух кабин кранов исследовался на содержание окиси углерода, окислов азота и др. Проведено 650 измерений шума, вибрации и освещенности.

Результаты и их обсуждение. Особенностями труда машинистов строительных кранов является одновременное выполнение трех-четырех производственных операций, работа на высоте 20-40 м и более (БК), совмещение работы машиниста крана и водителя автомобиля (АК, ПГК) и зависимость режима труда и отдыха машинистов от вида крана и производимых строительно-монтажных работ.

Машинисты БК во все периоды года были заняты основной рабо-той, требующей сосредоточенного наблюдения, 95,8-97,2% времени смены. Отсутствие подъездных путей к месту работы с грузом, достаточного объема работы на одном объекте и др. ведет к тому, что в холодный период машинисты ПГК и АК меньше заняты основной работой, также требующей сосредоточенного наблюдения (82,2-87,1%), чем в теплый (93,9-94,4%). Работа маши-нистов характеризуется значительной сложностью и срочностью, постоянным контактом с людьми, личным риском, большой ответственностью за безопасность других лиц и сохранность материальных объектов.

Весьма важной особенностью информационного компонента в трудовом процессе машиниста является наличие информационного поля, как в кабине крана, так и за ее пределами. Плотность сигна-лов с объектов наблюдения из-за пределов кабины составляла в среднем 106-164, а с объектов наблюдения в кабине 9-13 сообщений в час. Следовательно, напряженность труда машинистов опреде-ляется информацией с объектов наблюдения извне кабины. Исследование кабин кранов и организации рабочего места машинистов в них выявило отсутствие теплоизоляции ограждений и других средств обес-печения оптимальных микроклиматических условий, особенно летом, и чистоты воздуха; солнцезащитных щитков и механических средств очистки остекления кабины; устройство (на некоторых БК) входа в кабину через люк в полу, неудобное для машинистов устройство и размещение сидения, нерациональную конструкцию и размещение органов управления и средств информации.

В теплый период температура воздуха на строительной площадке, где работают краны, находилась в пределах 26,4±0,3-37,5±0,3°С. Температура воздуха на высоте 20-40 м, в рабочей зоне БК меньше на 2-4°С в среднем, чем в зоне работы машинистов ПГК и АК. Работа в таких условиях способствует тому, что температура воздуха в кабинах БК достигает 35,6±0,6°С, ПГК-39,1±0,4°С, АК-39,6±1,4°С. Дополнительным источником тепла в кабинах ПГК является нагретый воздух до 46,6±1,5-46,7±1,6°С в машинном отделении, откуда он поступает в кабину при неплотном закрытии дверей, наличии щелей, и т. Д. Поэтому нагревающий микроклимат в кабинах ПГК выражен больше, чем на БК, что обусловлено не только высокой температурой воздуха летом, но и избытками тепла от моторной части кранов.

Неблагоприятный микроклимат в холодный период наиболее часто наблюдается в течение первых двух-трех часов работы в кабинах БК, трех-четырех в кабине ПГК и весь рабочий день в кабинах АК. Во второй половине смены зимой температура воздуха в кабине БК была 18,0±0,7-21,0±1,3°С, в кабине ПГК в пределах 17,6±1,7-21,5±1,7°С, а в кабине АК значительно меньше (9,1 ±1,7-9,2±11,7°С).

Машинисты подвергаются воздействию шума и вибрации. В кабинах БК превышение ПДУ носит частный характер, обусловленный проникновением звука в кабину от наружных источников шума. При работе ПГК с встроенной кабиной на дизельном двигателе уровень звукового давления составлял по нормируемому спектру среднегеометрических частот 58-89 дБ, а выносной 48-88 дБ. При работе ПГК на электродвигателе уровень звукового давления в кабине был значительно ниже (38-80 дБ). Основным источником вибрации на сидении является двигатель. В связи с недостаточной виброизоляцией кабин наиболее неблаго-приятная вибрация создается на рабочих местах машинистов ПГК и АК, которая превышает ПДУ на 10 дБ.

Исследования функционального состояния организма показало, что при работе летом температура тела у машинистов строительных кранов в начале смены составляла 36,5±0,1°С, затем она повышалась до 36,8±0,03-36,9±0,7°С, а у рабочих контрольной группы находилась в пределах 36,4±0,05-36,6±0,09°С. В наиболее жаркие дни температура тела у машинистов БК достигала 37,2°С, машинистов ПГК-37,7°С, машинистов АК-37,4°С. Температура различных участков тела у рабочих контрольной группы в динамике смены также повышалась (Р<0,05). Температурный градиент у машинистов уменьшался в течение смены и достигал 0,16±0,2°-0,3±0,09°С к концу смены, что следует рассматривать как нарушение теплового баланса организма машинистов. Изменение температуры различных участков кожи машинистов обусловили значительное повышение средневзвешенной температуры поверхности тела машинистов и превышение ее над таковой у рабочих контрольной группы на 2,8-3,1°С (Р<0,05), что указывает на значительное напряжение процессов терморегуляции организма машинистов. На напряжение функции терморегуляции в теплый период у машинистов указывают также влагопотери, которые в 2,5-9 раз больше, чем у рабочих контрольной группы (Р<О,05). Наибольшие сдвиги обнаружены у машинистов ПГК, что выражалось более заметным повышением температуры тела и кожи и значительными влагопотерями (5400 ±288 мл).

В холодный период температура тела машинистов и рабочих контрольной группы практически не отличалась, но в течение рабочего дня имела тенденцию к повышению. Температура кожи машинистов в начале смены была значительно ниже температуры различных участков кожи рабочих контрольной группы, температурный градиент составлял 14,1±1,4-19,7±0,5°С (у лиц контрольной группы 3,5±0,2°С), средневзвешенная температура поверхности тела 28,3±0,25-30,1±0,2°С (у лиц контрольной группы 31,9±0,2°С). В течение рабочего дня температура кожи машинистов повышалась, но уровень ее был ниже, чем у рабочих контрольной группы. Температура нижних конечностей у машинистов составляла к концу смены 23,1±2,7-25,4±1°С, а у рабочих контрольной группы 29,3±0,1°С. Температурный градиент у машинистов БК и ПГК понизился на 7°С и 3,7°С соответственно, у машинистов АК существенных изменений не выявлено. Средневзвешенная температура поверхности тела к концу смены повышалась: у машинистов БК до 31,5±1,5°С, машинистов ПГК до 32,3±0,9°С, машинистов АК до 32,2±0,5°С. У машинистов ПГК и АК средневзвешенная температура поверхности тела не отличалась к концу смены от таковой у рабочих контрольной группы. Это указывает на то, что в холодный период в первой половине смены у машинистов наблюдается некоторое охлаждение организма, которое обусловлено воздействием низких температур.

Исследование сердечно-сосудистой системы показало, что в тёплый и холодный периоды частота пульса у машинистов БК была одинаковой, но несколько выше, чем у рабочих контрольной группы. У машинистов ПГК и АК уровень пульса летом в

среднем на 5-6 уд/мин. Был ниже, чем зимой (Р<0,05). У машинистов АК наблюдалось увеличение частоты пульса как летом, так и зимой на 11уд/мин., что обусловлено влиянием характера труда (совмещение профессии водителя и машиниста крана). Во время пребывания машинистов ПГК летом в кабинах с закрытыми окнами и дверью уже через полчаса температура воздуха достигала 48-50°С, частота пульса при этом у них достигала 132-140уд/мин., что свидетельствовало о неблагоприятном влиянии нагревающего микроклимата.

В теплый период тонус сосудов был ниже, чем зимой. Среднее динамическое давление у машинистов БК и ПГК летом в динамике смены уменьшалось на 3-4мм рт ст (Р<0,05) при отсутствии изменений артериального давления у машинистов АК и повышении среднего динамического давления рабочих контрольной группы на 3мм рт ст к концу смены от исходной (Р<0,05).

Наибольший уровень артериального давления наблюдался у машинистов ПГК, что, очевидно, связано с влиянием шума и вибрации. Систолический объем сердца у машинистов БК летом был в пределах 63,9±3,0-67,0±3,4мл, у машинистов АК-62,0±2,0-63,8±1,9мл, а у машинистов ПГК-51,3±2,7мл. Зимой систолический объем у машинистов БК составлял 49,9±1,3-51,3±2,3мл, у машинистов АК-60,6±2,8-58,8±6,4мл, а у машинистов ПГК-38,5±1,0-42,7±2,9мл. Это указывает на относительно пониженную функциональную деятельность сердца машинистов ПГК. У машинистов АК минутный объем крови летом составлял 4348,8±148-4964±284 мл, а у машинистов ПГК соответственно 4035±305-4176± 183,3 мл, что обусловлено заметным учащением частоты пульса при незначительном увеличении систолического объема, которое является неблагоприятной реакцией со стороны сердечно-сосудистой системы. В холодный период года минутный объем крови у машинистов был меньше, чем в теплый сезон. По частоте пульса и систолическому объему сердца самая неблагоприятная реакция наблюдалась у машинистов АК, у которых минутный объем крови увеличивался в основном за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

Кроме того, у машинистов наблюдались сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы. В теплый период концентрация и устойчивость внимания уменьшались у машинистов ПГК на 16,6%, у машинистов АК на 12,1%, а у машинистов БК на 12,7%. В холодный период наблюдалось уменьшение концентрации и устойчивости внимания у машинистов АК на 2,4%, а у машинистов ПГК- на 2,1%. Отсюда становится очевидным, что в теплый период утомление машинистов, особенно при управлении ПГК и АК, выражено значительно больше, чем в холодный сезон, что связано, несомненно, с воздействием нагревающего микроклимата.

При исследовании слухомоторной реакции у машинистов ПГК выявлено увеличение латентного периода в оба сезона года, тогда как у машинистов БК он летом не изменялся, а зимой уменьшался. Это, по-видимому, обусловлено влиянием шума, интенсивность которого наиболее выражена на ПГК. Латентный период зрительно-моторной реакции у машинистов БК летом понижался, у машинистов ПГК— увеличивался, а в холодный период у машинистов БК и ПГК наблюдалось увеличение времени зрительно-моторной реакции. Это также указывает на выраженность утомления у машинистов.

Исследование деятельности центральной нервной системы выявило увеличение числа ошибок (по таблицам Анфимова) летом в конце смены в два раза от исходной у машинистов БК и в девять и более раз у машинистов ПГК (Р<0,05).

Выносливость мышц кисти у машинистов БК в тёплый период снижалась на 19,9% к концу смены, зимой на 9,6% от исходной; у машинистов ПГК летом уменьшалась на 9,3%, зимой на 6,2% и у машинистов АК соответственно на 20,9% и 15,2% (Р<0,05). Выносливость мышц кисти как летом, так и зимой снижалась больше у машинистов, чем у рабочих контрольной группы (Р<0,05). Более выраженное утомление мышц кисти у машинистов в тёплый период, по-видимому, является следствием развития общего утомления организма в условиях нагревающего микроклимата.

Выводы. Таким образом, особенности характера труда машинистов строительных кранов обуславливают высокую степень функциональной напряженности их организма, которая может способствовать повышению уровня заболеваемости среди них, что диктует необходимость разработки комплекса мероприятий по оптимизации условий труда и профилактике профессионально обусловленных заболеваний.

Литература:

1. Измеров Н.Ф. Труд и здоровье. / Н.Ф.Измеров и др.// М., 2014, С. 415.

2. Измеров Н.Ф. Медицина труда в третьем тысячелетии / Н.Ф.Измеров // Медицина труда и промышленная экология. М.,№5, 2003, С.1-6.

3. Эглите М.Э. Условия труда, факторы риска на рабочем месте и последствия их воздействия на здоровье трудящихся Латвии / М.Э. Эглите с соавт.// Медицина труда и промышленная экология. М.,№6, 2008, С.6-13.

4. Duffher L.R. Effect of whole body vertical vibration on respiration in human subjects / L.R.Duffher., L.H., Hamilton , H.A Schmitz // Appl. Physiology, №16, 1962, v.17., P. 913-916.

5. Бабаев А.Б. Производственно-обусловленная заболеваемость машинистов строительных машин при работе в условиях жаркого климата /А.Б. Бабаев, С.А. Мухамадиева, Л.Э. Одинаева //Сборник научных работ «Вклад ТГМУ в подготовку кадров, медицинскую науку и улучшение здоровья общества». Материалы 57-ой годичной научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 70-летию образования Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино. Душанбе, 2009. С. 225 - 227.

6. Бабаев А.Б. Актуальные вопросы гигиены труда работников газоочистных комплексов алюминиевого производства / А.Б. Бабаев с соавт. //Журнал «Вестник педагогического университета» №6 (49), Д.,2012, С. 214-217.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ТАДЖИКИСТАНА

Изучив особенности условий труда машинистов строительных кранов нами установлено, что при работе в условиях климата Таджикистана в зависимости от сезона года они подвергаются влиянию дискомфортных микроклиматических условий, интенсивного шума и вибрации, которые вызывают значительное напряжение процессов терморегуляции, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Это может быть причиной повышенного уровня заболеваемости среди машинистов строительных кранов и диктует необходимость разработки мероприятий по оздоровлению условий их труда.

Ключевые слова: условия труда, производственный микроклимат, вредное воздействие, строительные краны, профилактика.

TOPICAL ISSUES OF OCCUPATIONAL HEALTH OF OPERATORS OF CONSTRUCTION CRANES IN THE CONDITIONS OF CLIMATE OF TAJIKISTAN

Having studied features of working conditions of operators of construction cranes, by us it is established that during the work on the conditions of climate of Tajikistan depending on a season of year they are exposed to influence of discomfortable microclimate conditions, intensive noise and vibration which cause the considerable tension of processes of thermal control, cardiovascular and central nervous systems. It can do a life by the reason of the raised incidence among operators of construction cranes and dictates need of development of actions for improvement of conditions of their work.

Key words: conditions of work, production microclimate, harmful effects, building cranes, preventive.

Сведения об авторах: Бабаев Абдунаим Бабаевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены и экологии ТГМУ им. Абуали ибни Сино, email: abboboev_36@list.ru; Одинаева Л. Э. - кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии ТГМУ им. Абуали ибни Сино; Хасанов Ф. Дж. - кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии ТГМУ им. Абуали ибни Сино, e-mail: hasanov.70@inbox.ru; Норматова С. И. - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гигиены и экологии ТГМУ им. Абуали ибни Сино

Information about the authors: Babaev A.Б. - doctor of medical sciences, professor, head of department of hygiene and ecology TSMU after name Avicenna Dushanbe; Odinaeva L.E. - candidate of medical sciences, docent of department of hygiene and ecology TSMU after name Avicenna; Hasanov F.J. - candidate of medical sciences, docent of department of hygiene and ecology TSMU after name Avicenna; Normatova S.I. - candidate of medical sciences, senior teacher of department of hygiene and ecology TSMU after name Avicenna

ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МЕЗЕНТЕРИАЛЬНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

Курбонов К. М., Абдуллоев Ф. М.

Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали ибни Сино

Введение. В последние годы острое нарушение мезентерального кровообращения (ОНМК) в спектре ургентных хирургических заболевания занимает одно из ведущих позиций по количеству летальных исходов [1-3]. При этом по данным литературы последних лет летальность при тромбозе или тромбоэмболии брыжеечных сосудов составляет от 60 до 94% [1, 4], не имея отчетливой тенденции к снижению на протяжении последних 30-35 лет [1, 3, 4]. В хирургическом лечении ОНМК остается множество нерешенных проблем, основными из которых являются ранняя диагностика заболевания, сроки и необходимость выполнения программированных релапаротомии, лечение реперфузионного синдрома [3-5].

Цель исследования. Улучшит диагностику и непосредственных результатов лечения ОНМК.

Материал и методы. За последнее 20 лет в клинике по поводу ОНМК находилось на лечение 110 больных. Мужчин было 42 (38,1%), женщин 68 (61,9%).

Из 110 пациентов с ОНМК у 96 (78,2%) развитие этих патологических изменений было вызвано тромбозом непарных висцеральных ветвей брюшной аорты, верхней брыжеечной артерии (ВБА), нижней брыжеечной артерии (НБА), чревным стволом (ЧС) а также тромбозами портомезентериальных сосудов и у 14 больных (12,7%) имела место неокклюзионная мезентериальная ишемия. (Табл. №1).

Таблица 1

Виды нарушений кровообращения у больных с ОНМК (n=110)

Виды нарушений кровообращения Количество %

Острое нарушение окклюзионного кровообращения 96 87,3

Неокклюзионная мезентеральная ишемия 14 12,7

Следует отметить, что абсолютное большинство больных составили пациенты с окклюзионными поражениями (п=96) мезентериальных сосудов. При этом окклюзионные нарушения были обусловлены тромбозом, эмболией либо их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.